Дачный участок

Лексическая тема деревья осенью. Развитие речи. лексическая тема "деревья и кустарники". Игра-перевоплощение «Ты - маленькое деревце»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:

Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:

Взрослое дерево выше куста.

У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.


Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом.

Дерево состоит из трёх основных частей. Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.

Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ: Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).

Где растут деревья?

Какие бывают леса?

(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.

Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.

Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.

Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.

Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)

Почему они так называются?

Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"

Жёлуди растут на … дубе;

грозди рябины растут на – рябине;

яблоки растут на – яблоне;

серёжки растут на – березе, ольхе;

круглая шишка на – сосне;

длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".

Ель – ёлочка.

Сосна – сосенка.

Береза – березка.

Иголка – иголочка.

Ветка – веточка.

Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"

Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)

Грустная, печальная, плакучая…(ива)

Стройная, зеленая, колючая…(ель)

Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок.

Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

Где росла ель?

Что сделала мама из шишек?

Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


Похожая информация.


чернова надежда
Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья»

Фронтальное занятие для детей средней группы .

Лексическая тема : «Осень . Деревья

Тема занятия : составление рассказа об осени .

Цели :

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий;

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень » ;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать мелкую моторику;

Продолжать развивать у детей память , внимание, наглядно – образное мышление;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Оборудование : таблица по теме «Осень » , предметные картинки с изображением деревьев , листья с разных деревьев .

Подготовка к занятию : рассматривание иллюстраций по теме «Осень » , беседы с детьми, рисование по теме «Осень » .

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Здравствуйте, ребята!

Расскажите мне, пожалуйста, что вы сегодня увидели по дороге в детский сад?

- (Ответы детей )

Я хочу сегодня с вами отправиться в сказочный лес. Но перед тем, как нам туда отправиться, отгадайте загадку. (Загадка написана на кленовом листочке)

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

Деревья наряжаю , затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все (осень ) .

Правильно! И сегодня мы отправимся в не простой лес, а какой? (осенний )

Лес наш не простой, волшебный. И в нём есть разные задания.

Посмотрите, стоит дерево . Это (дуб) . Правильно! Вот с дуба упал листик. Он какой? (дубовый) . И вот на дубовом листике первое задание.

2. Игровое упражнение : «Ласковые слова» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Например, я говорю слово «солнце» , а вы мне говорите, как оно будет звучать ласково – «солнышко» .

Ветка – веточка, лист – листик, дождь – дождичек, трава – травка, туча – тучка, дерево – деревце .

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Можно идти дальше.

Вот ещё одно дерево . Это (берёза) . А вот и листик с него упал. Он какой? (берёзовый) . А на нём ещё одно задание.

3. Развитие координации речи с движением.

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

А как называется это дерево ? Это рябина! Правильно! Вот и с рябины упал листик. Он какой? (рябиновый) . И на нём тоже задание.

4. Игровое упражнение : «Подбери действие» - образование глаголов настоящего времени.

Листья осенью (что делают) – желтеют, опадают.

Дождь осенью (что делает) – идёт, моросит.

Птицы осенью (что делают) – улетают.

Деревья осенью (что делают) – роняют листья.

5. Составление предложений об осени по картине .

Осенью солнце греет слабо .

Часто идут дожди.

Листья желтеют и опадают.

Дует сильный, холодный ветер.

Появляется много луж.

Люди надевают тёплую одежду.

Молодцы ребята! Со всеми заданиями справились. Осенний лес вас благодарит , но не хочет просто так отпускать. Он вам даёт домашнее задание. Вам нужно будет угадать, какие листики находятся на зашифрованной картинке.

6. Подведение итогов занятия .

Публикации по теме:

Календарное планирование в средней группе «Осень. Деревья и кустарники» Тема недели: «Осень» (деревья и кустарники) (с 21.09 по 25.09) Итоговое мероприятие___ Понедельник.

Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес» Программные задачи: Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью; активизация словаря по темам «Осень», «Деревья»;.

Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР 5–7 лет (лексическая тема недели «Зима») Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР 5-7 лет (лексическая тема недели «Зима»). Педагог Гарина Татьяна Владимировна.

Коррекционно-развивающее занятие. Лексическая тема «Весна» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание.

Лексическая тема «Насекомые» Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница. Программное содержание. Способствовать.

Лексическая тема «Посуда» Лексическое занятие «Посуда» Цель: Развитие лексико-грамматической категории на материале лексической темы «Посуда» Задачи: 1. Обогащать.

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме «Осень. Деревья»

Цель : познакомить детей с деревьями нашего региона , дать представление о жизни деревьев осенью ; обратить внимание детей на окрас листьев осенью ; формировать грамматически правильную речь; познакомить с обобщающим понятием деревья , закреплять умение изображать дерево , учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; закреплять умение считать предметы (в пределах 5) воспитывать бережное отношение к растениям.

Физкультминутка

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся , (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги ложатся (приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберём (загибают пальчики, начиная с большого)

маме осенний букет принесём . (шагают по столу средним и указательным пальчиками) .

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна .

Н. Нищеева

ОСЕНЬ

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далеки

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется .

М. Ходякова

Пальчиковая гимнастика

«Осень »

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал : Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки

Cтихотворения

«Деревья »

Ели на опушке

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару…

Дайте осинке

Пальто и ботинки -

Надо погреться

Бедной осинке.

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросит

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску.

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода

Яблонька.

Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая, белая,

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной.

Красненькую ягодку

Мне дала рябина

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая,

Подшутить хотела.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

И. Токмакова

Рассказ об Осени :

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках .

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета» . Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые , багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной» . Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев , серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.

Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы : надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Закончи предложение об Осени

На смену лету пришла. (золотая осень ) .

Солнышко все реже и реже выглядывает. (из-за туч) .

Деревья надели . (разноцветный наряд) .

. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам) .

Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Пословицы Осени

Лето со снопами – осень с пирогами .

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью – гноит .

В ноябре зима с осенью борется .

В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Загадки Осени

Висят на ветке

Золотые монетки. (Осенние листья )

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (листопад)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень )

Несет она нам урожай,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает ,

Но не касается елей и сосен ,

Потому что это. (Осень )

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород. (Дождик)

Подбери действие

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - убирают .

Птицы осенью - улетают .

Деревья осенью - роняют листья .

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью ) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме , меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску) ; белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы) .

Стихи об Осени

Осень .

Осыпается весь наш : бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне доли

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Осень . (А. С. Пушкин)

Унылая пора!

Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Осень

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Стихотворения Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

Ветки голые стучат,

Галки черные кричат,

В тучах редко просинь –

Наступила осень .

Льдинка хрустнет звонко,

Крикнет птица тонко,

Будто есть попросит –

Наступила осень .

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит :

Осень , осень , осень .

Тема : «Осень разная »

Предметы : осень , сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлет, урожай, сад, деревья , кусты, заморозки, листья,

лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.

Действия : падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

Признаки : ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, рудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

Д. И. «Какой, какая, какие?» (подбор признаков)

Осень (какая) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…

Дождь (какой) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…

Деревья (какие,

Погода (какая,

Небо (какое…

Д. И. «Скажи, что делает?» (подбери действия)

Осень – приходит , наступает, наводит грусть…

Дождь – льт, моросит, идт, накрывает…

Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

Д. И. «Подбери» (подбери предметы к признакам)

Осенний – день , вечер, дождь, ветер, лес…

Осенняя – погода , ночь, непогода, одежда, сырость…

Осеннее – небо , пальто, дерево , ненастье…

Осенние – каникулы , листья, перчатки, заморозки…

Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану .

осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?

Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Прочтите ребёнку стихи об осени .

А. С. Пушкин, «Унылая пора! Очей очарованье…» . «уж небо осенью дышало… » .

Ф. И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной… » .

А. Н. Плещеев, «Осень наступила , высохли цветы…» .

А. А. Фет, «Осыпал лес свои вершины…» .

А. К. Толстой, «Осень ! Обсыпается весь наш бедный сад…» .

Беседы по теме

После какого времени года наступает осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?

Что делают люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Какие праздники отмечают осенью ?

6. Игра «Исправь ошибки»

Осенние месяцы- февраль , июнь и март.

Правильно?

Осенние месяцы- сентябрь , октябрь, ноябрь.

Правильно?

Осенью погода ясная , солнечная и теплая.

Правильно?

Когда бывает такая погода : ранней осенью или поздней осенью ?

Скажите, какое из двух предложений правильное : Осенью дети надевают панамки, шорты и

сандалии. Осенью дети надевают плащи , куртки и сапоги.

Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках , шортах, футболках и

сандалиях?

Артикуляционная гимнастика.

Осенние листочки перенесли в осенний лес , где живут друзья Веселого Язычка.

Нам радостно и весело в осеннем лесу . Улыбнемся друг- другу и лесным обитателям.

Показать какие толстые щеки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть щеки.

Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубы.

А вот мишка –косолапый зевает, ему осенью хочется спать . Раскрывать и закрывать рот.

У мишкиной берлоги очень много ягод малины. Полакомимся малинкой. Очень вкусная

Малина, оближем губки.

Д. И. «С какого дерева листочек

(Лист дуба - дубовый. Лист клена- кленовый. Лист березы- березовый. Лист липы - липовый. Лист тополя - тополиный. Лист осины- осиновый. Лист рябины - рябиновый.)

Беседы по рассказам

«Осень » Н. Калинина

На дворе дождь, ветер, холодно.

Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево . Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал : «Смотрите, какой листочек красивый!»

Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унс.

Вопросы : Какая погода была на дворе? Что увидел Саша из окна? Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

«Полянка в лесу» М. Пришвин

Берзки последнее сво золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и, осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу – как остров. На этом острове стоят тесно несколько лок, под ними сел я отдохнуть. У этих лок, оказывается, вся жизнь вверху. Там в богатстве шишек, хозяйничают белки,

птицы клесты и ещ много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только

видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них

вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда – то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.

Вопросы : С чем сравнивает Пришвин лес и отдельную полянку в лесу? Кто обитает на верхушках елок?

Чем питаются белки и клесты? Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор? О каком времени года говорит Пришвин? Что ты сам можешь рассказать об осеннем лесе ?

ДЕРЕВЬЯ

Вводная беседа

Цели: собрать внимание, настроить детей на предстоящую дея­тельность, вызвать интерес, желание участвовать в совместной со сверстниками и взрослым работе; активизировать знания по теме.

Утренняя гимнастика

Цели: развивать умение дифференцировать ощущения напря­жения и расслабления, регулировать дыхание; выполнять упраж­нения в игровом образе дерева, выразительно изображая панто­мимикой состояние, эмоционально его окрашивая; воспитывать дисциплинированность.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками»

Цели: развивать слуховую и кинестетическую память, вырази­тельность речи; формировать интерес к растительному миру.

Дидактическая игра «Отгадай и покажи»

Цели: развивать логическое мышление, внимание; воспиты­вать выдержку при отгадывании загадок.

Занятия Если бы я был деревом (оздоровительное)

Цели: развивать активное воображение; формировать готовность и осознанность бережного отношения к природе.

Двигательные упражнения «Птицы»

Фонопедические упражнения

Педагог Расселись птицы на ветвях и запели звонкие песни.

У каждой птицы своя песенка.

Трещотка-чечетка, Тр-р-р, тр-р-р...

Кукушка-горюшка, Ку-ку, ку-ку...

Дружок-снегирек, Свинь, свинь... (в среднем реги­стре).

Мальчишка- воробьишка, Чик-чирик (по показу руки в разных регистрах).

Синичка-невеличка, Тень-тень... (в высоком регис­тре).

Утки-трататутки Кря, кря... (в низком регистре).

Гуси-шипуси Ш-ш-ш... (продолжительный выдох).

Упражнения для развития дыхания (по А. Стрельниковой)

    Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). При на­клоне назад руки обхватывают плечи - вдох, при наклоне впе­ред- выдох.

    Полуприседы с выдохом, вдох активный, короткий, напря­женный, через нос.

    Темповые наклоны вперед, вдох при каждом наклоне.

Ритмический танец «Ежик резиновый»

(муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц)

Рисуем деревья и кустарники

Цели: развивать творчество, воображение, изобразительные умения; формировать интерес к изобразительной деятельности, природе.

Варианты. «Волшебный лес», «Осенний (по времени года) лес», «Волшебный сад», «Чудо-дерево», «Как растут в лесу деревья и кустарники», «Смешанный лес», «Лиственный лес», «Хвойный лес», «Деревья и кустарники нашего города» и др

Дидактическая игра «К дереву и кустарнику - беги!»

Цели: развивать внимание, ориентировку в пространстве; вос­питывать умение внимательно слушать педагога:

Дидактическая игра «Дерево - куст»

Цели : развивать быстроту реакции, память; формировать инте­рес к играм, в которых можно Проверить собственные знания.

Подвижная игра «Где растет дерево?»

Цели: развивать ориентировку в пространстве, внимание, па­мять; воспитывать умение не нарушать правила игры.

Творческое задание «Чудо-дерево»

Цели: развивать умение с помощью воображения представлять волшебное дерево, думать, чём и как его можно украсить, давать дереву названиё; развивать творчёство через выполнение задания - украсить выбранное на: участке дерево фантиками, игрушками ори­гами, другими самоделками, новогодним дождем, своими рисун­ками, игрушками и т.п.; развивать чувство ритма, умение согласо­вывать слова и движения в хороводе вокруг чудо- дерева; воспиты­вать желание выполнять совместную со сверстниками творческую работу, радоваться результатам.

Игра-перевоплощение «Ты - маленькое деревце»

Цели: развивать эмпатию (сочувствие, сострадание), воображе­ние; воспитывать бережное отношение к живой природе, желание охранять ее. .

Дидактическое упражнение «Дорисуйте за художника»

Цели: развивать воображение, память, пространственную ориен­тировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности.

Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года»

Цели: развивать память (припоминание), воображение, монологи­ческую речь; воспитывать желание выполнить задание качественно.

Дидактические, игры На чем что растет?

Цели: развивать память, мышление (операцию сравнения), фра­зовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, дей­ствовать в соответствии с сюжетом.

Посадим лес

Цели : развивать память, воображение, операции мышле­ния, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.

Дидактические упражнения Найди причину

Цели: развивать фразовую речь, память, логическое мышле­ние; воспитывать ответственность за свои поступки.

Что здесь лишнее?

Цели: развивать логическое мышление, его операции, память, речь; воспитывать умение внимательно слушать педагога, отве­чать на его вопросы.

Объясни пословицы и поговорки

Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости.

Имитационная игра «Путешествие в лес»

Цели: развивать воображение, двигательную активность, вы­разительность речи и пантомимики; формировать интерес к при­роде, совместной деятельности со сверстниками.

Игры с движениями

Цели: развивать умение согласовывать слова с движениями, двигаться ритмично, в едином темпе; ориентироваться в про­странстве; создать положительно-эмоциональное настроение у детей в совместной деятельности.

Мини-этюд «Березка»

Цели : развивать воображение, способность к пантомимике, пластику; воспитывать интерес к живой природе.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Цели: развивать чувство ритма и темпа, выразительность речи пантомимики; формировать интерес к играм, в которых через ритмичные движения можно создать образ дерева

Все движения в упражнениях

Весенняя, Тополиные пушинки, Яблоневый цвет

Инсценировка стихотворения

Цели: развивать внимание, выразительность движений, речи.

Чтение стихов о деревьях и кустарниках

Цели: развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрас­ного; воспитывать эстетические чувства, интерес к теме.

Отгадывание загадок о деревьях, кустарниках, их плодах и семенах

Цели: развивать логическое мышление; речь; формировать интерес к загадкам.,

Чтение рассказа «История одной яблоньки» (К, Ушинский)

Цели: развивать, произвольное внимание, речь, наглядно-об­разное мышление; воспитывать уважение и интерес к труду са­довника.

Описательные загадки о деревьях и кустарниках

Использован материал из кн.: Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? М., 2005.

Береза , Дуб , Липа , Осина , Клен , Сосна , Ель , Рябина (Алябьева книга №2)

Чтение художественной литературы

Тема: Деревья зимой

1. Н. Павлова «Деревья зимой»

2. Каплан «Деревья в зимнем сне»

3. Пушкин «Зимнее утро»

4. Островский «Зимний лес», «Деревья зимой»

5. М. пришвин «Осинкам холодно»

6. С. Есенин «Береза»

7. Братья Гримм «Три счастливца»

8. Р. н. с. Сказка о молодильной яблоне и живой воде»

9. С. Воронин. «Голубая ель», «Птичья кладовая»

10. П. Соловьёва «Рябина».

Тема «Хвойные деревья»

Во время прогулки в зимнем парке или в лесу показать ребенку хвойные деревья (ель и сосну);

Объяснить, почему они называются хвойными, вечнозелёными деревьями. При этом зрительно и на ощупь следует сравнить (по форме и размеру) хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели и сосны;

Рассказать, что можно сделать из древесины этих деревьев провести с ребенком беседу о бережном отношении к природе.

Задание 2. Рассмотреть иллюстрации с изображение елового леса и соснового бора.

Задание 3. Выучить стихотворения и загадки по выбор.

Зимой и летом одним цветом.

(Ель, сосна)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

Сосны до неба хотят дорасти, небо ветвямихотят подмести,

Чтобы в течение года ясной стояла погода.

Что растет на елке? Шишки да иголки.

Разноцветные шары не растут на елке.

Не растут на елке пряники и флаги,

Не растут орехи в золотой бумаге.

Вопрос. В какой праздник все это появляется на елке

Задание 4. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно...

Задание 5. «Что общего у елки и ежика?» - Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.

Задание 6. Дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» (составление предложных конструкций).

Шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик.

Задание 7. Пересказать рассказ и ответить на вопросы

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирал шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала и шишек игрушки.

Вопросы. Где росла ель? Что сделала мама из шишек? Какие бы ты игрушки сам (сама) смог бы сделать из шишек?

Задание 8. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение на словообразование): ель - елочка, сосна - ... иголка - ..., ветка - ...

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа существительных): одна елка - много - ..., одна ель - много - ..., одна сосна - много... . Задание 10. Выложить елку из бумажных треугольников.

Задание 11. Упражнение для пальчиков.

Под высокою сосной Одна рука - «сосна» (пальцы рас-

Сидит заинька косой. топырены, подняты вверх);

на вто­рой руке указательный и средний пальцы

образуют «ушки» зайца, ос­тальные пальцы сжаты.

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень. Деревья»

Программное содержание:

1. Уточнить представление об осени и ее приметах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать длительный плавный выдох.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

Листья дуба, клена, осины, березы вырезанные из картона; листья на ниточках из цветной бумаги; сюжетные картинки по теме «осень» , картинка по теме «лето»; наложенное изображение листьев; наборное полотно; корзинка; мяч.

I. Организационный момент

1. Л .: – Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев.

Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

(Ребенок: – Это оранжевый лист клена.)

Л.: – Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

(листья: клен, береза, дуб, осина).

Л.: – Молодцы. Положите листочек на свой стол.

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

(О листьях, об осени .)

II. Беседа об осени с рассматриванием картинок.

(На наборное полотно выставить сюжетные картинки об осени).

2. Л.: – Ребята, посмотрите на картинки. Какое время года нарисовано?

(На картинках нарисована осень. )

Л.: – Что ты видишь на 1-ой картинке, Маша?

Что нарисовано на этой картинке, Лиза?

Что ты видишь на этой картинке, Паша?

Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках.

А какие еще приметы осени вы знаете?

Молодцы, вы назвали все приметы осени.

3. Упражнение «Подуй на листочки»

– Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде.

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

4. Игра «Четвертый лишний» (на наборное полотно выставить 3 картинки осени и 1 лета).

Л.: – Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая из них не относится к осени. Какая картинка лишняя?

5. Игра «Один-много» (с мячом).

Л.: – Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например: стол – столы, кот – коты).

Лист… зонт… туча…

Дерево… гриб… птица…

Л.: – Молодцы. Садитесь на места.

6. Игра «Что лишнее?».

Л.: – Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, трава, тополь, клен;

Туча, лед, дождь, ветер;

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

Л.: – Все верно назвали. Теперь надо немного поработать и пальчикам.

7. «Осень».

Ветерпо лесу летал, Плавные волнообразные движения

Ветер листики считал: ладонями.

Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику

Вот рябиновый резной, на обеих руках.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

8. Л.: – Немного отдохнули. Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно. Здесь стоят листочки (4-5 листьев). Запомните их. Теперь закрывайте глаза, я уберу 1 листочек. Открывайте глазки.

– Какого листочка не стало?

– Все внимательные.

9. Игра «Найди листья».

(Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что вы видите, затем обведите изображение пальцем. – Я вижу кленовый лист.)

10. Игра «Посчитай листья».

Л.: – Посмотрите сколько здесь листьев. Давайте посчитаем сколько листьев будет в букете. (Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев. Также считаем листья дуба, березы.)

Ш. Окончание занятия, оценка детей.