Строительство дома

Ассоциации к слову «игра. Ассоциации, ассоциативное мышление. Словесные игры в ассоциации. Словари

Данная игра способствует развитию ассоциативного мышления, память, расширяет словарный запас и учит логически мыслить.

Чтобы поигрывать в игру «Ассоциации», нужно как минимум два игрока. Возраст участников не важен, даже дети могут играть в неё примерно начиная с возраста 5-6 лет. Реквизит для «Ассоциаций» не требуется, если участник полностью не может положиться на свою память, то он запастись листом бумаги и ручкой.

Правила игры Ассоциации

Жеребьёвкой или считалочкой выбирается первый игрок. Он начинает игру: загадывает слово (существительное), которое нужно в уме поделить на несколько слогов. Затем нужно придумать слова (тоже существительные в единственно числе), которые бы начинались с букв каждого из слогов. Дальше – ещё сложнее: игрок вспоминает слова-ассоциации, которые подходили бы к каждому слову, содержащему буквы из слогов главного слова. Именно эти слова-ассоциации он и говорит другим игрокам.

Когда остальные участники узнают у ведущего игрока ассоциации, они должны догадаться, что же за слова содержат буквы из слогов главного слова.

Внимание!

Ведущий игрок может подсказывать другим игрокам, когда они отгадывают слова, составленные из слогов основного слова. Подсказывать можно словами: «очень холодно», «холодно», «тепло», «ещё теплее», «горячо», «угадал». Также нужно помнить, что на каждое слово из слогов можно придумать и сказать максимум по три слова-ассоциации.

Свои варианты игроки должны называть по очереди.

Как выиграть

Победителем становится тот игрок, который первым назовёт главное слово. Перед этим, конечно, нужно догадаться, что же за слова составлены из слогов. Победитель становится следующим ведущим игроком, который загадывает главное слово.

Пример проведения игры Ассоциации

Ведущий игрок загадывает главное слово: «Голова».

Затем разбирает это слово на три слога: «го», «ло», «ва».

К каждому слогу придумывает слово, состоящее из этих слогов:

  • «го» — голубь;
  • «ло» — лодка;
  • «ва» — валенки.

И финальная часть: нужно придумать слова-ассоциации к ним.

  • Голубь – птица, памятник;
  • Лодка – рыбалка, корабль, река;
  • Валенки – зима, сапоги, Россия.

А теперь разберёмся с подсказками. Например, участник называет свои варианты: «чайка», «яхта», «валенки».

Ведущий игрок должен подсказать участнику: «тепло», «ещё теплее», «угадал!».

Количество игроков : любое от 2 человек

Дополнительно : нет

ИГРА, существительное. Действие по значению гл. играть

ИГРА, существительное. Развлекательный вид занятий, не связанный с непосредственными задачами жизнеобеспечения; один из неотъемлемых элементов существования человека как вида, а также других высокоорганизованных животных

ИГРА, существительное. Конкретный вид развлекательной или спортивной деятельности, регламентированный правилами и протекающей в специально отведённом месте

ИГРА, существительное. Комплект предметов для такого занятия

ИГРА, существительное. То же, что матч; один этап, сеанс соревнования в некоторых командных видах спорта

ИГРА, существительное. Спец. процесс исполнения участником определённой роли в театральном представлении или спортивном состязании

ИГРА, существительное. Процесс исполнения музыкального произведения

ИГРА, существительное. Свойственное некоторым винам, шипучим напиткам движение пузырьков газа

ИГРА, существительное. Перен. блеск, сверкание, сияние, переливы (драгоценных камней)

ИГРА, существительное. Выразительная изменчивость (лица, глаз, голоса и т. п.)

ИГРА, существительное. Перен. преднамеренный ряд действий, преследующий конкретную (как правило неблаговидную) цель; интриги, тайные замыслы

ИГРА, существительное. Матем. (теория игр) - математическая формализация взаимодействия нескольких игроков

ИГРА, существительное. Посёлок городского типа в Удмуртии, административный центр Игринского района

ИГРА В КОСТИ, Устойчивое сочетание. Игра, в которой используются игральные кости

ИГРА НЕ СТОИТ СВЕЧ, Устойчивое сочетание. Затраченные на что-либо средства, усилия не оправдываются результатом

ИГРА СЛОВ, Устойчивое сочетание. Остроумное выражение, каламбур

ИГРА СТОИТ СВЕЧ, Устойчивое сочетание. Экспр. дело оправдывает себя, если его довести до результата

Толковый словарь Ушакова

ИГРА, игры, мн. игры, ж. 1. только ед. Действие по глаг. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие. Игра людьми. Игра на рояле. Игра брильянтов. Игра красок. 2. Тот или иной вид этого действия, как совокупность определенных приемов, правил. Детские игры. Подвижные игры. Спортивная игра. Азартные игры. 3. То, во что играют - комплект нужных для этого предметов. Купил военно-морскую игру. Уселись и распечатали игру (новую колоду карт). Достоевский. Продаются игры для детей. 4. только мн. В древй Греции - празднества, происходившие через определенные промежутки лет и состоявшие гл. обр. в спортивных состязаниях (истор.). Олимпийские игры. Коринфские игры. 5. Манера, способ Играть. У этого музыканта хорошая игра. 6. Отдельный момент, часть игры (карточной, спортивной). Эта игра не в счет. Взять игру при своей подаче (в тенисе, волейболе). 7. Комбинация, расклад карт. Подошла хорошая игра. 8. Очередь Играть (чаще в карты). Сейчас моя игра. Раскрыть игру чью - обнаружить чьи-н. тайные намерения. Игра не стоит свеч (перевод фр. le jeu n"en vaut pas la chandelle, из языка картежников) - поговорка о пустом, невыгодном деле, не оправдывающем затраченные средства, усилия. Биржевая игра - скупка и перепродажа ценных бумаг для извлечения выгоды из разницы курсовых цен. Играть (вести, затевать и т. п.) большую игру - перен. предпринимать действия, к-рые могут повлечь за собой серьезные последствия. Опасная игра - перен. рискованное предприятие. Игра слов - каламбур, употребление одного значения слова вм. другого. Игра в слова (неодобрит.) - пользование напыщенными фразами ради сокрытия истины или по бедности мыслей. Игра природы (книжн.) - уклонение от обычных физических норм, уродство. Игра судьбы (книжн.) - неожиданный оборот, происшествие в жизни. Игра случая - непредвиденная случайность. Игра воображения (ирон.) - пустая фантазия, выдумка.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово».

Сегодня хочу поговорить с вами о том, что такое ассоциация, ассоциативное мышление и почему важно развивать в себе способность к ассоциативному мышлению. В конце статьи вы найдёте ссылки на замечательные ресурсы, помогающие подбирать ассоциации, а так же упражнения и игры, развивающие ассоциативное мышление.

Представления об окружающем мире и понятия, которыми обладает память человека, бесспорно, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и отражает объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. Ассоциации играют очень важную роль в строении лексической системы языка .

Никола́й Вячесла́вович Круше́вский, польский и российский лингвист, теоретик языка 19 века:

Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е. звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно , и возбуждаться этими словами…

Семасиоло́гия — раздел семантики, изучающий лексические значения слов и выражений и изменения этих значений.

Семантика изучает смысловое значение единиц языка.

Что такое ассоциация

Слово «ассоциация» многозначное. В психологии и философии ассоциация — это связь между определёнными представлениями, ощущениями, восприятиями, когда один образ влечёт за собой другой образ или понятие.

Идеи о взаимосвязи понятий и образов развивали ещё Аристотель и Платон. С течением времени наука об ассоциациях развилась, и сейчас уже различают несколько видов ассоциаций , таких как:

ассоциации по сходству (например, спичка — огонь),

по контрасту (жидкий — густой),

по близости в пространстве или во времени (крем — торт),

причинно-следственные ассоциации (лук — слёзы).

Ассоциативное мышление — это мышление образами , это способность человека находить и применять различные ассоциации, то есть аналогии. Для того, чтобы лучше понять какую-то мысль или просто что-то запомнить, человек ищет ассоциации. Таким образом создаются новые оригинальные идеи, появляются своеобразные смысловые связи.

Запоминание новых явлений, предметов, событий и фактов обычно происходит на основе имеющегося опыта. При этом мы «включаем» воображение, ищем ассоциации и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам.

Например, чтобы запомнить пин-код банковской карточки 8007, выстраивается ассоциативная цепочка: год олимпийских игр в Москве + семь чудес света. И всё, цифры пин-кода прочно «засели» у вас в памяти.

Ассоциативное мышление — многофункционально, оно помогает нам более продуктивно трудиться и мыслить.

Любой человек, который стремится держать свой интеллектуальный багаж в тонусе, должен постоянно развивать ассоциативное мышление . Этот процесс не требует долгой, кропотливой тренировки, заниматься этим может каждый в любое время. А результат не заставит себя ждать.

Для того чтобы развивать ассоциативное мышление, можно каждый день в повседневных вещах находить подкрепление своим занятиям. Наблюдайте за прохожими, за пассажирами в транспорте, пытайтесь угадать их возраст, социальный статус и т.д.

Простые упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.

Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 2. Создаём цепочку ассоциаций.

Придумываем слово, подбираем к нему слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.

Упражнение 3. Один признак.

Наша задача к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. Например: синий и бескрайний — море.

Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.

Создавайте непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.

Такие развивающие упражнения стимулируют мышление, это помогает анализировать какую-то информацию, более прочно и без особого напряжения запоминать любую информацию,

Одним из лучших тренингов развития ассоциативного мышления является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», ведь участники отвечают на вопросы, благодаря логике мышления, образности, благодаря быстрой организации ассоциативных цепочек, а не только используя общую эрудицию.

Игры в ассоциации

Известна всем игра в ассоциации «Крокодил». Помогает очень весело провести время. Правила игры Крокодил

Участники делятся на 2 команды.

Поочерёдно от каждой команды выбирается ведущий, или «показывающий». Ему команда соперников предлагает слово.

Ведущий показывает загаданное слово своей команде с помощью пантомимы (жестов и мимики). Команда должна угадать загаданное соперниками слово. Во время показа слова игроки угадывающей команды должны называть слово максимально быстро и предлагать много версий правильного ответа.

Основные правила для ведущего:

— запрещается произносить какие-либо слова и даже звуки, а также артикулировать губами;

— слово нельзя собирать по частям, его следует показывать сразу целиком;

— нельзя показывать на окружающие предметы, прямо или косвенно указывающие на загаданное слово.

Основным критерием выигрыша или проигрыша является время, потраченное на угадывание слов. Команда, потратившая в совокупности меньше времени, считается победившей.

И в конце своей статьи об ассоциациях я хочу порекомендовать 2 отличных ресурса , помогающие в развитии ассоциативного мышления.

Об одном из них я уже упоминала в прошлой статье об ассоциациях

Sociation.org – игра в ассоциации с коллективным разумом.

Это экспериментальный некоммерческий проект, целью которого является собрать самый большой словарь ассоциаций русского языка.

Ещё один ресурс – Сеть Словесных Ассоциаций

Wordassociations.ru – дарит возможность просмотра ассоциаций к какому-либо слову. Каждое слово сопровождается словарными статьями из словарей Д.Ушакова и В. Даля. И даже рисунками. Отличный проект! Очень рекомендую!

Слово имеет свою историю. Слово не возникает на пустом месте и не появляется из ничего. Слова в языке не разбросаны хаотично, но образуют прочный наполненный гармонией смысла фундамент.

Язык – это не случайное образование из слов, язык – это целостный мир, в котором живут слова. Здесь они живут по своим правилам и соблюдают свои законы.

Подобно тому, как крепость слагается из тщательно подобранных и обтёсанных камней, язык возникает из упорядочивания слов. Подобно камням храма, прочно связанным раствором глины, слова крепко связаны между собой смысловыми связями.

Слова живут вместе с человеком – они объединяют поколения… Язык – это храм человеческой мысли. Храм, где каждое слово несёт свой неповторимый смысл.

Язык, так же как и храм, дарит человеку бессмертие…

Великие слова!..

Встретился любопытный онлайн сервис, который мгновенно подбирает любые ассоциации к словам. Мимо пройти было невозможно, решила узнать, насколько часто и в каких случаях метод ассоциаций требуется нам в обычной жизни и профессиональной деятельности?

Оказалось, с помощью этого метода, одного из самых творческих, мы свободно можем создавать альтернативное решение проблем и задач. Нужно понимать, что ассоциация — это связь, которая возникает в нашем сознании в процессе мышления между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ. К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.

Задачи ассоциативного мышления:

  • создавать новые оригинальные идеи;
  • развивать воображение и фантазию;
  • образовывать смысловые связи.

Люди привыкли к словам, которые вызывают у них определенные ассоциации и образы. Поэтому метод ассоциаций может распространяться на все сферы нашей жизнедеятельности, принося определенную пользу и в работе с детьми, и в принятии серьезных управленческих решений.

Зачем нужно подбирать ассоциации к словам?

Для развития памяти

Например, нужно запомнить :

  1. купить огурцы, средство от комаров и конверты,
  2. сварить для салата рис,
  3. встретиться с Ваней у фонтана,
  4. позвонить маме,
  5. полить цветы.

Урезаем весь список и получаем: огурец, комар, конверт, рис, фонтан, телефон, цветы. Теперь осталось связать слова последовательно. В итоге из списка дел вырастает следующая история: огурец разламываем, и из него вылетает комар, который прячется в конверт. Конверт разбухает, и из него начинает фонтаном бить рис. Зернышки риса складываются в телефон. Мы снимаем трубку, а из нее вырастают цветы. Эта история должна прокручиваться в голове, как мультик про «Пластилиновую ворону» или «Прошлогодний снег». С помощью таких «мультиков» можно запомнить правописание трудных слов, исторические даты, географические названия, последовательность карт и самые экзотические имена-отчества.

Для изучения иностранных языков

Этот метод исключает зубрежку. Нужно постараться понять материал, представить его и автоматически запомнить. Главная ошибка в изучении языка — перевод иностранного слова на наш великий и могучий. Надо просто сразу ассоциировать иностранное слово с соответствующим ему понятием. То есть не повторять, как попугай, table — стол, стол — table, выделяя голосом то английское слово, то родное, а представить стол, что называется в красках, повторяя ТОЛЬКО иностранное слово. Именно так дети учат родной язык: слово связывается не с другим словом, а сразу с понятием.

Для развития творческого мышления

Например, художники, писатели, поэты… используют ассоциации, как основной творческий метод. Если для вас облако похоже только на облако, то научиться видеть в них образы, вопрос времени, желания и тренировки.

Для принятия важных управленческих решений:

Можно сформулировать некую ассоциацию с первоначальной постановкой задачи. Далее необходимо придумать новую ассоциацию, но уже не на саму задачу, а на первую ассоциацию. Таким образом придумывается ряд последовательных ассоциаций с последующим анализом полученных идей. Проведя анализ и проявив фантазию, можно найти в каждой идее рациональные и полезные элементы. Из них и формируется в дальнейшем решение поставленной задачи.

Для работы с текстами

Когда не хватает слов, чтобы выразить свои мысли (копирайтеры, рерайтеры, веб-мастера, владельцы блогов и сайтов — это для вас!!!):

Если у вас маленький словарный запас, или вдруг он закончился на самом интересном месте, самое время воспользоваться генератором ассоциаций, чтобы найти нужное слово, тем самым пополнив свой лексикон и написать . Вот, буквально сейчас, споткнулась на том, чтобы подобрать синоним фразы «словарный запас» — выручил и очень кстати, онлайн сервис Sociation.

Для составления семантического ядра и подбора ключевых слов

Подбирая фразы для семантического ядра, мы можем использовать так называемые ассоциации к словам из статистики Яндекс Вордстат. Эти ассоциативные запросы приводятся в правой колонке его основного окна. Какие-то из них наверняка приходили и вам в голову, но всегда найдутся и такие, которые вы упустили из вида. Но часто бывает, что в этой правой колонке досадно мало слов и фраз. Самое время воспользоваться генератором ассоциаций к словам. Ну, а чем больше целевых ключевых слов будет включать наше семантическое ядро, тем большее количество правильных посетителей мы сможем привлечь на свой сайт.

Кстати, другие способы применений метода ассоциаций к словам я с нетерпением жду от вас в комментариях. Там можно и продолжить развивать эту тему:)

Как использовать генератор ассоциаций к словам?

А теперь перейдем, непосредственно, к сервису sociation.org , задача которого сгенерировать для нас нужные слова и фразы. После регистрации обязательно познакомьтесь со всеми его разделами. Навигация на сайте очень удобная, проблем никому не доставит.

Ассоциативные слова на сервисе можно находить различными способами.

1). Например, вы можете поиграть с коллективным разумом, тем самым сделать его немного умнее (и себя, конечно).

Правила к этой игре можно найти в правой части страницы.

2). Игра в ассоциации может привести совершенно к неожиданному результату, если мы построим ее в виде анимированной паутины. Цепочки слов можно выстраивать, практически, до бесконечности. Это на самом деле, интересно и увлекательно!

3). Ассоциации к словам можно представить в виде облака. Вот посмотрите, какие ассоциации выдает сервис к слову «сайт».

4). А еще слова можно подбирать, выстраивая их в цепочки из двух или нескольких слов и сравнивая друг с другом. Эти способы доступны в разделе экспериментальной лаборатории. Неожиданные результаты получаются, скажу я вам. В генераторе цепочек ассоциаций к слову «сайт» последним оказалось слово «вода»)) Удивлены? Попробуйте сами!

Зачем использовать голову в качестве записной книжки?

Процесс поиска ассоциаций к словам настолько увлекателен, что сумасшедшим образом расширяет запас слов вытаскивая их из памяти, и отлично Главное, надо просто понять, что ассоциации - это как бы цветные ярлыки, которые прикрепляются к словам. Но таких ярлыков может быть огромное количество, зачем использовать голову в качестве записной книжки? Самое время занести полезный сервис sociation.org к себе в закладки, или в нужный момент приходить на этот сайт, чтобы быстро найти сервис в онлайн сервисов.

В заключении можно отметить, что для школьников, студентов, для сотрудников компаний, стремящихся держать свой интеллектуальный багаж в тонусе, развитие ассоциативного мышления значение трудно переоценить. Оно многофункционально, оно помогает нам более продуктивно трудиться, задействуя больший процент ресурсов головного мозга. Как видите, это не требует долгой, кропотливой тренировки, поэтому заниматься этим может каждый. А результат, будьте уверены, не заставит себя ждать.