Стены и пол

Политическое поведение и его типы. Основные формы политического поведения Пассивное политическое поведение

_96_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 316.6 Д.Д. Северухина

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ. ФОРМЫ И ФАКТОРЫ УЧАСТИЯ И НЕУЧАСТИЯ В ПОЛИТИКЕ

В статье представлен теоретический обзор по проблеме политического поведения и участия гражданина, описаны основные теории, объясняющие причины того или иного политического поведения, и выделены факторы, на то или иное поведение влияющие. Проведён анализ понятий «политическое поведение», «политическое участие», «абсентеизм» и «протестное поведение»; описаны их формы и виды. Представлен обзор основных теорий политического и электорального поведения: социологической, социально-психологической, рационального выбора. Рассмотрены различные модели политического участия: ценностная модель Р. Инглхарта, мотивацион-ная модель Дж. Макклелланда и др. Описаны классификации форм политического поведения; отдельный акцент сделан на понятиях абсентеизма и протестного поведения. Проведён аналитический обзор работ по тематике абсентеизма и протестного поведения; анализируется степень проработанности данных тематик.

Ключевые слова: политическое поведение, политическое участие, электоральное поведение, протестное поведение, абсентеизм.

Введение

Среди важных демократических прав и свобод граждан выделим возможность каждого участвовать в политике и оказывать влияние на политический процесс. Разные люди принимают участие в политике с разной степенью интенсивности: одни интересуются политическими новостями, выступают на митингах и демонстрациях, состоят в различных политических организациях; другие, наоборот, стараются не вникать в политические вопросы и не проявляют никакой электоральной активности. Таким образом, некоторые люди максимально используют данные им Конституцией возможности; другие же, наоборот, отказываются от использования своего права. В политологической и политико-психологической литературе существует немало теорий, объясняющих причины того или иного политического и электорального поведения, имеющих свои преимущества и недостатки, но в той или иной мере объясняющих различные аспекты политического поведения граждан. В настоящее время высок интерес отечественных политологов и психологов к тематике политического участия, о чем свидетельствует множество исследований, посвященных данной теме. Цель данной работы - изучение существующих на сегодня исследований политического поведения и участия граждан, форм и факторов, влияющих на политическое поведение и участие. В работе представлен анализ понятий «политическое поведение» и «политическое участие», в связи с чем рассмотрены различные теории и модели; также приведены результаты современных отечественных исследований в области проблематики абсентеизма и протестного поведения. Однако прежде чем приступить к обзору, подробнее остановимся на различиях в толковании основных понятий, описывающих политическую активность человека.

Понятия «политическое поведение» и «политическое участие» часто используются в книгах на политическую и политико-психологическую тематику, однако получают неоднозначную трактовку. Остановимся на прояснении некоторых нюансов в их определении. Начнём с определения понятий «политическое поведение» и «политического действие». Поначалу использование этих терминов было обусловлено необходимостью разграничить осознанные (рациональные) и неосознаваемые или частично осознаваемые основания для политической активности. Однако в их определении больше противоречий, чем может показаться вначале, поскольку политические процессы не сводятся только к рациональным или эмоциональных началам, на что обращают внимание многие исследователи. Так В. А. Мельник пишет:

«Политическая деятельность охватывает любую политическую активность, проявляющуюся в сфере политики - осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную. При этом мы не видим препятствий для того, чтобы пользоваться и понятием «политическое поведение», с помощью которого отражаются явления, связанные с реагированием субъектов политики на предъявляемые внешней средой стимулы или требования. Итак, политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя, однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный

и целенаправленный характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения .

Л.С. Санистебан приводит следующее определение: «Термин "политическое участие" используется для описания рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением» .

Д.В. Ольшанский в работе «Основы политической психологии» предлагает следующее определение: «Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. Свободное, добровольное участие граждан в политике является одним из важнейших индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демо-кратизма».

Отдельно скажем также о понятии, как "электоральное поведение". Обычно оно понимается как участие граждан в выборах государственной и муниципальной власти. И.В. Охременко описывает электоральное участие как «форму проявления политического поведения граждан по поводу делегирования своих полномочий». Таким образом, электоральное поведение проявляется во время проведение предвыборной кампании, непосредственно во время процедуры выборов, а также впоследствии связано с отзывом или переизбранием депутатов и т. п. .

В политической науке известны три основных теории, описывающие политическое поведение людей и факторы, влияющие на данное поведение: социологическая, социально-психологическия и теория рационального выбора. Каждая из них рассматривает преимущественно один из аспектов политического поведения, акцентируя внимание лишь на некоторых факторах, влияющих на него. Отдельно остановимся на каждом из них.

Основы социологического подхода к анализу политического поведения были заложены в результате исследования, проведенного группой американских ученых под руководством П. Лазарс-фелда по материалам президентских выборов 1948 г. Учёные выяснили, что при голосовании поведение избирателей определяется в большей мере не сознательным выбором, основанным на политических убеждениях, а принадлежностью к большой социальной группе. Так что сам факт волеизъявления является результатом не сознательного выбора, а скорее проявления солидарности с большой группой, к которой индивид принадлежит. В рамках данной теории можно рассматривать также исследования С. Вербы и Н. Най. В своей работе «Участие в Америке» они выявили зависимость участия в политике от некоторых показателей социального статуса. Так, к примеру, более активно в политике участвуют мужчины, представляющие среднестатусные и высокостатусные группы. Менее активны в политике пожилые люди, женщины, граждане с низким уровнем образования, домохозяйки и безработные. Позднее ряд исследователей подтвердили выводы группы Лазарсфельда, показав применимость данной теории к большинству западных демократий. Однако прогностическая способность этой теории оказалась невысокой, поэтому группа американских ученых под руководством Э. Кемпбелла разработала подход, с их точки зрения дополняющий социологическую теорию.

Так появился социально-психологический подход, в котором объектом солидарности избирателей является не просто большая социальная группа, но партия, так что выбор избирателей связан со склонностью их идентифицировать себя с той или иной партией в процессе ранней политической социализации. И далее, человек зачастую голосует за партию, за которую голосовали и его дед, отец и пр. Такой выбор называется «партийной идентификацией», являющейся важной ценностью для индивида, от которой не просто отказаться даже в силу более выгодных актуальных интересов. Такой подход успешно использовался для предсказания электорального поведения на выборах в Западной Европе и США. Было выявлено также, что люди, идентифицирующие себя с той или иной партией, часто приписывают партии свои собственные установки, которые могут и не соответствовать действительности.

Предпринимались также попытки создать подход, который бы интегрировал положения социологического и социально-психологического подходов. Однако у обоих из них есть существенный не-

достаток: они не в силах объяснить значимые сдвиги в избирательных предпочтениях, так как партийная идентификация и распределение социальных статусов - достаточно стабильные параметры.

Фундаментальным в теории рационального выбора является принцип, при котором "каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая". Он получил название «максимизации выгод» и был выдвинут в классической работе Э. Даунса "Экономическая теория демократии". Таким образом, рядовой избиратель рассматривался как человек, стремящийся к наибольшей реализации своих интересов и отдающий свой голос для достижения собственных целей. Однако такое представление мало соответствовало реальности. Тем не менее, некоторую ясность в эту теорию привнесли работы М. Фиорины, который пишет: «Обычно граждане располагают лишь одним видом сравнительно "твердых" данных: они знают, как им жилось при данной администрации. Им не надо знать в деталях экономическую или внешнюю политику действующей администрации, чтобы судить о результатах этой политики». Таким образом, Фиорина указывает на прямую связь между положением в экономике и результатами голосования.

Итак, факторами, определяющими политическое поведение индивида по данным социологической теории будет являться принадлежность к большой социальной группе; по данным социально-психологической теории - партийная идентификация; а согласно теории рационального выбора -экономическое благосостояние. Безусловно, каждый из этих факторов в той или иной мере влияет на политическое поведение того или иного индивида, однако существует немало и других факторов, оказывающих на него влияние.

Существует ряд моделей политического участия, в рамках которых рассматриваются такие факторы, как ценности, мотивы, установки и т.п. Так, классической моделью политического участия является ценностная модель Р. Инглхарта. Основное внимание в его теории уделяется влиянию определённых ценностей на политическое участие индивида. Инглхарт разделяет ценности на материалистические и постматериалистические. Как показали исследования, индивиды, у которых превалировали постматериалистические ценности, были более склонны к протестным и неконвенциональным формам политического поведения ввиду того, что они более заинтересованы в изменении существующего порядка вещей, чем в его сохранении.

Близка к данной модели «аттитюдная» модель политического участия. Учёные, придерживающиеся этой модели, изучают влияние политических установок на политическое поведение и участие. При этом в рамках данной модели признаются факты расхождений между установками и реальным поведением. В частности, Г. Дилигенский отмечает существование как минимум трех причин расхождения между установками и политическим поведением, которые отмечают социальные психологи:

«... существующие общественные и политические отношения и положение человека в этих отношениях ограничивают возможности свободного выбора типа индивидуального поведения; человек по объективным причинам не в состоянии реализовать свои убеждения и ценности, выработанные им в процессе осмысления действительности и заимствованные от других. В результате он вынужден руководствоваться актуальной установкой, противоречащей этим убеждениям»;

«. в психике индивида сосуществуют различные или противоположные установки в отношении одного и того же объекта либо ситуации (что объясняется в конечном счете противоречивостью сознания и социального и индивидуального опыта); одна из установок актуализируется под влиянием конкретного сочетания ситуационных факторов. Так, люди, в принципе отрицательно относящиеся к забастовкам, нередко тем не менее участвуют в них, поскольку в то же время видят в забастовках неизбежный способ действия в определенных экстремальных ситуациях»;

«непосредственной причиной рассогласования является вовлеченность индивида в социальную группу или межличностный контакт (как в казусе Лапьера), в интересы "других", побуждающая его действовать в соответствии с ролевой функцией в группе или групповыми ожиданиями» .

В целом представители данного подхода, помимо установок, учитывают также влияние других факторов, а политические установки рассматривают как трансляторы средовых и ситуационных условий.

Отметим также потребностно-мотивационные модели политического участия, которые строятся на теории иерархии потребностей А. Маслоу. Исследователи исходят из положения, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены потребности более низкого уровня. Потребности побуждают человека к действиям, но для осуществления какого-либо действия необходима дополнительная побудительная сила, которая направляет это действие и

придает ему смысл - а именно, мотив. Довольно внушительной и проработанной в данном направлении является мотивационная теория Д. Маклелланда, который выделяет три основные группы мотивов политического поведения:

Мотив обладания властью и/или мотив контроля над людьми и ситуацией;

Мотив достижения (цели, успеха);

Мотив аффилиации (налаживание теплых, дружественных отношений с другими).

По мнению Д. Маклелланда, преобладание того или иного мотива обуславливает тот или иной тип политического поведения человека. Например, преобладание мотива аффилиации у политика может способствовать достижению компромисса на переговорах, стремлению получить одобрение партнеров и т. п. .

Говоря о факторах, влияющих на политическое и электоральное поведение стоит выделить ма-нипулятивный подход. Основанный на положениях классического бихевиоризма, данный подход представляет, что человек - это чистый лист и политическая агитация и пропаганда формируют его мнение, относительно тех или иных политических событий. Соответственно, наиболее успешной становятся партия или кандидат, которые владеют наиболее совершенными технологиями убеждения электората. В то же время человек всё же не является лишь чистой доской, а имеет свои мотивы и убеждения, которые также влияют на его политическое поведение. В связи с этим стоит упомянуть диссертационную работу Е.Б. Богатовой «Факторы социально-психологической устойчивости избирателей к информационно-психологическим предвыборным воздействиям», в которой автор приходит к следующим выводам - высокие показатели интеллектуального развития, активная общественная деятельность, радикализм, нонконформизм и критичность способствуют формированию высокой устойчивости к информационно-психологическим воздействиям. А такие факторы, как высокая степень социальной фрустрации и личностной тревожности, особенно в сочетании с факторами низкого интеллектуального развития и низкой критичности, приводят к уязвимости личности к информационно-психологическому влиянию .

Подводя итог, отметим, что, ввиду немалого количества факторов, влияющих на политическое поведение индивида, изучение их влияния на поведение является становиться частым предметом исследований для политологов и политических психологов.

Рассмотрев основные теоретические понятия и положения, перейдём к формам политического поведения граждан. Наиболее распространено деление на пассивные и активные формы политического участия. Остановимся на классификации в работах Е.Б. Шестопал, в которых основанием для выделения типов служат и объективные характеристики политического поведения, и субъективное восприятие политики человеком, его понимание собственной роли в ней.

Приведем одну из наиболее разработанных схем политической деятельности, учитывающую как политические ее качества, так и психологические формы проявления.

1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека.

2. Участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение).

3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним организаций.

4. Выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее.

5. Прямое действие.

6. Активная (в том числе и руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее коренной перестройки.

Справедливо обращать внимание не только на формы политических действий, но и на формы иммобильности, такие, как:

а) выключенность из политических отношений, обусловленные низким уровнем общественного развития;

б) политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы, низкой эффективности механизмов обратной связи между такой системой и гражданским обществом в целом, разочарование в политических институтах;

в) политическая апатия как форма неприятия политической системы (например, после чужеземного завоевания и оккупации, победы контрреволюции, кровавого подавления массовых социальных и политических движений);

г) политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Конечно, приведенные выше формы политического поведения отнюдь не равнозначны как в количественном, так и в качественном отношениях. Одни из них занимают очень скромное место в политической практике и представлены единичными акциями, в то время как другие необычайно развиты и серьезно влияют на ход событий. Развитость или неразвитость каждой из этих конкретных форм поведения являются показателями, по которым можно судить о политической системе в целом, и о политической культуре в частности. Так из всех форм политической активности в политических системах развитых стран Запада выделяется, прежде всего, электоральное поведение .

Как уже было сказано, наиболее распространённой формой такого участия является электоральное поведение, а именно - участие в выборах. Однако, несмотря на возможность влияния на политическую жизнь страны, всё большая часть населения России не использует её. Отказ от участия в политической жизни страны всё большего процента населения может негативно сказаться на эффективности механизма выборов как демократического института. В связи с этим становиться актуальным изучение проблемы абсентеизма.

Также явлением, требующим пристального внимания, является протестное поведение граждан, поскольку зачастую оно может привести к противозаконным и даже опасным действиям. Отметим, что у причин абсентеизма и протестного поведения основания общие. Рассмотрим данную проблему подробнее.

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест, как отмечает Дилигенский, - это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям. К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции .

Самой популярной концепцией, объясняющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация - это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях . Причинами депривации могут быть рост налогов, цен, утрата привычного социального статуса, экономический спад и пр. Чаще всего рост проте-стных настроений наблюдается при спаде от экономического подъёма к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свой прежний уровень жизни с ситуацией в настоящем. Активизация про-тестных форм поведения может происходить и в период экономического подъёма, когда реформы и темпы экономического развития не успевают за запросами общества. Однако, недовольство - это важный, но не единственный фактор, вызывающий протестные настроения. В качестве этих факторов могут быть приверженность к радикальным идеологиям, недоверие к власти, неверие в действенность иных способов выражения требований. Формами протестного поведения могут быть митинги, демонстрации, забастовки, пикеты и пр. Данные акции без должной степени контроля и организованности могут привести к массовым беспорядкам, стычкам и бунтам. Поэтому в ряде демократических стран эти акции регулируются специальными законами.

Отдельно остановимся на степени проработанности данной тематики. Протестные формы поведения наиболее активно начали изучаться в ХХ веке, характеризующемся как эпоха войн и революций. Понятие «политический протест» появилось в 1960-е гг. в работах таких ученых, как Г. Ал-монд, С. Верба, А. Марш, Д. Белл. Изучая феномен политического участия, они исследовали также его протестные формы.

В политологии феномен протеста анализируется с разных позиций: как реализация убеждений личности, ее политического выбора на индивидуальном уровне (А. Кэмпбелл, Д. Истон, П. Лазарс-фельд, Ф. Конверс), как коллективное действие в условиях формирования современного общества и демократической политической системы (А. Турен, Т. Парсонс), в контексте политической стратификации (Ф. Гогель) .

Отечественные исследования, посвященные современному протестному движению, относятся к концу 1980-х гг. Как отмечается в работе Е.С. Соиной «Политическое протестное поведение в современной России», «Выборы 1989 и 1990 годов привели к политическому успеху протестных движений, многие увидели в них действительную силу, способную оказывать существенное влияние на политиче-

скую систему, на процесс управления государством и обществом в целом. В это же время появляется целый ряд работ, посвященных политическому протесту, авторами которых являются Е.А. Здравомы-слова, А.В. Кинсбурский, С.Г. Кара-Мурза, Б.Ю. Кагарлицкий, И.М. Кривогуз, И.А. Климов, Ю.А. Левада, М.М. Назаров, В.В. Сафронов, О.Н. Яницкий».

В последние годы вышел ряд диссертационных работ на данную тематику - это и вышеуказанная работа Е.С. Соиной «Политическое и протестное поведение в современной России», и Е.Н. Куты-гина «Культура политического протеста», О.Ю. Гаранин «Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России» и др.

Подробному анализу политического протеста посвящена диссертационная работа С.В. Позднякова «Политический протест». Несмотря на то, что эту работу уже сложно назвать современной, поскольку она вышла в 2002 г., однако в ней проводится обстоятельное изучение самого феномена протеста и рассматривается в том числе его исторический аспект. Как пишет С.В. Поздняков, «Наше отношение к протестам и поведение в них формировались на протяжении тысячелетий и в новый век мы вполне понятно вошли уже с определенным протестным менталитетом, выработанным всем ходом предшествующей истории. Реакция россиян на притеснения властей всегда приобретала крайние формы. Это был либо бунт, либо покорное смирение. В промежутках между этими крайностями власть и подвластное ему население стремились вести относительно независимое друг от друга существование» .

Интересной также представляется более современная работа К.Г. Дубровского о проблематике протеста - «Политический аспект массовых протестных акций в современной России». Работа базируется на теории общественного договора, и автор диссертации приходит к следующим выводам: установлено, что «основными причинами всплесков протестной активности населения являются отсутствие площадок публичной коммуникации, на которых бы воспроизводилась легитимация политического порядка, а также недоступность для оппозиции большинства медийных каналов,

Выявлено, что в основе мотивации молодежи в предъявлении власти политических требований в ходе социальных протестов находится политический романтизм и создаваемый масс-медиа имидж "борцов за справедливость",

В процессе анализа роли профсоюзов в протестных акциях, включающих, наряду с социальными и экономическими требованиями, политические лозунги, выявлено стремление политических партий придать профсоюзным акциям политическую окраску,

Установлено, что протестная активность современного российского общества имеет в большей мере локальный характер, при этом социальное недовольство постепенно трансформируется в политическое» .

Исследования протестного поведения можно разделить на исторические, когда производится анализ уже прошедших исторических событий; например, работа О.В. Колбасиной «Молодежное протестное движение в США: вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов»; на политологические - статьи И.А. Савченко «Политический протест в современном обществе: технологический подход»: в данной статье рассматриваются новые формы протестного поведения, такие как флешмобы, перфомансы, хепенинги. Данные формы объединяются в понятие «спектакулярные формы политического протеста». Также стоит выделить современные психологические исследования данного феномена: Е.Р. Агадуллина, А.В. Ловаков «Протестное поведение: индивидуальные и групповые факторы»; А.Ш. Гусейнов «Феномен протестного поведения и др».

В последнее время по тематике политического протеста также вышел ряд диссертационных работ, посвященных проблеме протеста в регионах. Например, можно отметить работу В.А. Артюхиной "Протестное поведение населения Алтайского края в постсоветский период", где автор анализирует данные социологических исследований протестного поведения в Алтайском крае в 1991-2011 гг. В.А. Артюхина получила следующие результаты: В Алтайском крае в течение последнего десятилетия наблюдается рост протестных акций и числа их участников, увеличение количества нелегитимных акций протеста, политизация протестного поведения (то есть фокусировка недовольства протестующих на органах власти) и радикализация требований. Также В.А. Артюхина отмечает, что протестная активность в крае имеет сезонные колебания, а именно - приходятся на позднюю осень и раннюю весну .

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм, под которым в трактовке К.С. Гаджиева понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосо-

вании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, то есть политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей .

Среди причин абсентеизма можно назвать отсутствие интереса к политике как следствие увлеченности личными проблемами и интересами и эффективным их решением, в результате чего появляется ощущение ненужности политики. Или же, наоборот, апатия к политическим вопросам может порождаться чувством собственной беспомощности перед лицом нависших проблем, недоверием к политическим институтам и неверие в возможность влияния на политическую жизнь государства. Абсентеизм чаще всего наблюдается у молодёжи, представителей различных субкультур и у лиц с низким уровнем образования.

Как пишет З.З. Джандубаева в своей работе «Абсентеизм как феномен современной российской практики»: «В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера» .

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой, существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения. Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия» .

Феномен абсентеизма начал изучаться в России относительно недавно. Это обусловлено историческими факторами: в Советском Союзе явка на выборы была фактически 100 %, а в 1990-е гг. люди активно интересовались политикой ввиду нестабильной ситуации на политический арене страны. Однако именно в то время и начало постепенно расти количество людей, не участвующих в выборах и считающих, что от их действий в стране ничего не изменится. В 2000-х гг. их процент неуклонно рос.

Во времена перестройки появляются работы Е.Б. Шестопал, Л.Я. Гозмана, Е.Г. Андрющенко и др. В последние годы по данной проблематике можно выделить работы К.И. Аринина «Абсентеизм в политике: причины и последствия», Ю.И. Бушенёва «Социально-политические основание российского электорального абсентеизма», А.Ю. Беляева, Е.Н. Тарасова «Тенденция абсентеизма в современном российском обществе».

Среди современных диссертационных работ, посвященных тематике абсентеизма в России, выделим работу Е.С. Сидоркиной «Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: 1995-2008 гг». Важная особенность данной работы - составленная автором классификация типов абсентеизма, разработанная на основе мотивов электорального неучастия, в которой перечислены 9 типов абсентеизма: «1) объективные обстоятельства неучастия в голосовании (болезнь, отъезд, плохая погода), 2) отсутствие интереса к политике (аполитичность), 3) усталость и разочарование в политике, 4) отсутствие достойных кандидатов, 5) отсутствие веры в то, что голос одного человека может на что-либо повлиять, 6) низкая значимость парламента в глазах избирателей, 7) протест против сложившейся ситуации в стране, 8) убежденность в предрешенности результата выборов, 9) снижение эффективности института выборов в глазах избирателей» .

Также из последних работ на тему абсентеизма выделим работу О.В. Анисимовой «Социально-психологические факторы предрасположенности личности к отказу от политического выбора». В работе на основе опроса 400 пензенских избирателей исследователь пришла к следующим выводам: подавляющая часть современного регионального электората обладает следующими характеристиками: «1) пассивность и слабовыраженный интерес к событиям в социально-политической сфере; 2) преобладание минимальной электоральной активности среди молодого населения в возрасте от 22 до 35 лет; 3) недоверие к выборным структурам и отсутствие уверенности в способности что-либо изменить в сложившейся политической ситуации». Также автор полагает, что предрасположенность к политическому абсентеизму отмечается у людей, которые слабо задействованы в социально-политической жизни, а также нежелания и неумения нести ответственность за свои поступки .

Отметим также работы, описывающие данный феномен. Особого внимания достойна, например, статья В.В. Зуйкова и Е.В. Звоновой «Психологические основы абсентеизма», где даётся подробный анализ различных психологических причин, связанных с абсентеизмом, и довольно большое внимание уделяется процессу политической социализации как важного фактора, влияющего на политическое участие граждан. Особенности политической социализации различных поколений российских граждан имеют связь с уровнем абсентеизма в настоящее время .

Заключение

Политическое поведение и различные его формы на данный момент активно изучаются отечественным исследователями, однако остаётся еще немало «белых пятен». Поэтому исследование политического поведения представляется весьма актуальной проблематикой, особенно в условиях активно меняющейся политической действительности. В данной статье проанализированы основные теории, описывающие политическое поведение и участие, а именно: социологическая, социально-психологическая и теория рационального выбора; также рассмотрены такие модели политического участия, как ценностная, аттитюдная и потребностно-мотивационная. Немало внимания уделено проблеме политического протеста и абсентеизма, о которых в заключение скажем следующее: несмотря на различные проявления, абсентеизм и протестное поведение могут иметь общую природу, а именно: недовольство существующей политической системой. Безусловно, абсентеизм отдельного гражданина может иметь под собой и частные причины, вроде болезни, изменений погоды и личных обстоятельств, из-за которых человек не смог посетить выборы. Данный процент абсентеизма будет наблюдаться в любом обществе и считаться нормой, однако когда уровень не посещающих выборы граждан неуклонно растёт, это может быть признаком накопления недовольства существующей политической ситуацией в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова О.В. Социально-психологические факторы предрасположенности личности к отказу от политического выбора: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2010. 24 с.

2. Артюхина В.А. Протестное поведение населения алтайского края в постсоветский период (по материалам социологических исследований 1991-2011 гг.): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Барнаул, 2012. 20 с.

3. Богатова Е.Б. Факторы социально-психологической устойчивости избирателей к информационно -психологическим предвыборным воздействиям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2015. 27 с.

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 336 с.

5. Гаранин О.Ю. Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России: автореф. дис. . канд. полит. наук. Краснодар, 2010. 28 с.

6. Джандубаева З.З. Абсентеизм как феномен современной российской практики: дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 134 с. : ил.

7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: учеб. пособие. М.: Наука, 1994. 304 с.

8. Дубровский К.Г. Политический аспект массовых протестных акций в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-н/Д, 2007. 14 с.

9. Зуйков В.В., Звонова Е.В. Психологические основы абсентеизма // Сб. конф. НИЦ Социосфера. 2013. № 33. С. 74-82.

10. Макклелланд Д. Мотивация человека: монография. СПб.: Питер, 2007. 672 с.: ил. (сер. «Мастера психологии»).

11. Мельник В.А. Политология: учебник. Минск: Выш. шк., 2002. С. 416-429.

12. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии: учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.

13. Охременко И.В. Электоральное поведение: Теория вопроса: учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 52 с.

14. Поздняков С.В. Политический протест: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-н/Д, 2002. 26 с.

15. Санистебан Л. С. Основы политической науки / пер. с исп. В.Л. Заболотного. М.: МП Владан, 1992. 123 с.

16. Сидоркина Е.С. Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: (1995-2008 гг.): дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 163 с.

17. Соина Е. С. Политическое протестное поведение в современной России: автореф. дис. . канд. полит. наук. Ставрополь, 2008. 23 с.

18. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2002. 448 с.

Поступила в редакцию 17.01.17

D.D. Severukhina

POLITICAL BEHAVIOR AND POLITICAL PARTICIPATION. FORMS AND FACTORS OF PARTICIPATION AND NON-PARTICIPATION IN POLITICS

This article provides a theoretical overview of the problem of political behavior and participation of people, describes the main theories explaining the reasons for particular types of political behavior and highlights the factors influencing this behavior. Analysis of the concepts "political behavior", "political participation", "absenteeism" and "protest behavior" is carried out and their forms and types are described. A review is made of the basic theories of political and electoral behavior, such as sociological, socio-psychological, rational choice theory, and various models of political participation, such as the value model of R. Inglehart, the motivational model of J. McClelland and etc., are discussed. Classifications of various forms of political behavior, where special emphasis is placed on the concepts of absenteeism and protest behavior, are described. An analysis is also made of works on absenteeism and protest behavior and of the degree of elaboration of these topics.

Keywords: political behavior, political participation, electoral behavior, protest behavior, absenteeism.

Severukhina D.D., postgraduate student at Department of Social Psychology and Conflict

Северухина Дарья Дмитриевна, аспирант кафедры социальной психологии и конфликтологии

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1(корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – феномен и специфику политического поведения и участия;
  • – основные типы политического участия;
  • – теории политического участия;
  • – основные черты и тенденции электорального участия в современной России;
  • – особенности электорального поведения в России;

уметь

  • – анализировать мотивы политического поведения и участия;
  • – отстаивать и защищать свои нрава;
  • – идентифицировать партийные предпочтения российских избирателей;

владеть

  • – базовой методикой оценки политического поведения и участия;
  • – проблемным полем электорального поведения.

Типы политического поведения и участия

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Политическое поведение является мотивированным процессом, в нем находят воплощение различные виды политической деятельности. Особенности политического поведения связаны со спецификой политической сферы, которая предполагает, что все "политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть разделение на группы “друг – враг”, и они становятся пустой и призрачной абстракцией, если эта ситуация исчезает" .

Современная политическая мысль использует несколько подходов для объяснения феномена политического поведения. К основным направлениям относятся: экономическое, социологическое, психологическое. В ряде случаев возможны их интеграция, комплексное использование с целью получения объективного представления о "целостном человеке" – избирателе.

Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие представляет собой инструментальную активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

К политическому участию относятся:

  • – электоральное поведение (действия по делегированию полномочий);
  • – активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
  • – посещение митингов;
  • – участие в демонстрациях;
  • – участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Классификация типов политического участия по А. Маршу

Как видно из табл. 12.1, А. Марш выделяет три основных типа политического участия: ортодоксальное, неортодоксальное и политические преступления.

К политическому участию ортодоксального типа А. Марш относит действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах. Действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы (протестное поведение), квалифицируются как политическое участие неортодоксального типа. Политическими преступлениями А. Марш считает политическую деятельность с использованием нелегитимного насилия.

Сходную позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

К первому типу он относит голосование, участие в работе партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. Ко второму – участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие осуществляется в ненасильственных активных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственных формах (терроризм, бунт и т.п.).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности (активное – пассивное). На основании формы участия (приемлемые и неприемлемые) и степени активности (активное – пассивное) можно выделить четыре типа политического участия (табл. 12.1 и 12.2).

Таблица 12.2

Формы политическою участия

Политическое участие зачастую подразделяют на следующие виды: автономное и мобилизационное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Безусловно, оба типа являются идеальными в том смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. В демократических – автономный, хотя существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, например, в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида. Один из крупнейших австрийских политологов, преподававший также в Колумбийском университете и Гарварде, Йозеф Шумпетер утверждает, что "существование партий и политиков свидетельствует о том, что массы избирателей не способны на какие-либо другие действия, кроме паники. Они регулируют политическую конкуренцию точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши – это все не украшения. Это и есть суть политики" . Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние, прежде всего, идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и (или) партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост налогов и цен, разрушение стандартных норм и убеждений, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым "нормативным" состоянием. "Взрыв" протестных форм поведения с большей вероятностью происходит в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с прежним.

Как показывает политическая практика, недовольство порождает протест прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду "выбиться в люди", у кого повторялись и подкреплялись попытки улучшить свое положение. Таким образом, протестное поведение более распространено среди людей, чье положение относительно улучшилось, нежели среди тех, у кого оно стабильно остается плохим. Активизация различных форм политического протеста возможна и в периоды экономического подъема, когда рост ожиданий может значительно обгонять экономические возможности удовлетворения потребностей.

Однако недовольство – важная, но не единственная причина протестного поведения людей. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги и символические акции, недоверие к политическому режиму, утрата веры в традиционные способы выражения требований.

Распространенными формами политического протеста являются митинги, демонстрации, шествия, забастовки. При низкой степени институционализации подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому во многих демократических странах проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер (порядок уведомления властей о проводимых мероприятиях или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.п.).

К насильственным неконвенциональным типам политического поведения и участия относится терроризм. Понятие "терроризм" не следует путать с понятием "террористическая деятельность", в содержание которого входит как террор, проводимый государством против народа или политических деятелей других государств, убийства политических конкурентов, так и собственно терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы ) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является проведение таких насильственных акций, которые способны ввергнуть общество в состояние шока, получить широкой резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Существуют различные виды политического терроризма.

  • – По идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский, троцкистский и т.п.) терроризм.
  • – По преследуемым террористами целям различают культуро-творческий (возбуждающий общественное сознание с помощью кровавых акций), рациональный (являющийся средством политического участия) и идеологический (воздействующий на всю политическую систему в целом и ее нормы) терроризм.
  • – По исторической направленности терроризм может подразделяться на "анархо-идеологический", стремящийся нарушить традиционную политическую систему, мир отцов, прервать историческую преемственность, и "национал-сепаратистский", стремящийся, напротив, восстановить мир предков, былое величие и единство нации, независимость и суверенитет, отвоевать утраченные территории, отомстить за нанесенные травмы и обиды.
  • – В отдельный вид выделяется религиозный терроризм.

К методам терроризма относятся: убийства политических деятелей, похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на ситуацию. Однако мотивы включенности террористических организаций чаще всего бывают абсолютно иные.

Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исключительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования задержанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие черты личности, как завышенные притязания, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, склонность к стрессам, фанатизм, неадаптированность к реальности.

Адаптация – это своеобразная форма приобретения личностью привычки. Приобретение привычки, подчеркивал И. П. Павлов, с физиологической точки зрения есть не что иное, как "образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию и служащих основой формирования поведенческих актов" , включая, видимо, и социальную активность человека.

Многие террористы лишены способности самоконтроля. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного присутствия волевого начала в поведенческих актах человека. "Самоконтроль, – считает Т. Шибутани, – это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя “со стороны”, сформировать, с точки зрения других, Я-образ и приспособиться к их предвосхищаемым действиям" . Именно в способности человека к самоконтролю обнаруживается уровень его социального развития. Осуществление самоконтроля призвано держать человека в рамках общественных требований и связано с постоянным преодолением противоречий между личными желаниями, предпочтениями и социальными обязанностями, моральными нормами, общепринятыми в данном обществе. Таким образом, самоконтроль представляет собой определенное ограничение личного в пользу общественного и является главным условием совершенствования, процесс которого соотносится с ростом чувства ответственности, чувством долга и т.п. Важным аспектом саморегуляции поведения является стремление понять позицию других. Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, наоборот, создает условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других. Мотивационное "иоле" одного человека в различной степени входит в мотивационные системы других людей, взаимодействует с ними. Поэтому нередко регуляция мотивации личности опосредствуется особенностями мотивации другого человека. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

В ситуациях неразрешимых проблем, борьбы мотивов возникает необходимость подняться над ними, что помогает индивидам повышать свою жизненную устойчивость в ситуациях неопределенности и кризисных ситуациях.

Участие в террористических организациях – это своего рода способ компенсации низкой личностной самооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирование ощущения сопричастности, коллективного единства. По существу, член террористической организации – это радикализированный маргинал, отвергший общепринятые нормы культуры, создающий и осваивающий нормы контркультуры, контркультуры насилия.

Рост терроризма прямо не связан с социально-экономической ситуацией в обществе. Безусловно, кризис и спад производства влияют на распространение террористического поведения, однако "всплеск" террористических акций можно наблюдать и в экономически благополучных странах. Распространению терроризма способствует эмоциональноинтеллектуальный настрой общества. Так, романтическое восприятие терроризма как борьбы за правду, справедливость, как своего рода "политическое робингудство" служит террористам моральной поддержкой и способствует распространению чудовищных преступлений. Резкое же неприятие терроризма как исключительно асоциального явления – одно из слагаемых успеха в борьбе с ним.

Выстрел в петербургского градоначальника Ф. Трепова, произведенный январским утром 1878 г. В. Засулич, ознаменовал зарождение в российском государстве политического терроризма.

Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

К причинам, обусловливающим абсентеизм, относится доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и (или) иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов.

В настоящее время процесс социализации приобретает проблемные черты, обусловленные тем, что "свободное" воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуправляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Неслучайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими.

Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества – в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий "экономического чуда".

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой – существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.

  • Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997. С. 296.
  • Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия // Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 232.
  • Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 428-429.
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 168.

Тест по обществознанию Политическое поведение для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстративной форме - это

1) экстремизм
2) политический протест
3) электоральное поведение
4) групповое политическое поведение

2. Поведение, соответствующее законам, требованиям политической морали, называется

1) нормативным
2) патологическим
3) отклоняющимся
4) экстремальным

3. К открытым формам политического поведения относится(-ятся)

1) митинг
2) демонстрации
3) референдум
4) все перечисленные

4. Определение: «Поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическим и силами» относится к понятию

1) аффективное политическое поведение
2) экстремальное политическое поведение
3) политическое поведение
4) отклоняющееся политическое поведение

5. Верны ли следующие суждения о политическом поведении?

А. Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов личности.
Б. Решающее значение в политическом поведении имеет наличие ценностей личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об индивидуальном политическом поведении?

А. Политическое поведение отдельного человека имеет смысл только потому, что множество других людей одновременно с ним готовы делать и делают то же самое.
Б. Политическое поведение отдельного человека способно повлиять на положение дел в обществе в условиях отсутствия организационного и даже идейного сотрудничества.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о мотивах политического действия людей?

А. Мотивы политического действия людей определяются социальными факторами.
Б. Мотивы политического действия людей определяются индивидуальным психологическим складом личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Выступая на стихийном митинге, лидер оппозиции призывал своих сторонников к захвату жизненно важных центров государственной власти и управления. Это пример

1) традиционных форм политического поведения
2) деструктивного политического поведения
3) конструктивного политического поведения
4) электорального поведения

9. Гражданин Д. утверждал: «Я не знаю всех обстоятельств, которые привели наше правительство к решению заключить этот международный договор, но меня тревожит, что соблюдение всех его пунктов может привести к ущемлению наших национальных интересов». Этот пример иллюстрирует такой компонент политического поведения, как

1) мнения
2) ценности
3) убеждения
4) отношения

10. Гражданин Л. не разделяет политические ценности большинства своих соотечественников. Он относится с высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам и считает, что не может оказать влияние на политику. Поэтому гражданин Л. не участвует в политической жизни. Этот пример иллюстрирует позицию

1) активиста
2) компетентного наблюдателя
3) абсентеиста
4) компетентного критика

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «экстремистское политическое поведение».

Правовой нигилизм, правовая норма, массовые беспорядки, захват заложников, нетерпимость.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Найдите в приведённом списке формы регулирования политического поведения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) распространение правдивой политической информации
2) отказ лидера партии от взаимодействия с другими политическим и партиями, близкими по идеологической направленности
3) стремление к организованности со стороны субъектов политики
4) стимулирование стихийных деструктивных проявлений в политической жизни
5) политическое образование
6) игнорирование общественного мнения

Ответы на тест по обществознанию Политическое поведение для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-1
3-4
4-3
5-3
6-3
7-3
8-2
9-1
10-3
Задания с кратким ответом
1. Отклоняющиеся
2. Правовая норма
3. 135

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Только ли в словах проявляется отношение человека к политике? Где проходит граница допустимого поведения в политической деятельности?

Политические ценности и нормы являются важнейшими регуляторами политической деятельности. Нормы в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регуляторы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества.

Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать.

Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм.

Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия.

Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм.

Вопросы и задания к документу

Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворённым, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей.

То, что принимается за апатию, на деле, вполне может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Да, можно применить.

Вопрос 3. Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

Пассивность некоторых россиян на выборах объясняется просто - они не верят в честные выборы и считают, что от их участия ничего не зависит. Честные выборы в России миф, в который никто не верит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.

Участие в политической жизни может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, её действия и бездействие.

Участие в политической демонстрации - это возможное политическое действие. Неучастие в выборах - это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формам политического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни - к закрытым формам.

С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) и инновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 2. Каковы мотивы политического поведения?

Мотивами политического поведения являются все те ценности и интересы человека, которые касаются политической жизни. Одни воздействуют на политическую область общества положительно путём создания политических объединений, союзов, а другие - отрицательно, что, в свою очередь, означает появление политических противостояний, противоборств.

В поступках наиболее отчётливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Вопрос 3. В каких случаях имеет место протестное поведение?

В структуре политического поведения выделяются протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Такой формой нередко становятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки. Они, как правило, обусловлены состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Вопрос 4. Чем характеризуется электоральное поведение?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определёнными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность к определённым кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать.

Вопрос 5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.

Политическая жизнь демонстрирует и экстремальные (крайние) формы политического поведения. Экстремизм - это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений правого и левого политического экстремизма. Например, случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим требованиям. Или захват заложников с целью получения выкупа, который используется для финансирования деятельности своей группы. Подобные формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся спровоцировать массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляется в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать всё общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом.

Вопрос 6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвёртых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряжённость и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в начале XXI в. сопровождались столкновениями с полицией; они оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевёрнутые и сожжённые автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

В политизированной толпе вероятны проявления аффективного, бессознательного поведения. Аффективное поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой сознательный контроль человека над своими действиями ослабевает или исчезает полностью. Для толпы характерны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Толпа таит в себе опасность аффективного поведения, агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Вопрос 2. Сопоставьте с приведённым в тексте параграфа высказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются?

Так называемая преступная толпа. Толпа может быть преступна с точки зрения закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. Полная бессознательность поступков толпы. Лебон имеет в виду митинги, протесты где толпа (скопление людей, преследующих общий интерес и имеющие единую цель, в общем) переступает через закон, нормы права, установленные и санкционированные государством. Но вместе с тем их интерес не направлен на совершение противоправных действий, т. е. вполне правомерное желание. Л. Н. Толстой напротив утверждает, что толпа не что иное как деструктивный элемент. Ее цели могут быть разные, но пути ее достижения весьма опасны и обязательно сопряжены с переступанием рамок закона. Данной толпе характерно разрушение, уничтожение, унижением человеческого достоинства.

Вопрос 3. Проведённое в 2010 г. социологическое исследование готовности молодых людей содействовать органам государственного управления и муниципального самоуправления в реализации государственной молодёжной политики дало следующие результаты. Готовность участвовать в обсуждении принимаемых законов и планов выразили 32% опрошенных; участвовать в организации различных акций и мероприятий - 31%; не определились - 15%. В то же время 12% заявили: «Это не моё дело». Ещё 7% ответили, что не считают это реальным. Свидетельствуют ли эти данные о политическом поведении молодёжи?

Да, эти данные свидетельствуют о политическом поведении молодёжи.

Вопрос 4. Изучение социологами мнений о том, как искоренить международный терроризм, выявило следующие точки зрения. «Беспощадно уничтожать террористов» ответили 55% опрошенных. «Нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение» - мнение 49% отвечавших на вопрос. Ответ «Усилить контроль на границах, оградиться от возможных террористов» поддержали 46%. Мнение 16% - «Победить международный терроризм можно, ограничив демократические свободы». Что думаете по этому вопросу вы? Аргументируйте свою точку зрения.

Для искоренения международного терроризма нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение.

Политическое поведение - это особенности политической деятельности и политического участия, то, как человек ведет себя в том или ином политическом событии, это способ проявления политического участия и политической деятельности.

Факторы, влияющие на политическое поведение:

  • индивидуальные эмоционально-психологические качества участника политического процесса (например, эмоциональность, непредсказуемость, взвешенность, рассудительность и др.);
  • личная (групповая) заинтересованност ь субъекта или участника в политических действиях;
  • моральные принципы и ценности;
  • компетентность про оценке того или иного политического события, проявляющаяся в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего;
  • мотивация и степень вовлеченности субъекта в политическую жизнь . Для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих - призванием и смыслом жизни, для четвертых - способом зарабатывать себе на жизнь.
  • Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы

Виды политического поведения:

  • «открытое », т.е. политическое действие; под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации
  • «закрытое», характеризующееся стремлением уйти от участия в политической жизни.
  • адаптивное поведение - поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни;
  • ситуативное поведение - это поведение, обусловленное конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;
  • поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);
  • Вынужденное поведение , вызванное насильственным принуждением к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Формы политического поведения с точки зрения соответствия существующим нормам:

  • правомерное поведение – связано с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом;
  • отклоняющееся поведение – совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме
  • экстремистское поведение – несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Формы политического поведения с точки зрения преемственности:

  • традиционное , соответствующее устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичное для данной политической культуры;
  • инновационное , создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений.

Формы политического поведения по целевой направленности:

  • ко нструктивное , способствующее нормальному функционированию политической системы;
  • деструктивное, подрывающее политический порядок.

Формы политического поведения по количеству участников:

  • индивидуальное - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение;
  • групповое – связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов;
  • массовое – выборы, референдумы, митинги, демонстрации.

Формы участия в политической жизни сраны:

  • принадлежность к партиям и политическим организациям,
  • деятельность в выборных органах государственной власти,
  • чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения,
  • обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения;
  • протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме.

Методы регулирования политического поведения .

  • Правовое регулирования . Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия.
  • Утверждение в обществе демократических ценностей , определяющих цивилизованные правила поведения.
  • Организованность субъектов политики . Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным
  • Политическое образование и распространение правдивой политической информации.
  • Важна роль политических лидеров , их норм, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.