Дачный участок

Несудебные органы. Внесудебные органы репрессии ВЧК. Красный террор Внесудебные органы были ликвидированы в каком году

Суды .

Разбирая суды условно говоря общей юрисдикции, нужно выделить определенные этапы: до 36 и после. Важное событие – 1934. В этом году ликвидируются все остатки и система ОГПУ, ликвидировать начали в 1933. Вместе с этой ликвидацией ОГПУ ликвидировалась и судебная коллегия ОГПУ. Напомним, ранее эти органы имели право, не передавая дело в суд, судить сами. В 1934 г. начинает сворачиваться внесудебная репрессия. Все внесудебные органы ОГПУ были упразднены. Вопрос – куда передать дело. Здесь, начиная с уровня областного суда, создаются спецколлегии (облсуда- суд 1 инстанции по тем делам, которые расследовались органами госбезопасности, республиканского суда, верховного суда республики- кассационная инстанция, верховного суда СССР- надзорная инстанция). Эти спецколлегии трёх уровней намечались с целью замены внесудебных органов, т.е. Теперь рассматриваются в обычных судах, в обычном порядке Но есть и ложка дёгтя. Если вспомнить, как рассматривается государственное преступление во УПК 1923 года, то там упрощённый порядок. А это почти то же самое что внесудебном порядке. Но всё же суд есть суд, и сторона может хоть что-то сказать. Показания свидетелей хоть как-то учитывалась.

1936 год – Конституция. Согласно ей, вводится реальная выборность народных судей. В принципе и до этого кандидатов выдвигали конкретные организации и предприятия, но утверждали исполкомы, либо губернского уровня, либо это были ЦИКи союзных республик, либо ЦИК СССР. 1938 – новые положения о судоустройстве СССР и союзных республик – повторяет норму. Судьи избираются как депутаты (на основании всеобщего, равного, прямого избирательного права). В США судьи избираются до сих пор в некоторых инстанциях (напр., в кассационных). У нас в гооды перестройки эта система была ликвидирована, перешли к назначению.

До окончания ВВ2 выборы в судьи так и не были произведены. В 1938 – закон о судоустройстве. Выборы предполагали огромную организационную работу. Нужно обучить контингент судей, нужно организовать и провести соответствующую агитационную кампанию, разработать всяческие подзаконные акты. Уже к 1936 году разработали ГК СССР, но до войны принять не успели, так как для его принятия тоже требовалось огромное количество организационной работы, требовалось его всенародно обсудить, доработать

Правосудие в СССР, написано в Конституции, осуществляется судами. Это принципиально важно. На этом основании стали сворачиваться остальные внесудебные органы. Но в Конституции нет слова «только», т. е. есть какие-то исключения. Исключение было одно – до конца войны сохранилось Особое Совещание при НКВД СССР. Придумал не Сталин – ОСО были и в годы гражданской войны. Все остальные внесудебные органы постепенно ликвидировались, сразу систему уничтожить невозможно, поэтому после принятия Конституции они действовали еще некоторое время. К началу ВОВ Особое Совещание при НКВД - единственный внесудебный орган.

С конца 30-х начинается массовая реабилитация осуждённых во внесудебном порядке – по некоторым данным (этим занимался Курицын), с 1938 г. по миллион человек в год. Репрессии продолжались, но шаг обратно уже был намечен

Нет критерия высшего образования для судей, до сих пор. Поэтому существовала безграмотность приговоров. В 30-е годы порядка 50-60% решений первой инстанции отменяется. Указ 1932 года от 7 августа (указ 7/8) – «указ о трёх колосках». Должен был применяться к расхитителям в крупных размерах, но в тексте так написано не было, это говорит о низкой юридической технике. ВС РСФСР неоднократно издавал руководящие разъяснения, к кому надо применять этот указ, что сажать нужно за расхищения в крупном размере. Значительное число приговоров судей по этому приказу отменялось

Другие суды.

Продолжается реформа – суды общественной самодеятельности. В 30-е годы – три вида:

1. Производственные товарищеские суды (Создаются со 2ой половины 20х годов)

2. Сельско-хозяйственные товарищеские суды

3. Жилищно-коммунальные товарищеские суды.

Компетенция определялась законодательно, но мелочевка. Ущерб до 50 рублей, аналогичное хищение, невыполнение условий госпоставки(только в с/х товарищеских судах). Коммунальные суды – споры между жителями коммунальной квартиры, разрушения жилых помещений. Цель – разгрузка народных судов.

Трибуналы и транспортные суды – всё по-старому. Инстанций на транспорте две – на транспортном департаменте сразу и транспортной коллегии ВС СССР. Судей спецсудов не избирали населением, они назначались из соответствующих специалистов.

Органы внесудебной репрессии .

Уходили постепенно. Это тройки.

Два вида троек:

1. Тройки ОГПУ. Три человека составляли коллегию. Во-первых, руководитель соответствующего управления ОГПУ (областного, районного и т.п.). Во-вторых, представитель от НКВД. Мог входить также прокурор. При Хрущеве такие тройки реабилитировали Иногда мог входить партийный секретарь. Тройка могла плавно перетекать в двойку. Суда не было. Суд – тип процесса. Принцип судебного процесса - Audiatur et altera pars – да будет выслушана и вторая сторона. В тройках состязания нет. Приносилось дело, тройка рассматривала его, и штамповала решение.

2. Тройки НКВД. Имели специфический характер: рассматривали дела нераскаявшихся преступников, причём не по государственным, а по бытовым преступлениям. Данная тройка имела одну репрессию – удаление из определённой местности.

Прокуратура .

1933 – прокуратура союза. До этого единственный представитель прокуратуры на уровне СССР - прокурор Верховного суда

Постановление 1932 года – «О революционной законности…». Там было написано, что местные органы и советской власти, и правоохранительные допускают произвол, что при следствии допускаются недопустимые средства. Был ли резон централизовать надзор за такими органами? Безусловно.

Другая предпосылка централизации прокуратуры – постепенное перераспределение полномочий в сторону союза. Если мы усиливаем аппарат СССР, то нужно создать и того, кто будет наблюдать за соблюдением законности с его стороны

Отделы (не все):

1. Транспортный

2. Общего надзора

3. Следственный

4. Главная военная и т.п.

Таким образом, в самых различных сферах ведения.

Политическая наука: Словарь-справочник

Несудебные органы

неконституционные репрессивные формирования, осуществляющие внесудебное рассмотрение уголовных дел. Впервые были введены декретом СНК РСФСР от 21 февраля 1918, которым Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК) была наделена правом внесудебного рассмотрения определенной категории дел и вынесения приговоров вплоть до высшей меры. Получили широкое распространение в период массовых репрессий 30-40-х - нач. 50-х гг. Несудебные органы (Коллегия ОГПУ, особые совещания, «тройки», «двойки», «высшая двойка» и др.) рассматривали дела в упрощенном порядке: без участия защиты, а нередко в отсутствие обвиняемого; приговоры не подлежали обжалованию и приводились в исполнение немедленно.

Энциклопедический словарь

Несудебные Органы

неконституционные репрессивные формирования, осуществляющие внесудебное рассмотрение уголовных дел. Впервые были введены декретом СНК РСФСР от 21 февраля 1918, которым Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК) была наделена правом внесудебного рассмотрения определенной категории дел и вынесения приговоров вплоть до высшей меры. Получили широкое распространение в период массовых репрессий 30-40-х - нач. 50-х гг. Несудебные органы (Коллегия ОГПУ, особые совещания, "тройки" , "двойки" , "высшая двойка" и др.) рассматривали дела в упрощенном порядке: без участия защиты, а нередко в отсутствие обвиняемого; приговоры не подлежали обжалованию и приводились в исполнение немедленно.

Внесудебные органы – это, так называемые, "внесудебные" суды, которые были широко распространены в первой половине XX века не только в СССР, но и в других развитых странах мира. Может создаться впечатление, что разговор идёт о каких-то незаконных судилищах, благодаря которым были убиты миллионы невинных граждан. Но это не так. Всё было абсолютно законно и естественно в то суровое время.

К примеру, в издании "История СССР" № 5 за 1991 год приводятся такие цифры: "С января 1921 г. по 1.02.54 г. за контрреволюционную деятельность были осуждены 3 млн. 770 тыс. 390 человек, из них 2,9 млн. человек внесудебными органами". Это 76,7 процента.

Напрашивается мысль, что помимо законных судов существовали ещё какие-то не предусмотренные законом органы. Они без всякого судебного разбирательства выносили расстрельные приговоры по прихоти Сталина и его ближайшего окружения.
К этим непонятным на первый взгляд судебным образованиям относились коллегии ОГПУ, тройки при управлениях внутренних дел, Особое совещание при наркоме внутренних дел. В их функции входило во внесудебном порядке устранять беспомощность государственной судебной системы. То есть рассматривались случаи, когда не было конкретных доказательств преступлений. А не было их потому, что никаких преступлений вообще не существовало. Обвиняемые считались потенциально опасными, и поэтому их нельзя было оставлять на свободе.

Подобное практиковалось везде. Для примера рассмотрим США. В декабре 1941 года Япония напала на эту страну. И тогда во внесудебном порядке были посажены в лагеря американцы с японским происхождением. Эти граждане не совершили никаких преступлений, но они представляли потенциальную опасность для безопасности страны. Поэтому их и изолировали от общества.

С началом войны между Англией и Германией, на британских землях также оказались в тюрьмах тысячи граждан, так как они были заподозрены в симпатиях к нацистам.

Вот что написано в книге британского историка Л. Дейтона "Вторая мировая. Ошибки, промахи, потери": "Патриотизм являлся пустым звуком для 80 тыс. граждан враждебных Великобритании государств. Эти люди в начале войны находились на британской территории. Власти, руководствуясь рассказами о том, какой вклад в победу Германии внесли шпионы и саботажники, посадили потенциально опасных иностранцев в лагеря. Условия содержания там были ужасными".

А вот Франция пошла ещё дальше. В 1914 году, когда началась Первая Мировая война, без суда были арестованы и расстреляны воры, мошенники и другие уголовники. Основанием для расстрела послужили донесения агентов полиции. Для военного времени уголовная публика оказалась социально опасной. Но официально судить этих людей было не за что.

Пришедшим к власти в России большевикам придумывать было нечего. Всё, что надо, придумали задолго до них. Внесудебная защита государства была введена ещё 14 августа 1881 года. Это, так называемое, "Положение о мерах по охране государственного порядка и общественного спокойствия".

Большевикам даже не нужно было придумывать название. В царской России орган внесудебной защиты назывался "Особым совещанием при министре внутренних дел". Этот орган мог без суда и следствия выслать любого социально опасного гражданина империи в Сибирь сроком на 5 лет.

Вот что сообщает Э. Г. Репин: "При Николае II Особое совещание при МВД Российской империи было создано в 1896 году указом самодержца. В 1906 году были созданы тройки и другие виды "скорорешительных судов". Просуществовали они вплоть до отмены их Временным правительством и обладали правом приговаривать людей к смертной казни. Так же царь издал указ, по которому губернатор мог самолично приговаривать к смертной казни. Помимо этого были созданы карательные отряды. Они имели право казнить на месте любое количество людей".

У большевиков Особое совещание при наркоме внутренних дел СССР с 1924 по 1937 годы могло отправить с ссылку на срок не более 5 лет. В 1937 году внесудебные органы получили больше прав. Теперь они могли не только ссылать граждан на срок не более 5 лет, но и сажать в лагеря на такой же срок или в тюрьму на срок не более 8 лет.

Особые совещания были чрезвычайно представительными. Председательствовал на них нарком внутренних дел СССР, а присутствовали уполномоченные НКВД союзных республик. Контролировал работу Особого совещания генеральный прокурор СССР. Он мог приостановить решение высокопоставленных товарищей и обжаловать его в Верховном Совете страны.

Начиная с 17 ноября 1941 года Особому совещанию было дано право выносить смертный приговор по некоторым пунктам 58 и 59 статей. После окончания войны смертную казнь отменили, поэтому внесудебное максимальное наказание стало ограничиваться сроком в 25 лет лишения свободы. Но после войны подобная практика стала чрезвычайно редкой, так как львиную долю всех дел взяли на себя суды.

Некоторым людям может показаться, что без суда, следствия, доказательной базы нельзя осуждать людей. Однако давайте ознакомимся с высказываниями бывшего министра юстиции США Рамсея Кларка: "В нашей стране 90% всех приговоров выносятся судьёй единолично. Причём дело не рассматривается по существу. Окончательный вердикт объявляется на основании признания обвиняемым своей вины по формуле обвинения.

Из оставшихся судебных решений 5% приговоров выносятся единолично судьёй на основании "судебной сделки" между обвинением и защитой при участии судьи. То есть обвиняемый за признание им вины по формулам обвинения полностью или частично обговаривает свою меру наказания. Причём это касается не пустяковых преступлений, а убийств, грабежей, изнасилования и других особо тяжких деяний.

Остальные дела рассматриваются в суде по существу в соответствии с решением защиты обвиняемого, или единолично судьёй, или судом присяжных. При этом присяжные лишь выносят вердикт о виновности или невиновности. Меру же наказания судья определяет единолично".

И ещё одна интересная деталь. В 1991 году Верховный суд США вынес постановление: "Во время следствия могут учитываться и вынужденные признания, полученные даже в результате нарушения конституционных прав подозреваемых в преступлении лиц".

Всё это не очень хорошо, но с другой стороны, какое нам дело до правосудия в других странах. Нам-то важно, чтобы правосудие было в нашей стране. А оно уже давным-давно отказалось от внесудебных органов. В наши дни человеку можно дать реальный срок только по решению суда.

Опыт научного исследования в рамках межпредметных связей. Тема репрессий для современного образовательного процесса является одной из самых значительных и интересных. Однако, в большей степени в рамках школьного образования тема репрессий связана с изучением советского периода истории. Становление механизма политических репрессий часто остается малоизученным. В условиях становления правового государства и воспитания подрастающего поколения в рамках уважения к закону очень важно формировать уже на этапе школьного образования понимание системы правосознания и этапов ее формирования. Введение в школьное образование преподавание элементов системы права сделало существенный шаг в этом направлении. Поэтому симбиоз исторических реалий и становление системы права являются очень актуальной в современном школьном образовании. Такой подход будет интересен для преподавателей школ, практикующих проектную деятельность учащихся, которая соединяет в себе изучение исторических источников и осознание становления правовой системы нашего государства.Файл содержит лекционный материал. Опыт научного исследования.

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Некоторые функции ВЧК преданы в ГПУ (государственное политическое управление), после образования СССР называется ОГПУ (объединенное). В конце 20-х полномочия ОГПУ расширяются постановлениями ВЦИК СССР - у ОГПУ право вне судебной репрессии, например, запрещение проживать в определенных местах лицам после ссылки и каторги. В конце 20-х образовано особое совещание ОГПУ СССР. Увеличивается число отделов у ОГПУ, в сентябре 30 г. особый отдел, который занимался государственной безопасностью в Красной Армии, Шпионажем, в 31 г. секретно политический отдел, работа среди бывших членов партий (эсеров и т.д.). Всего 8 отделов, в них образованы “тройки” с правом вне судебной репрессии.

НКВД по Конституции 1924 г. республиканские органы.

В 1930 г. милиция и уголовный розыск под началом ОГПУ.

В 1932 г. при ОГПУ главное управление рабоче-крестьянской милиции.

В 1934 г. ликвидируются НКВД республик, создается НКВД СССР, изменение функций и структуры. В республиках НКВД занимался пожарной охраной и т.д. сейчас же: главное управление по государственной безопасности, ГУЛАГ - главное управление лагерей еще созданное в составе ОГПУ. В этом же году ОГПУ объединяется с НКВД, все его отделы (ОГПУ) входят в ГУГБ. Численность НКВД: 1935 - 8 тыс., 1940 - 33 тыс. служащих. Возглавляет Дзержинский.

Особое совещание при НКВД состоит из: заместителя НКВД, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник ГУРКМ, прокурор СССР и его заместитель. Рассматривало дела заочно.

Создавались “тройки” на местах из 1-го секретаря обкома или ЦК, начальника соответствующего НКВД, прокурор края, области или республики. Прокуратуры возглавлял Вышинский. Создание специальных репрессивных органов было необходимо для устрашения населения, зачастую они выносили оправдательные приговоры и не нарушали процессуальный порядок. Активизируется военные трибуналы. 59. Причины и сущность формирования в СССР тоталитарного политического режима.

Социальная структура общества изменилась, ликвидированы бывшие эксплуататорские класс, экономическими методами. В СССР ликвидированы возможности обширного капиталистического производства, реально вкладывать деньги в производство не возможно, вывоз капитала так же не возможен. Прибыль частного сектора шла на потребление. Большевики такой политикой утрачивают возможность не использовать средства при индустриализации.

Кулаки и буржуазия не многочисленны и бедны, окулачиванию мешала налоговая политика и уравнительное землепользование. С конца 20-х г. - начало коллективизации, которая ударила по кулачеству и постепенно её уничтожает.

Рабочий класс привилегированная и защищенная КЗОТом группа. Ухудшение качественного состава пролетариата, основная масса крестьяне, мало образованы и заняты в основном на черновых работах. Сливается прослойка кадровых рабочих, именно эта категория мобилизована во время войны, часть умерло, а часть отправлена в деревню на сельхоз. работы.

Крестьянство - сейчас активно изучается - люди занятые аграрным трудом. Те люди, которые работали на своих участках, входе коллективизации ликвидированы, появилась колхозная собственность и колхозы.

Интеллигенция - формировалась большими темпами, старая же - часть репрессирована, а часть лишена возможности высказывать своё мнение (т.е. работать). В 1921 г. часть интеллигенции выехала за границу. Создаются рабфаки, курсы, партийные школы, ускоренные способы получения высшего образования. Интеллигенция не класс, а прослойка.

В итоге социальная структура выглядит так:

Рабочий класс.

Между ними прослойка интеллигенции.

Крестьянство. Политический строй меняется в центре партия. Укрепление номенклатуры: расширяется число должностей, совершенствуется система кадров. Партия сращивается с государственным и хозяйственным аппаратом. Формируется элита советского общества, но наиболее подвержена репрессиям. Разные мнения о репрессиях: 1. Поддерживали эту группу в мобильном виде, мешали ей бюрократизации, препятствовали коррупции, 2. Репрессии сыграли роковую роль в судьбе социализма, т.к. погибли лучшие представители элиты, в результате быстрое выдвижение вторых секретарей (Брежнев, Суслов, Черненко и др.). Изменение в государственном строе зафиксировала Конституция СССР 1936 г. 60. Развитие органов суда и прокуратуры в СССР (1929-1941 гг.).

Суд и прокуратура. Правосудие осущ. Верх. судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми, областными, окружными судами. нар. суды избирались гражданами района на 3 года. **Избират. право -с 18лет. Кандидатов выставляли общ. орг-ции, общества трудящихся. Кандидат отчитывался о своей работе перед ними. Мог быть в любое время отозван по решению б-ства избирателей. Но нововведение сводилось на нет распространеной практикой выдвижения единственного кандидата в депутаты, подобранного парт. органами. В составе СССР уже было не 4, а 11 республик: Казахстан, Киргизия, Закавк. респубилка =Арм, Азерб, Грузия +Узбекистан, Туркменистан. В самый разгар творимого в стране беззакония новые статьи Кции объявили о введении в стране принципа открытого суд. процесса, подтверждались права обвиняемых на защиту, провозглаша свободу печати и собраний, неприкос-сть личности и жилища. Глава 13: Порядок измен. Кции: только 2/3 голосов в каждой из палат Верх. Совета.