Дачный участок

Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура. Традиции и обычаи китая Интересные факты о Древнем Китае

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


Китай - удивительная и прекраснейшая страна, куда ежегодно приезжают миллионы туристов со всех уголков земного шара, чтобы познакомиться не только с ее достопримечательностями, но и посмотреть на быт местного народа, его культуру.

Безусловно, в каждой стране мира есть свои особенные обычаи, традиции, определенный уклад жизни. И исключением здесь не является Китай - одно из древнейших государств мира со своими богатейшими традициями и обычаями, уходящими корнями глубоко в историю. Традиции Китая являются важной составляющей и неотъемлемой частью китайской культуры в целом.

Китай - огромная многонациональная страна, и при этом каждая отдельно взятая национальность имеет свои традиции и отличительные особенности, проявляющиеся в манере питаться и одеваться, в укладе жизни, в проведении ритуалов и обрядов и многом другом.

Так, основным продуктом питания на юге страны является рис, а жители северных регионов отдают предпочтение мучным изделиям. Узбеки, казахи и уйгуры любят полакомиться шашлыком из баранины.У монголов в почете жареные курдюки, а корейцы едят холодную лапшу. Что касается манеры одеваться, то здесь также существуют свои отличия: маньчжурки носят «ципао» (женское платье с типичной китайской вышивкой и рисунками); тибетцы - «чубу» (длиннополый кафтан); уйгуры - вышитые тюбетейки; женщины национальности мяо - юбки с многочисленными сборками.


Большинство китайских традиций связано, прежде всего, с этикетом, церемониями и дарением подарков. Этикет нашел свое проявление в известных на весь мир пословицах и поговорках, таких как «Любезность не требует взаимности», «Любезность очень высоко ценится и ничего не стоит» и прочие. Следует отметить, что китайцы отличаются такими качествами, как настойчивость, трудолюбие, вежливость, радушие, гостеприимство, бережливость, патриотизм, уважение и терпение. Поэтому, отправляясь в путешествие в эту сказочную и загадочную страну, можно не только открыть для себя много нового и интересного, но и с уверенностью рассчитывать на добродушный и теплый прием местных жителей!


Однако для того, чтобы не обидеть местных жителей и не почувствовать себя чужаком в данной стране, следует помнить об определенных правилах поведения в обществе:

Основная форма приветствия с иностранными гражданами - это рукопожатие;

В качестве подарков не следует дарить ножницы, ножи и прочие режущие предметы, так как они для китайцев обозначают разрыв отношений; также не стоит дарить соломенные сандалии, цветы, часы и носовой платок, потому что данные вещи символизируют смерть;

Если вам преподнесли подарок, то правильнее его будет открыть дома, а не в момент получения;

Приезжая в Китай, нужно научиться пользоваться их традиционными приборами, так как там не принято есть вилками;

Туристам не следует носить яркую одежду, чтобы привлечь внимание, потому что она не приветствуется местными жителями. Правильнее одеть одежду более спокойных постельных тонов.


Чайная церемония

Чайная церемония в жизни китайского народа занимает особое место. Для них чаепитие означает не просто употребление данного напитка, а гораздо большее - это способ достижения внутренней гармонии и блаженства. На языке китайцев слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений», а само действо звучит как «Гун Фу Ча» (высшее мастерство чаепития). Для того чтобы полностью раскрыть вкус и аромат чая, используются определенные способы его заваривания, а также настрой и особая атмосфера: нежная мелодичная музыка, уютная обстановка, изящная маленькая посуда.


В зависимости от времени года китайцы, как правило, пьют разные сорта чая: летом - это зеленый чай, весной -цветочный, осенью - молодой зеленый, а зимой -терпкий черный. Помимо этого китайцы выделяют несколько видов чаепития для особых обстоятельств.

  1. Чаепитие в знак уважения - означает способ выражения почтения старшим, т. е.семья в выходные дни приглашает своих старших родственников в ресторан отведать чашечку чая, тем самым проявляя к ним уважение.
  2. Чаепитие как повод для семейной встречи - подчеркивает важность семейных ценностей.
  3. Чаепитие как способ попросить прощение. Обычно в таких ситуациях извиняющийся в знак искреннего раскаяния должен сам налить чай тому человеку, у которого он хочет попросить прощение.
  4. Свадебное чаепитие - жених и невеста в знак выражения благодарности родителям подают им чай, при этом стоя на коленях.



Традиционная китайская свадьба еще с давних времен считалась весьма красивым и ярким ритуалом. И на сегодняшний день сохранились некоторые элементы этой свадебной процессии.

Пары, прежде чем выбрать дату свадьбы, ориентируются на специально составленный для этого события гороскоп. Здесь следует отметить, что нечетные дни не подходят для проведения свадьбы.

Вечером, накануне свадьбы, невеста не должна видеть своего жениха.

Несмотря на то, что на сегодняшний день многие невесты стали больше отдавать предпочтение не традиционному красному платью, а белому европейскому, в их свадебном наряде должен присутствовать хотя бы один элемент красного. В основном невесты выбирают красные туфли или перчатки, а также этот цвет присутствует в пригласительных открытках и в оформлении подарков. Ведь еще с давних времен красный цвет у китайцев символизировал любовь, благополучие, радость и счастье.

Особое место уделяется чайной церемонии, которую устраивают молодожены для своих родителей. Во время проведения церемонии жених и невеста должны проявить уважение к родителям, встав перед ними на колени.

Что касается кухни, то количество блюд на каждом свадебном столе не должно быть менее 12, и каждое из блюд должно красиво называться.


Семейные ценности

Китай принадлежит к тем типам стран, где семейный уклад и семейные ценности заложены в основе индивидуальной и социальной жизни человека. Важным принципом нравственности в китайском обществе является уважение и почитание старших: дети должны чтить своих родителей; жена должна прислушиваться к мужу, а он, в свою очередь, обязан обеспечить ей комфортное проживание и следить за продолжением рода. Однако в последнее время из-за сложившейся определенной демографической ситуации в Китае, семье разрешается иметь одного ребенка.

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности . Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Интересные факты о Древнем Китае


Культура Древнего Китая берет свое начало в глубине веков. Китайские надписи, сделанные в глубокой древности помогают увидеть более четкую картину возникновения иероглифической письменности Китая, его культуры и обычаев.

Благодаря дошедшим до нашего времени источникам, в большинстве своем - произведения литературной классики древнего Китая, мы можем наблюдать процесс зарождения и дальнейшего становления религии, философии и появление первых древнейших социально-политических систем. Процесс этот наблюдается в продолжение тысячелетия.

Китайские скульпторы очень точно лепили фигуры людей и животных из обожжённой глины, камня, бронзы и дерева.

Художественная культура Древнего Китая основывалась на духовных ценностях даосизма и конфуцианства. Единение с природой, устремление к духовному совершенству, нахождение гармонии в каждом природном явлении – сформировали неповторимое эстетическое сознание. Идея гармонии человека и природы наблюдается во всем китайском искусстве, начиная с каллиграфии и кончая живописью , которая является наивысшим достижением искусства Древнего Китая, а особенно живопись на свитках.

Литература

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI-VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».

«Шицзин» - подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды»,

«Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых - служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.

Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».

Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.

Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них - Сыма Сянжу - были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.

Скульптура

Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Они обычно устанавливались перед императорскими могилами и представляли собой некие памятники. Такой вид скульптуры зародился еще во времена "Воюющих царств". В эпоху Хань и Южной династии он получает большое развитие во времена династии Тан и Сун, формируется система создания каменных скульптур согласно рангу усопшего. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала. Все они были изваяны из цельного камня. Центральной фигурой является фигура коня, под копытами которого лежит воин - сюнну с покорным выражением лица.

Священные львы у могилы императора Сяоцзин представляют образец каменных скульптур времен Южных династии. Эти два грозных льва почти в три метра высотой. Высоко подняв голову, с широко раскрытой пастью, выставив одну лапу вперед - лев являет собой олицетворение власти и могущества.

В гробнице Танского императора Ли Шимина имеется барельеф с фигурами 6 боевых коней. Они изображены в разных позах, среди них выделяется один конь известный как Цзинлуци. Скульптура изображает коня, терпеливо переносящую боль, когда у него из бока вынимают стрелу.

Во времена династии Хань на внутренних стенах и над дверями гробниц, храмов, появляются плиты и кирпичи с рельефным украшением. Это были барельефные украшения или узоры, нарисованные линиями. Их еще называли выпуклой настенной живописью. Они лучше и дольше сохранялись по сравнению с нарисованными настенными картинами. На таких плитах обычно изображались мудрые императоры, верные сановники, учтивые сыновья, отважные воины и добродетельные женщины. Например, портреты Конфуция и его 72 учеников. На плитах изображались целые легенды, рассказывающие, например, о древних правителях Яо и Шуй, о целомудренных женах, до смерти сохраняющих верность умершим мужьям. На них также можно было увидеть охотничьи сцены, пиры и разные цирковые представления и даже комнаты императорских кухонь. Эти художественные плиты представляют собой одну из ярких страниц в истории развития китайской скульптуры. Плиты изготовлялись в различных местах и поэтому весьма отличались по своему художественному стилю. Плиты провинции Шаньдун были простыми по рисунку и громоздкими, плиты провинции Хэнань-отличались мужественностью художественных образов и лаконичностью линий, провинции Сычуань-были изящными и миниатюрными, провинции Шаньси-были более простыми по орнаменту.

Каменные пещеры Китая представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. Это искусство зародилось в Индии. В Китай оно проникло во период династий Вэй и Цзин и Северных и южных династий и по мере своего развития оформилось в особое направление китайского скульптурного искусства. В Китае таких каменных пещер насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью произведений. В пещерах Могаоку, находящихся в районе пустыни, скульптурные изваяния в большинстве своем сделаны из глины и разукрашены разноцветными красками. В Юньганских пещерах всего 53 пещера. В них имеется более 51 тысячи статуй, самая большая из которых достигает 17 метров высоты. Эти скульптуры отличаются цельным пластическим образом, детали разработаны более четко. В произведениях раннего периода заметны следы влияния индийского искусства. Весьма примечательна 14-ти метровая статуя Будды Шэкьямуни в 20 пещере. Ее лицо божественно, наполнено нежностью и добротой.

Лунмэнские пещеры находятся в пределах провинции Хэнань у города Лоянь на берегах реки Ишуй. Эти пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более ста тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы, облаченные в ханьские одежды, отличаются стройностью фигуры и красотой лица, овеяны безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 метров. Черты ее лица уже полностью китайские. Веки ее полураскрыты, на плечах накинута буддийская ряса, уголки губ чуть подняты, лицо, словно полная луна. Она дышит спокойствием и бесстрастностью. Рядом две высокие 13-метровые Бодисатвы, со спокойными, улыбающимися лицами. Вся их осанка говорит, что это китайские женщины. Другие бодисатвы своими образами напоминают китайских монахов и военных.
Дуньхуанские пещеры находятся в провинции Ганьсу, в Хэсийском коридоре.

Проникновение буддизма в Китай шло имен по Шелковому пути. В 366 году в этих местах начали появляться каменные пещеры с буддийскими изваяниями. Среди них особенно выделяются пещеры Могаоку. Сегодня здесь насчитывается более 2000 цветных скульптур, созданных на буддийские сюжеты. По этим работам можно видеть постепенное освобождение скульптурных произведений из-под влияния индийской культуры и обретение ими подлинного национального китайского стиля. Скульптуры очень жизненны, они больше напоминают живых людей, чем небесные божества. Изваяны они в самых разных позах, с разными выражениями лица, удивительно живописны складки их одежды.

Цветные буддийские скульптуры династии Ляо в монастыре Сяхуаянь у города Датун представляют собой еще один шедевр буддийского искусства Китая. Монастырь был построен в 1038 году. В нем имеется три большие Будды и более ста тысяч разных бодисатв, монахов. Их тела имеют правильные пропорции, позы очень выразительны, лица одухотворенные и созерцательные. В Китае известен еще буддийский храм "Шуанлинси" в провинции Шаньси, славящийся своими цветными буддийскими изваяниями. Храм был построен раньше Сяхуаяньсы, но в годы войн, он был сильно разрушен и ныне большая сохранившаяся часть представляет собой работы династии Мин. В храме 10 павильонов, в них более 2000 скульптур и он по праву считается самым богатым по количеству буддийских изваяний в Китае.

Доисторический Китай

Керамика Яншао

Китайцы изготавливали шёлк из коконов шелковичных червей. Ткани, сотканные из него, были красивы, прочны и легки.

Росписи на стенах на бумаге и на шелке

Буддийский комплекс Майцзишань малоизвестен. Он расположен в провинции Ганьсу, на северо-западе Китая. Это поразительный архитектурный комплекс, высеченный из скалы. Майцзишань имеет 7000 буддийских скульптур и почти 1000 квадратных метров росписи.

Майцзишань находится всего в нескольких милях к югу от Великого шелкового пути. Многие монахи предпочитали остаться в этих гротах и работать там.

Одни из самых ранних письменных отчетов об этом месте встречаются в биографиях двух монахов: Танхонга и Хуангао, которые медитировали там вместе со своими учениками.

Сосуд типа гу.

В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких, тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных. Расположение узора на поверхности при удивительной сложности, динамичности рисунка всегда строго симметрично и соответствует структурным особенностям сосуда. В это время уже выработались канонизированные иконографические приемы изображения определенных символов и представлений, которыми мастер пользовался при создании любого произведения искусства, подчас применяя их только в декоративных целях.

Белый керамический сосуд из Аньяна. Период Шан (Инь). 2 тыс. до н. э. Вашингтон.

Большим своеобразием отличаются белые керамические сосуды, осколки которых в большом количестве найдены близ Аньяна. Целых сосудов обнаружено немного. Для белой керамики характерен тонкий черепок, чуть желтоватый на поверхности и на изломе. Формы очень разнообразны и отличаются от бронзы большей гладкостью, округлостью и мягкостью. Белая керамика изготовлялась из каолиновой глины, покрывалась штампованным узором и обжигалась в специальных печах при температуре свыше 1000°. Узор поправлялся после обжига бронзовыми инструментами. Характер орнамента близок к бронзе, но на керамических сосудах он более плоский, менее динамичный. В нем преобладает геометрическая линейность. Белая керамика красива совершенством четкого орнамента, сочетающегося с такой же четкостью и ясностью форм сосудов.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, носящий название Чжоу, по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 в. до н.э.

Нефритовая пряжка.

Изделия из бронзы

Император Фу Си со своей женой Богиней Нюйва, древнее изображение, обнаруженное в 2005 г

Китайская философия

Трон с драконами

Декоративное искусство

Из сохранившихся книг самой древней книгой на бамбуковых планках является «Учение о срединном пути» («Ужуньюн«, 3 в.до н.э.). Это третья книга конфуцианского «Четырехкнижия».

Китайцы постоянно искали новый писчий материал, т.к. бамбуковые книги имели описанные выше недостатки. В V - IV вв. до н.э. для этих целей стали использовать ткань. В основном шелк. Но и тут были свои минусы, т.к. шелк был крайне дорогим удовольствием. Есть версия, что в 105 г. н.э. одному из придворных по имени Тоай Лунь по поручению императора удалось сделать великое открытие нового писчего материала - бумаги . Он изучил опыт предшественников и решил продолжить эксперименты. Для достижения поставленной цели Тоай Лунь провел более сотни опытов, в результате которых был найден способ получения бумаги из тутового дерева, конопляного волокна, древесной коры, ветхих тканей и изорванных рыболовных сетей. Все это натиралось на терке, помещалось в огромные котлы и заливалось водой. Полученную смесь тщательно разминали и очень долго варили на медленном огне. Далее массу черпали небольшими порциями и размазывали по специальному ситу. В результате вода стекала, а на сетке оставался влажный лист бумаги, который снимали и помещали между гладкими каменными плитами для окончательной просушки. Так родилась бумага . Это было одним из самых великих открытий человечества.

В IV в. н.э. в конце правления династии Цзынь был издан императорский указ о переходе на бумагу. Писали деревянными палочками, которые обмакивали в черный лак, приготовленный из древесного сока.

Книги Древнего Китая были очень разнообразными по своему содержанию. Например, книга «Нун Шу» (VI в., автор Чэнь Фу) являла собой трактаты по земледелию, скотоводству и шелководству, а книга «Суждения, раскрывающие сущность» представляла собой историческое повествование и хроники правящих династий. Всего до наших дней сохранилось около 40 названий трактатов: «Записки о поисках духов«, «Новые изложения рассказов, в свете ходящих» (V в., автор Лю Ицин), «Книга этикета» («Лицзи«), сборники стихов разных поэтов того времени (Цзо Сы Линьюн, Се Тяо, Юй Синя и др.), каноническая конфуцианская книга «Беседы о суждениях» в виде философских бесед учителя Конфуция со своими учениками.

В Древнем Китае были созданы специальные книгохранилища. Там книги переписывались, по ним составлялись библиографические пособия и каталоги. Уже в те далекие времена исследовательская работа книг и критика произведений изучались в специальных школах, как отдельные предметы.

По началу книги собирались во дворцах правителей. Позже стали появляться библиотеки. Есть мнение, что императорским библиотекарем был знаменитый мыслитель Лао Цзы (VI - V вв. до н.э.).

Но были и печальные моменты в истории книг Китая. Например, в годы правления император Цинь Шихуанди, объединивший Китай в 221 г. до н.э., приказал найти и сжечь все книги кроме посвященных теме династии Цинь. Исключенными из списков на уничтожение попали книги по медицине, гаданию и издания сельскохозяйственной тематики. Очень много было истреблено литературных произведений предыдущих веков. Но к счастью под страхом смерти некоторые книги были спасены и спрятаны в тайниках, вывезены в пещеры. А в 140 - 87 гг. до н.э. император У-Ди приказал разыскать утерянные книги и скомплектовать ими его императорскую библиотеку. Для работы в своей библиотеке У-Ди пригласил ученых, историков, писателей и критиков. Ими был составлен первый в истории Китая каталог.

Так же следует отметить, что в Китае после изобретения бумаги появились новые типы книг в форме свитков, ширмы или блока. В V в. н.э. книжные издания преобладали над всеми другими типами книг. Книги активно переписывались, началось их коллекционирование. Особенно хорошо эта тенденция прослеживалась в буддийских храмах. Монахи, доблестно служа, создали множество книжных тайников, которые не найдены по сей день. В 1900 г. в пещерном городе «Тысяча пещер Будды» один из таких тайников был случайно обнаружен учеными. Найденная коллекция насчитывала 25 тысяч книг V - X вв. К сожалению этот тайник был разграблен. На протяжении 9 лет книги собирались по крохам и были возвращены в Китай. Но вернулось из найденных 25 тыс. лишь 10 тыс. свитков, которые на сегодня хранятся в Пекинской государственной библиотеке. Это единственная полная коллекция книг в мире эпохи расцвета феодализма. Здесь представлены буддийские и конфуцианские канонические трактаты, календари, всевозможные карты, книги по медицине и сельскому хозяйству, сборники песен и стихов, книги по гаданию и заговорам, официальные документы и т.д. Не все из представленных книг на китайской языке. В коллекцию вошли издания на языках народов Тибета и Хорезма, на санскрите (древнеиндийский язык) и даже на древнееврейском. Одним из самых ценных изданий знаменитая «Алмазная сутра«, которая вошла в группу самых первых печатных книг (Представлена на рисунке ниже)

Самые крупные административные подразделения страны – это восемнадцать провинций, как то: Шаньдун, Бэйчжили (или Чжили), Шаньси и Шэньси на севере; Гуандун и Гуанси на юге; Чжэцзян, Фуцзянь и Цзянсу на востоке; Ганьсу, Сычуань и Юньнань; Аньхой, Цзян-си, Хунань, Хубэй, Хэнань и Гуйчжоу – центральные провинции.

Самая большая из этих провинций – Сычуань, самая маленькая – Чжэцзян. Из-за своего почти тропического расположения Гуандун – одна из наиболее плодородных. Каждая провинция подразделяется на пу, уезды или округа, а также области. Пу, столица которого – рыночный город, состоит из нескольких городков и деревень; уезд или округ, столицей которого является укрепленный город, состоит из нескольких пу. Области ее состоят из нескольких уездов, столица окружена городской стеной. Провинция состоит из нескольких областей, столица ее тоже укрепленный город. В восемнадцати провинциях собственно Китая четыре тысячи укрепленных городов, причем столица страны – Пекин (несмотря на то что это императорский город и местопребывание центрального правительства, он, пожалуй, самое грязное место из всех, где я когда-либо бывал). Следующие за столицей по значимости города, хотя и намного превосходящие ее во всех прочих отношениях, – Нанкин, Сучжоу, Ханчжоу и Кантон (Гуанчжоу). Рыночные города и деревни этой обширной империи также очень многочисленны.

Высота стен, которыми обнесены столицы каждого округа, области и провинции, составляет от тридцати до пятидесяти или шестидесяти футов {4} . Стена, окружающая Пекин, с виду самая внушительная. Однако стены китайских городов вообще нередко бывают величественными строениями. Они замечательны и своей протяженностью, и монументальностью. Ширина их позволяет проехать двум повозкам одновременно.

Культура Саньсиндуй. Подсвечники в форме мирровых деревьев, олицетворявших Дерево Духов.

Под улицами китайских городов проложены трубы, в которые дождевая влага просачивается через щели между гранитными плитами. Если улица вымощена булыжником, по обеим ее сторонам устроены канавы или арыки. Но они такие узкие, что оказываются или почти, или вовсе бесполезными. Так что канавы эти превращаются в грязные лужи, откуда в летние месяцы распространяется жуткий смрад. Улицы Пекина вымощены щебнем, или же им полагается быть таковыми. Их середина значительно поднята, так что дождевая вода беспрепятственно стекает в трубы, проложенные по обе стороны улицы. Однако улицы, не выложенные щебенкой, в дождливый сезон довольно-таки грязны. Летом они покрыты таким слоем пыли, что проход по ним становится не особенно приятным. Вечером там стоит совершенно нестерпимый смрад, потому что в это время трубы открыты, а стоячую воду из них вычерпывают и разбрызгивают повсюду, чтобы прибить пыль. Улицам в китайских городах обычно дают звучные названия: улица Золотой прибыли, улицы Доброты и любви, Вечной любви, Долголетия, Сотни внуков, Тысячи внуков, улицы Приветствующих драконов, Несущегося дракона, Отдыхающего дракона, Свежих ветров, Тысячи блаженств, Тысячекратного спокойствия, Пяти удач, Десяти тысяч удач, а также улицы Девятикратного блеска, Накопленной доброты. Другие улицы называются просто по порядковым номерам – например, Первая улица, Вторая улица, Третья и так далее.

культура Луншань

культура Луншань

культура Луньшан

письменность

Чжоуская бронза

Чжоуская бронза. Кубок Цзюэ

Литература Китая

На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Вэй, Ханьшуй появились поселения земледельцев, обнесенные рвами и окруженные стенами из утрамбованной глины. Здесь же сложились основные типы керамических изделий, выполненных вручную и на гончарном круге. Сосуды для древних китайцев - они называли себя шан, хуа и чжоу - имели не только практический смысл, но являлись также своеобразным сводом знаний об окружающем мире. В их росписях, где преобладали геометрические рисунки, различные по величине ромбы, круги и зигзаги, угадывались начертания солнца, гор, луны, рек, деревьев. В этих рисунках лежат истоки древней китайской пиктографии. По месту первых находок археологи назвали этот ранний этап периодом яншао (IV-III тыс. до н.э.). Однако недавно была обнаружена еще более древняя культура хуншань.

К концу III тыс. до н.э. появились сосуды луншань, выполненные в форме треножников, кубков, разнообразных кувшинов. В этот же период сформировались основные мифологические представления древних китайцев, для которых природа являлась объектом религиозного поклонения, а общение с ней превратилось в сложную эстетическую систему. Древние китайцы верили, что на небо можно взобраться по небесным лестницам, что в центре мира находится гора в форме дворца. Солнце представлялось им в виде 10 золотых воронов-детей Сихэ, живущих на дереве фусаи, а весь мир возник от двух божеств - Нюйвы и Пань-гу, которые появились на свет в процессе отделения неба от земли. Полуженщина-полузмея Нюйва считалась прародительницей мира вещей и людей, вылепленных ею из глины и лёсса.

Постепенно, по мере освоения природы, у древних китайцев сформировались представления о культурных героях: человеко-птице Фу-си, Суй-жене и др. Все культурные герои занимались изготовлением ритуальных сосудов и музыкальных инструментов. Кроме того, они являлись первопредками различных племен.

По-видимому, в районе крупных рек сложились мифы о потопе, главными героями которых были Гунь, боровшийся с водной стихией с помощью саморастущей земли, и его сын Юй, прорывший канавы и избавивший землю от нечисти.

Позже возникли представления о пяти мифических государях, владеющих пятью царствами: центром, востоком, западом, севером, югом. Каждому правителю соответствовало определенное время года, цвет, созвездие, животное, часть тела, оружие, а также один из пяти первоэлементов (огонь, вода, дерево, металл, земля).

Древние китайцы верили, что их жизнь полностью зависит от покровительства умерших предков, похороненных в подземных камерах. У входа в них стояли приземистые статуи полулюдей-полухищников, оберегавшие от злых духов. Любой из предметов, положенных в гробницу, имел магический смысл. Для жертвенных возлияний духам-покровителям использовались различные по форме и по объему сосуды, являвшиеся частью ритуального обряда. Но в то же время они отражали сложившиеся в шан-иньский период (II тыс. до н. э.) представления о грозных силах Вселенной. К концу шан-иньского периода усложняется система орнамента: на фоне разнообразных магических знаков появляются головы реальных и мифических животных и др. Ритуальные сосуды украшаются плавниками, чешуей, колючими зубьями. Узорчатые ребра разделяют их на четыре части - четыре страны света, олицетворяющие небо, горы, землю и воду.

В шан-иньский же период была разработана техника бронзового литья и появились первые города с дворцовыми комплексами (дворцы Аньяна, Эрлитоу, Паньлуна).

Большой интерес представляют письменные памятники шан-иньского периода, найденные в архиве Иньского оракула при раскопках древней столицы Иньского царства. Это гадательные надписи на костях животных, панцирях черепах, бамбуковых планках.

К концу II тыс. до н.э. государство Чжоу одержало победу над государством Шан (Инь).

Процесс перерастания племенных союзов в царство Чжоу - «золотой век» китайской истории - подробно освещен в «Чжоу ли» («Законах Чжоу »).

Начальный этап Чжоуского царства нашел отражение в разнообразных манифестах, указах, декларациях, объединенных в произведении «Хун фэнь» («Великий закон об управлении»). В различных статьях «Великого закона» излагаются основы бытия - пять элементов «стихии» материальной природы (вода, огонь, дерево, металл, земля) и основы нравственного поведения - «пять дел» (как держать себя, как говорить, как видеть, как слышать и как думать).

Жизнь людей чжоуской эпохи отражена в литературных произведениях XI-IX вв. до н.э.- «Дагао», своде исторических преданий «Шу цзине» и в книге песен «Ши цзине», в которых реальные события переплетаются с тем, что было создано исторической фантазией древних. В период Чжоу продолжалось совершенствование техники бронзового литья и городское строительство. Другим источником сведений об этой эпохе являются гао - обращения и эдикты, возникшие в XII в. до н. э., самым древним из которых был эдикт Пань-гэн. В чжоуский период было создано «Да Гао» - «Великое обращение», содержавшее призыв обуздать мятежников, который не был услышан, и в VIII в. до н. э. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, давших начало периоду «многоцарствия» - «Ле го».

Наиболее крупными городами-государствами «Поднебесной вселенной» - Чжуньго - были царства Ци, У, Чу, Цинь и Юэ. Каждое из царств имело своеобразную местную культуру, нашедшую отражение в летописном своде «Чунь цю» - «Весны и лета». Своеобразным комментарием к летописи является «Цзо чжуань» - погодный свод разных царств с 727 по 467 г. до н. э. О порядках, установленных в VII-VI вв. до н. э., рассказывает памятник «Гуань-цзы».

Проблемы войны и мира освещаются в памятнике конца VI в. до н. э. «Сюнь-цзы». В период Ле го появляются бронзовые орудия труда и бронзовое оружие: мечи, щиты, броня. Небольшие города стали обносить крепостными стенами. Царские резиденции состояли из трех дворов, расположенных по оси север - юг. Все строения имели форму квадрата или прямоугольника с двускатной кровлей и высоким цоколем, объединяющим весь комплекс зданий в единое целое. В северной части центрального двора находился своеобразный алтарь, на котором совершались ритуальные действия. На востоке располагался храм предков, а в западной части центрального двора, олицетворяющего центр мироздания,- алтарь бога земли. В южной части двора жили ремесленники и обслуживающий резиденцию персонал.

Конец периода Ле го отмечен открытиями в области астрономии: было зарегистрировано появление кометы Галлея и создан лунно-солнечный календарь (VII в. до н.э.).

Большие преобразования в культуре Древнего Китая связаны с периодом Чжаньго («Воюющих царств», V-III вв. до н.э.). Эпоху Чжаньго называли в Древнем Китае эпохой «соперничества ста школ ». И не случайно: это было время, когда на городских площадях, на улицах, в домах знати спорили о различных проблемах бытия, когда возникли первые философские системы - конфуцианство, даосизм, моизм и др.

Сдвиги в хозяйственной жизни, изменение представлений о мире обусловили перемены в характере образного мышления людей эпохи Чжаньго. В этот период бронзовые сосуды теряют магический смысл, используются в повседневной жизни, украшаются драгоценными камнями и металлами, расписываются сценами сражений и охоты. В рисунках появляется новый мотив - вихревые завитки облаков. Самостоятельным видом искусства становится живопись.

Дальнейшее развитие получает письменность. Культурным центром «Семи Воюющих царств» становится столица царства Ци Линьцзы. Здесь возникла Академия Цзися и «наука Цзися» («у ворот Цзи»), в которой представлены все основные течения общественной мысли V-III вв. до н. э.

В царстве Ци появляются и первые произведения индивидуального творчества, связанные с именами Цюй Юаня и Сун Юя. Цюй Юань (340-278 до н.э.) - автор поэмы «Лисао», направленной против царских сановников, и «Девяти песен», обращенных к различным божествам. Цюй Юань ввел в китайскую литературу шестистопный размер с цезурой после третьей стопы и с рифмой, падающей на четные стихи. Сун Юй (290-223 до н. э.) был автором од, воспевших любовь и женскую красоту.

Развитие китайской общественной мысли эпохи Чжаньго завершает творчество Хань Фэя. Он автор талантливого публицистического произведения «Хань Фэй цзы», в котором рассуждает о человеческом эгоизме как основном регуляторе поведения людей.

В результате реформ, проведенных главнокомандующим Шан Яном, царство Цинь превратилось в могущественную военную державу, завоевавшую в 221 г. до н. э. последнее самостоятельное царство Ци. Циньский царь Ин Чжэн отказался от древнего титула чжоуских ванов «Сын Неба», заменив его на титул хуан-ди - император, став таким образом «Первым императором Цинь» - Цинь Ши хуанди. Его правление было ознаменовано введением карательных мер, обращением в рабство всех членов семьи преступника в трех поколениях, огромными кострами, на которых сжигались неугодные книги, а также указами, запрещающими критику правительства.

Но в то же время шло грандиозное строительство храмов и дворцов, в 214 г. до н. э. началось сооружение Великой Китайской стены, возник Великий шелковый путь. Была упрощена система иероглифов, легшая в основу позднейшей китайской письменности. До наших дней дошла циньская монументальная архитектура, обнаруженная в гробнице императора Цинь Ши хуанди. Он похоронен вместе со своим братом и женой. В гробницу были опущены изображения 3 тысяч пехотинцев и всадников, выполненные в натуральную величину.

После смерти императора вспыхнули антициньские мятежи и восстания, результатом которых стало свержение династии цинь. Вождь восставших Лю Бан провозгласил себя императором, сохранив систему централизованного бюрократического управления, и положил начало новой - Ханьской династии.

Ведущей идеологией этой эпохи становится реформированное конфуцианство, определяющее все функции государственных учреждений и нормы поведения людей. Культ Конфуция существовал наряду с культом предков и с культом императора, которого китайцы наделяли сверхъестественной силой.

Расцвет художественной культуры Ханьской империи падает на годы правления императора У-ди (140-87 до н. э.). В 136 г. до н. э. была создана первая высшая школа в Китае - Тайсюэ (университет), где велось обучение по «пяти классическим книгам»: «Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин», «Лицзи», «Чунь цю». Около 120 г. до н. э. основана «Юзфу» (Музыкальная палата). В области письменной литературы получает широкое развитие историческая проза. Это «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня, в которых рассказывается история Китая и его ближайших соседей от древнейших времен до конца правления У-ди. В духе конфуцианства выдержана «История династии Хань», составленная Бань-Гу.

В период династии Хань высокого подъема достигает наука.

Мощь централизованной ханьской державы находит отражение в зодчестве и изобразительном искусстве.

Итак, в древний период был заложен фундамент последующей культуры Китая, что обеспечило ее жизнестойкость, интенсивность, способность переплавлять в себе все внешние воздействия.

женские одежды разных династий

Период Чжоу

Период Чжоу

императорская одежда

парадный портрет придворного

керамика Китая

Китайская живопись

Прикладное искусство

Китайская живопись

Лаковое блюдо из Чанша. Период Чжаньго. 5-3 вв. до н. э.

Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.
(Подробнее на:

Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.

Шкатулка

Эпоха Сражающихся царств (Чжаньго). 5-3 вв. до н.э. китайская культура достигает максимального разнообразия. множеств философских школ, конкурирущих политических систем и идеологий. Мэн-цзы, Мо-цзы, Чжуанцзы.

вешалки или ручки

происходят контакты с хунну и появляются соответствующие артефакты звериного стиля.

Хань. (Западная и Восточная). 206 до н.э. - 220 н.э. Это вторая "архетипическая эпоха", игравшая в истории Китая туже роль, что Римская империя на Западе. Если Цинь Ши-хуанди стремился истребить конфуцианство, то теперь оно становится государственной идеологий.

обратите внимание на седло носорога

Основанием пирамиды государственности китайской цивилизации всегда оставалась семья . Число членов семьи исчислялось сотнями и тысячами. Держалась она на соблюдении «пяти постоянств»:

ü отец должен был следовать долгу и справедливости;

ü мать – источать милосердие;

ü старшие братья – питать к младшим дружеское расположение;

ü младшие к старшим – уважение;

Государственные и коллективные интересы ставились всегда выше личных. Согласно конфуцианским нормам, от мужчины требовалось честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, подчиняться вышестоящим и главе рода. Обязанности женщины – служение мужу, смирение и послушание свекру и свекрови, усердие в труде и продолжение рода. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Чем богаче был дом, тем бесправнее чувствовала себя в нем женщина. Только рождение сына делало ее сопричастной власти глав семьи, безграничны были ее права в роли свекрови.

Китайское общество снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена, поэтому нередко за вину одного человека казнили четыре поколения такой семьи.

Китаец всегда своими помыслами устремлен не в будущее, а в прошлое. Отдельный человек значил очень мало, не случайно в китайском имени фамильный знак и до сего времени предшествует имени собственному: сначала – клан, потом – человек.

Воспитание осуществлялось также в соответствии с постулатами и суждениями Конфуция. Идеально воспитанный человек должен был иметь высокие моральные качества: благородство, правдивость, стремление к истине. Именно Конфуцию принадлежит идея всестороннего, гармоничного развития личности, где приоритетная доля принадлежит не образованности, а морально-духовному началу.

Брачным возрастом мужчины было достижение им 30 лет, а женщины – 20 лет. Но такие правила нередко нарушались, известны случаи, когда императоры женились в 15, 16 лет, а девушки выходили замуж в 13, 14 лет. Приверженцы конфуцианства осуждали ранние браки. Выбор невесты осуществлялся по нескольким критериям: внешний вид, происхождение, богатство. Эстетическим идеалом китайской девушки считалась та, которая имела утонченную, почти невесомую фигурку с полным отсутствием всяких выпуклостей (поэтому девушкам туго бинтовали грудь), максимально маленькие и изящные руки и ступни, высокий округлый лоб, выразительные глаза, маленький нос и рот с ярко-красными губами. Широко использовались различные косметические средства. На свадьбу приглашали множество гостей, нередко родители жениха вынуждены были брать деньги в долг.


Китай – родина многих величайших изобретений и открытий . Здесь появились шелк, чай и чайная церемония, порох и компас, фарфор, бумага и книгопечатание (с досок). Воздушные легчайшие велосипеды с остовом из бамбука и бумаги, на которых смельчаки перелетали Ла-Манш, были известны в Древнем Китае.

Однако в целом отношение к техническим новшествам в Китае всегда было отрицательным : концепция, пришедшая из даосизма, приводила китайцев к мнению, что тот, кто занимается механическими ухищрениями, обретает механическое сердце, т. е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовным океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы, включался в ритм природы. Он не позволял себе земляной работы зимой, так как нельзя было будить заснувшую землю. Человек в этой культурной системе стремился не к подчинению природы, а к жизни во всей ее полноте и рациональной устроенности.

Таким образом, восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга.

Ментальность народов восточного типа была своеобразной. Общественное сознание носило харизматический характер: действительность воспринималась через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Боги и небесные силы воспринимались как часть живой природы.

Представление об историческом времени на Востоке имело не меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существовало как бы одновременно, вместе. Это объяснялось тем, что душа – бессмертна, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие существуют в настоящем и влияют на человека, также существуют и неродившиеся потомки, поэтому на Востоке не возникла проблема «отцов и детей».

Главной ценностью бытия народов Востока являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Общества были построены на принципах коллективизма, личностное начало развито слабо. Изменения в обществах происходили медленно, был очень высок авторитет старшего поколения.

Тем не менее, каждая из рассмотренных цивилизаций имела и свои отличительные черты, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие народов этих стран.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Гомбрих Эрнст. История искусства.– М., 1998.

Культурология / Под ред. А. Н. Марковой – М., 2003.

Культурология./ Под ред. А. С. Неверова – Мн., 2004.

Моисеева Л. А. История цивилизаций.– Ростов-на-Дону, 2000.

Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии.– М., 2003.

Силичев Д. А. Культурология.– М., 2000.

Дополнительная

Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь.– М., 1997.

Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии в древности и средние века.– М., 1963.

Искусство стран и народов мира. Т. 2.– М., 1965.

Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства.– М., 1966.

Культура Древней Индии.– М., 1975.

Тюляев С. И. Искусство Индии, архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло.– М., 1968.

Виноградова Н. А. Искусство Китая.– М., 1988.

Кравцова М. Е. История культуры Китая.– СПб., 1999.

Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая.– Мн., 1997.

Рифтин Б. Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре.– М., 1961.

Энциклопедия Нового Китая.– М., 1989.