Стены и пол

Какие предметы можно сдавать на цт. Егэ в переводе на белорусский, или как республика беларусь избежала того, чего не смогла избежать россия. ЕГЭ или ЦТ

Централизованное тестирование

Централизованное тестирование (ЦТ) проводится с 1989 года. Участие в нем для школьников и образовательных учреждений - добровольное. По результатам выдаются сертификаты Центра тестирования Министерства образования России, которые могут засчитываться: 1) в общеобразовательных учреждениях - по желанию учащихся и по решению педсоветов в качестве оценок итоговой аттестации по всем предметам, кроме сочинения, алгебры и начал анализа; 2) в вузах - по желанию абитуриентов и по решению приемных комиссий в качестве оценок вступительных испытаний. В сертификатах указано количество набранных баллов по 100-балльной шкале.

Централизованное тестирование проводится ежегодно в апреле по всей стране по единому расписанию, по одному предмету в один день. К тестированию допускаются также лица, окончившие учебные заведения в прошлые годы. Получить свой сертификат можно до 1 августа текущего года. Срок действия сертификата ЦТ - в течение текущего календарного года .

В 2001 году в ЦТ приняли участие более 1 миллиона человек из 80 субъектов Российской Федерации. В государственные вузы России было зачислено около 80 тысяч человек с сертификатами ЦТ. В 2002 году тестирование прошло уже 1,5 миллиона.

Свыше половины государственных вузов России принимали сертификаты ЦТ в качестве оценок вступительных испытаний.

Централизованное тестирование проходит в двух видах: для выпускников школ - аттестационное, для поступающих в вузы - абитуриентское. Юридический статус обоих видов тестирования одинаков. Материалы абитуриентского и аттестационного тестирований отличаются только уровнем сложности тестов. Для тех, кто в этом году заканчивает 9-й или 11 - й класс, не собирается поступать в вуз, но желает освободиться от выпускных экзаменов в школе, предусмотрено итоговое тестирование. Оно проходит по всем основным школьным предметам: русскому языку , литературе, истории России , алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, географии, обществознанию и информатике.

Будущие выпускники школ, которые намерены штурмовать институты, могут записаться на абитуриентское тестирование. Оно проводится в Центре тестирования Министерства образования РФ и в вузах, которые заключили с ним договор. Это тестирование охватывает те же предметы, что и итоговое. Только геометрия и алгебра объединяются в математику да отсутствует тест по литературе. В отличие от итогового тестирования, здесь уровень заданий посложнее.

Существует еще один вид абитуриентского тестирования - повышенной сложности. Оно проходит по пяти предметам: математике, биологии, физике, русскому языку и химии. Его обычно сдают желающие поступить на элитные специальности и в престижные вузы.

Тестирование, в зависимости от предмета, длится от 1,5 до 3 часов. От экзаменационных контрольных работ оно отличается количеством и емкостью заданий. Например, в тестах по математике их больше 20. Но они не требуют длинных вычислений и проверяют знания учащегося по конкретной теме. А на экзамене по алгебре - 6-7 заданий. И для решения одной задачи нередко нужно вспомнить материалы из различных разделов.

Тесты могут состоять из вопросов трех типов: А, В и С. Входящие в группу А предлагают выбор единственно верного из нескольких предложенных ответов. Для того чтобы тестирование не превратилось в игру «Угадай-ка», существуют вопросы группы В. На них нужно самому давать краткий ответ, вписывая от руки слово или число. Абитуриентское тестирование ограничивается вопросами А и В.

Итоговое тестирование по гуманитарным предметам включает еще вопросы группы С. Учащемуся предлагается написать небольшое эссе (5-6 строк) на проблемную тему, которых особенно много в литературоведении, истории и обществознании.

Централизованное тестирование традиционно проходит в апреле. При подготовке к ним нужно помнить, что:

Экзамен ограничен во времени. С одной стороны, необходимо поторопиться, с другой - уметь внимательно и до конца читать задания. Самая распространенная ошибка - отвечать, не поняв сути вопроса.

В некоторых заданиях может помочь метод «от противного». Последовательно отбрасывайте малореальные варианты. Возможно, в результате сам собой останется один, правильный ответ. А если не хватает знаний, положитесь на интуицию. Иногда это помогает.

Лучше выполнять задания по порядку. Задачку, оказавшуюся вам не по зубам, пропустите. Если будет время, вы вернетесь к ней еще раз.

И запомните: в тестах нет ничего страшного. В этом заверяют вас их разработчики. Об этом свидетельствуют и участники тестирования.

А также учтите, что тестирование - услуга платная. За каждый предмет (один день - один предмет) установлена определенная сумма. Так, в прошлом году в Центре централизованного тестирования один экзамен (в зависимости от предмета) обходился в 80-180 рублей. Предполагается, что в этом году стоимость повысится до 100-200 рублей за предмет. Окончательные цены определятся на координационном совете при Министерстве образования.

На тестировании знания оцениваются по 100-балльной системе. Выполняете задания - и выводится балл, «с точностью до миллиметра» соответствующий подготовке. Рука преподавателя к работам учеников не прикасается. Все делает компьютер. А вы получаете сертификат с результатами.

Тестирование позволяет замерить одной линейкой знания учащихся по конкретному предмету по всей стране. Кому не интересно узнать, как он выглядит на фоне остальных? Для этого есть свой показатель - рейтинг. В сертификате выставлен, например, рейтинг «90», Это означает, что вы обогнали 90% учеников, принявших участие в тестировании.

Если цифры, указанные в сертификате, не радуют, ознакомьтесь с ними наедине и постарайтесь извлечь уроки. Набранные баллы достаточно высоки? Тогда несите документ в приемные комиссии - и он может освободить вас от вступительных экзаменов.

Однако условия приемов сертификатов в институтах различны. Каждый вуз сам решает, по каким предметам признавать результаты тестирования, определяет шкалу перевода баллов в отметки. Наконец, он может и не устанавливать проходной балл, а принимать абитуриентов по рейтингу, указанному в сертификате. Например, из подавших заявления отбирают 100 человек с самыми высокими рейтингами.

Статус сертификата тестирования

Из приказа Министерства общего и профессионального образования РФ от 26.12.96№ 000:

«...5. Предоставить право педагогическим советам общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования

засчитывать по желанию обучающихся результаты государственного централизованного тестирования, указанные в сертификатах Центра, в качестве результатов итоговой аттестации по общеобразовательным предметам, кроме устанавливаемых федеральным центральным органом образования в качестве обязательных по итоговой аттестации.

6. Рекомендовать приемным комиссиям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования засчитывать результаты государственного централизованного тестирования, указанные в сертификатах Центра, в качестве результатов вступительных испытаний...»

Московские вузы, участвующие в проведении централизованного тестирования

1. Академия груда и социальных отношений ()

2. Государственный институт русского языка им. Пушкина (,)

3. Государственный университет но землеустройству

4. Государственный университет управления ()

5. Государственная академия водного транспорта

6. Государственная академия тонкой химической технологии ()

7. Медицинская академия им. ()

8. Авиационный институт (Государственный технический университет) ()

9. Государственный агроинженерный университет им. Горячкина ()

10. Государственный горный университет ().

11. Государственный индустриальный университет

12. Государственный институт стали и сплавов

13. Государственный институт электронной техники

14. Государственный социальный университет ()

15. Государственный строительный университет

16. Государственный текстильный университет

17. Государственный технический университет «МАМИ»

1.8. Государственный технический университет им. Баумана

19. Государственный университет геодезии и картографии

20. Государственный университет дизайна и технологии

21. Государственный университет инженерной экологии

22. Государственный университет леса ()

23. Государственный университет печати ()

24. Государственный университет пищевых производств

25. Государственный университет прикладной биотехнологии ()

26. Государственный университет природообустройства

27. Государственный университет путей сообщения

28. Педагогический государственный университет

29. Государственный технологический университет «Станкин» ()

30. Государственный университет нефти и газа им. Губкина (,)

31. Государственный университет инновационных технологий и предпринимательства ()

Дистанционная форма абитуриентского тестирования

ЦТ проводится на специальных бланках, куда учащиеся заносят ответы в соответствии с инструкцией. Наряду с такой бланковой формой ЦТ, существует дистанционная форма абитуриентского тестирования - централизованное компьютерное тестирование (ЦКТ). В прошлом году оно проводилось с 21 по 30 марта по принципу «один день - один предмет». Всего было 10 предметов. На каждый предмет отводилось 90 минут. После тестирования абитуриент принимал решение о занесении информации о своих результатах в базу данных для распространения среди приемных комиссий вузов. Участвовали в ЦКТ 57 вузов России.

Правила участия

Для участия в ЦТ надо заранее (в марте) приобрести пропуск, в котором указывается предмет, место, время тестирования, правила и иная информация. Его можно приобрести в вузах, муниципальных органах управления образованием, школах (лицеях, гимназиях) и других местах по усмотрению организаторов тестирования.

Тестирование является платной образовательной

услугой. Оплата зависит от экономического положения

региона. Конкретная цена устанавливается

Координационным советом по развитию тестирования в России.

В дни весенних каникул некоторые вузы проводят репетиционное тестирование по полученным из Центра тестирования образцам тестов.

По пяти предметам абитуриентского тестирования разработаны тесты повышенной сложности специально для вузов, предъявляющих повышенные требования к знаниям абитуриентов.

Адрес Центра тестирования:

Москва, Ленинский пр-т, 6, стр. 7.

Тест на честность, или Чем выпускник отличается от абитуриента?: Централизованное тестирование // Учительская газета. - 2000. - №8. - С. 11.

Централизованное тестирование: что это и для кого // Куда пойти учиться№1. - С.39.

Вниманию абитуриентов и их родителей!: С 26

Всероссийское компьютерное тестирование

«Телетестинг» для выпускников школ // Первое сентября. -2001. -№21. - С. 1.

Централизованное тестирование: вопросы и ответы // Куда пойти учиться. - №12. - 48-49.

Государственное тестирование 2001 года: Российские вузы, засчитывающие результаты централизованного тестирования Минобразования России (конкурс; дневное; вечернее; заочное обучение) // Абитуриент№2. - С. 12-28.

А экзаменовок вместо ждут нас тили-тили - тесты: (С 1 апреля начнется тестирование старшеклассников) // Комсомольская правдамарта. - С. 15.

Не путайте ЕГЭ с централизованным тестированием // Молодежный курьер. - 2001. - №13. - С.2.

У абитуриентов новый крест - тест!: Централизованное тестирование // Комсомольская правдамарта. - С. 17.

V Всероссийский «Телетестинг»: Первая сводка основных результатов Всероссийского компьютерного тестирования, состоявшегося в дни весенних школьных каникул - главного весеннего тура «Телетестинга» // Первое сентября№31. - С. З.

Расписание централизованного тестирования // Куда пойти учиться№1. - С.41.

Центр тестирования Минобразования России. Расписание Централизованного тестирования в 2001 году. Абитуриентское. Аттестационное // Учительская газета№ 11.-С.22.

Централизованное тестирование для будущих абитуриентов // Куда пойти учиться№42. -С.33-34.

Централизованное тестирование: Правила заполнения бланков. Тесты по математике и обществознанию // Абитуриент№3. - С.32-42.

Централизованное тестирование в 2002 году: Расписание. Дистанционная форма абитуриентского тестирования. Правила участия // Абитуриент. - 2002. -№2. - С.6-9.

Централизованное тестирование в 2003 году в Московских вузах // Куда пойти учиться№1. -С.40-41.

На шаг вперед...: Централизованное тестирование // Куда пойти учиться№12. - С.50

Наши абитуриенты могут поступать в любой вуз Союзного государства. Фото: БЕЛТА

Этот вопрос архисложный, потому что страны успели создать свои самобытные системы обучения с множеством стандартов и тонкостей. Обсудить проблему на конференцию в Москву позвали ведущих экспертов.

Признание дипломов

Единый рынок образовательных услуг Союзного государства привлекателен для абитуриентов благодаря обеспечению равных прав граждан и отсутствию языкового барьера, - отметил советник-посланник Посольства Беларуси в РФ Юрий Ярошевич . - В российских вузах учатся 18 - 20 тысяч граждан Беларуси, а в республике - около двух тысяч россиян. Большинство белорусских абитуриентов предпочитают поступать в учебные заведения Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов. Белорусов сегодня можно найти в ведущих вузах России - в МГУ, Бауманке, МГИМО. Наши ребята чувствуют себя здесь как дома. Мы только приветствуем, что они получают в России образование. Ведь они возвращаются на родину прекрасно подготовленными, и нередко им предлагают хорошую работу.

Начальник отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Сергей Игнатьев отметил, что за прошедшие годы по сближению двух систем образования проведена большая работа.

Создан Белорусско-Российский университет, подписаны соглашения о взаимном признании дипломов, обеспечены равные права при поступлении в вузы, - подчеркнул Игнатьев. - Кстати, недавно на Совмине СГ этот вопрос еще раз рассмотрен, и было признано, что в сфере образования между нашими странами особых проблем нет. Надеемся, что в дальнейшем системы обучения будут унифицированы. Пока же они имеют существенные отличия, достаточно вспомнить российское ЕГЭ и белорусское ЦТ (централизованное тестирование).

В ВУЗ без блата

Замначальника Управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Ирина Каржова:

Значительным шагом вперед стало бы взаимопризнание результатов ЦТ и ЕГЭ. По этому вопросу длительное время шли переговоры, но пока решения нет. Однако для россиян у нас созданы вполне приемлемые условия для обучения как за счет средств бюджета, так и на платной основе, поэтому сейчас этот вопрос остро не стоит.

Мы ведем работу над единым пространством очень осторожно и взвешенно. Потому что системы сильно разнятся - начиная от учебных программ и стандартов до функций самих экзаменов. То есть у нас ЦТ - это форма вступительного испытания в высшие учебные заведения, а ЕГЭ - это симбиоз выпускного экзамена в школе и вступительного испытания в вузы. Требуется много усилий, чтобы появилась некая унификация.

ЦТ, как и ЕГЭ, было принято обществом далеко не сразу. ЦТ стало внедряться в Беларуси еще в 1998 году в качестве эксперимента. Были сомнения, что эта форма оценки знаний приживется. Но со временем ее эффективность стала очевидной, и с 2006 года ЦТ утверждено как основная форма вступительных испытаний. Дополнительные экзамены абитуриенты сдают лишь в творческих университетах и вузах силовых структур.

Анализ ЦТ показывает его надежность, независимость и объективность - это гарантия равноправия абитуриентов. С его помощью можно рассмотреть качество образования вплоть до конкретной школы и узнать, где есть недостатки.

Например, отмечено, что средний балл учащихся в лицеях и гимназиях выше, чем в обычных школах, благодаря факультативным занятиям. Опыт был учтен, и в этом учебном году в Беларуси в старших классах ребята получили возможность выбирать дополнительные предметы, чтобы подтянуть по ним свои знания. В целом сейчас происходит обновление всего процесса обучения, укрепляется связь между ним и производственным сектором.

Мы видим, что и Россия делает очень многое, чтобы укрепить свою систему ЕГЭ. Контингент абитуриентов, которые поступают в ведущие вузы РФ, по уровню знаний вполне соответствует престижности заведений. Совершенствование ЦТ и ЕГЭ - это совершенно нормальные вещи, и оно будет продолжаться.

Какие глаза у лошади Вронского?

Про ЕГЭ рассказывают много небылиц. Но у нас нет анекдотичных тестов с вопросами о том, какого цвета были глаза лошади Вронского! У нас все серьезно, - говорит Ольга Котова, замдиректора Федерального института педагогических измерений . - Мы постепенно уходим от заданий с выбором одного ответа к заданиям, где нужно писать небольшой ответ. То есть идет возврат к нашему старому качественному образованию. В будущем мы разделим ЕГЭ на базовый и продвинутый уровни, чтобы те, кто не собирается поступать в вузы, не чувствовали себя в приниженном состоянии. Они будут сдавать базовый уровень, и стрессов у людей будет меньше.

Ольга Котова напомнила, что уже второй год ребята пишут итоговое сочинение. Заметно, что дети вернулись к чтению - они стали давать больше литературных примеров на экзаменах.

На основе поручений президента мы также стали тщательнее проверять историю как предмет. Внимательно смотрим, какие темы и в каком ключе преподносятся ученику. Все-таки понимание нашего прошлого должно быть единым, - добавила Ольга Котова.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Виктор Болотов отметил, что при получении любых результатов тестирования важно не допускать манипулирования цифрами.

Например, губернатор просит: пусть в нашем регионе появится школа, которая займет место в топе лучших по стране, - говорит Болотов. - И начинают искусственно создавать такую школу. Сгоняют туда отличников и лучших учителей, и получается образцовое заведение - при этом в ущерб другим школам. От рейтингов нужно переходить к рэнкингам. Они позволяют узнать, какова ситуация в определенной школе отдельно с математикой, литературой, химией и так далее, а не просто ее место в общем списке учебных заведений. И еще нужно понимать, что, условно говоря, 90 баллов на экзаменах для московского лицея может быть плохо, а для сельской школы - феноменальный результат.

Ты троечник? Нет, шестерочник!

Первый замдиректора Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович рассказала «СВ» об особенностях вступительных экзаменов.

- Белорусские студенты рассказывали, что ЕГЭ их не пугает, потому что в республике изначально требования выше.

Не берусь судить, что сложнее - ЕГЭ или ЦТ. Но в Беларуси, пожалуй, требования выше, потому что конкуренция среди студентов жестче. Наверное, это связано с тем, что размеры государства меньше и меньше вузов, при этом каждый стремится поступить на бюджет.

В России во время ЕГЭ бывает, что на Кавказе русский язык сдают лучше (по крайней мере по отчетам), чем в Москве? В Беларуси подобное возможно?

У нас таких коллизий не возникает. В России экзамены идут в разное время в десяти часовых поясах. За это время ответы тестов могут быть переданы с Востока на Запад. Во всей Беларуси тесты идут синхронно в единый день. Государственная фельдъегерская служба доставляет все материалы под неусыпным контролем.

- Как россияне могут поступить в белорусские вузы?

Они находятся даже в лучшей ситуации, чем сами белорусы. У граждан РФ есть право выбора. Если они претендуют на обучение за счет бюджета, то проходят централизованное тестирование. Если претендуют на обучение на платной основе, то проходят лишь собеседование, как и другие иностранные граждане. Есть еще одна преференция. Понятно, что россияне не изучали в школе историю Беларуси, поэтому они сдают другой предмет - всемирную историю новейшего времени.

- А сами белорусы как поступают в России?

Кто-то по результатам олимпиад, кто-то сдает ЕГЭ. Причем наши ребята, как уже говорилось, достаточно успешно решают тестовые задания.

- В Беларуси десятибалльная система оценки знаний, а в России - пятибалльная. Можно их совместить?

У нас есть шкала перевода оценок, когда россияне поступают в белорусские вузы. Так что с этим проблем не возникает. Отмечу, что десятибалльная система себя оправдала - она дает более точную оценку уровня знаний учащихся.

- Как вы оцениваете работу Белорусско-Российского университета в Могилеве?

Этот вуз действительно готовит очень квалифицированные кадры. Там ведется интенсивная научная деятельность, идет обмен специалистами с другими университетами. И такое сотрудничество дает весомый результат.

Справка «СВ»

Белорусско-Российский университет - крупный региональный научно-образовательный центр, в состав которого входят также архитектурно-строительный колледж и лицей. Создан на базе Могилевского машиностроительного института в соответствии с соглашением между правительствами Беларуси и России, подписанным в 2001 году.

Подготовка специалистов идет по 16 специальностям и 31 специализации по белорусским образовательным стандартам и 7 специальностям по стандартам РФ. Факультеты - автомеханический, строительный, экономический и др. Общее число учащихся - 12 тысяч человек. Среди выпускников вуза большое количество директоров крупных предприятий и организаций.

У нас здесь каждый - полиглот

Зная о языковых баталиях на Украине и в Прибалтике, мы не могли не задать вопрос: а как обстоят дела в Беларуси? Ситуацию разъяснила методист высшей категории Республиканского института контроля знаний Ирина Саливон:

Белорусский и русский - два государственных языка. И мы должны обеспечить им мирное сосуществование. В этом плане учебный процесс сбалансирован. У нас нет деления страны на какие-то секторы, где опасно использовать тот или иной язык. Абсолютно спокойное, нормальное, толерантное отношение ко всем.

Но среда повседневного общения на данном этапе больше склоняется к русскому языку. И, конечно, государство делает все, чтобы и белорусский язык не терял свои позиции и развивался. В учебных заведениях созданы все условия, чтобы молодежь его изучала.

У нас нет в учебной системе какого-то упрощенного отношения к белорусскому языку. Два языка преподаются на одном уровне. Количество учебных часов сопоставимо. И выпускные экзамены наши дети сдают по двум языкам. Это обязательно для всех без исключения.

То есть, выходя из школы, любой парень или девушка владеют белорусским языком, как минимум, на базовом уровне.

Довольно любопытно наблюдать смешение языков. Рождаются слова-гибриды. Например, когда ребенок начало слова произносит по-белорусски, а окончание дает на русском. Также часто можно увидеть, как наши литераторы пишут на русском, но дают вставки на белорусском.

Централизованное тестирование (ЦТ) стартует в Беларуси с 12 июня и продлится до 2 июля. Первым абитуриенты сдадут тестирование по белорусскому языку, последним — по всемирной истории.

Как и любой другой экзамен, ЦТ имеет свои правила и запреты. Что нужно знать абитуриенту перед тем, как идти писать тестирование — в специальной памятке Sputnik.

Во сколько надо приходить?

Само централизованное тестирование начинается в 11:00, однако в пункт проведения необходимо прийти заранее, обязательно — до 10:30. Если вы замешкаетесь и зайдете в помещение уже после вскрытия конверта с заданиями, вас к экзамену не допустят.

Конечно, очень важно не перепутать корпуса университета, в котором вы сдаете ЦТ — лучше перепроверьте на сайтах вузов. Например, такую возможность предоставили в БГУ.

Как заполнять бланк ЦТ?

При заполнении бланка ответов на ЦТ помните: считывать их будет компьютер, и ему не объяснишь, перепутали ли вы что-то или сделали ошибку.

Важно, чтобы ответы вы заносили только в специальные поля: по букве (цифре) на одну клеточку. Пустые клетки заполнять не надо. Записывать все надо так же, как в образце наверху бланка — печатными знаками.

Заполнять область регистрации нужно на том же языке, на котором подано заявление на регистрацию. Подпись внизу листа не должна выходить за пределы специальной рамки.

Помните и то, что заштриховывать свои неправильные ответы или замазывать чем-то нельзя — на бланке указан способ отмены на такой случай.

Подробнее о нюансах заполнения бланков вам расскажут в пункте проведения ЦТ прямо перед испытанием, там же организаторы могут и ответить на вопросы.

Как себя вести в аудитории?

Нельзя ходить по аудитории, кричать через зал вопросы организаторам — лучше поднимите руку, и к вам подойдут. Если вам нужно в туалет, то сходить туда вы сможете только с одним из организаторов, дабы лишить вас возможности списывать.

Родители могут прийти поддержать?

Вход в пункты проведения ЦТ в дни проведения испытания открыт только для тех, кто зарегистрирован на испытание. Ваши родственники или друзья вас могут проводить только до входа в здание, дальше — нельзя.

Централизованное тестирование нередко путают с единым государственным экзаменом. И это не удивительно - у них много общего.

Идея проведения Централизованного тестирования (ЦТ) возникла около десяти лет назад. Тестирование было задумано как альтернатива традиционным вступительным испытаниям. По сути, это первая попытка внедрить в российскую образовательную систему универсальную схему, позволяющую с одними и теми же баллами поступать в несколько вузов одновременно.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был разработан специалистами Федерального центра тестирования позднее. За основу были взяты методики и наработки ЦТ.

Если идея ЕГЭ развивается и "обкатывается" на государственном уровне (госэкзамен - "детище" Министерства образования РФ - в 2009 г. станет обязательным для всех выпускников средней школы), то участие в централизованном тестировании является добровольным как для абитуриентов, так и для вузов.

Каждый вуз оставляет за собой право выбора - приравнивать набранные на ЦТ баллы к результатам вступительных или нет. Администрация вуза может вводить свои ограничения: принимать результаты централизованного тестирования только по определенным предметам или засчитывать баллы после того, как вы пройдете собеседование и т.п.

Кто за что отвечает

Тестирование проводят вузы и школы - партнеры Федерального центра тестирования (ФЦТ). Результаты проверяются в Центре. "Разрешительным документом" для проведения тестирования является договор, который учебное заведение заключает с ФЦТ. Этот документ должен быть датирован текущим годом и подписан с одной стороны - директором Центра, с другой - ректором конкретного вуза. При этом Центр отвечает за качество тестов, проверку и информационную безопасность материала, а вуз предоставляет площадку для проведения тестирования и следит за корректным ходом экзамена.

Не просто бумажка

Каждый школьник, прошедший централизованное тестирование, получает сертификат. В нем указано количество набранных баллов и верно выполненных заданий; рейтинг среди других участников ЦТ. Это дает возможность абитуриенту оценить свои силы еще до начала вступительных испытаний.

Все сертификаты имеют единый формат, независимо от того, где проводилось тестирование.

Сколько стоит ЦТ

Федеральный центр тестирования существует как независимая хозрасчетная структура. Хотя она курируется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, но напрямую не зависит от госструктур и, соответственно, ими не финансируется. Поэтому участие в централизованном тестировании для абитуриентов платное. Центр ежегодно определяет приблизительную стоимость одного экзамена. В 2006 г. она составила от 150 до 450 руб. Окончательную сумму устанавливает вуз, который проводит тестирование.

Существует три вида централизованного тестирования:
итоговое - для выпускников 9-х классов
итоговое - для 11-классников
тестирование абитуриентов (результаты засчитываются вузами во время вступительных экзаменов).
Два последних различаются по сложности и не заменяют друг друга.

Граница на замке

Централизованное тестирование проводится одновременно во всех регионах - от Калининградской области до Камчатки. Это одна из гарантий его "прозрачности". На экзамен по каждому предмету отводится один день - если, предположим, в Москве 14 апреля проходит тестирование по русскому языку, то можно со стопроцентной уверенностью сказать, что в этот же день тестирование по этому предмету пройдет в Екатеринбурге, Магадане, Астрахани и т.д. Чтобы не было возможности списать или подтасовать результаты, принимаются различные меры обеспечения информационной безопасности.

В Интернете постоянно появляются объявления, авторы которых предлагают "готовые ответы ЦТ на текущий год со 100 %-ной гарантией". Мы неоднократно приобретали подобные "гарантированные ответы" через третьих лиц, и ни разу не встретили ничего даже близкого к реальным вариантам. На нашем официальном сайте rustest.ru мы постоянно публикуем черный список фирм, которые предлагают подобный "товар". На самом деле подтасовать ответы, заранее вычислить правильные варианты крайне сложно. Во-первых, базы вопросов (тестов) и ключей к ним хранятся в разных местах и совмещаются через специальные перекодировки уже непосредственно во время проверки. Во-вторых, все варианты формируются по принципу спонтанности: до последнего момента мы сами не знаем, какой вариант куда пойдет. Помимо этого, к месту проведения тесты доставляются в специальных опечатанных пакетах - "secure pack". Мы очень скрупулезно следим за соблюдением необходимых правил на всех этапах тестирования. Тщательно отслеживаем статистику результатов ЦТ. Если при обработке тестов выясняется, что ответы одной аудитории совпадают, то результаты подвергаются сомнению. В этом случае может быть назначено повторное тестирование. Оно проводится бесплатно для участников. Сертификат выдается на основании достоверного результата.

МГИМО, Щепка, Бауманский...

Централизованное тестирование и единый государственный экзамен - тестовый способ проверки знаний. Централизованное тестирование, в отличие от ЕГЭ, включает всего два блока вопросов разного уровня сложности. В едином государственном экзамене таких блоков - три. При этом многие специалисты оценивают вопросы централизованного тестирования как более сложные по сравнению с заданиями ЕГЭ.

С каждым годом ЕГЭ занимает все более устойчивые позиции, а количество вузов, участвующих в централизованном тестировании, сокращается. Вместе с тем централизованное тестирование дает хороший шанс поступить во многие российские вузы. Так, в 2005 г. в централизованном тестировании участвовало около 500 российских вузов, из них 33 московских. Всего по сертификатам ЦТ было зачислено 85250 абитуриентов, из них 364 - в Московский государственный университет путей сообщения, 1186 - в Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, трое - в Московский государственный институт международных отношений и один - даже в Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина.

Результаты тестирования ежегодно обрабатываются Госкомстатом России. Всю информацию о количестве участников, проценте абитуриентов, зачисленных в вузы по результатам тестирования, можно посмотреть на сайте ФЦТ.

Небезоблачное будущее

Единый госэкзамен со временем вытеснит централизованное тестирование как форму поступления в вузы, но скоропостижная кончина ему не грозит.

Ольга Решетникова, заместитель директора ФЦТ:

Мы не боимся исчезнуть с повсеместным введением ЕГЭ. Централизованное тестирование представляет собой хорошо отлаженный механизм тренинга и способ самостоятельной проверки знаний. Это независимая оценка, которая показывает объективный уровень знаний школьников, безотносительно симпатий или антипатий учителей. Для того чтобы успешно пройти ЕГЭ, лучше потренироваться заранее - при ответе на вопросы тестов важны не только знания, но и умение грамотно заполнять саму форму, правильно распределять время.

Информация к размышлению

Прежде чем принять решение об участии в централизованном тестировании, стоит взвесить все "за" и "против". Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • работает ли выбранный вуз по схеме ЦТ? Наилучший вариант - поступать в несколько вузов, готовых принять сертификат или его дубликат
  • проводит ли вуз тестирование самостоятельно или рассматривает результаты, полученные вне его стен? (в первом случае, доверия к сертификату ЦТ будет больше)
  • готовы ли вы платить?
  • сможете ли вы в середине апреля показать достаточно высокий "финишный" результат?
  • и, наконец, сумеете ли вы, отправив сертификат в вуз, спокойно дожидаться объявления проходного балла, не изводя себя мыслью "а сегодня я бы точно написал лучше"?

Централизованное тестирование дает возможность
Абитуриенту
Получить независимую оценку уровня своей подготовки. Тестирование проходит в середине апреля. Низкий балл - не повод для расстройства: еще есть время наверстать упущенное и устранить пробелы в знаниях.
Заранее оценить свои шансы на поступление. Хороший помощник в этом - рейтинговая шкала.
Не тратить нервы во время вступительных летних испытаний. Список вузов, принимающих сертификат централизованного тестирования, большой. Достаточно разослать его по разным вузам, которые принимают результаты, и ждать ответа.
Подать сертификат ЦТ одновременно в несколько вузов.
Потренироваться в заполнении тестовых материалов (правда, за деньги).
Вузу
Больше всего выигрывают партнеры ФЦТ, устраивающие тестирование на своей базе. Часть денег за проведение централизованного тестирования отчисляется вузу, учебные заведения получают возможность отобрать лучших абитуриентов. Для вузов-участников централизованного тестирования такой процесс абсолютно "прозрачен": поступающие выполняют тестовые задания непосредственно в стенах будущей Альма-матер, под присмотром преподавателей. Администрация вуза полностью контролирует процесс - в этом состоит еще одно существенное отличие централизованного тестирования от ЕГЭ. Вузовские преподаватели не всегда склонны доверять результатам единого госэкзамена, ссылаясь на то, что где-нибудь на периферии школьные учителя могут посодействовать в правильном выполнении заданий.

Каким бы ни был Ваш результат на централизованном тестировании – это будет в первую очередь Ваша заслуга или Ваш провал. Конечно, всегда можно найти себе оправдание, что Вам не повезло с учителями, репетиторами и так далее. Возможно, так оно и есть. Но постарайтесь быть честным с самим собой – главное зависело от Вас. И именно от Вас зависит, как Вы теперь настроитесь на тесты.

Подготовка к тестам

Голова во время экзамена должна быть ясной. Поэтому Вы должны:

  • Высыпаться на протяжении нескольких недель, и особенно в день перед тестированием;
  • Гулять на свежем воздухе;
  • Поменьше сидеть у телевизора и компьютера;
  • Не заниматься учёбой «круглосуточно»;
  • В день перед ЦТ не стоит решать что-то конкретное, повторите формулы и закончите с учебой часикам к трем дня, потом прогуляйтесь на свежем воздухе и лягте пораньше спать.

Алкоголь на выпускном вечере лучше исключить или его количество должно быть минимальным. После среднего опьянения мозг восстанавливается 4-5 дней, после хорошей пьянки – неделю, поэтому «вспышки разума» на тестировании будут маловероятны. В лучшем случае Вы решите стандартные задачи. Окончание учебного года лучше отметить после тестов. Вот тогда оторвитесь по полной! Если уж совсем невтерпёж, то хорошо отпразднуйте «последний звонок».

Ограничьте также время загула на выпускном вечере. Не стоит менять биологический ритм жизни. На его восстановление также уйдёт несколько дней.

Прохождение централизованного тестирования

1. Начало тестирования

Будьте готовы к тому, что само тестирование начнётся не в одиннадцать часов, а только после того как все абитуриенты в данной аудитории оформят бланки, а так как в аудитории всегда найдутся «не очень сообразительные» абитуриенты, которым несколько раз придётся объяснять, как оформляется и заполняется бланк, то до начала самого тестирования вы проведете в аудитории довольно продолжительное время. Успокойтесь, закройте глаза и расскажите себе то единственное стихотворение, которое Вы знаете, или про себя напойте любимую песню. Не психуйте, а отдыхайте. Ведь до вскрытия конвертов с заданиями, и до того как вы эти задания получите, заветные три часа отсчитываться не начнут. Кстати, не вздумайте опоздать по этой причине. Вход в аудитории прекращается в 11 часов. Приезжать на тесты лучше всего за минут сорок, например, на случай если окажется, что Вы забыли паспорт, Вам успеют его подвезти, или на случай если Вам придется долго искать свою аудиторию.

Войдя в аудиторию, проверьте пригодность вашего места для трёхчасового экзамена, на подготовку к которому Вы потратили столько сил и времени, а родители средств. Вам должно быть удобно сидеть, если нет – позовите преподавателей и попросите их помочь. До начала тестирования обязательно сходите в туалет.

Во-первых, поход в туалет во время тестирование приведёт к потере времени. На самом тестировании лучше обойтись и вовсе без таких походов. Во-вторых, вы будете знать, где находится туалет, и не потратите много времени на поиски в случае если он Вам всё же понадобится.

Успокойтесь в начале тестирования. Получив условия, не бросайтесь на них сломя голову. Не спешите. В начале теста прочитайте все, что будет написано в тесте, в том числе и вводный текст от составителей, учитывайте то, о чем Вы там прочитаете. На тесте по физике также внимательно изучите таблицу постоянных величин. Именно там могут быть указаны данные, необходимые для решения некоторых задач, например, заряд и масса электрона или протона.

Не выглядывайте сразу сложные задачи с мыслью «Я как раз не знаю, как такое решать!». Найдите те задания, которые вы точно решите, сделайте это и похвалите себя.

2. Отношение к «быстрым» абитуриентам и время Вашей работы на тесте

Не обращайте внимания на других абитуриентов. Вы сами за себя, они тоже. Через 5 минут после начала теста некоторые абитуриенты начнут сдавать бланки и уходить из аудитории, а через 40 минут в аудитории останется 10-15 процентов абитуриентов, и Вы должны быть в их числе. Не пугайтесь. Не думайте, что те, кто ушёл, всё сделали, т.к. были лучше Вас готовы или имели ответы к тестам. Они сделают 0-5 первых примеров и сыграют в «морской бой» с оставшимися заданиями. Они Вам не конкуренты, они просто пришли испытать удачу.

Перед тестом посмотрите футбольный матч английской премьер-лиги или хоккейный матч НХЛ. Обратите внимание, что проигрывающая команда сражается до последней секунды, даже в безнадёжной ситуации. Вы, также как и они, должны бороться все 180 минут.

3. Что брать, а чего не брать

Не забудьте взять с собой питьевую негазированную воду в небольшой прозрачной пластмассовой бутылке (0,5 л). Снимите заранее с бутылки этикетки, так как организаторы могут посчитать, что на них написаны шпаргалки. В аудитории всегда есть питьевая вода и одноразовая посуда, но их может и не хватить. Организаторы тестирования могут отказать вам в проносе воды в аудиторию или попросят поставить её на общий стол. Не обижайтесь на это, а выполните их требования. Шоколадки брать не нужно, скорее всего Вам не дадут ими воспользоваться.

Ни в коем случае не кладите в карман мобильный телефон, даже в отключенном состоянии. Из аудитории выгоняют даже в момент, когда абитуриент одной рукой сдаёт бланк, а второй рукой рефлекторно лезет за телефоном. Кроме того, даже выключенный телефон может подавать сигналы (например сработает будильник) – а это конец.

На тест по математике не берите калькулятор, ни на какие тесты не берите шпаргалки. Случайно опустите руку в карман, и… Вы уже за дверью. Никто не будет Вам делать замечания и грозить пальцем, просто заберут бланк, не вступая в переговоры.

Помните, что на тест по математике нельзя брать линейку, циркуль, карандаш. В качестве линейки можно использовать паспорт. К слову: не вздумайте писать карандашом шпаргалки в паспорте, или делать там любые другие пометки, паспорта могут перелистать и проверить.

Для теста по физике подготовьте два калькулятора – один инженерный (но с одной строкой на мониторе), второй простой (но тоже с корнем квадратным). За «неправильный» калькулятор с теста не выгоняют, а внятного пояснения, какой из калькуляторов подходит, до сих пор нет. Начните использовать инженерный калькулятор, если преподаватель сделает Вам замечание, спрячете его и возьмёте второй. Кстати, потренируйтесь считать на калькуляторе, так как в последнее время Вы для расчётов пользуетесь телефонами.

4. Ситуация с черновиками, выходом в туалет и поведение в конфликтных ситуациях

Если Вам не хватит черновиков, обратитесь к преподавателю в аудитории.

В очень редких случаях Вас могут послать, сказав, что бумаги больше нет. Не психуйте в этом случае, но и не идите туда, куда Вас пошлют. Спокойно попросите протокол проведения экзамена для того, чтобы сделать там запись. Вас могут послать второй раз. Тогда потребуйте пригласить председателя экзаменационной комиссии. Бумага для черновиков волшебным образом найдётся.

В туалет выпустить Вас обязаны (под контролем). Если Вам это действительно нужно, то не ведитесь на предложение закончить работу и только после этого идти в туалет. Терпеть и хорошо решать затруднительно. В случае возникновения конфликта действуйте по алгоритму, описанному выше.

Кстати, по такому же алгоритму ведите себя в случае возникновения других конфликтных ситуаций. В любом случае помните, что вся система ЦТ создана для Вас, Вы ее главные действующие лица, у Вас есть права (например, Вас не имеют права отвлекать от написания теста). Помните, что за редчайшим исключением преподаватели в аудитории - вполне дружелюбные по отношению к Вам люди, не настроенные на создание Вам каких-либо проблем. Соблюдайте правила написания теста – и никто не станет Вам мешать.

Помните, что конфликт проще предупредить, чем нейтрализовать. Если вы будете спокойно решать тест, не отвлекая других абитуриентов и преподавателей и не досаждая им, то ни один преподаватель не станет создавать конфликтную ситуацию. Ведите себя спокойно и уверенно.

5. Решение теста

Решайте задачи по порядку, пропуская самые сложные.

  • ОЧЕНЬ ВАЖНО! Никогда не начинайте решение теста с части В. Если у Вас сходу не получится решить часть В, то Вы, потратив много времени, расстроившись в спешке даже часть А потом не решите.

Решая тест, не забывайте:

  1. В физике и математике в части А правильный только один из вариантов ответа, в части В ответом должно быть целое число. В бланк ответов в части В размерность ответа писать НЕ нужно. Писать нужно только само число;
  2. При этом в физике, возможно, ответ в части А придется округлять, так чтобы он соответствовал вариантам ответа, а в части В – до целого (не пугайтесь этого, но и не злоупотребляйте, округлять можно только конечный ответ, а в промежуточных расчетах избегайте округлений, округляйте по правилам округления, а не «просто до меньшего»);
  3. Помните про ОДЗ – иначе у Вас будет много лишних «корней»;
  4. Не допускайте других глупых ошибок из «справочника» приведенного в конце документа;
  5. В физике не забывайте переводить все величины в систему СИ;
  6. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Помните, что в тестах по математике, а особенно по физике, каждое слово, окончание и союз, и даже знаки препинания в условии задачи имеют порой определяющее значение и самым непосредственным образом влияют на решение. Очень внимательно читайте задачу, вспоминая значение каждого слова.
  7. Решив задачу, ещё раз уточните вопрос к ней, и ответьте именно на него. Внимательно читайте вопрос задачи;
  8. Будьте внимательны и не спешите, спокойно вспоминайте именно то, что нужно для решения данной конкретной задачи, а не применяйте бездумно первое вспомнившееся действие, свойство или формулу. Если Вы это сделаете, Вы убедите себя, что Ваше неправильное решение было «правильным», и скорее всего уже не сможете освободиться от этого заблуждения даже при проверке;
  9. Если в ходе решения задачи по математике Вы выходите на очень большие расчеты (например, перемножение или деление некрасивых четырехзначных чисел, вроде 4157), то, скорее всего, Вы неправильно либо не рационально решаете задачу, и очень рискуете ошибиться (хотя аккуратно выполненное не рациональное решение, тоже может привести к правильному ответу). Зачастую в тестах очень хорошо подобраны числа. Попробуйте отложить задачу минут на 20. Когда вернетесь к ней снова, постарайтесь внимательно подумать над ней заново, и придумать хоть немного другой метод решения;
  10. Не спешите. В части А даже если Вам покажется, что задача достаточно проста чтобы потратить на неё в сумме 5 секунд – НЕ ТОРОПИТЕСЬ – уделите даже самым простым заданиям в части А должное количество времени. Две минуты вдумчивого осмысления простых задач вместо 5 секунд Вам, тем не менее, позволят успеть сделать все, что Вы сможете сделать, и при этом не допустить очень глупых и обидных ошибок.
  11. Помните, что в математике и физике не существует понятий: «наверное», «может быть», «мне кажется» и т.д. Здесь есть только «правильно» и «неправильно». Это означает, что если в какой-то момент Вам покажется, что какое-то решение выглядит «некрасиво», то это не значит, что задачу нужно отбросить и поднять себе нервы, Вы просто должны проверить математическую или физическую справедливость данного решения, посмотреть может где-то что-то сокращалось, или в ответе нужно указать не то, что Вы ищите, а может просто нужно аккуратно довести решение до конца.
  12. Аналогично Вы никогда не должны ничего писать по соображениям: «… а получалось так красиво» или «ну так ведь проще …», Вы должны писать только математическую и физическую правду.
  13. При решении теста в черновике стоит писать побольше промежуточных действий. Это, во-первых, меньше утомит Ваш мозг, т.к. Вы не будете держать большое количество действий в уме. Во-вторых, упростит проверку. А главное Вы не потратите на это лишнего времени, скорее сэкономите его. Часто приходится видеть, как ученик в уме, запинаясь, ошибаясь и по десять раз переделывая и перепроверяя себя (всё это в уме) делает каких-то пару действий дольше, чем тот который их прописывает в тетрадке.
  14. Решая некоторую задачу думайте именно о ней, и о правильности того, что Вы пишите в данный момент. Но не переживайте о том, что быть может что-то было не решено и пока отложено, и о том, что впереди могут быть всякие там неведомые сложные задачи.

И ещё. В тесте по математике, задания идут в порядке возрастания сложности, только согласно субъективному представлению авторов теста, для Вас же лично может так оказаться, что самыми сложными задачами будут не самые последние из предложенных. А в тесте по физике сложность задач и вовсе не определяется их порядковым номером. Самые сложные задачи могут находиться в начале или середине части В.

Таким образом: Если задача не решается, пропустите её, и идите дальше, вернётесь к этой задаче потом. Однако злоупотреблять этой мерой тоже не стоит, не нужно прыгать по всему тесту, в попытках найти самую подходящую задачу для решения прямо сейчас, пропускайте задачи, если действительно не можете их пока решить, или если чувствуете, что потратите на нее много времени.

Работу с тестом нужно организовать в несколько прочтений:

  1. Первое беглое ознакомление с тестом: смотрим какие темы, в каком объеме представлены, какая сложность задач. Это нужно для того, чтобы правильно спланировать свое время, и не дергаться при решении задач на предмет того, что будет дальше, исключить суматоху при решении теста.
  2. Решаем задачи строго по порядку, начиная с части А, пропуская только то, что оказывается слишком уж сложным.
  3. Решаем то, что можем из пропущенного.
  4. Проверяем.

При решении задач, думайте не о том, что Вам в задаче что-то неизвестно, а о том, как найти неизвестные величины. Если Вы не видите ход решения задачи, делайте незначительные преобразования, ищите «ненужные» на первый взгляд величины. В математических задачах попробуйте проанализировать ОДЗ, или вид предлагаемых функций, возможно, такой анализ позволит ограничить поиск решения настолько, что его можно будет провести устно, подбором, без полноценного решения. Если Вы не знаете, как выглядит некоторая функция, а это важно для решения, нарисуйте ее тупо по точкам. В геометрии нарисуйте рисунок очень аккуратно и точно, и просто измерьте искомую величину. В физике попробуйте из предлагаемых в задаче величин составить величину с размерностью ответа и так далее.

В общем, делайте что-нибудь, даже если Вам кажется, что это тупо и бесполезно, даже если Вам кажется, что Вы ничего не знаете. Боритесь, сдаться Вы всегда успеете. Только не сидите сложа руки тупо глядя на пример, и не отвлекайтесь на всякие тяжелые мысли, не переживайте свои переживания о том, что у Вас что-то не получается. Пока есть время – действуйте. Главное, чтобы то, что Вы делаете в таких задачах, было справедливо с точки зрения физики и математики. Писать лишь бы что, конечно не стоит. Вот еще несколько технических советов:

  • Если у Вас несколько раз в части В встречается один и тот же ответ, или много раз подряд в части А получается ответ с одним и тем же номером, не вздумайте рассматривать это как признак неправильности решения, такое случается.
  • В части В несколько задач обычно достаточно просты, такие задачи вполне могут решаться с применением одной или двух формул или преобразований, и не содержать особой хитрости. Они не обязательно будут первыми в части В. Если у Вас при решении задачи из части В получается простое решение, и Вы уверены в своих знаниях, не стоит рассматривать простоту решения как признак его неправильности.

Не спешите сдавать работу, если у вас осталось время – проверьте еще раз решения. При проверке учитывайте:

  • Даже если в части А вы получили один из тех ответов, которые даны среди вариантов ответа, он необязательно верный, типичные ошибки составители тестов учитывают, и предлагают варианты ответа с расчетом на эти ошибки.
  • Проверку стоит начинать с проверки правильности переноса чисел и выражений из условия задачи себе на лист и в дальнейшие расчеты (Проверка «Дано»).
  • Проверять стоит, также и то, под каким номером стоит тот ответ, который Вы получили, и к какому заданию он относится.
  • Хороший способ проверки своего решения на наличие глупых ошибок (вроде: 2 + 2 = 8) это решение задачи заново на чистом листе, не подглядывая в изначальное решение. При этом, если принципиально Вы уже знаете решение, то проделать его заново, займет у Вас немногим больше времени, чем внимательно просмотреть свое первое решение. Но читая собственный текст трудно заметить ошибку, а вот решая задачу второй раз, Вы вряд ли снова допустите такую же глупую ошибку в том же месте.

Сделайте для себя на черновике таблицу с ответами, заполняйте ее по мере решения задач, а потом просто перенесите ответы в бланк. Так вы уменьшите риск неверно записать ответы в бланк. Начните заполнять бланк не позже, чем за 30 минут до окончания теста – в спешке можно сделать самые глупые и обидные ошибки, записать свои правильные ответы под неправильными номерами. Кроме того, учтите, что многие председатели экзаменационных комиссий не дадут Вам ни одной лишней секунды. Бланк ответов могут вырвать прямо из рук в тот момент когда Вам остается потратить 20 секунд на то, чтобы перенести ответы части В в бланк. Это наверное самое страшное фиаско на ЦТ, имея ответы не успеть их занести в бланк, но Вы не поверите, таких людей тысячи каждый год. Не будьте в их числе – заполните бланк заранее. Если время останется, то «добейте» самые сложные задачи и сразу же внесите ответы на эти задачи в бланк.

Не пытайтесь посмотреть, сколько и как нарешали другие, верьте в себя и занимайтесь только собой и своим решением. Даже если Вам покажется, что есть возможность списать – не вздумайте этого делать – скорее всего, Вас выгонят, в лучшем случае, Вы спишите ошибку.

Кроме того, на ЦТ настолько бескомпромиссно и быстро удаляют абитуриентов с экзамена за списывание, что сам процесс списывания (для тех кто всё же пытается этим заниматься) отнимает столько психологических сил и времени, что в итоге эти попытки дают только отрицательный результат, у ученика не остается больше сил и времени для решения оставшихся задач.

  • Вместо того чтобы пытаться списывать, выучите Вы необходимые формулы и методы, придите на ЦТ с осознанием своей силы и правоты, сядьте и напишите всё честно, спокойно, без нервов и внимательно читая условия. Ваш результат в этом случае будет наибольшим.

На тесте ни с кем из абитуриентов не разговаривайте, разговаривать можно только с представителями экзаменационной комиссии. За переговоры между абитуриентами выгоняют всех участников диалога, независимо от того, кто его начал, и кто кому пытался помочь. Выгоняют легко, быстро и без предупреждений. Не отвечайте на чужие вопросы, это будет очень глупый конец Вашей вступительной кампании (помочь ближнему ценой своего благополучия это конечно достойно, но только не в этот раз, особенно учитывая, что ближнего тоже выгонят). И не спрашивайте никого ни о чем, не подвергайте риску себя и окружающих, кроме того Вам вряд ли смогут помочь другие абитуриенты, скорее всего они Вас только запутают.

Если какой-нибудь другой абитуриент будет очень настойчиво пытаться завязать с Вами беседу, то ни в коем случае не отвечайте ему, не нужно ему объяснять, что разговаривать нельзя и просить от Вас отвязаться. За такие разговоры тоже выгоняют. Как хотите, но не реагируйте.

6. Ситуация с «неправильной» задачей

В очень и очень редких случаях условие задачи может быть плохо напечатано или может быть два одинаковых ответа. Также условие задачи может быть некорректным. Не заводитесь по этому поводу, не лезьте с вопросами к преподавателю. Эту ситуацию как-нибудь разрулят без Вас. Пропустите эту задачу, вернётесь к ней позже, когда всё станет на свои места.

Если же в аудитории никто, кроме Вас, не заметил проблемы, то первое, что вы должны сделать, это: еще раз очень внимательно подумать над этой задачей, чаще всего оказывается, что это не задача была плоха, а абитуриент ее неправильно понял, вообще не понял или побоялся решать.

  • Например, Вы правильно решаете задачу, и вдруг!... Иррациональные корни или просто «плохой» дискриминант повергли Вас в шок, Вы бьётесь в истерике и уже не помните, что в задаче могли спросить количество или сумму корней, которые представляют собой вполне «красивое» число.

Если Вам по-прежнему будет казаться, что задача плоха, то второе, что вы должны сделать, это: обратиться к преподавателю, только тогда, когда Вы решите основную часть теста. Преподавателем в аудитории на тест по математике или физике назначается филолог, историк и т.п. Ответить на Ваш вопрос по предмету он не имеет права, да и не сможет. Поэтому, на всякий случай, зафиксируйте проблему в протоколе о проведении экзамена. Если Вы вдруг окажетесь правы, то Вам зачтут решение этой задачи. Но, подчеркнем ещё раз, не переживайте по этому поводу. Одна задача не окажет существенного влияния на результат тестирования. А вот неадекватная реакция на эту проблему может помешать Вам решить остальные задачи.

Кроме того, если одна из задач окажется совсем-совсем неправильной в части самого условия, то ее зачтут как верно решенную всем абитуриентам в том числе и Вам, и поэтому она будет цениться в 0 баллов. Таким образом, при правильном решении всех остальных задач из теста, абитуриент по прежнему сможет набрать 100 баллов. Короче получится так, будто этой задачи и не было, а было всего 29 задач.

Также, в последнее время очень редко, но все же случается, что в некоторых задачах как части А так и части В есть два разных правильных ответа. Это небольшая ошибка составителей теста, так не должно быть. При этом если уж такое происходит, то абитуриентам засчитывается любой из правильных ответов как правильный. Но если Вы впишите оба ответа, то они будут засчитаны как неверный ответ. Поэтому, если Вы внезапно получаете, в какой-либо задаче два разных ответа и уверены, что оба они правильные, то в ответ в бланке пишите один из них. Но еще раз, такое бывает очень и очень редко, обычно если Вы получаете два ответа, то один из них нужно выкинуть по каким-нибудь объективным причинам (например, один из них не подходит по ОДЗ или, в физике, ответ не может соответствовать действительности, типа отрицательной массы).

7. Информация для разгильдяев и бездельников

В каждом тесте есть с десяток очень простых задач. Вы тоже можете их решить. Просто поверьте в себя, упритесь и любым способом решите их. Не отчаивайтесь если после первого прочтения задачи Вы не поняли сразу же как она решается. Не спешите, выпишите дано, нарисуйте рисунок, сделайте пару преобразований, в конце концов решите задачу не рационально, например, подбором, методом исключения ответов или графически. Еще раз повторимся, в каждом тесте есть много задач, которые можно решить не обладая особыми знаниями, а только лишь базовыми понятиями и минимальной логикой.

Более того, если предел Ваших мечтаний это 40 баллов на ЦТ, то Вам обязательно нужно найти для себя эти 10-15 самых простых и понятных задач, сконцентрироваться, и усердно решать именно их, решать хоть все три часа. При этом об остальных задачах даже не думайте.

Но, как Вы понимаете хоть какой-нибудь ответ нужно дать на все задания, как в части А так и в части В. При «угадывании» ответа на остальные (сложные на Ваш взгляд) задачи, которые Вы так и не стали решать, стоит учитывать следующее: если уж у Вас совсем нет никаких соображений по задаче, то сочинительство всяких глупых логических доводов приведет Вас почти наверняка к неправильному ответу, поэтому если уж Вы все-таки капитулируете перед какой-либо из задач, то чтобы не уменьшать вероятность угадать ответ:

  1. Забудьте обо всех своих предыдущих размышлениях насчет этой задачи и просто гадайте, т.е. совершенно случайным образом выбирайте любое число от 1 до 5 в части А. Про часть В далее.
  2. При угадывании не учитывайте сколько раз, какой ответ уже встречался, сколько раз он шел подряд, просто угадывайте. Бывало такое, что даже в части В три раза попадался один и тот же ответ, два из этих ответов причем шли подряд.
  3. В части В ставьте в ответ любое число от –15 до 15 кроме ноля. Учитывайте при этом физический или математический смысл той величины, о которой спрашивают в задаче. Например, количество корней или масса не может быть отрицательной, следовательно, в таких случаях выбирайте число от 1 до 15.

8. ЦТ бояться уже поздно…

Напоследок, хотелось бы пожелать Вам монументального спокойствия на ЦТ, ведь оно Вам там очень пригодится и поможет написать этот экзамен на максимальный из возможных баллов. К слову сказать, Вам уже и нет никаких причин бояться ЦТ, дело в том что:

  • ЦТ это всего лишь конечный пункт Вашей вступительной кампании, которая длилась целый год или даже годы. И если уж переживать о Вашем поступлении, то нужно было переживать о каждом пропущенном занятии, о каждой не сделанной домашке. А если вы тогда не переживали, то сейчас у Вас есть ровно столько же причин переживать. ЦТ это всего лишь один (к радости еще и последний по данному предмету) день Вашего процесса поступления. На что Вы подготовились за 11 лет школы и пары лет подготовки к ЦТ, на то Вы и напишите, не сомневайтесь Вы получите свой заслуженный балл, ни больше и ни меньше. Но…
  • Вторая причина не волноваться, это то, что волнение это фактически единственное что может изменить тот балл на который Вы наработали за предыдущие годы, но изменить этот балл волнение может, конечно, только в меньшую сторону.
  • В конце концов, ЦТ хорошо тем, что Вы в любом случае получите какой-то балл, и сможете отнести Ваш сертификат куда-то. Да, может это будет меньше чем Вы надеялись, но получив сертификат Вы примите решение, что делать дальше, а пока надо просто написать ЦТ, успокоившись и сконцентрировавшись. Написать так как Вы это можете в лучшем виде. Таким образом, на ЦТ нет того давящего факта, типа написал хорошо – поступил, написал плохо – не поступил. Нет, пока Вы просто получаете какой-то балл, поступление будет потом.

9. Заключительные замечания и пожелания

Если тест сложный, не паникуйте, в нем обязательно найдутся простые задачи. Кроме того, он одинаково сложен для всех. Просто средний балл будет низким, и проходные баллы в ВУЗы тоже будут ниже. Главное, чтобы Вы написали тест относительно лучше других.

Ниже можно посмотреть PDF версию этого документа с таблицей самых распространенных ошибок на ЦТ по физике и математике . Изучите эту таблицу очень внимательно, и постарайтесь не допускать подобных глупых ошибок, чтобы потом не было мучительно обидно.