«Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников».
Щукина Елена Анатольевна
воспитатель МБДОУ д - с № 52
г. Таганрог
Актуальность
- Реализация задачи по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческих способностей и инициативы в соответствии с ФГОС ДО.
- Реализация базисных задач эстетического воспитания, обучения и развития детей на всех ступенях дошкольного детства.
- Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование методов моделирования и схематизации вызывает интерес у детей и помогает решить целевые ориентиры ФГОС ДО.
- Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
- Подготовка дошкольников к успешной адаптации.
Цель проекта
Создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, с использованием методов моделирования и схематизации.
Задачи проекта
- Повысить компетентность в вопросе творческого развития детей дошкольного возраста в художественно - творческой деятельности.
- Способствовать развитию творческих способностей воспитанников посредством моделей и схем.
- Использовать развивающую предметно – пространственную среду, в развитии интереса детей к художественно – творческой деятельности.
- Повышение уровня развития творческих способностей и творческой инициативы у воспитанников.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самостоятельное планирование деятельности, самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Наличие развивающей предметно - пространственной среды, стимулирующей творческую активность детей.
- Создание комфортного психолого – педагогического климата в работе с детьми.
- Совместная организованная деятельность в рамках кружковой работы «Умелые ручки».
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный)
- Изучение теоретического аспекта проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в художественно – творческой деятельности (И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, В.Н. Лукьяненко, О.М.Дьяченко, Н.Г.Салмина).
- Анализ нормативно-правовой, организационно-методической, материально-технической базы.
- Выявление уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Разработка перспективного планирования кружка «Умелые ручки».
- Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Состояние проблемы
Опираясь на классификацию знаково-символических средств, представленные в монографиях Е.Е. Сапоговой и Н.Г. Салминой, мы рассматриваем схематизацию и моделирование как виды знаково-символической деятельности, имеющие свои функции и особенности, и как средства, с помощью которых можно развивать у воспитанников художественно-творческие способности. В схематизации и моделировании применяются специфические кодовые системы. Моделирование отличается от схематизации тем, что в схематизации выбор средств идет по пространственно-графическим характеристикам, в моделировании - не только по пространственно-графическим, но и по буквенно-цифровым. В принципе схемы, которые используются при схематизации и моделировании, могут быть одними и теми же. Различие между этими видами знаково-символической деятельности коренятся в их структурном решении: схемы выступают как орудие деятельности, а модели - как ее объект. В структуре схематизации как деятельности можно выделить следующие составляющие ее операции: 1) предварительный анализ; 2) построение схемы (или восприятие готовой схемы); 3) работа с реальностью при помощи схемы.
Построение схем, как отмечает Н. Г. Салмина, в традиционном обучении встречается редко. В педагогической практике как самостоятельное действие обычно применяется только последняя операция – работа с реальностью с привлечением схемы или модели.
Модель - это своеобразный каркас, структура какого-либо предмета или явления. В целом, существует три этапа работы по моделям: 1) имитационный, который заключается в повторении и запоминании модели; 2) манипуляционный, в котором с моделью проделываются различные изменения, в результате чего возникают ее варианты; 3) созидательный – воспитанники строят большое количество новых моделей и их вариантов, используя не столько изменение модели, но и сцепление двух или нескольких моделей.
Когда воспитанник видит в наглядной форме, благодаря схемам и моделям, существенные характеристики объектов (скрытые свойства и связи предметов), им осуществляется более полный анализ реальности. При применении схем и моделей включаются все возможные ресурсы ребенка(в частности, восприятие, мышление, память, воображение, речь). Таким образом, планомерное формирование художественно-творческой деятельности воспитанников на основе моделирования и схематизации приводит к разностороннему развитию всех ресурсов (функций) индивидуума, а не изменениям в сфере одного какого-либо процесса, - это, на наш взгляд, один из критериев эффективности обучения.
Реализация первого этапа Создание развивающей среды
II этап(о сновной) Содержание
- Содержание кружковой деятельности «Умелые ручки» реализуются программами: «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой «Радуга».
- В процессе обучения используются методы:
- наглядные:
Использование ИКТ.
- практические:
Игровой;
Упражнения.
Например:
«Формы»
Цель: упражнять детей в создании разных образов на основе преобразования форм и творческого воображения.
Варианты:
Вылепить несколько геометрических тел (шар, кубик, кирпичик, пирамида) или фигур (круг, квадрат, треугольник). Предложить соединить их и превратить в разные предметы.
Слепить двух похожих цыплят (или другой образ) из разных форм.
«Читаем форму» - шар, диск, цилиндр, прямой и волнистый жгутик, пирамида, конус, клякса и т. д. На что это похоже? В этом упражнении лучше использовать материал нейтрального цвета, чтобы не вызывать у детей цветовых ассоциаций.
Собери фигуру по картинке или схеме. Например: самолёт, собака, девочка, башня, кораблик и т. д.
«Пляшущие человечки»
Цель: учить анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах) ; создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передать в лепке заданное движение.
Варианты:
Повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке. А после вылепить.
Вылепить человека в какой-нибудь позе по желанию.
Объединить вылепленные фигурки в общую композицию.
Алгоритм работы с моделью, схемой
В работе с опорными схемами
можно выделить несколько
I этап. Это введение
элементов схем, символов.
Например, обозначения:
Величины:
Действия:
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
Не большой
Не круглый
Не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Работа с родителями
- консультация для родителей «Развитие творческих способностей в лепке»;
- буклет «Схемы»;
- проведение выставок детских работ кружка «Умелые ручки»;
- информация на сайте детского сада (отчёт о работе);
- проведение итогового занятия в конце года с участием родителей;
- составление фотоальбома лучших работ.
Участие воспитанников в городском конкурсе «Подарок маме».
Открытка «Поздравляем наших защитников»
Заключительный этап Содержание
- Подведение итогов.
- Составление первоначальной диагностики с итоговой.
- Презентация результатов проекта.
- Участие в конкурсах и выставках различного уровня (городском, международном).
Результативность
1. Спроектирована и создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию творческих способностей дошкольников.
2. Внедрён проект работы по развитию творческих способностей дошкольников.
3. Повысился уровень развития творческих способностей детей.
4. Участие воспитанников в III всероссийском конкурсе детских рисунков «СтранаБезОпасности».
Сравнительный анализ Уровень развития творческих способностей
Уровень овладения дошкольниками наглядным моделированием
Приложения
Приложение № 1
Сущность и структура методики выявления уровней овладения дошкольником наглядным моделированием
Показа-
тели
Методика выявления
Установление связи «реальность – модель»
Методика «Волшебная фотография» (на основе методик
Г.А. Г лотовой и А.В. П авлюковой)
Уровни
Выбор условных заместителей
Ребенку показывают предметный рисунок; поясняют воз-
Высокий: ребенок са-
Средний: ребенок
мостоятельно выложил
Методика «Выбери похожий» (на основе методик
можность создания его пространственной модели («Вол-
Л.А. Венгера и О.М. Д ьяченко)
фигуру и ответил на
Ниже среднего: ребенок
испытывает затрудне-
шебной фотографии»), замещая предметы фигурами при
испытывает затрудне-
Ребенку предъявляют набор различных предметов: бру-
Высокий: ребенок са-
сохранении пространственных отношений между ними.
ния в построении фигу-
мостоятельно справил-
сок, палочка, пластмассовый шарик, колечко, а также
ры, пользуется подсказ-
Используются предметные рисунки с небольшим количе-
ния в выполнении зада-
Средний: ребенок стара-
ством предметов (3 и 4) и заместители-фигуры (прямоу-
ется завершить задание
картинки с изображениями, напоминающими каждый из
кой взрослого, отвечает
ния даже после помощи
ся с заданием или с
Ниже среднего: дей-
гольники и квадраты разного размера) (6 шт.).
практически на все во-
имеющихся предметов: одежная щетка, мыло, автобус;
взрослого
небольшой подсказкой
и выполнить его пра-
ствия носят характер
вильно, но испытывает
взрослого
просы, стремится завер-
карандаш, удочка, ложка; томат, яблоко, игрушка К оло-
хаотичных, непоследо-
бок; бублик, колесо, пяльцы. Цвет, размеры и пропорции
шить задание
затруднения, пользуется
Задаются вопросы «Что это?», «Чем они отличаются?»,
вательных проб
рисунков – разные.
подсказкой взрослого
«Что общего?», «Как узнал, что изображено на рисунке?»,
Ребенку предлагают рассмотреть предметы и подобрать
«Как узнал, что обозначает эта фигура?»
к ним соответствующие картинки.
Показа-
тели
Методика выявления
Перевод текста на знаково- символический язык
(кодирование)
Методика «Пиктограмма» (на основе теста А.Ф. Л урия)
Детям предлагают слова и выражения, прямое изображе-
Уровни
Выполнение действий (построение и использование)
Высокий: все рисунки
ние которых затруднено или невозможно: вкусный ужин,
Методика «Заборчик» (на основе методики Л.А. Венгера) . На стол кладутся две коробки с идентичным материалом: строительными деталями двух форм (кубиками и «кирпичиками») и фишками двух цветов (красными и синими). О дна коробка для экспериментатора, другая – для ребенка. Взрослый строит «забор» из 6–8 деталей, чередуя детали разной формы. Ребенку предлагают хорошо рассмотреть и запомнить, как сделан «забор». Затем постройка закрывается ширмой, а ребенку предлагается воспроизвести ее из своих деталей по памяти. После того, как ребенок выразит сомнение в своей возможности точно воспроизвести образец или при сравнении с образцом убедится, что построил «забор» неточно,
тяжелая работа, доброта, сила, отдых.
соответствуют смыслу
с наглядными моделями
Средний: рисунки
ему предлагают посмотреть, как в аналогичной ситуации будет действовать взрослый. Ребенок строит свой забор, а проверяющий выкладывает, глядя на его постройку, модель из фишек, передающую количество и чередование элементов оригинала, при этом одна из фигурок заменяется фишкой одного цвета, другая – фишкой другого цвета. Затем, как и в первом случае, оригинал закрывается ширмой, а экспериментатор по своей модели воспроизводит его конструкцию.
частично соответствуют
Поясняют, что не надо делать точный и конкретный рисунок, а надо нарисовать любое изображение или значок, которые помогут вспомнить слово.
Ниже среднего: рисунки
заданного слова, носят
После завершения работы дети должны вспомнить закодированные слова.
не соответствуют смыслу задуманного слова, рисунки подробны и конкретны, не обобщены, отчетливо просматривается однообразие; слова воспроизведены
обобщенный характер;
замыслу, очень конкретны и с большой степенью детализации; слова ребенок воспроизвел все или частично
Высокий: ребенок понимает значение модели, построенной взрослым; объясняет использованный в модели принцип замещения одной из
ребенок воспроизвел
форм фишкой одного цвета, а другой – фишкой другого цвета; построил модель, точно
Средний: задание вы-
частично или не воспро-
все слова
Низкий: задание выпол-
полняет правильно
изведены совсем
отражающую расположение деталей в образце, заданном взрослым; правильно и самостоятельно использовал
няется неправильно
с помощью взрослого
модели при воссоздании образца
либо не выполняется
Мои детки очень любят рисовать. А если мы рисуем необычным способом, то это их приводит просто в восторг. Мы очень часто рисуем ладошками. Рисование ладошками -это еще один из способов изображения окружающего мира. Рисовать с детьми ладошками я начинаю с раннего возраста. Они еще не умеют рисовать кисточкой и ладошка или пальчик самый оптимальный способ для маленького ребенка. Краску для малышей нужно наливать в плоское блюдце, чтобы ребенок мог легко обмакивать ладошки. С 5-ти летнего возраста дети ладошку уже могут раскрашивать кисточкой. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами красок, с цветом, развивают художественный вкус, пространственное воображение. В процессе рисования ладошками происходит развитие мелкой моторики, сенсорики, цветовосприятие. С помощью ладошек можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. Переворачивая ладошку по разному, можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки, наслаждаясь цветом. Хочу представить вашему вниманию работы детей подготовительной группы нарисованные ладошкой.
МБДОУ « Детский сад № 34 «Радуга»
Группа № 7 «Искорка»
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
Подготовила:
Тихомирова О.С.
Псков, 2017
Что же такое творческие способности?
- умение познавать все новое;
- стремление к познанию;
- активность и живость ума;
- умение в обычных явлениях и привычных находить нестандартное;
- стремление к постоянным открытиям;
- умение применять на практике полученные опыт и знания;
- свобода воображения;
- интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.
Зачем нужно развивать творческие способности?
У ребенка до 7 лет развито правое полушарие головного мозга – интуитивное, эмоциональное, творческое. С приходом в школу начинает доминировать левое – аналитическое, рациональное. Очень важно, чтобы оба полушария развивались симметрично.
Мы, взрослые, часто делаем акцент на интеллектуальных занятиях – обучении чтению, логике, математике, шахматах. Но не менее важно развивать творческие способности через рисование, лепку, пение, танцы. Так ребенок учится видеть красоту мира, лучше понимать себя и выражать чувства. Творчество дает выход внутренней энергии, развивает мелкую моторику, а значит – мозг.
Методы развития творческих способностей детей
На прогулке, в транспорте, дома - в общем везде, где мы находимся вместе со своим ребенком, обсуждаем, что именно нас окружает и что происходит вокруг. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом.
Наши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, наша речь – это очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные нами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развития его способностей, в том числе, и творческих.
2. Развивающие игрушки и игры
По возможности, надо следить за тем, чтобы в домашнем арсенале ребёнка было как можно больше полезных игрушек. Но, естественно, они должны соответствовать возрасту ребенка.
3. Рисование
Нетрадиционные техники рисования позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
4. Лепка и аппликация
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
В процессе занятий аппликацией у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, пространственного воображения и на этой основе формируется художественный вкус.
5.Чтение
Книга, как ничто другое, дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.
6. Музыка
Детские песенки и классическую музыку желательно слушать с раннего детства. Музыка положительно влияет на развитие памяти и образного мышления, улучшает зрительное восприятие и снимает эмоциональное напряжение.
Простые истины
1. Окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
2. Поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;
3. Постарайтесь сделать занятия с ребёнком интересными и весёлыми;
4. Не давайте слишком много информации детскому мозгу. Нам не стоит забывать, что наша задача - развитие способностей;
5. Процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер.
Счастливого вам общения с детьми, уважаемые родители!
Опыт работы по теме Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида г. Североморска Воспитатель Шестопалова Дарья Александровна
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: - развитию способности нестандартно мыслить; - готовности к активности творческого характера; -умению создавать креативные продукты собственной деятельности; -формированию эстетического отношения к миру. Актуальность выбранной темы
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития младших дошкольников посредством: - использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности; - взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей; - взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса. Новизна
Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов; Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.); Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда; Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус; Формировать позицию художника- творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии; Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа; Согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний; Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности; Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей. Задачи
В основу опыта положены: - исследования Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной по изучению психологических механизмов развития способности восприятия художественных образов; - теоретические подходы А.А. Бодалева, В. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников; - научные труды П.Р. Атутова, А.В. Хуторского, Л.A. Парамоновой, В.Б. Хозиева и др. к развитию творческих способностей детей в процессе активной деятельности, имеющей продуктивный характер; - современные технологии Г.С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А.А. Мелик- Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина, А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»; - методические рекомендации Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками. Методологическая основа
Система работы по развитию творческих способностей дошкольников Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная детская деятельность Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар- практикум; круглый стол и т.п. Взаимодействме с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)
I. Подготовительный этап: Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей младших дошкольников; Организация и пополнение развивающей среды; Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников; Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами. II. Основной этап: Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность); Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами. III. Заключительный этап: Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности. Этапы работы по теме опыта
Толстые восковые и акварельные мелки; Цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей; Наборы с трафаретами для аппликации и рисования; Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры; Наклейки; Ткани; самоклеющаяся плёнка; Клейстер; Наборное полотно; Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф или коврограф; Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. нестандартное оборудование для изодеятельности; Развивающие игры; альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства); Книжки-раскраски; иллюстративный материал; Стаканчики для воды, салфетки для кисточек. Оснащение уголка изобразительной деятельности
Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов; Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»); Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения; Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций; Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием; Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта; Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам. Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей младших дошкольников
МесяцСодержание работы Сентябрь Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье» Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»» Октябрь Совместная выставка рисунков «В мире сказок» (нетрадиционные техники рисования») Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» Декабрь Ярмарка ко Дню рождения детского сада (совместная деятельность детей с родителями) Январь Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками» Февраль Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» Март Мастер-класс «Букет для мамы» (использование штампиков, тычков) Апрель Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» Май Создание творческих детско- родительских проектов по теме Перспективный план работы с родителями
Планирование работы по повышению компетентности педагогов МесяцСодержание работы Сентябрь Консультация « Развитие творческих способностей в разных возрастных группах» Октябрь Мастер-класс «Рисуем ладошками и пальчиками» Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» Декабрь Семинар-практикум «Изготовление новогодней игрушки» Январь Консультация «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников» Февраль Мастер-класс «Корабль цветов» Март Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» Апрель Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» Май Консультация «Творчество детей раннего возраста как образное познание мира»
Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета. Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм. Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов; Проявляют интерес к творческому экспериментированию; Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика; Повысился уровень развития художественно – творческих способностей. Достижения детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :
Результаты работы с педагогами и родителями: Родители: Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности; Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок; Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников; Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах. Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности; Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с младшими дошкольниками; Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей. Педагоги:
Критерии проявления творчества г г. нсвнсв Увлечённость, способность войти в воображаемую ситуацию Находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий Использование выразительных средств при проявлении детского творчества и обогащения художественного образа Мониторинг показателей развития творческих способностей младших дошкольников (%) (Л.В. Пантелеева, И.А. Лыкова) Анализ мониторинга показывает стабильно высокие результаты развития творческих способностей дошкольников при их положительной динамике, что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы.
Для развития творческих способностей дошкольников необходимо: Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними; Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру, Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям; Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска; Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих. Рекомендации для педагогов и родителей
Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать Познавать Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА: 2012год – консультация «Методы и приёмы работы с дошкольниками по развитию детского изобразительного творчества» в рамках педагогического часа; 2013 год – мастер – класс «Рисуем штампами» в рамках круглого стола «Творческое развитие дошкольников»; 2013г.- обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности» на педагогическом совете (Протокол педагогического совета 5 от г.). НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: 2013 г. - Консультационный пункт «Ознакомление дошкольников с родным краем». Выступление с презентацией познавательно-творческого проекта «Мой любимый город» в рамках круглого стола «Растим маленьких граждан. Использование активных форм и методов организации работы с детьми в воспитании нравственно-патриотических чувств». НА ОБЛАСТНОМ УРОВНЕ: 2013 г. – МГГУ, круглый стол «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования» для студентов Психолого- педагогического института Мурманского государственного гуманитарного университета. Выступление с докладом «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников»; г. - Межмуниципальная заочная конференция «Детский сад в радость – создание оптимальных условий для физического развития и психического здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования», г. Апатиты. Выступление по теме «Изотерапия как средство и метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста». Распространение опыта
Галина Анатольевна Кучерова
Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Цель : «Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности ; содействие развитию инициативы , выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста , через различные виды прикладной деятельности.»
Этапы реализации деятельности кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
1. Сбор и анализ информации по данной проблеме
2. Постановка проблемы
3. Составление плана работы
4. Проведение мониторинга на начало реализации кружковой деятельности и его окончании
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
6. Создание развивающей среды
7. Работа с родителями
8. Практическая реализация кружковой деятельности
9. Методическое пособие
Принципы
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуального подхода.
4. Принцип тематических циклов. Здесь я постаралась , что темы нашего кружка совпадали с тематическим планирование.
5. Разные виды творчества .
Публикации по теме:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации Задачи: Воспитание любви и интереса к музыке; формирование выразительности движений; развитие творческого отношения к музыке; развитие.
Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста Мозаика Детям.
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: один месяц Количество.
Информационная карта проекта Участники: воспитатель,дети, родители,музыкальный руководитель. Тип проекта: творческий, познавательный.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. В соответствии.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики «Самое лучше, что есть в жизни- это свободное движение.