Стены и двери

Презентация "чередование гласных в корнях слов". Презентация "Чередование гласных в корнях слов" по русскому языку – проект, доклад Презентация на тему чередующиеся гласные в корне

з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста, заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.






В) -РАСТ-(-РАЩ-) -РОС- В) -РАСТ-(-РАЩ-) -РОС- Перед СТ и Щ – А Перед С – О Перед СТ и Щ – А Перед С – О Исключение: Росток, Ростислав, отрасль, Ростов, ростовщик, подростковый(от подросток). Исключение: Росток, Ростислав, отрасль, Ростов, ростовщик, подростковый(от подросток).




Г) БЕР-/БИР-, ДЕР-/ДИР-, Г) БЕР-/БИР-, ДЕР-/ДИР-, МЕР-/МИР-, ПЕР-/ПИР-, МЕР-/МИР-, ПЕР-/ПИР-, ТЕР-/ТИР-, БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ- /ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ- ТЕР-/ТИР-, БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ- /ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ- В корнях пишется И, если за корнем следует суффикс -А- В корнях пишется И, если за корнем следует суффикс -А- Исключения: сочетать, сочетание, чета Исключения: сочетать, сочетание, чета Примеры: стереть - стирать, Примеры: стереть - стирать, умереть -умирать умереть -умирать






В) -ГАР- -ГОР- В) -ГАР- -ГОР- Без ударения – О, под ударением то, что слышится Без ударения – О, под ударением то, что слышится Исключения: пригарь, утварь, изгарь, выгарки Исключения: пригарь, утварь, изгарь, выгарки Примеры: загореть, загар Примеры: загореть, загар


ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- -ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- Во всех словах пишется корень ПЛАВ-, например: плавники, жук- плавунец, плавучий. плавунец, плавучий. НО! Есть исключения: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них. НО! Есть исключения: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них.


3. Написание корней в зависимости от значения А) -МАК- -МОК- А) -МАК- -МОК- Погружать Пропускать Погружать Пропускать в жидкость жидкость в жидкость жидкость Примеры: вымокнуть (пропускать жидкость), обмакнуть (погружать в жидкость) Примеры: вымокнуть (пропускать жидкость), обмакнуть (погружать в жидкость)
Проверь себя: Бл стать Бл стать Соч тание Соч тание Нач знать Нач знать К сниться К сниться Предл жить Предл жить См знать См знать Заг рать Заг рать Покл сниться Покл сниться Р сток Р сток Отр сль Отр сль Ср щение Ср щение Вскчить Вскчить Обмкнуть Обмкнуть Вымкнуть Вымкнуть Р внина Р внина Р вестник Р вестник Пл вес Пл Веспрем котельная Пром котельная Р неравномерный Р неравномерный Блистать Сочетание Начизнать Косниться Предложить Смизнать Загорать Поклосниться Росток Отрасль Сращение Вскочить Обмакнуть Вымокнуть Равнина Ровестник Пло Веспремокотельная Ранеравномерный

Лев Владимирович Щерба

  • Всю жизнь он уделял время разработке вопросов обучения родному и иностранным языкам, организации русской школы.Его помощь строительству школы и повышению качества работы гуманитарных вузов была очевидна и высоко оценена. Он редактировал, шлифовал, дополнял стабильные учебники русского языка и иностранных языков, много работал над школьными планами и программами.
  • Реформа русской орфографии, а затем не прекращавшаяся до последнего года его жизни работа над дальнейшей рационализацией и упорядочением реформированной орфографии проходили при постоянном участии и все возраставшем влиянии идей и предложений Л. В. Щербы.
  • «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»
Морфология и орфография
  • - Что изучает морфология, орфография?
  • - Что такое орфография?
Задание 1. Найдите среди слов два лишних и аргументируйте свой ответ.
  • Гореть, загорается, загар, пригорок, нагар, горящий, горевать.
  • Тема урока: «Чередование гласных в корнях слов»
Задание 2
  • ТвОрение, блИстательный,
  • зарОсли, обмАкнуть, стЕлить, клОниться, рАстение.
  • - Что объединяет эти слова? В чем различие?
  • - На какие группы, в соответствии с какими принципами мы можем разделить эти слова.
Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.
  • Пл..вец Р..стислав.
  • Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.
  • С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.
  • Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь, которую нам..чила роса.
Игра «Проверяй, запоминай, чередуй»
  • Игра разработана по аналогии с игрой «Крестики-нолики»
  • Поле игры - лист бумаги форматом А-4: на одной стороне в клетках размещены слова с пропущенными буквами на разные виды орфограмм гласной в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), на другой (в зеркальном отражении) клетки с буквами.
  • Задание:
  • Вставьте пропущенные буквы в каждое слово, пометив каждое слово буквами «П», «З» или «Ч».
  • Если все буквы вставлены правильно, то вы найдете три строчки (по горизонтали или вертикали) с гласной «О» в каждом слове: в одной строчке будут все проверяемые «О»; в другой – непроверяемые, еще в одной – чередующиеся.
  • Зачеркните эти строчки и в зеркальном отражении с другой стороны вы прочитаете три слова. Составив из них предложение, вы узнаете мудрую сентенцию.
  • Победителя станет тот, кто первым прочитает фразу.
Словарная работа
  • СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение, приговор),1) изречение нравоучительного характера.2) Приговор военного суда в России в 1720-1917.3) Устаревшее название судебного решения, приговора.
  • АБ…НЕМЕНТ (франц. abonnement)- право пользования чем-либо на определенный срок (местом в театре, катком, телефоном и т. д.), а также документ, предоставляющий это право. Абонемент библиотечный - предоставление читателям права использования произведений печати вне библиотеки в течение определенного срока.
  • ДЕМАГОГ (от греч. dеmagogуs, букв. - вождь народа), первоначально обозначение в Др. Греции руководителей политических группировок, ведших за собой народ; постепенно термин получил отрицательный смысл.
  • Демагогия - высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.
Словарная работа
  • ОБОНЯНИЕ 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как одно из пяти внешних чувств.
  • ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
  • КАНОНАДА (франц. canonnade, от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.
Вопрос:
  • Какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она?
  • Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?
  • Над чем необходимо работать, чтобы усвоить данную орфограмму?
  • На сколько баллов вы оценили бы работу класса сегодня на уроке? Почему? Кому из одноклассников вы поставили бы высокий балл?
Домашнее задание
  • 1) Выучите все корни с чередующейся гласной.
  • 2) Составьте небольшой текст (5-6 предложений), в котором было бы использовано 8-10 слов на данную орфограмму.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Презентацию на тему "Чередование гласных в корнях слов" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Чередование гласных в корнях слов.

(Повторение и обобщение изученного. Подготовка к ЕГЭ.)

Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна. 2011 г.

https://cloud.prezentacii.org/14/07/1783/images/thumbs/screen3.jpg" alt="1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – и" title="1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – и">

Слайд 3

1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – ин - а, я: снимать – снять. ____________________________

2) Кос – кас. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «а»: касаться – коснуться.

Выбор гласной зависит от суффикса «а».

Слайд 4

Уб…раю комнату – уб…ру комнату, отп…рать замок- отп…реть замок, зам…реть от восторга – зам…рать от восторга, раст…реть сахар в ступке – раст…рать сахар в ступке, уд…рает без оглядки – уд…рёт без оглядки, разж…гать костёр – разж…чь костёр, выч…тать одно число из другого – выч…сть одно число из другого, редкое соч…тание – соч…тать краски, рассч…тать – расч…т, расст…лать скатерть – расст…лить скатерть, бл…стеть на небе – бл…стать на небе, пожать руки – пож…мать руки, прокл…нать кого – нибудь – проклясть кого – нибудь, занять позицию – зан…мать позицию… Прик…саться – прик…снуться, соприк…сновение – соприк…саться, к…сательная, к…сание.

Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил.

Кос – кас.

Слайд 5

3) Твар – твор, клан – клон, гар – гор, пазд – позд. Без ударения пиши «о»: кланяться – поклониться. Искл.: утварь, выгарки, изгарь, пригарь… ___________________________ 4) Зар – зор. Без ударения пиши «а»: зарница- зорька. Искл.: зоревать.

Выбор гласной зависит от ударения.

Слайд 6

Скл…ниться над ручьём, скл…няться над водой, накл…нить голову, накл…няться над чертежом, прекл…няться перед кем – нибудь, откл…нение в сторону, кл…няться, прекл…нить колена, покл…н; Затв…рять дверь, чудесное тв…рение, раств…рить окно, кухонная утв…рь, тв…рчество, затв…рять ворота, нераств…римые вещества, раств…ритель металлов; Оп…здать на работу, прип…здниться на работе, часто оп…здывать на работу, п…здний вечер, оп…здавший ученик; Хорошо заг…реть, заг…рать на берегу моря, медленно сг…рать, сг…реть дотла, двигатель внутреннего сг…рания, заг…релый юноша, дог…равший костёр, красивый заг…р, выг…рки; Оз…рять пламенем, оз…рить солнцем, оз…рённый луной, яркие з…рницы, утренняя з…ря, з…ревать на лугу, з…рянка.

Твар – твор, клан – клон, гар – гор, пазд – позд.

Зар – зор.

Слайд 7

5) Скак – скоч. Перед «к» пиши «а», перед «ч» - «о»: скакать – вскочить. Искл.: скачок, скачи, скачу. Запомнить: заскочи на часок (от « заскочить») – заскачи по комнате от « заскакать»); перескочу через яму (от «перескочить») – перескачу (обгоню) (от «перескакать»). _________________________________ 6) Раст – ращ – рос. Перед «ст», «щ» пиши «а»: растение, выращенный, водоросли. Искл.: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, прорость и все производные от этих слов (росток – ростковый – выростковый). Запомнить: на вырост. _________________________________ 7) Лаг – лож. Перед «г» пиши «а», перед «ж» - «о»: предлагать – предложить. Искл.: полог.

Выбор гласной зависит от последую-щей согласной.

Слайд 8

1) Он вск…чил и с волнением начал рассказывать о случившемся. 2) Ск…куны мчались по прерии, и их гривы развевались на ветру. 3) Медведь быстро и ловко, ск…чками, помчался за ним. 4) Первую рытвину проск…чили благополучно, вторую тоже… 5) Ск…кать на лошади он умел с детства. 6) Вск…чив в вагон, он замахал нам рукой. 7) Заносчивый выск…чка, он на всех смотрел свысока. 8) Подск…чив от неожиданности, она села и с недоверием стала смотреть на меня. 9) Ск…чи во весь опор. 10) Надо выск…чить за ворота и, добежав до колокола, бить в набат.

Скак – скоч.

Слайд 9

1. Выр...сший щенок уже не грызёт обувь. 2. В школьном возр...сте я серьёзно занимался плаванием. 3. Чужие дети р...стут быстро и незаметно. 4. Машиностроение - важная отр...сль промышленности. 5. Из-под земли появился тонкий р...сток. 6. Мать-и-мачеха - это лечебное р...стение. 7. Чтобы выр...стить дерево, нужны годы. 8. Саженцы подр...сли. 9. Близнецы подр...стали и всё меньше становились похожи друг на друга. 10. Р...стовщик - человек, дающий деньги в долг под проценты.

Раст -, ращ -, рос-.

Слайд 10

1) Наши дела сл…жились блестяще. 2) Эта книга дана в качестве прил…жения. 3) За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. 4) Посмотрим, что нынче творится под пол…гом вражеской тьмы! 5) Надо изл…гать свои мысли ясно и кратко. 6) Имя прил…гательное обозначает признак предмета. 7) На ученика возл…жили обязанности старосты кружка. 8) Пол…гаю, что он прав. 9) От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. 10) Прил…жение – это особый вид определения.

Лаг – лож.

Слайд 11

8) Мак – мок. Мак – погружать в жидкость (обмакнуть кисть в краску). Мок – пропускать (или не пропускать) жидкость, терять качества (промокать под дождем). __________________________ 9) Равн – ровн. Равн – одинаковый, равный (сравнять счет). Ровн – гладкий, ровный (заровнять канаву, подровнять волосы). Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Выбор гласной зависит от смысла.

Слайд 12

Обувь пром…кает, обм…кнуть блин в сгущёнку, хорошая пром…кашка, непром…каемое пальто, вы` м…кать всю жидкость, разм…ка`ть в луже, пром…кну`ть написанное. Держать р…внение в рядах, р…вномерное движение, разр…внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр…внять кусты сирени, увеличить ур…вень производства, р…вняться на передовиков, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар…внять канаву, великолепная р…внина, разделить пор…вну.

Мак – мок. Равн – ровн.

Слайд 13

Слайд 14

Пл…вцы, попл…вок, распл…влять, пл…вка, пл…вучесть, пл…вчиха, пл…вуны, пл…вучий, спл…вной, жук – пл…вунец.

Плав – плов. ы

Слайд 15

Слайд 16

Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста, заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.