Разведение кур

Двойная роль е ю я. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Употребление букв для обозначения мягкости

РЯ 5 У № 64. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" ЦЕЛЬ УРОКА:    дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования; ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я. Ход урока I. II. Оргмомент. Проверка домашнего задания. А) Устный опрос. ­ Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ­ Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные.) ­ Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся) (В это время 2 ученика работают на магнитной доске со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту): 1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка. 2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка. ­ Сколько всего гласных букв?(10) ­ Сколько всего гласных звуков? (6) ­ Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6. ­ Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков ­ 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука) ­ А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему? Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука. Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков: Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.). 1 III. Объяснение нового материала. 1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. 2. Открываем тетради, записываем число и тему урока. 3. Орфографический диктант Ярко сия...т Пушистый сне.. Н..вогодняя ёлка Гла..кий съе.. Тёплые варе..ки 4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор. 5. Орфоэпическая работа. ­Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА. ­Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"! ­Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.) ­Составляем словосочетание. ­Возьмём одно из предложенных ­ вкусная яичница! ­Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос) ­Какое это словосочетание? (Именное) ­А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные) ­Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически) ­В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака) 6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4. ­Как называется этот разбор? (Синтаксический) сущ. гл. прил сущ. Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.) ­На какие вопросы отвечает обстоятельство? ­Чем является в предложении дополнение? 2 ­Как подчёркивается определение? ­Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске. Мера[м`эра] Полёт[пал`от] Клюв [кл`уф] Сяду [с`аду] ­Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я (после согласных) ­Сколько звуков они обозначают?(1) ­После каких согласных они стоят? (После мягких) ­Решите эту пропорцию, записав её в тетради. ­Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е) `А `У `О `Э ­Почему? ­Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук? (обозначают 1 звук, когда стоят после мягких согласных) ­Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод. ­Работаем со следующим столбиком. К доске::: Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ) ­С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница) ­Подходит оно под наше правило (Да) 3 ­Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова) ­Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной) ­Сколько звуков обозначают? (2) ­Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (После Ъ или Ь знаков) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука. ­Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается ­ 4, а сколько звуков они дают­ 2. ­А при каких условиях, кто может сказать? (В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака) ­Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? (Не хватает запятой после Й) ­А зачем она нужна? (Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий) ­Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука? Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука 4 После мягких согласных (люк) В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) IV.Закрепление материала. 1. Выборочный диктант. ­Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ. или слайды с изображениями животных ­Но у этих букв есть ещё одна роль­ Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р­ стала мягкой, а если поменяем букву на А­ станет твёрдой. ­Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный. ­Можно ещё привести примеры. Вывод: какая роль у этих букв? Физкультминутка 2. ­ Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука. ­ ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён. 3.Комплексный анализ текста. Текст и задания у учащихся на столах. См. Приложение 1. 4. Тест по теме «Фонетика». См. Приложение 2. 2. Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах. 5 А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд) Б) В каких словах встречается буква­колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка) В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна) Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг) Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь). V.Итог урока ­С какой темой мы сегодня познакомились? ­Сколько выводов сделали (3) ­Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука) ­При каких условиях обозначают 2 звука? ­При каких условиях 1 звук? VI.Домашнее задание. ­ Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов. 1. Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную … (ракету) 1. Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать – луна, А дочурки ­ … (звёзды) 1. Если б не было его, 6 Не сказал бы ничего. (язык) 1. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (ёлка) Приложение 1 Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из­за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. (В. Драгунский) Задания:  Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________  Озаглавьте текст.__________________________________________________________________  Какая основная мысль текста?_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ К какому стилю речи можно отнести этот текст?_______________________________________ Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.    Приложение 1 Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из­за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. 7 Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. (В. Драгунский) Задания:  Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________  Озаглавьте текст.__________________________________________________________________  Какая основная мысль текста?_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ К какому стилю речи можно отнести этот текст?_______________________________________ Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.    Приложение 2 Тест по теме «Фонетика». I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила: 1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. Приложение 2 Тест по теме «Фонетика». 8 I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила: 2) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. 9

Урок – сказка

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Учитель Лачугина Е.В.

Цель занятия : помочь усвоить новую тему детям.

Данная тема, как показывает опыт, вызывает у детей большие затруднения, поэтому для объяснения важно подключить яркие сказочные образы, установить ассоциациативные связи между правилом и сюжетом сказки.

Первая часть поможет запомнить, какие именно буквы могут обозначать два звука(являются йотированными).

Вторая часть поможет запомнить, что эти буквы указывают на мягкость предыдущего согласного и в этих случаях обозначают один звук.

Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

А ещё указывают на мягкость согласного

Что случилось в Азбучном королевстве.

В некотором царстве, в Азбучном государстве жила была буква Й . Однажды отправилась она в лес и там повстречала двух страшных, мохнатых чудовищ, которые сразу решили ее съесть. Буква Й припустила во все лопатки, а чудовища бросились ей в погоню. Вдруг первое чудовище зарычало: «Яю её! Яю её!» На языке чудовищ это «яю » значит «хватай, лови», а «её» у них значит то же самое, что у нас. Выходит, чудовище кричало: «Лови ее! Хватай её!» «Я ю её!» - ответило второе чудовище. И это означало: «Я за Ю бку ЕЁ схвачу!» Потому что на языке чудовищ «я » обозначает то же самое, что и у нас, а юбка называется сокращенно – ю ; слово «схвачу» чудовище просто проглотило на бегу.

Но буква Й отлично бегала. Ни жива ни мертва влетела она в свой дом, а на ушах её все звенело: «Я ю её

Прошли годы. Буква Й вышла замуж, и у нее родились 4 дочки – 4 буквы. В паять о своем спасении мама так и назвала их:

Я Ю Е Ё

Каждая дочка была немного похожа на свою маму.

Буква Я звучала как [й"а]

Буква Ю звучала как[й"у]

Буква Е звучала как [й"э]

Буква Ё звучала как [й"о]

Ребята, вслушайтесь в слова ЯБЛОКО, ЮБКА, ЁЖ, ЕЛЬ – и вы услышите звук [й"]

Итак, все 4 буквы: Я Ю Е Ё – обозначали два звука, первый из которых был звук [й"] – в честь мамы.

Буквы Я Ю Е Ё были особенными и ни на кого не походили, потому что ни одна ни другая гласная не могла обозначать два звука сразу.

Но вот однажды в Азбучном королевстве случилась беда. Откуда ни возбмись прилетела колдунья Отвердина и напустила на все согласные звуки ужасную болезнь: они все окаменели - стали твердыми. И никто не знал, как лечить отвердение – окаменение.

Узнав об этой беде, буквы Я Ю Е Ё бросились умолять колдунью Отвердину, чтобы она расколдовала несчастные согласные, но Отвердина была тверда и неумолима. «Ни за что, твердила она. – Разве что… Вы дадите мне выкуп. Пусть каждая из вас отдаст мне самое дорогое, что у вас есть, - звук [й"] ». «Мы согласны!» - сразу ответили Я Ю Е Ё

Так им было жалко заколдованные согласные. «Хорошо, - сказала Отвердина. - Отныне будет так: когда каждая из вас встаёт после согласной, она теряет свой дорогой звук [й"] , зато согласная становится мягкой».

Так и случилось. Теперь, когда буквы Я, Ю, Е, ё оказываются в слове после co гласной, они лишаются звука [й"] , зато согласная немедленно смягчается . Рядом с расколдованной мягкой согласной

Я звучит как А, Ю - как У, Е как Э, а Ё - как О.

Вот послушайте: МЯТНЫЙ, МЯГКИЙ, ТЯНЕТ, ЛЮБИТ, ВЕТКА, МЕТКА, ЛЕС, ЛЁГКИЙ, ТЁПЛЫЙ, МЁРЗНЕТ.

Не смогли помочь наши буквы только согласным Ш, Ж, Ц - они ведь всегда твёрдые.

Потом примеру Я, Ю, Е, Ё последовали ещё две буквы: И и Ь. Они тоже научились смягчать согласные. Правда, им ничем не пришлось жертвовать - у них же не было любимого звука [й"] . Вот как И и Ь смягчают согласные: ПИТЬ, ЛИТЬ, МИЛЫЙ, НОЛЬ, ПЕНЬ, КОРЬ.

Правда, буквы Я, Ю, Е, Ё гоже не навсегда лишились своего до­рогого звука [й"] . Когда они не рядом с согласными, они по-прежнему обозначают два звука.

    Это бывает, когда буквы Я, Ю, Е, Ё стоят в начале слова: им никого не надо смягчать и не нужно отдавать Отвердине свой звук [й"] . Поэтому в начале слова буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают, как и прежде, два звука. Послушайте сами: ЯМА, ЯРКИЙ, ЮНЫЙ, ЮГ, ЕДА, ЕХАТЬ, ЁЛКА, ЁРШ.

    Когда буквам Я, Ю, Е, Ё доводится стоять после гласных, они тоже обозначают два звука, ведь гласные не нужно смягчать. Гласные же не бывают твёрдыми или мягкими, верно? Послушайте, как звучат буквы Я, Ю, Е,Ё посла гласных : МОЯ, ШЕЯ, ПОЮ, РОЮ, ВОЕТ, НОЕТ, ТВОЁ, МОЁ.

    И еще буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука после разделительных Ь и Ъ. Ведь Ь и Ъ вообще не обозначают никаких звуков, зачем же их смягчать! Они специально разделяют согласную и буквы Я, Ю, Е, Ё, чтобы эти добрые буквы их случайно не смягчили! Вот послушайте, как звучат Я, Ю, Е, Ё после разделительных Ь и Ъ: ОБЪЯТЬ, ПЬЯНЫЙ, ПЬЮ, ШЬЮ, СЪЕЗД, ОБЪЕХАЛ, ВЬЕТ, РУЖЬЕ, БЕЛЬЕ.

Вот такие удивительные события произошли в Азбучном королевстве.

А теперь, ребята, подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки )

[э, о, у, а]

Два звука

[й] +[э, о, у, а]

После согласных

1.В начале слова

2. После разделительного Ъ и Ь

3. После гласной

Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

А теперь переходим к упражнениям, которые будем выполнять письменно в тетради.

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика :

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня .(слайд13)

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

    Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

    Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)

    Куда улетают птицы? (юг)

    Самый младший матрос на судне?(юнга)

3. Упражнение 312 в цучебнике.

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

Заключительная беседа по вопросам

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке?

Задание на дом.

Д.З упражнение 314, параг.61 стр.142-143

Некоторые буквы в русском языке обозначают как один, так и два звука. Буквы Е, Ё, Ю, Я являются в данном случае особенными, потому что в слове они могут играть двойную роль: обозначать один звук и мягкость предшествующего согласного или два звука, один из которых является согласным.

Употребление букв для обозначения мягкости

Стоя после согласного, буквы Е, Ё, Ю, Я будут указывать на его мягкость и обозначать один гласный звук. Например, ме[м"и]те[т"э]ль, лё[л"о]гкий, п[п"и]елё[л"о]нка, рю[р"у]кзак, лю[л"у]стра, ре[р"и]бя[б"а]та, ля[л"и]гушка. Но нужно помнить, что после букв Ж, Ш, Ц, которые всегда обозначают твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] (же[жы]стяной, жи[жы]раф, шё[шо]рстка, шё[шо]лковый, це[цэ]лый, це[цы]ховой), эти буквы обозначают только гласный звук, но не указывают на мягкость предыдущего согласного. Также в некоторых заимствованных словах (например, моде[дэ]ль, парте[тэ]р, те[тэ]ннис, те[тэ]мп) буква Е употребляется после твёрдых согласных звуков.

Два звука в слове

Но буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать и два звука (гласный и звонкий непарный, мягкий непарный согласный [й"]), если стоят:

  • в начале слова, например, е[й"и]да, е[й"э]ль, ё[й"о]мкость, ё[й"о]жик, ю[й"у]ла, ю[й"у]ркий, я[й"а]года, я[й"а]ркий;
  • после разделительного твёрдого или мягкого знака, например, съе[й"и]добный, Вье[й"и]тнам, съё[й"о]мка, серьё[й"о]зный, подъю[й"у]бник, вью[й"у]нок, объя[й"и]вление, друзья[й"а];
  • после гласной буквы, например, пое[й"и]зд, бое[й"э]ц, каё[й"о]мка, поё[й"о]т, каю[й"у]та, сою[й"у]з, мая[й"а]к, струя[й"а].

Таким образом, в зависимости от позиции в слове буквы Е, Ё, Ю, Я выполняют ту и иную функцию в слове. Поэтому при транскрипции или фонетическом разборе слова нужно обязательно обращать внимание на данные буквы и их местоположение, чтобы правильно определить их роль, звуки, которые они обозначают, и общее количество букв и звуков в слове. Например: ярмарка [й"армарка] - 7 букв, но 8 звуков; пёрышко [п"орышка] - 7 букв, 7 звуков; семья [с"им"й"а] - 5 букв, 5 звуков.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Узнаем, чем отличаются от других гласных буквы е, ё, ю, я.

Для начала посмотрите на транскрипцию и определите, какие перед вами слова.

Если внимательно посмотреть на запись данных слов (ель, лес, бельё, мёд, полью, блюдо, якорь, мясо), то можно заметить, что в них присутствуют буквы е, ё, ю или я. Но соответствуют они разным звукам! Почему?

Все дело в том, что в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с различными фонетическими процессами, происходящими в языке. Один из них - позиционное чередование звуков, т.е. такое чередование (замена), которое зависит от места (позиции) звука в слове. Буква - это специальный знак, который используется для обозначения звука на письме, ведь звук можно только слышать или произносить. Звуков в русском языке значительно больше, чем букв. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторым буквам «приходится» обозначать несколько звуков. Так произошло и с буквами Е, Ё, Ю, Я.

Чтобы разобраться, в каких случаях эти гласные обозначают один звук, а в каких два, проделаем следующую работу. Произнесём слова и проанализируем положение в них интересующих нас гласных.

Итак. М[э]ра, пол[о]т, кл[у]в, с[я]ду. Во всех этих словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, стоят они после мягких согласных.

Теперь разберем следующие примеры: [йэ]м, [йо]лка, [йу]г, [йа]щер. Здесь гласные используются для обозначения двух звуков ([йэ], [йо], [йу], [йа]), а стоят в абсолютном начале слова.

Еще группа слов: бо[йэ]ц, при[йо]м, ка[йу]та, сто[йа]т. В данных словах буквы е, ё, ю, я также обозначают два звука, но находятся уже после другой гласной буквы.

И ещё примеры: отъ[йэ]зд, съ[йо]мка, вь[йу]га, обезь[йа]на. Гласные буквы е, ё, ю, я снова обозначают два звука, а в слове они стоят после ъ или ь.

Теперь, думаю, вы без труда сможете сформулировать правило:

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они находятся в начале слова, после любой другой гласной или после твердого и мягкого знаков. Один звук эти буквы обозначают, если стоят после согласного и указывают на его мягкость.

Звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я, называют йотированными, потому что в их образовании участвует звук й или йот. В транскрипции он обозначается так [й], а иногда так [j].

Изучая раздел «Фонетика», мы можем убедиться ещё раз, насколько богат, разнообразен и удивительно красив русский язык. Но русский язык считается и одним из самых сложных в мире. Одной из трудностей нашего языка является то, что многие слова в нем пишутся совсем не так, как слышатся. Заботится о красоте и правильности своей речи необходимо. В противном случае можно попасть в такую нелепую ситуацию, о которой пишет в своем стихотворении «Грустные вести» поэт Александр Шибаев:

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2008-2012.
  2. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.: ИД «Литература», 2012.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
  4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся / Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
  5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  6. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных.- М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ»,1998.
  7. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: Вако, 2013.
  8. Васильевых И.П. Уроки русского языка к учебнику С.И.Львовой. Пособие для учителя. – М., 2013.
  9. Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка. 5 класс. – Владос, 2004.
  10. Грибанская Е., Новикова Л. Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс». Учебно-практическое пособие. – Л.: Экзамен, 2004.
  11. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя – Генжер, 2000.
  12. И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. «Секреты хорошей речи». - М.: Междунар. отношения, 1993.

Урок русского языка в 5 классе учителя Нигматзяновой Р.С.

Тема: «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

Цели урока: 1) знать , что буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 и 2 звука; уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; 2) развивать умение обозначать звуки на письме транскрипцией, познавательный интерес к русскому языку; 3) воспитывать любовь к природе, к русскому слову и речевой культуре. Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проекции слайдов, толковые и орфоэпические словари, доска, мел, учебники…
Ход урока. 1. Организационный момент . - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы выясним, какие две роли выполняют буквы е, ё, ю, я, научимся различать буквы и звуки, называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. … К доске пойдут… В то время, как отдельные ученики будут выполнять свои задания, вы (остальная часть класса) должны будете работать вместе с теми, кто работает у доски, то есть вам нужно записывать всё в тетрадь.
2. Актуализация прежних знаний . На доске и на слайде записано предложение с пропущенными буквами. - … прочитай нам, пожалуйста, предложение… Это первая строчка из стихотворения известного русского поэта 19 века. Кто назовёт этого поэта?.. Название стихотворения… Теперь задания к данному предложению. А) 1 ученик. Подчеркнуть грамматическую основу предложения и надписать над словами части речи, которыми они являются. Буря мглою н .. бо кро .. т, вихр .. сне .. ные крутя деепр … (Деепричастный оборот заранее отмечен, деепричастие обозначено и указано об изучении этой части речи в 7 классе) . Б) 2 ученика. Выписать словосочетания (сущ. + глаг.) – глагольное словосочетание. Ответ: Небо кроет (сущ. + глаг.) – глагольное с/с. (сущ. + прилаг.) – именное словосочетание. Вихри снежные (сущ. + прилаг.) – именное с/с. В) Выполнить разбор слова по составу (разбор № 2) Снежные Г) Выполняют задания по карточкам 2 ч. Карточка № 1. В..сёлые п .. мощники, приш..л п .. раньше, про .. ба посп .. шить, ч у дес(?)ная мес(?)ность. В е сёлые п о мощники, приш ё л п о раньше, про сь ба п о сп е шить, ч у де сн ая мес т ность.
Карточка № 2. Разделить слова на 2 группы, направляя их стрелочками: 1) ь – обозначает мягкость согласного, 2) ь – является разделительным знаком. ель, вьюга, воробьи, листья, пеньки, просьба, серьёзная. Проверка задания с помощью слайда .
Д) Лексическая работа. Работа с толковым словарём (словарь заранее дан ученику, страница заложена, слово помечено). Слово Мгла. - Ребятки, кто из вас знает значение слова «мгла» из нашего предложения?.. А теперь сверимся со словарём…
3. Объяснение нового материала . - Гласных звуков – 6. Букв – 10. Посмотрим на слайд. - Куда же делись я, е, ё, ю? Куда они спрятались? «Хитрые» буквы. - Представим такую ситуацию: Вы укололись о хвою ели и вскрикнули: «Ель!» Нам отчётливо будет слышится в начале слова [ й’э ] ль . Вскрикнем: «Ёж!» … Скажем: «Яма!» … «Юла» … - Н нашем предложении есть буква е в слове кроет. Звучит…

На сладе появляются слова из разобранного предложения

Ель - [ й ’э ] ль, кр о [ й ’э ]т, в ъ [ й ’э ]зд, [ н э ]бо

Ёж - [ й ’о ] ж, сер ь [ й ’о ]зная

Яма - [ й ’а ] ма, лист ь [ й ’а ]

Юла - [ й ’у ] ла, мгл о [ й ’у ], в ь [ й’у ] га, кру[ т ’ а ]


Вывод о двойной роли гласных е, ё, ю, я с помощью таблицы на слайде .
Чтение правила на стр.127. 4. Закрепление материала. 4.1.Выполнение упр. 304. Чтение задания. 3 позиции -3 колонки. Черчу на доске. 1) 2) 3) Задание по рядам. Заполнить первую колонку – 1 ряду, 2 – 2 ряду, 3 – 3 ряду. По 3 слова в каждую колонку. Вывод: Буквы е, ё, ю, я в 1 колонке обозначают 2 звука, во 2 колонке - 1 звук, в 3 - 2 звука. 5. Физкультминутка с заданиями на слайде .

4.2. Самостоятельная работа по заданию на слайде на 5 минут. Подобное задание – упр. 306 даётся на дом для 1, 2 групп.
Через 5 мин. Проверка по слайду .
Среди данных слав оказались и слова, которые мы не смогли записать ни в первую колонку, ни во вторую. Почему согласные не смягчаются? Ответ: В русском языке есть согласные, не имеющие пары по мягкости – твёрдости…

6. Вывод по теме урока с опорой на слайд.

6.1. Закрепление правила.

6.2. Игра «Третий лишний» (записи на слайде ).
- В каждой строчке вам будут даны по 3 слова. Если лишним по количеству звуков в буквах е, ё, ю, я Вы сочтёте слово слева от вас, то поднимете левую руку, если справа – правую руку, если посерединке – примите «позу Наполеона». Ответы: А. Яма, семья, зарядка . Б. юла, крючок , каюта. В. Ёлка, поёт, мёд . Г. Ель, съел, небо .

7. Задание на дом с объяснениями.

Д\з: 1) параграф 61 изучить, правило со стр. 127 выучить.

2) упр. 305 – III гр., 306 – I, II гр.

В оставшееся от урока время учащиеся заменяют одним словом данные на слайде высказывания и выполняют фонетический разбор.

После выполняют домашнее задание.