Строительство дома

Скачать презентацию искусство после второй мировой. Презентация "великая отечественная война в произведениях художников". С. Т. Рихтера, многих других известных

1. Искусство военных лет. Введение

2. Музыка

3. Литература

4.ИЗО. Живопись

Графика

5. Кинематограф

6. Агитбригады

7. Заключение

8. Задание


Искусство военных лет.

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Художники, поэты, композиторы не могли оставаться в стороне, когда весь народ встал на защиту Отечества. Литература с первых дней войны стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт.


Многие стихи были положены на музыку и стали песнями

«В землянке» А. А. Сурков

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны - «В землянке». Ее авторы - поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он и не думал, что оно может стать песней.

Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору - корреспонденту фронтовой газеты - пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.



« Жди меня » - стихотворение Константина Симонова . Написано в июле-августе 1941 года . Посвящено актрисе Валентине Серовой

Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации - как слишком личное; тем не менее, Симонов неоднократно читал его друзьям, и на основе их отзывов в конце 1941 - начале 1942 года всё-таки согласился отдать его в печать. По некоторым причинам ряд газет отказались размещать стихотворение, и впервые оно было напечатано в « Правде » 14 января 1942 года на третьей полосе

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.




Военная тема нашла выражение в станковых произведениях

С. В. Герасимов «Мать партизана» (1943).

В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием.


А. А. Пластов «Фашист пролетел» (1942),

Трудно утверждать, что художник Пластов был очевидцем подобной сцены. Может быть, именно такого эпизода он и не видел. Но не в этом дело. Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художника. Oт рук фашистских извергов погибали советские люди. Кровь, смерть и слезы принесла с собой война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Шел 1941 год. Враг приближался к Москве.


А. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942),

А. Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный, единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных, и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны.



На передовую выезжали театрально-концертные бригады.

Мастер художественного слова Яхонтов В.Н. выступает перед командой краснофлотцев на борту эсминца Черноморский флот. 1945

Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части Ленинградский фронт. 1941

Артисты театра им. Евг. Вахтангова фронтовиков.1943


В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами искусство сыграло особую роль. Произведения изобразительного, музыкального искусства, литературы и кинематографа, созданные в духе лучших культурных традиций страны, помогали миллионам людей осознать свое место в общем строю. Патриотическое начало доминировало в произведениях тех лет. Память народная неистребима, она хранит самые трагические и в то же время славные страницы истории страны.

Именно искусство располагает мощными средствами воздействия на людей, ведь оно затрагивает прежде всего чувственную сферу. И в следующие десятилетия россияне должны руководствоваться строчками Роберта Рождественского: НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Только тогда страна имеет право называться великой, если люди, проживающие на её территории, помнят и чтят свою историю.


Отметь утверждения на которые можно

ответить утвердительно

1. Искусство во время войны не может развиваться

2. «Военное» искусство должно быть только о войне

3. Во время войны в искусстве

доминирует патриотическое начало

4. «Военное» искусство не интересно

людям в мирное время

5. «Военное» искусство должно

затрагивать чувственную сферу людей

6. «Военное» искусство помогает людям

осознать свое место в общем строю

Искусство в годы
Великой Отечественной
войны
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал
интерес и к настоящему искусству. Артисты
драматических и музыкальных театров, филармоний
и концертных групп вносили свой вклад в общее дело
борьбы с врагом. Огромной популярностью
пользовались фронтовые театры и концертные
бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими
выступлениями доказывали, что красота искусства
жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых
артистов выступала и мама одного из наших
преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех
незабываемых концертах.

Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У
стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на
войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в
стихах…»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Фронтовые Концертные бригады
За годы войны артисты
провели для советских
воинов 1 миллион 350
тысяч спектаклей,
концертов, творческих
встреч - не было ни
одной части, где бы ни
побывали фронтовые
театры и бригады.
Вместе с Красной
Армией артисты прошли
весь путь войны.

Лидия Русланова - артистка фронтового
театра
Вместе со своими товарищами по
концертной бригаде почти весь этот год
я провела на передовых линиях.
Недавно мы вернулись с Юго-Западного
фронта, а в ближайшие дни мне снова
предстоит поездка на фронт – седьмая.
Как много было пережито за это время.
Как много было различных встреч,
впечатлений. Столько друзей теперь у
меня на всех фронтах. Столько довелось
перевидать и услышать!

Музыка и песни в годы войны

Седьмая симфония Д. Шостаковича

СЛУШАТЬ
7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые
исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа
фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так
воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.
Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы
сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей
своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом
деле обладают огромной силой художественного воздействия.

"Священная война"
(интересная информация)
СЛУШАТЬ
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. ЛебедеваКумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной
Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за
рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления
перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа
заполнены военными.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение:
можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего,
который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле.
Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй
куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых
лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня
утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на
вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

ИСКУССТВО В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Во время Великой Отечественной Войны, руководству СССР было как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Инструментом взыскания, был СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ. Со своей задачей, плакаты и его создатели справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата, ни остальные слои населения страны. Каждый старался на благо общей победы.


Н. ВАТОЛИНА И Н. ДЕНИСОВ « НЕ БОЛТАЙ!» С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. В июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым был исполнен плакат « Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и на многие десятилетия пережил время своего создания. Ленинградский художник А. Пахомов сделал героями плаката пионеров, зорко охраняющих родную землю от врагов (Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!»)


Д. ШМАРИНОВ « ОТОМСТИ » С плаката художника Д. Шмаринова « Отомсти » смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование отомсти!


В. КОРЕЦКИЙ « ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ!» Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого « Воин Красной Армии, спаси!» Этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий. Корецкому в своей работе удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно - красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.


РОДИНА - МАТЬ ЗОВЁТ Родина - мать зовёт Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката Родина - мать зовет своих сыновей исполнить долг защитить Отечество.





ЗАСЛУГА ХУДОЖНИКОВ- ПЛАКАТИСТОВ Плакаты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом.


ЛИТЕРАТУРА Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу и сознание жестокой необходимости войны. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов


ДВА БОЙЦА «Обыкновенный шедевр военной поры» смотрят и пересматривают до сих пор. Те же, кто еще не смотрел его, будут удивлены тому, сколько фраз из этого фильма мы употребляем практически каждый день, даже не зная откуда они. «Помирать так с музыкой!», например. А музыка! Великая «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» оттуда. премьера 6 октября 1943 года




ЖДИ МЕНЯ Говорят, что многие пережили войну и не свихнулись, потому что все время повторяли про себя Симоновскую строчку « Жди меня и я вернусь …». Она же стала лейтмотивом сценария, который написал Константин Симонов. Это не фильм - агитка, это фильм - надежда. Про пропавшего без вести летчика и ждущую его жену. Про людей, оказавшихся в ситуации полнейшей неизвестности. премьера 1 ноября 1943 года


В 6 ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ Люди расставались и обещали друг другу продолжить жизнь после войны. Например, что они встретятся на мосту в шесть часов вечера и все будет как раньше. И жить этим долгие пять лет. Фильм вышел на экраны до победы, но во многом её предсказал. Весеннюю Москву и салют над Кремлем, как минимум. премьера 16 ноября 1944 года


СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬМЫ СНЯТЫЕ ПО СОБЫТИЯМ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ Фильм основан на реальных событиях, происходивших в самый разгар Великой Отечественной войны, в годах. Действие происходит в небольшом городе под названием Краснодон. Здесь отважные юноши и девушки, создают подпольную антифашистскую организацию, чтобы противостоять оккупантам. Во главе «Молодой гвардии» – восемнадцатилетний Виктор Третьякевич. Под его руководством подростки создают ряд диверсий: грабят оружейный склад, срывают поставку продуктов для фашистского тыла, топят шахты. Немцы не знают, с кем имеют дело и не могут предположить, что все это – дело рук подростков. Немецкий полковник Ренатус должен вычислить диверсантов… Сумеют ли подпольщики противостоять фашистам?



В годы Великой Отечественной Войны деятели искусства, и художники, музыканты и поэты, продолжали творить. В эпоху войны созданы великие произведения, которые превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее, пробуждая в советских людях патриотизм и воинский дух.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В годы Великой Отечественной Войны деятели искусства, и художники, музыканты и поэты, продолжали творить. В эпоху войны созданы великие произведения, которые превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее, пробуждая в советских людях патриотизм и воинский дух.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1915 – 1975) Шостакович – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры. Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он Основные жанры творчества Шостаковича – симфония, инструментальный концерт и музыка для камерных ансамблей. Седьмая симфония, носящая подзаголовок «Ленинградская», имеет особую историю. Композитор создавал ее во время Второй мировой войны и блокады немецкими войсками Ленинграда, в сентябре – декабре 1941г. Одно из первых исполнений симфонии состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 г – день выбранный немецким командованием для выезда в город.

Ленинградская блокада в живописи

Фото блокадного Ленинграда

Дорога жизни

Кукрыниксы и окна РОСТа Псевдоним « Кукрыниксы » составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, Ник олая С околова.

Плакат - жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны это больше чем жанр, это - летопись, предопределившая Великую Побед у великой нации над фашизмом.

Тоидзе И. 1941 г. Родина-мать зовет!

Александр Александрович Дейнека (1899-) Героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.

Петр Александрович Кривоногов (1910-1967)

"Защитники Брестской крепости"

"Корсунь-шевченковское побоище"

« Поединок»

Неменский Б.М. (1922)

« Дыхание весны»

"Земля опаленная"