Дачный участок

Окружающий мир тема размножение и развитие растений. Конспект урока на тему "размножение и развитие растений". На каком из растений образуются плоды? Почему

Конспект урока по окружающему миру (А.А.Плешаков)

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Петровска

Пивкиной Т.А.

Тема: Размножение и развитие растений. (3 класс)

Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.

Задачи урока:

Личностные:

1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Метапредметные:

1. Использование знаково-символических средств представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач.

2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения

коммуникативных и познавательных задач.

3.Формирование уважительного отношения к России, родному краю.

Предметные:

1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2. Расширение знаний детей о жизни растений.

3.. Развитие наблюдательности детей.

Оборудование:

Компьютер, проектор;

Электронная презентация «Размножение растений»

Учебники и тетради;

-«Сигналы» психологического комфорта на уроке.

Ход урока:

1.Адаптационный этап.

Тест «Моё настроение».

Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

Настроение замечательное, настрой рабочий.

Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.

Отгадайте загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. {Растение.)

О чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Тема нашего урока: «Размножение и развитие растений». Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

2. Проверка домашнего задания

Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»

1 . Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б)зоология;

в) астрономия.

2 . Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

3 . Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар крахмал?

а) наличие воды и углекислого газа;

б) наличие почвы и воздуха;

в) наличие света, воды и углекислого газа.

4 . Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами ?

а) азот;

б) углекислый газ;

в) кислород.

5. Что несёт солнечный свет для растений?

а) тепло

б) энергию

в) красоту

6. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами: яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

3. Основной этап.

1. Беседа.

- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)

- Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.

- Как размножаются растения: хвойные и цветковые? (Семе­нами.)

- А водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)

Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.

- Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабоч­ки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком - нек­таром и при этом опыляют растения.) (слайд 3)

- Что такое опыление? (Опыление - это перенос пыльцы с ты­чинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотво­рение.)

В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жел­тые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд 4,5)

Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бу­тонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получи­лось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветов. (слайд 6)

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птич­ки колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клю­вики в глубь цветка. (слайд 7)

После опыления у растений появляются плоды (семена). (слайд 8,9)

Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. (слайд 10)

2. Работа по учебнику (с. 80).

- Что такое опыление?

- Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.

- Что произойдет, если цветок не будет опылен?

4. Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

5. Работа по теме урока (продолжение)

- А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений - настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд 11)

- Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». (слайд12)

- А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? {Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (слайд13. 14)

Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 15)

А у некоторых растений семена распространяются самораз­брасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд 16)

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напо­минают красивый зеленый огурец. Это - бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг - пиф-паф - он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые вы­делывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. (слайд 17)

- Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы - им не хватило бы места, света, пи­тания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)

6. Творческий этап.

Большая часть растений вырастает из упавших на землю се­мян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает

и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать

свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. (слайд 18)

- Прочитайте статью на с. 82 учебника.

- Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».

Гимнастика для глаз.

Выполнение заданий в рабочей тетради .(С. 34, задание 1.)

- Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого стол­бика пояснение к каждому слову.

- Первое слово -нектар. Какое пояснение подойдет к этому слову? {Нектар - сладкий цветочный сок.)

- Соедините стрелкой слово «нектар» и пояснение.

- Второе слово - пыльца. Подберите к нему пояснение. (Пыльца - мелкие желтые крупинки в цветках.)

- Соедините стрелкой слово «пыльца» и пояснение.

- Остальное выполните самостоятельно.

Ответ: опыление - перенос пыльцы с одного цветка на другой; насекомые-опылители - насекомые, которые опыляют цветы. (Проверка.) (С. 35, задание 2.)

- Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. Если это задание вызовет затруднение, вос­пользуйтесь текстом учебника на с. 80.

- Назовите насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

(С. 36, задание 4.)

- Используя текст учебника на с. 82, напишите, что необхо­димо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.)

(Проверка.)

(С. 36, задание 5.)

- Весной многие родители выращивают рассаду. Вы, навер­ное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как разви­вается растение из семени.

- Что появляется сначала? (Корешок.)

- А потом? (Стебелек с листочками.) (С. 36, задание 6.)

- Рассмотрите рисунок. Каждая пчелка принесла букву. Со­ставьте из этих букв слово и узнаете, какую работу выпол­няют пчелки. (Опыление.)

- А как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

- Какое значение для растения имеет процесс опыления?

7. Работа в парах.

Задание 7 (рабочая тетрадь, с. 36).

8. Закрепление изученного.

Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (чтобы привлекать птиц)

Как птицы, звери и люди распространяют семена?

9. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Когда было интересно?

Определите своё настроение в конце урока?

Домашнее задание

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).

3. Выполнить задания 1-3 (учебник, с. 83).

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

как размножаются и развиваются растения?

Задачи:

расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

Характеризовать стадии развития растений из семени;

Работать с терминологическим словариком.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников

Личностные результаты

Ценностное отношение к природному миру.

Основные понятия и определения

Опыление растений. Плод. Семя.Вегетативное размножение

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое опыление, как распростра-няются плоды и семена, как из семян разви-ваются растения. Будем учиться выдвигать ги-потезы и доказывать их, моделировать процесс развития растения.

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цве-тов и бабочек. Какие условия нужны для про-растания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Изучение нового материала

Размножение и развитие растений

ОПЫЛЕНИЕ

Однажды учёные поставили опыт: на груше-вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчё-лы, образовалось 33 груши. А на ветке под мар-лей — ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.

На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком — нектаром. При этом они выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена. Эта ра-бота — опыление цветков.

Что такое опыление?

В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мель-чайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же ви-да растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и се-мян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабоч-ки — это насекомые-опылители . Они помогают растениям размножаться.

Осмысление и понимание полученных знаний

ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

Практическая работа . Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.

Череда Репейник Одуванчик

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые кры-лышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путе-шествовать с помощью ветра. У плодиков ре-пейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчи-ками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕНИ

Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

Как же развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития расте-ния из семени. Проверь себя по тексту и ри-сунку учебника

Сначала появляется корешок, а потом стебе-лёк с листочками. Проросток растёт и со време-нем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.

Обсудим!

1.Семя — это живое или неживое тело?

2.Семена растений обычно хранят в пакети-ках.

3.Почему семена при этом не прорастают?

4.Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Как происходит опыление у растений?

2. Что образуется на месте цветков после опыле-ния?

3. Как распространяются плоды растений?

4.Какие условия нужны для прорастания семян?

5.Как развивается растение из семени?

Вывод

Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: опыление.

2.Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

3.Приготовь рассказ о том, как животные по-могают растениям размножаться (опыляют цвет-ки, распространяют плоды).

Опыление растений насекомым

Размножение и развитие растений

На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком - нектаром .
При этом они выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление.
Что такое опыление?
В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетевшая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.
Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители . Они помогают растениям размножаться.

Большинство растений размножается семенами . Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Кроссворд. Части растений.

По горизонтали:
2. Что у растений образуется на месте цветка? Ответ: плод
3. Часть растения, которую едят у салата, капусты, петрушки. Ответ: лист
5. Красивая часть растения, которую любят насекомые. Ответ: цветок
6. Часть растения, несущая листья и цветы. Ответ: стебель

По вертикали:
1. Часть растения, закрепляющая его в земле. Ответ: корень
4. Части растения, которые находятся в плодах. Ответ: семена



открыть незаполненный кроссворд>>

Что такое нектар? Сладкий цветочный сок.
Какие насекомые являются опылителями? Пчёлы, шмели, бабочки, осы.
С помощью чего размножается большинство растений? С помощью пыльцы.
Что нужно для прорастания семян? Тепло, вода и воздух.

Вспомни, как развивается растение из семени. Фазы развития растения .

Рассмотри изображенные растения. С помощью кого и чего могут распространяться их семена.


Размножение и развитие растений Окружающий мир 3 класс Плешаков Школа России

Власенкова Татьяна Михайловна

МБОУ СОШ №1 п. Озёрный

Учитель начальных классов

01.11.2014г.


Группы растений

Какие растения являются высшими?

мхи

водоросли

цветковые

папоротники

хвойные


Цветковые растения

Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми. Цветковые – самый обширный отдел растительного мира, к которому относится более половины известных видов растений. Их около 250 000 видов.


Что ты узнаешь на уроке?

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь – по небу летит .

Летит – гудит,

Сядет – молчит.

Целый день в трудах

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг,

Тот всегда с медком,

А кто ей не люб-

Спасайся бегом!

Его фигура подвела –

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски, словно у осы,

На брюшке – капельки росы.

Объясни экологические связи «насекомые – растения».


На каком из растений образуются плоды? Почему?


Опыление цветковых растений

Основными опылителями цветковых растений являются бабочки, пчелы, шмели. Когда насекомые садятся на цветок, пыльца остается на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, они невольно переносят на него пыльцу – опыляют этот цветок.


Образование плода и семян


Плоды и семена

Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя дает жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохранятся и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет.


Приспособление к распространению плодов и семян

Животными и человеком

Приспособления:

Ветром

Саморазбрасывание

  • сухие плоды с прицепками
  • съедобные плоды

Приспособления:

  • крылышки
  • парашютики
  • хохолки

Приспособления:

Водой

  • семена активно разбрасываемые из плодов

Приспособления:

  • семена водных и прибрежных растений имеют приспособления для плавания

Условия для прорастания семени

тепло

вода

воздух

почва


Развитие растения из семени


Проверь себя

  • Назови необходимое условие для образования плодов.
  • Как происходит опыление у растений?
  • Как распространяются плоды?
  • Какие условия нужны для прорастания семян?
  • Как развивается растение из семени?


Информационные ресурсы:

  • А.А.Плешаков. Учебник «Окружающий мир»

3 класс.

  • Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России».3 класс.
  • http://www.yandex.ru/ (30 - 31.10.2014г.)