Разведение кур

Современное состояние окружающей среды россии. Современное экологическое состояние окружающей среды Современное состояние окружающей среды кратко

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИИ

Нарине Мкоян,

Полина Кортина


Рассматривая проблемы окружающей среды через призму вызовов национальной безопасности, необходимо осветить само понятие окружающей среды.

Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.

Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты.

С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.

Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки, а также нормативно-правовыми ограничительными мерами, предусмотренными природноресурсным и природоохранным законодательством.

Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стал господствующий в сознании человека потребительский стереотип поведения, и как следствие - безответственное отношение к природе. При этом западный рынок в условиях жесткой конкуренции под разными предлогами требует от России все возрастающего экспорта невосполнимых природных ресурсов и интеллектуального капитала. Полным ходом идет фактическая экспортно-сырьевая специализация страны, точнее - «колонизация» мощными геополитическими конкурентами, угрожающая национальным интересам России.

Рассматривая российские законодательные акты в сфере экологии в рамках мировой системы необходимо отметить, что они во многом влияют на внутреннее законодательство в данной области. С 1993 года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”, «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”, “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”.

Большинство экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о том, что большинство экологических проблем развиваются по инерции.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В этой связи необходимо остановиться на следующих проблемах, которые представляются наиболее важными и актуальными.

Первая проблема - ликвидация химического оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции “Об уничтожении химического оружия”.

Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий.

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды.

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды.

Необходимо остановиться подробнее на рассмотрении Экологической доктрины Российской Федерации. В данном документе довольно детально раскрываются вопросы защиты страны от экологических угроз. В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Второй раздел посвящен рассмотрению стратегической цели, задач и принципов в области экологии, которыми является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Третья часть данной доктрины называет основные направления государственной политики в области экологии. Здесь указываются основные задачи в различных сферах:

Сфера снижения загрязнения окружающей среды и ресурсоснабжении

Сфера обеспечения устойчивого природопользования

Сфера сохранения и восстановления природной среды и т.д.

Четвертая часть посвящена приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ. Здесь рассматриваются современные угрозы – терроризм, генетически измененные организмы.

Пятая часть данной доктрины видится наиболее важной наряду с остальными ее главами. Здесь рассматриваются пути и средства организации государственной политики в области экологии. Выделяется:

Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды.

Осуществление контроля за сохранением природной среды и экологической безопасности.

Создание эффективного правового механизма, регулирующего сохранение окружающей среды.

Создание экономического, финансового механизмов для природоохранной деятельности.

Особенно важным пунктом является необходимость международного сотрудничества в данной сфере.

Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты данного документа. Данная доктрина отличается своей всеобъемлемостью. Она довольно широко освещает многие проблемы и современные тенденции в развитии защиты окружающей среды. Весомым плюсом является тот факт, что экологическая ситуация представлена достаточно объективно, без каких-либо попыток ее приукрасить. Достаточно подробно описываются цели и пути их достижения. Четко прослеживается понимание необходимости индивидуального вклада в улучшение ситуации в области экологии посредством образования и воспитания.

Но, необходимо отметить, что данная доктрина была принята в 2000 году, с тех пор в сфере защиты окружающей среды не изменилось ничего в лучшую сторону, скорее только в худшую. Данный факт свидетельствует о том, что реализации данной доктрины на практике не происходит. Об этом также свидетельствует отсутствие специального органа, ответственного за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный вопрос должен решаться не только на уровне государства, также – на уровне каждого индивида в отдельности.

Обеспечение экологической безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов ее законодательного обеспечения.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и формируется в процессе жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.


Список использованных источников:

1. Экологическая доктрина РФ: www.mnr.gov.ru/index.php?17

2. Экологическая ситуация в РФ:

Около 15% территории России находится в неудовлетворительном экологическом состоянии. Об этом сообщил премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая 17 апреля 2013 года с отчетом о деятельности правительства РФ в Государственной думе РФ. Он подчеркнул, что хотя эта проблема формировалась десятилетиями, она требует серьезных мер, поскольку ситуация продолжает ухудшаться.

Результаты наблюдений за загрязнением почв показывают, что в течение последних 17 лет на территории Российской Федерации наблюдается тренд на снижение доли загрязненных почв. Однако, объем образования отходов производства и потребления в Российской Федерации, по сравнению с предыдущими годами, значительно увеличился. А также, уровень выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточной воды, загрязненной органическими и биогенными веществами, а также опасными соединениями, оказывающими значительное негативное воздействие на водные ресурсы, остается высоким.

Волнующими вопросами загрязнения окружающей среды также является:

Существующая система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, реализованная в Росгидромете, обеспечивает регулярное измерение концентраций, основных загрязняющих веществ. Данные наблюдений показывают, что уровень загрязнения атмосферы остается высоким. По данным в Росгидромете, за период с 2007 по 2011 г.г., понизились среднегодовые концентрации оксида азота на 11%, бензапирена -- на 17%, взвешенных веществ, диоксида азота и оксида углерода -- на 5-6%, диоксида серы и формальдегида -- не изменились. В 119 городах России (58% городов) степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая и только в 17% городов -- низкая. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает 55,1 млн. человек, что составляет 53 % городского населения России.

По данным Росгидромета, в приоритетный список городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха в 2011 г. включены города Заринск, Иваново, Новочебоксарск, Радужный, Ясная Поляна. Исключены из данного списка: Азов, Барнаул, Благовещенск, Волгоград, Екатеринбург, Курган, Набережные Челны, Нижнекамск, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Стерлитамак, Тверь, Уссурийск, Черногорск.

Всего приоритетный список включает 27 городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха с общим числом жителей в них 16,3 млн человек (2010 г.-- 36 городов, 2009 г. -- 34).

К веществам, определяющим очень высокий уровень загрязнения атмосферы, относятся бензопирен, взвешенные вещества, формальдегид и др.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. установлена необходимость достижение такого целевого ориентира как сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз к 2020 году и сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза.

Вышеприведенные сведения о загрязнении атмосферного воздуха в городах пока не демонстрируют присутствие тренда по достижению этого показателя.

Загрязнение атмосферы техногенными радионуклидами на территории РФ в настоящее время в основном, обусловлено ветровым подъемом и переносом радиоактивной пыли с поверхности почвы, загрязненной в предыдущие годы в процессе глобального выпадения продуктов ядерных взрывов из стратосферного резервуара. В отдельных районах России на радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы оказывает влияние ветровой перенос радиоактивных продуктов с загрязненных территорий, появившихся вследствие радиационных аварий.

Это аварии: на Европейской территории России в 1986 г. - вследствие радиационной аварии на Чернобыльской АЭС; на азиатской территории России в 1957 г. - вследствие радиационной аварии на ПО «Мяк», расположенном в Челябинской области; и в 1967 г. из-за ветрового выноса радионуклидов с обнажившихся берегов оз. Карачай, куда сливались жидкие радиоактивные отходы этого предприятия. Кроме того, в окрестностях ряда предприятий, таких как Сибирский химический комбинат в Томской области (СХК), Горно-химический комбинат (ГХК) в Красноярском крае, ПО «Маяк» в Челябинской области и некоторых других имеются локальные загрязнения окружающей среды, вследствие прошлой работы по оборонным программам.

В 2011 г. дополнительный вклад в радиоактивное загрязнение окружающей среды внесли также техногенные радионуклиды, поступившие с воздушными массами на территорию России в результате аварии на японской АЭС «Фукусима1».

Общее содержание озона (ОСО) является важнейшей характеристикой озонового слоя, определяющей поглощение ультрафиолетового (УФ) излучения Солнца в области длин волн 290-315 нм (так называемая УФ-Б область) Российская Федерация в качестве правопреемника бывшего Советского Союза с 31.12.1991 является Стороной Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (далее - Монреальский протокол). В соответствии с Монреальским протоколом, Российская Федерация представляет в Секретариат Монреальского протокола отчет, содержащий статистическую информацию о производстве, потреблении, экспорте и импорте всех видов озоноразрушающих веществ..

Уровень общего содержания озона над практически всей территорией Российской Федерации в период с марта по ноябрь 2011 г. был заметно ниже наблюдаемого в конце 1970-х гг., но выше минимального в конце 1990-х гг. Отрицательная аномалия ОСО в марте 2011 г. в высоких широтах Северного полушария была одной из самых значительных озоновых аномалий, зарегистрированных здесь за все время более чем полувековых наблюдений.

Повышение температуры воздуха, опасные гидрометеорологические явления, рост количества атмосферных осадков, выбросы парниковых газов, все это влечет за собой неизбежное изменение климата.

В среднем по территории России, среднегодовая температура приземного воздуха в 2011 г. превысила норму 1961-1990 гг. на 1,55 С. Данные наблюдений подтверждают тенденцию к росту среднегодовой температуры на всей территории России. Регионы наиболее интенсивного потепления -- Европейская часть России и Восточная Сибирь.

Общее число опасных гидрометеорологических явлений в 2011 г. составило 760. Из них 322 явления нанесли значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения. Наибольшая активность возникновения опасных явлений на территории России, по-прежнему, наблюдалась в период с мая по август.

Совокупный выброс парниковых газов в России составил в 2010 г. 2 201,9 млн т CO2, что соответствует 107,9% выброса 2000 г. или 65,8% выброса 1990 г. По отношению к предыдущему году выброс 2010 г. возрос на 4,3%. По оценке Рослесхоза, чистое поглощение углекислого газа (СО2) лесами России составляет ежегодно более 1880 млн т.

Одной из самых жизненно важных проблем является вопрос о состоянии водных ресурсов. Чистая вода нужна всем, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества воды. В соответствии с государственным докладом «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году», сохраняется тенденция загрязнения пресных вод, по данным Росгидромета состояние загрязнения морских вод, в 2011 году, по некоторым ингредиентам последовательно повышалось до максимальных значений.

В многосторонних природоохранных соглашениях признается не проходящая ценность биоразнообразия, а также то, что сохранение биоразнообразия имеет большое значение для жизни человека и устойчивого развития. Из-за высокого экономического интереса многие биологические ресурсы на уровне вида, сообщества и популяций организмов в настоящее время находятся под угрозой изменения или утраты.

Таким образом, общее экологическое состояние Российской Федерации, на сегодняшний день, оставляет желать лучшего. В целом ряде регионов России экологическое состояние отмечается как катастрофичное.

Именно поэтому, с изменением экологических и социально-экономических условий жизни общества возникает необходимость изменения действующего экологического законодательства.

На сегодняшний день в системе российского законодательства сложилась относительно самостоятельная отрасль, - экологическое законодательство, под которой следует понимать систему экологизированных нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с соблюдением установленных требований, направленных на урегулирование общественных отношений в области взаимодействия общества и природы. Отношения, вытекающие из данного определения, подразделяются на отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохранительные, отношения по охране недр, животного мира, атмосферного воздуха, а также лесоохранительные и водоохранительные отношения. К комплексным экологическим отношениям относятся отношения по охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного Фонда и т.д.

Анциферова Ольга Александровна- препод

Современное состояние окружающей среды в России и Архангельской области

Что нужно знать:

Каждый врач должен иметь представление о возможных причинах возникновения заболеваний

Меньше природных ресурсов (питьевой воды, неисчерпаемых ресурсов, снижается плодородие почв)

В результате усиления антропогенной нагрузки на окружающую среду изменяется климат планеты (парниковый эффект), истончается озоновый слой - глобальные экологические проблемы (произойдет нарушение равновесия биосферы, гибель 90% живых существ)

Источники загрязнения окружающей среды:

Промышленность (металлургия в России, в Архангельской области - ЦБК)

Энергетика (теплоэлектроцентрали, атомные станции - радиоактивные отходы, гидроэлектростанции)

Транспорт

Сельское хозяйство (животноводство, народное хозяйство)

Основные виды загрязнения:

Химическое

Физическое (электромагнитное излучение, шумовое загрязнение, вибрационное загрязнение)

Биологическое (патогенные микроорганизмы (холера, дизентирия), простейшие (амеба, лямблии, гельминты))

Радиационное

Механическое

Тепловое

От каждого источника загрязнения есть выбросы, сбросы (подземные и поверхностные), отходы (1 класс опасности - самый опасный (4 и 5 классы вывозятся на полигоны, 1-3 обязательно утилизируются)). Полигоны соответсвуют санитарно-гигиеническим нормам, свалки не соответствуют.

Воздействие химических веществ на человека

Четыре класса опаности. 3 и 4 могут оказать токсическое действие на организм, 1 и 2 помимо токсического влияния также оказывают канцерогенный эффект (повышается онкологическая заболеваемость среди населения). Бензсперен - 1 класс, источник - автотранспорт.

Среднесуточное ПДК - количество химического вещетва, которое постоянно находясь в атмосфере не оказывает влияния на здоровье текущего и будущих поколений. Если превышено, увеличивается риск онкологических заболеваний.

Алсо, мутагенный эффект (увеличение количества мутаций), тератогенный эффект (увеличение количества врожденных уродств), эмбриотоксический эффект (влияние на эмбрион), аллергический эффект (увеличение риска хроничеких заболеваний).

Электромагнитное загрязнение - влияние на все системы, в том числе имунную, канцерогенный эффект

Современное состояние окружающей природной среды в России

Наблюдается превышение антропогенной нагрузки на природную среду. Обусловлено:

Территориальная неравномерность (растянуто с востока на запад, плотность разная, разное распределение ресурсов, большая протяженность коммуникаций)

Высокая концентраци промышленности в крупных индустриальных центрах (возникло стихийно)

Неблагоприятные климатические условия, которые требуют высокого энергопотребления и прочих эксплуатационных затрат

Интенсивная эксплуатация ресурсов земельных, водных, лесных при относительно небольшом проценте восстановления

Мало заповедных территорий

Небольшой процент внедрения новых технологий на предприятиях, большой процент старого изношенного оборудования

В основном свалки, а не полигоны, мало мусороперерабатывающих заводов, да и те по старым технологиям (горение мусора 2000 градусов, образуются диоксины - 1 класс опасности); необходимо построить новые заводы, использующие плазменный пиролиз (сжигание до 4000 градусов, диоксины не образуются)

Состояние атмосферного воздуха в России

249 городов следят за состоянием, в 135 городах, где живет 60% населения, воздух сильно загрязненный. Приоритетный список с наибольшим загрязнением - 36 городов. В них проживает 23 с половиной миллиона жителей. Наиболее высокий уровень загрязнения - в Братске. Бензсперен, формальдегид - повышенная концентрация. В 15 городах высокая концентрация диоксида озота, в 17 - взвешенные вещества, в 3 - фенол. Отмечались превышения максимальной концентрации в 10-20 раз. За последние пять лет количество городов с превышением максимальных ПДК увеличилось на 17.

Парниковые газы - СО2, в 2010 году выбросы этих газов снизились на 3,3%. Толщина озонового слоя была близка к норме.

Состояние водоисточников в России.

Практичеки все поверхностные водоисточники подвергаются значительному техногенному и антропогенному загрязнению. Ежегодно увеличивается число аварийных сбросов неочищенных сточных вод из-за плохих канализационных коллекторов. До 60-80% неочищенных сточных вод сбрасывают в водоемы. Ежегодно объем увеличивается, в 2010 - на 0,4% . Более трети сбросов - в Волжском бассейне. Эффективность работы очистных сооружений очень мала. Химическое и биологическое загрязнение. На Сахалине река Охимка загрязняется нефтью, превышение до 172 ПДК.

Доля подземных вод - 45%. В целом на одного жителя расходуется до 107 литров подземных вод. 6206 участков загрязнения подземных вод, 36% связаны с деятельностью промышленных предприятий. Основные загрязняющие вещества - соединения азота, нефтепродукты, сульфаты и хлориды, тяжелые металлы (медь, свинец, кадмий, кобальт, ртуть), фенолы, до 100% ПДК.

Морские воды северного Каспия - умеренно загрязненные, в районе города Дербен - хуже всего, в прибрежных районах Черного моря резкий подъем содержания железа в воде в 2010 году. Финский залив: восточная часть - магний (9 ПДК), Невская губа - медь, цинк, свинец, кадмий, нефтепродукты. В мурманском порту пленка из нефтепродуктов.

Состояние почвы.

Загрязнение влияет на функции почвы. Ежегодно теряются плодородные почвы, повышение процента эррозированных почв.

Санитарное состояние объектов окружающей среды Архангельской области и НАО.

Территория омывается водами трех морей (Белое, Баренцево и Карское). Осн. реки - Северная Двина, Онега и Мезень. Главные источники загрязнения - ЦБК (1 место) - Соломбальский, Архангельский, в Коряжме; гидролизные заводы (закрываются), лесозаготовительные предприятия, ТЭЦ, судостроительные заводы, машиностроительный завод, космодром в Плесецке, мирные ядерные взрывы, полигон на острове Новая Земля, предприятия пищевой промышленности, сельское хозяйство, ЖКХ, много транспорта.

Регулярные наблюдения за состоянием окр. среды - в Архангельске, Северодвинске и Коряжме.

Загрязение воздуха.

Высокое загрязнение бензспереном (выше 10 ПДК), в феврале 2011 - 23 ПДК.

2002 -2011: Северодвинск - уровень загрязнения повышенный, формальдегид; Новодвинск - выросли концентрации СО2, NO2, снизились концентрации бензсперена, но высокие все равно, снизились концентрации сероводорода, метилмеркоптана

Водные источники

Микробиологический показатель. Ленский район - нестандартные пробы 100%, Архангельск - 91%.

Подземные воды

Почвы

46% сельскохозяйственных угодий подвержены отрицательным процессам - засоление, заболачивание -> снижение плодородия. Загрязнение химическими и микробиологическими веществами. Нет полигонов, нет мусороперерабатывающего завода, только сортировочный.

Радиационная обстановка удовлетворительная. По России - самая загрязненная страна в мире. Испытания военные, аварии.

2010 год на территории РФ образовалось 3734,7 млн тонн отходов - на 229,7 тонн больше, чем в 2009.

Экологическая обстановка напряженная. Санитарно-эпидемиологическое неблагополучие. Ситуация, сформировавшаяся в стране, влияет на заболеваемость, смертность, рождаемость и продолжительность жизни. Около 30% отклонений связано с экологическими проблемами.

Хронически болен каждый 4 взрослый и каждый 6 ребенок. 50% выпускников школ имеют хронические заболевания.

2004 год - средняя продолжительность жизни мужчин - 54 года.

Характеристика причин возникновения глобальной экологической угрозы. Глобальные социально-экологические проблемы.

1) Одна из причин глобальных социально-экологических проблем - демографический взрыв (резкое, стремительное увеличение количества населения на планете, которое произошло в 20 веке).

Китай - 1 млрд 338 млн человек, Индия - 1 млрд 156 млн.

Высокая рождаемость - Африка: Нигер, Кения, Зимбабве, Ливия, Нигерия; Латинская Америка. Низкая: Россия, СНГ

При 2% росте население мира - 5 трлн человек через 330 лет. Пик темпов роста - 60ые годы 20 века. С 80ых - снижение темпов.

2) Научно-технический прогресс - процесс непрерывного развития науки, техники, технологий, совершенствование труда; в своем развитии он проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах - эволюционный и революционный прогресс.

Эволюционная форма характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием традиционных технологий. На определенном этапе происходит накопление этих усовершенствований, тогда они становятся недостаточно эффективными, но и толчком доя появления чего-то нового.

Проблемы:

Много людей

Техногенное воздействие на окружающую среду

Классификация природных ресурсов

1. Неисчерпаемые

Солнечная энергия

Морские приливы и текущая вода

2. Исчерпаемые

а) возобновляемые

Чистый воздух

Пресная вода

Растительный и животный мир

б) невозобновляемые

Ископаемое топливо

Металл и минеральное сырье

Неметалл

Потребность в энергии - одна из основных потребностей человека. В 20 веке потребление энергии возросло более чем в 10 раз. К концу 19 века ископаемые ресурсы обеспечивали 58% мирового потребления энергии, к концу 20 века - 75%. За последние 20 лет потребление нефти возросло в 4 раза, природного газа - в 5 раз, бокситов - в 9 раз, каменного угля - в 2 раза. Человек берет больше, чем использует. К 2100 году лавочка закроется.

Острая необходимость - разработка альтернативных способов обеспечения энергией, альтернативных видов топлива.

Воздействие на животный и растительный мир

За последние 40 лет площадь лесов на одного человека уменьшилась на 50% - Азия, Африка и Латинская Америка больше всего

Уменьшение плодородия почв

Увеличение количества видов в Красной книге

Опрос в 2005 году показал, что нищета, пропасть между богатыми и бедными, а также голод являются основными проблемами человечества.

Рост населения не пропорционален росту потребления, так как обычно сопровождается падением уровня жизни. Основные факторы падения уровня жизни связаны с ростом численности населения - многодетностью, дефицитом семейного бюджета, ростом цен на землю, удорожанием жилищного строительства, ресурсов, всех систем жизнеобеспечения, а также ростом непроизводительных расходов.

Проблема питания заключается не только в количестве, но и в качестве пищи.

Глобальные социально-экологические проблемы:

Необходимость обеспечения людей жильем, работой

Дефицит продовольствия

Межэтнические, религиозные и кастовые конфликты - ужесточение конкуренции за территории и ресурсы

Отставание в уровне культурного развития

Падение уровня жизни

Рост городов, загрязнение окружающей среды

Эпидемии инфекционных и неинфекционных заболеваний

Болезни, гибель растений и животных

Увеличение количества мутаций -> появление новых форм жизни

Изменение климата на планете

Изменение озонового слоя

Уничтожение жизни

Экологическая безопасность России в определенной степени зависит не только от негативных последствий деятельности национального хозяйства, унаследованных от прошлого, но и от отрицательных последствий планетарной хозяйственной деятельности, главным образом в сопредельных странах, которые в пространственном и временном аспектах угрожают российским территориям. Но эти угрозы нельзя считать чисто внешними, так как они тесно связаны с внутренним экологическим поведением России.

Анализ экологической ситуации в нашей стране приводится в ежегодном многостраничном исследовании, которое называется "Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации".

Экологическая ситуация в России сейчас определяется такими негативными тенденциями, как превалирование природоемких отраслей народного хозяйства, несовершенством технологий, сырьевой ориентацией экспорта, остаточным принципом финансирования природоохранных мероприятий и программ экологического профиля. В последнее время проблемы экологического профиля обострились из-за повышения вероятности аварий и катастроф техногенного характера, нарушения норм охраны окружающей среды, растущей социальной напряженности, снижения производственной и других форм дисциплины, ослабления контроля, продолжающегося износа производственных фондов.

Для настоящего времени характерно потребительское отношение к природе молодого агрессивного поколения

предпринимателей в ходе первоначального накопления капитала. Это усугубляется отсутствием средств на решение экологических проблем ввиду бюджетного кризиса и сложного финансового положения индустриальной инфраструктуры.

В экологическом плане последствия распада СССР оказались также неутешительными. Общее сокращение производства не привело к уменьшению антропогенного давления на окружающую среду. Наоборот, нарастает заброшенность, "замусоривание" территорий. Некоторое снижение уровня выбросов и сбросов от промышленных предприятий в связи со снижением производства компенсируется увеличением количества "залповых" выбросов в результате аварий, усиления транспортного типа загрязнения. В современной России экологические катастрофы становятся неизбежными вследствие изношенности основных производственных фондов. Например, износ нефтегазопродуктопроводов составляет 50%; около 35% автодорог оцениваются как аварийные, всего же в ремонте нуждается 65% автодорог.

Охрана окружающей природной среды является наукоемким видом деятельности, что никак не согласуется с происходящим сейчас в России разрушением научного и технологического потенциалов, очень низким уровнем финансирования науки. Это приводит не только к потере собственных экологических разработок, по и к непониманию глобальных угроз экологического свойства.

Антиэкологический характер носит социально-экологическая политика стран СНГ и Балтии. Страны этой группы не могут в должной мере заботиться о чистоте среды обитания человека. Негативную роль в развитии экологической ситуации в России играют страны Восточной Европы (бывшие социалистические). Они являются инициаторами транспортировки с Запада на Восток токсичных отходов, передислокации экологически опасных производств и т.д., в результате чего Россия может превратиться в "экологическую колонию" развитых в хозяйственном отношении стран. Южные границы России соприкасаются с целой группой государств с высокими темпами демографического роста, а следовательно, увеличением антропогенного давления на окружающую среду. В частности, прирост населения в Японии к концу XX в. составил 148%, в Китае - почти 210%, в Иране - 345%,

в границах Ирака - 350%. В России же в последние годы наблюдается снижение уровня рождаемости, увеличение смертности.

Очень серьезную экологическую угрозу для России представляет приграничный военный потенциал. Эта опасность исходит от стран, обладающих химическим и биологическим оружием, - США, Японии, Китая, стран ЕС.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИИ

Нарине Мкоян,

Полина Кортина


Рассматривая проблемы окружающей среды через призму вызовов национальной безопасности, необходимо осветить само понятие окружающей среды.

Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.

Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты.

С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.

Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки, а также нормативно-правовыми ограничительными мерами, предусмотренными природноресурсным и природоохранным законодательством.

Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стал господствующий в сознании человека потребительский стереотип поведения, и как следствие - безответственное отношение к природе. При этом западный рынок в условиях жесткой конкуренции под разными предлогами требует от России все возрастающего экспорта невосполнимых природных ресурсов и интеллектуального капитала. Полным ходом идет фактическая экспортно-сырьевая специализация страны, точнее - «колонизация» мощными геополитическими конкурентами, угрожающая национальным интересам России.

Рассматривая российские законодательные акты в сфере экологии в рамках мировой системы необходимо отметить, что они во многом влияют на внутреннее законодательство в данной области. С 1993 года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”, «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”, “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”.

Большинство экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о том, что большинство экологических проблем развиваются по инерции.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В этой связи необходимо остановиться на следующих проблемах, которые представляются наиболее важными и актуальными.

Первая проблема - ликвидация химического оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции “Об уничтожении химического оружия”.

Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий.

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды.

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды.

Необходимо остановиться подробнее на рассмотрении Экологической доктрины Российской Федерации. В данном документе довольно детально раскрываются вопросы защиты страны от экологических угроз. В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Второй раздел посвящен рассмотрению стратегической цели, задач и принципов в области экологии, которыми является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Третья часть данной доктрины называет основные направления государственной политики в области экологии. Здесь указываются основные задачи в различных сферах:

Сфера снижения загрязнения окружающей среды и ресурсоснабжении

Сфера обеспечения устойчивого природопользования

Сфера сохранения и восстановления природной среды и т.д.

Четвертая часть посвящена приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ. Здесь рассматриваются современные угрозы – терроризм, генетически измененные организмы.

Пятая часть данной доктрины видится наиболее важной наряду с остальными ее главами. Здесь рассматриваются пути и средства организации государственной политики в области экологии. Выделяется:

Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды.

Осуществление контроля за сохранением природной среды и экологической безопасности.

Создание эффективного правового механизма, регулирующего сохранение окружающей среды.

Создание экономического, финансового механизмов для природоохранной деятельности.

Особенно важным пунктом является необходимость международного сотрудничества в данной сфере.

Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты данного документа. Данная доктрина отличается своей всеобъемлемостью. Она довольно широко освещает многие проблемы и современные тенденции в развитии защиты окружающей среды. Весомым плюсом является тот факт, что экологическая ситуация представлена достаточно объективно, без каких-либо попыток ее приукрасить. Достаточно подробно описываются цели и пути их достижения. Четко прослеживается понимание необходимости индивидуального вклада в улучшение ситуации в области экологии посредством образования и воспитания.

Но, необходимо отметить, что данная доктрина была принята в 2000 году, с тех пор в сфере защиты окружающей среды не изменилось ничего в лучшую сторону, скорее только в худшую. Данный факт свидетельствует о том, что реализации данной доктрины на практике не происходит. Об этом также свидетельствует отсутствие специального органа, ответственного за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный вопрос должен решаться не только на уровне государства, также – на уровне каждого индивида в отдельности.

Обеспечение экологической безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов ее законодательного обеспечения.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и формируется в процессе жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.