Крыша

Опыт 5 исследуй движение воздуха. Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе. Опыт «Свеча в банке»

Технологическая карта опытническая учебной деятельности

О бразовательная область: «Познание», «Здоровье»

Раздел: Естествознание

Т ема: « Секреты нашего здоровья »

Цель: Расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека. Дать представление о том, что для того, чтобы быть здоровыми нужен чистый воздух.

Задачи:

Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Научить детей выполнять элементарные опыты. Вызвать интерес к исследовательской деятельности. Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи и делать выводы на основе элементарного опыта.

Формировать начальные экологические представления

Словарь: о богащать и активизировать лексикон словами-названиями опытов.

СР: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, участвовать в диалоге.

П редварительная работа: разучивание стихов о воздухе, разгадывание загадок.

О борудование: полиэтиленовые пакеты, прозрачные стаканчики с водой, воздушные шары, коктейльные трубочки, салфетки, перышки.

Словарная работа : прозрачный, чистый. легкий

Полилингвальный компонент: молдір - clear -прозрачный, таза-чистый- tide

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Предлагает организовать круг радости :

Создаёт мотивацию к образовательной деятельности : Пришло смс сообщение от Лунтика .

Читает детям сообщение , что он отправил детям посылку с письмом.

Сообщает, что видела какую – то красивую коробку в приёмной на шкафу.

Дети встают в круг берутся за руки.

Повторяют слова и движения за педагогом:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Организационно – поисковый

Заносит коробку в группу, читает письмо

Рассматривает с детьми пострадавший шарик.

Вопрос детям:

Как вы думаете, почему шарик стал маленьким? Что внутри шарика?

Ставит перед детьми проблемную ситуацию:

Как помочь Лунтику?

Побуждает на решение проблемы:

    Чтобы помочь Лунтику, нужно узнать всё про воздух

Помогает детям познакомиться со свойствами воздуха:

Мы с вами дышим воздухом, мы его видим?

Опытническая деятельность: Как увидеть воздух.

Опыт «С салфеткой»

А у меня к вам еще вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает?

Педагог отмечает, все люди дышат через нос.

Предлагает показать, как дышат носики. Приложить салфетку к лицу.

Как ещё можно увидеть воздух

Опыт с «трубочкой»

Вопросы детям:

Что происходит?

Что вы увидели?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Можно ли поймать воздух?

Предлагает попробовать «поймать воздух».

Демонстрирует пакет.

Что находится в пакете?

Предлагает взять пакет раскрыть его двумя руками, зачерпывающими движениями «поймать воздух».

Вопросы:

Что сейчас в пакете? Какой стал пакет? Цвет пакета изменился?

Какого цвета воздух?

Вывод: воздух не имеет цвета, он прозрачный.

Пакет тяжёлый?

Предлагает сделать вывод

Опыт с веерами

Можно почувствовать воздух?

Предлагает закрыть глаза, машет веером на детей.

Что вы ощущаете?

Опыт «Как услышать воздух»

Можно ли услышать воздух?

Предлагает сдавливать пакет и прислушаться, что происходит.

Что слышите?

Что происходит?

Вопросы детям:

Человек может жить без воздуха?

Каким воздухом нужно дышать?

Какая была салфетка?

Какая она стала?

Продолжает беседу о свойствах воздуха: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили.

Опыт «Воздух может переносить запахи»

Сообщает, что сейчас дети узнают, о том, что воздух переносит запахи на опыте.

Приглашает на ковёр, сообщает что, вначале должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Предлагает взять пёрышки, положить на ладонь.

Предлагает с закрытыми глазами ощутить аромат.

Распространяет на детей ароматы: духи, приправа, кофе, апельсин.

Отмечает, что сегодня узнали, для здорового образа жизни, нам нужен воздух, что для этого нужно делать

И ещё что мы узнали? Какой нам нужен воздух, чтобы мы были здоровыми?

Предлагает передохнуть

Проводится физминутка на английском языке.

Сообщает, что дети помогли Л, шарик стал большим, мы узнали почему Л закашлял.

Ставит проблемную ситуацию. Каким образом можно отправить посылку обратно Лунтику.

Предлагает соорудить железную дорогу из Лего-конструктора.

Рассматривают посылку от Лунтика,

слушают письмо.

«Дорогие ребята, мне на День рождение подарили воздушные шары, но один из них на утро стал маленьким, что, же случилось с шариком? Помогите понять что.

Ребята, я хотел приехать к вам сам, но не могу потому, что заболел, у меня кашель.

И может быть, вы сможете сделать шарик прежним большим и красивым.

Спасибо, ваш друг Лунтик».

Высказывают свои предположения:

    сдулся

    воздух

Надо шарик сделать большим.

Наполнить его воздухом

дети делают вывод:

    воздух невидим

Проходят в «лабораторию». Надевают фартуки

- Через нос

Замечают, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится.

Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок

По показу педагога опускают конец трубочки в воду и дуют в нее.

Идут пузырьки

Это выходит воздух

Дети не знают ответа, высказывают предположения

Обращают внимание на пакет,

Отмечают он пустой, плоский.

Берут пакет двумя руками, раскрывают производят зачерпывающие движения, наполняют пакет воздухом.

В пакете воздух

отмечают, что он стал большой, выпуклый, он раздулся.

Остался такой же

Бесцветный

Пакет легкий,

Дети отмечают - воздух не имеет веса

Дети задумываются

Вывод: Воздух невесомый

Дети отвечают, что не чувствуют воздух

Ощущают дуновения ветерка

Ветерок

Вывод: воздух можно почувствовать

Дети не знают ответ

Сдавливают постепенно пакет, прислушиваются.

Шипение

Так выходит воздух.

Делают вывод – воздух можно услышать

Опыт: на коврик кладут белую влажную салфетку и стучат по ковру.

Чистая, белая

Серая, грязная

Вывод: воздух вокруг нас должен быть чистым.

Внимательно слушают педагога.

Рассказы детей о том, как они догадываются, что готовит мама.

Проходят на ковер для дальнейших действий.

Присаживаются на стулья, берут в руки перышко, кладут на ладонь.

По показу образца педагога. Делают глубокий вдох и сильно выдувают его на пёрышко. Чтобы пёрышко улетело как можно дальше всех.

Дети закрывают глаза.

По запаху определяют какой аромат перенес воздух.

Так пахнет апельсин

Это пахнут духи и т.д.

Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи, ароматы.

Проветривать комнату, ходить на прогулку, делать влажную уборку.

Воздух должен быть чистым.

Повторяют слова движения за педагогом.

Ответы детей:

На машине

На автобусе

По железной дороге.

Останавливают выбор на железной дороге.

Проходят к рабочим столам. Выполняют коллективную работу по постройке железной дороги. Скрепляют детали между собой. После окончания «дороги» оправляют посылку Лунтику.

Рефлексивно – корригирующий

Рефлексивная беседа : Сообщает подарок от Лунтика воздушный шарик. Сейчас мы с вами будем передавать его по кругу и рассказывать, что мы сегодня выяснили о воздухе.

Дети передают шарик и говорят, что они узнали, что воздух бесцветный, не пахнет, но переносит запах. Легкий, его можно услышать и почувствовать. Что для здоровья нужен чистый воздух.

Предпологаемый результат

Воспроизводят: Слова на казахском языке. мөлдір – прозрачный, таза – чистый; жөніл -легкий

Понимают: свойства воздуха(бесцветный, не пахнет, легкий, не видимый)

Применяют: навыки опытнической деятельности.

Таинственный невидимка

Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик? Отчего получаются мыльные пузыри?.. Ну какого ребенка не волновали эти животрепещущие вопросы. Поймать «таинственного невидимку» помогут веселые и несложные опыты. Вам потребуются: емкости с водой, прозрачные стаканчики, резиновый напальчник, воронка, трубочки для коктейля, пластиковые бутылки, мыльный раствор (или готовый состав для мыльных пузырей), воздушные шарики, палочка длиной около 60 см., веревочка, миска с водой, мяч, резиновые перчатки.

Ищем невидимку

Расскажите малышу, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться. что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!

Ловушка для невидимки

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дуем, дуем, надуваем…

Попробуем задержать дыхание. Сколько мы вытерпели? Не больше нескольких минут: сразу стало как-то неприятно. Оказывается, воздух – наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что мы почувствовали? Как будто дует ветерок. А теперь один конец трубочки опустим стакан с водой. Когда мы дуем, в воде сразу появляются пузырьки воздуха. Но воздух нужен не только людям, но и животным и даже растениям. Осторожно срежем во время прогулки веточку и поставим в стакан с водой. На стенках стакана сразу же появились пузырьки: растение дышит…

Кто сидит в стакане?

Опыт 1

Дайте малышу пустой стакан и спросите, есть ли в нем что-нибудь. Кроха, естественно, скажет, что нет. Тогда предложите медленно опустить стакан в миску с водой, держа его вверх дном. Почему же вода не попадает в стакан? Наверное там уже что-то есть? Что же? Правильно, воздух!

Опыт 2

Чтобы убедиться в этом еще раз, снова опустим стакан в воду, только на этот раз будем держать его не строго вертикально, а под углом, Теперь вода легко сможет проникнуть в стакан, а пузырьки воздуха выплывут на поверхность.

Опыт 3

Закрепим при помощи пластилина на дне стакана кусочек бумаги. Дайте малышу убедиться, что бумажка сухая. Повторите опыт 1 и спросите малыша, промокла ли, по его мнению, бумажка. Попросите объяснить, почему. А теперь пощупаем бумажку снова и проверим, правы ли мы были.

Опыт 4

А вот еще один, более интересный вариант того же опыта.

Возьмите деревянный брусок, кусочек пенопласта или пробку, воткните в него маленький флажок, сделанный из спички и бумажки. Пустите «кораблик» в воду. Накройте его широкогорлой банкой, осторожно опустите банку на дно, а затем поднимите банку на поверхность. Наш флажок остался сухим потому что в банке был воздух!

Как пощупать воздух?

Для этого возьмем резиновый напальчник и воронку с носиком подходящего диаметра (ее можно заменить пластиковой бутылкой с обрезанным дном. На узкий конец воронки или на горлышко бутылки наденем напальчник. Предложим малышу пощупать его, чтобы убедиться, что он пустой. Теперь свободный конец воронки или бутылки и, не наклоняя медленно погружаем в воду. Что же произошло с нашим «шариком»? Правильно он надулся! А почему? Да потому, что туда попал весь воздух из бутылки, который вытеснила вода!

Сколько весит воздух?

Нисколько! – ответит любой ребенок. Попробуем проверить. Возьмем палочку длиной около 60 см. Посередине привяжем веревочку. Надуем два шарика и привяжем их на концы палочки и подвесим палку за веревочку. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иголкой. Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче. а что будет, если мы проколем и второй шарик? Правильно, палочка снова уравновесится!

Загадочные пузырьки

Интересно, есть ли воздух в камне? А в дереве, глине, земле…? Возьмите несколько прозрачных стаканчиков с водой в один положите камень, в другой комочек глины, в третий – деревянный брусок и т.д. Понаблюдайте, что будет. на поверхность начнут подниматься пузырьки. Значит, Воздух есть. А где его больше всего? конечно там, где больше пузырьков. предложите малышу подумать, от чего это зависит (чем плотнее материал. тем меньше в нем воздуха, чем он рыхлее, мягче – тем воздуха меньше).

Пузырьки- спасатели

Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.

Подводная лодка

Для этого опыта вам потребуется трубочка для коктейля, которую можно согнуть под углом.

Дайте малышу стакан и емкость с водой. Спросите его, сможет ли стакан сам подняться со дна. Ну конечно же, нет! А если ему поможет воздух? Предложите юному исследователю опустить стакан в воду, так. чтобы он заполнился до краев, а затем перевернуть его в воде вверх дном. Теперь нужно подвести под стакан изогнутую трубочку и начать вдувать воздух. О, чудо! Воздух постепенно вытеснил воду из-под стакана, и он всплыл на поверхность. А почему? Правильно, потому что воздух легче воды!

Что быстрее упадет?

Дайте малышу два листа бумаги и предложите бросить один вниз ребром, а второй – горизонтально. Понаблюдайте, какой упадет быстрее. Спросите, почему лист, который бросили горизонтально, падал медленнее. Может, его кто-то поддерживал? Ну конечно же, это был наш невидимка. Под вторым листом воздуха было меньше, и он упал быстрее. Значит, воздух имеет еще и плотность и может удерживать предметы!

Реактивный шарик

А где еще может помочь наш невидимка. Дайте малышу несколько воздушных шариков разного размера. Предложите надувать их по очереди и отпускать. Какой шарик улетел дальше всех? Тот в котором было больше воздуха! Воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться вперед. Попробуйте объяснить малышу, что такой же принцип используется и в двигателях реактивных самолетов и ракет.

Соломенный буравчик

Вот он какой, наш воздух: и сильный. и плотный, а к тому же еще и упругий. Убедиться в этом нам поможет вот такой опыт. Вам потребуются две сырые картофелины и две соломинки для коктейля. Предложить малышу взять соломинку пальцами за верхнюю часть и с размаху (примерно с десяти сантиметров) воткнуть ее в картофелину. Соломинка согнется, а воткнуться не сможет. Вторую соломинку заткнем сверху пальчиком. Размахиваемся… воткнулась!!! Почему же? Да все очень просто: ведь в соломинке остался воздух, и она стала крепкой и упругой, теперь ее просто так не согнешь!

Волшебная бутылка

Но и на этом волшебные свойства воздуха не заканчиваются! Возьмите пластиковую бутылку без пробки и положите ее в морозилку. Когда бутылка как следует остынет, попросите малыша вынуть ее из морозильника, хорошенько закрыв отверстие ладошкой. Быстро закройте отверстие монетой. А теперь наблюдайте внимательно-внимательно: монета начинает… подпрыгивать! интересно, как это получилось? Пока непонятно?

Может, нам поможет ответить на этот вопрос другой опыт

На горлышко охлажденной в морозилке бутылки быстро надеваем воздушный шарик. Опускаем бутылку в горячую воду. то же случилось с шариком? Он начал надуваться. Значит?… Ну конечно же, теплый воздух занимает больше места, чем холодный. Он нагрелся, перестал помещаться в бутылочке и начал вылезать наружу. Поэтому и монетка подпрыгивала, и шарик надувался!

Сухим из воды

В тарелку положите монетку и налейте немного воды. так чтобы монетка была полностью закрыта. Предложите малышу вынуть ее, не замочив пальцев. только как это сделать? Возьмем стакан и зажжем внутри него бумажку. Когда воздух в стакане нагреется, быстро опрокинем стакан на тарелку рядом с монеткой. Через некоторое время бумажка погаснет, воздух начнет остывать, и вода втянется под стакан, а тарелка окажется сухой. Тогда монетку можно будет взять, не намочив пальцы. почему же так получилось? Оказывается. воздух сначала нагрелся и расширился, а когда остыл, то стал сужаться. воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем изнутри стакана, и вода втянулась под стакан на освободившееся место.

Мыльные пузыри

Кому не нравится надувать мыльные пузыри? Нам, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.

Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделают ваши пузыри незабываемыми. Hаслаждение цветом, размером и, может быть, даже вкусом.

Сделаем раствор для пузырей сами.

Для этого подходит советское хозяйственное мыло. Hастpугайте в воду, можно даже вскипятить пpи помешивании, чтобы быстpее стpужки pаствоpились. Выдувают пузырь так: окунув трубочку в раствор и держа ее отвесно, так чтобы на конце образовалась пленка жидкости, осторожно дуют в нее. Так как пузырь наполняется при этом теплым воздухом наших легких, который легче окружающего комнатного воздуха, то выдутый пузырь тотчас же поднимается вверх.

Если удастся сразу выдуть пузырь в 10 см диаметром, то раствор годен; в противном случае прибавляют в жидкость еще мыло, до тех пор, пока можно будет выдувать пузыри указанного размера. Но этого испытания мало. Выдув пузырь, обмакивают палец в мыльный раствор и стараются пузырь проткнуть; если он не лопнет, можно приступить к опытам; если же пузырь не выдержит, надо прибавить еще немного мыла.

Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Освещение должно быть, по возможности, яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов.

Вот несколько занимательных опытов с пузырями.

Мыльный пузырь вокруг цветка

В тарелку или на поднос наливают мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2-3 мм вышины; в середину кладут цветок или вазочку и накрывают стеклянной воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дуют в ее узкую трубочку - образуется мыльный пузырь; когда же этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняютворонку, как показано на рис., высвобождая из-под нее пузырь. Тогда цветок окажется лежащим под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки, переливающейся всеми цветами радуги.Вместо цветка можно взять статуэтку, увенчав ее голову мыльным пузырьком. Для этого необходимо предварительно капнуть на голову статуэтки немного раствора, а затем, когда большой пузырь уже выдут, проткнуть его и выдуть внутри его маленький.

Несколько пузырей друг в друге

Из воронки, употребленной для описанного выше опыта, выдувают большой мыльный пузырь. Затем совершенно погружают соломинку в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, который придется взять в рот, остался сухим, и просовывают ее осторожно через стену первого пузыря до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не доводя ее, однако, до края, выдувают второй пузырь, заключенный в певом, в нем - третий, четвертый и т.д.Цилиндр из мыльной пленки получается между двумя проволочными кольцами. Для этого на нижнее кольцо спускают обыкновенный шарообразный пузырь, затем сверху к пузырю прикладывают смоченное второе кольцо и, поднимая его вверх, растягивают пузырь, пока он не сделается цилиндрическим. Любопытно, что если вы поднимете верхнее кольцо на высоту большую, чем длина окружности кольца, то цилиндр в одной половине сузится, в другой расширится и затем распадется на два пузыря.

Мыльные пузыри на морозе

Для опытов достаточно иметь разведенный в снеговой воде шампунь или мыло, в который добавлено небольшое количество чистого глицерина, и пластмассовую трубку от шариковой ручки. Пузыри легче выдувать в закрытом холодном помещении, так как на улице почти всегда дуют ветры. Большие пузыри легко выдуваются с помощью пластмассовой воронки для переливания жидкостей.Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Коэффициент поверхностного натяжения мыльного раствора незначительно увеличивается при охлаждении до 0°C, а при дальнейшем охлаждении ниже 0°C уменьшается и становится равным нулю в момент замерзания. Сферическая пленка не будет сокращаться, несмотря на то, что воздух внутри пузыря сжимается. Теоретически диаметр пузыря должен уменьшаться в процессе охлаждения до 0°C, но на такую малую величину, что практически это изменение определить очень трудно.Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки. Пленка оказывается не хрупкой, она обнаруживает пластичность. Пластичность пленки оказывается следствием малости ее толщины.

Первые три опыта следует проводить на морозе –15...–25°C, а последний – при –3...–7°C.

Опыт 1

Вынесите баночку с мыльным раствором на сильный мороз и выдуйте пузырь. Сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и наконец сливаются. Как только пузырь полностью замерзнет, в его верхней части, вблизи конца трубки, образуется вмятина. Воздух в пузыре и оболочка пузыря оказываются более охлажденными в нижней части, так как в вершине пузыря находится менее охлажденная трубка. Кристаллизация распространяется снизу вверх. Менее охлажденная и более тонкая (из-за отекания раствора) верхняя часть оболочки пузыря под действием атмосферного давления прогибается. Чем сильнее охлаждается воздух внутри пузыря, тем больше становится вмятина.

Опыт 2

Опустите конец трубки в мыльный раствор, а затем выньте. На нижнем конце трубки останется столбик раствора высотой около 4 мм. Приложите конец трубки к поверхности ладони. Столбик сильно уменьшится. Теперь выдувайте пузырь до появления радужной окраски. Пузырь получился с очень тонкими стенками. Такой пузырь ведет себя на морозе своеобразно: как только он замерзает, так сразу лопается. Так что получить замерзший пузырь с очень тонкими стенками никогда не удается.Толщину стенки пузыря можно считать равной толщине мономолекулярного слоя. Кристаллизация начинается в отдельных точках поверхности пленки. Молекулы воды в этих точках должны сблизиться друг с другом и расположиться в определенном порядке. Перестройка в расположении молекул воды и сравнительно толстых пленках не приводит к нарушению связей между молекулами поды и мыла, тончайшие же пленки разрушаются.

Опыт 3

В две баночки налейте поровну мыльный раствор. В одну добавьте несколько капель чистого глицерина. Теперь из этих растворов один за другим выдуйте два приблизительно равных пузыря и положите их на стеклянную пластинку. Замерзание пузыря с глицерином протекает немного иначе, чем пузыря из раствора шампуня: задерживается начало, и само замерзание идет медленнее. Обратите внимание: замерзший пузырь из раствора шампуня сохраняется на морозе дольше, чем замерзший пузырь с глицерином.Стенки замерзшего пузыря из раствора шампуня – монолитная кристаллическая структура. Межмолекулярные связи в любом месте совершенно одинаковы и прочны, в то время как в замерзшем пузыре из того же раствора с глицерином прочные связи между молекулами воды ослаблены. Кроме того, эти связи нарушаются тепловым движением молекул глицерина, поэтому кристаллическая решетка быстро сублимируется, а значит, быстрее разрушается.

Опыт 4

На слабом морозе выдуйте пузырь. Дождитесь, пока он лопнет. Повторите опыт с тем, чтобы убедиться, что пузыри не замерзают, сколько бы их ни выдерживали на морозе. Теперь приготовьте снежинку. Выдуйте пузырь и тут же сбросьте на него сверху снежинку. Она мгновенно соскользнет вниз на дно пузыря. На том месте, где остановилась снежинка, начнется кристаллизация пленки. Наконец, весь пузырь замерзнет. Если положить пузырь на снег – он также через некоторое время замерзнет.Пузыри на слабом морозе охлаждаются медленно и при этом переохлаждаются. Снежинка является центром кристаллизации. На снегу происходит то же самое явление.


Уважаемые коллеги! В настоящее время я работаю с детьми подготовительной к школе группы и широко использую экспериментирование, как метод развития мышления и воображения. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию личности дошкольников. Хочу вам рассказать, как в нашей группе происходило знакомство со свойствами воздуха.

Эксперименты для дошкольников, направленные на знакомство со свойствами воздуха

Согласно примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, в рамках недели науки мы проводили элементарные опыты с воздухом, определяли направление ветра, наблюдали за облаками, работали на метеоплощадке. И дети стали задавать вопросы: «А как летит воздушный шар», «Почему одни шарики улетают, а другие нет», «Откуда берётся ветер», «Как чистят воздух» и т.д.

Возникла необходимость организации разнообразных опытов, которые помогут детям выяснить свойства воздуха и ветра, и понять, как эти свойства использует человек. Совместная деятельность была построена по принципу «от простого к сложному», учитывая особенности наглядно-действенного мышления материал был подобран так, чтобы задействовать все анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные.

Опыт «Сухая салфетка»

Первый эксперимент позволил объяснить работу водолазного колокола. Воздух не даёт полностью заполнить ёмкость водой, остаётся пространство, в котором человек может дышать.


Детям было предложено опустить в воду стакан, на дне которого находится сухая салфетка. Если аккуратно опускать стакан, то можно почувствовать сопротивление. После того, как стакан перевернули, салфетка остаётся сухой. Почему? Некоторые дети предполагали второе дно, но выяснилось, что это воздух, находящийся в стакане, не даёт салфетке намокнуть.

Опыт «Сжатие воздуха»

В ходе второго эксперимента дети попытались сжать воздух и выяснили, что он обладает упругостью. (для эксперимента мы использовали массажные мячики и морские камни) Оказалось, что упругость воздуха учитывается при изготовлении шин, мячей, матрасов и многих других полезных вещей.

Опыт «Непослушные змейки»


Всем детям была дана возможность высказать свои предположения и доказать их опытным путём. Например, мы наблюдали, как горячий воздух поднимается вверх и поняли, почему же летит воздушный шар.

На кронштейне были закреплены две бумажные змейки. Под одну из них помещена горящая свеча. Воздух при нагревании начнёт подниматься вверх и змейка начнёт раскручиваться.

Опыт «Энергия из ветра»

Затем мы знакомились со строением и механизмом работы ветряного электрогенератора. Он состоит из ротора (пропеллера), мотора и светодиодной лампочки.

Внутри мотора находиться якорь, обмотанный проволокой. С двух сторон он сжат магнитами. Когда крутится ротор, якорь вращается очень быстро, трётся о магнит и получается электрический ток, в следствии чего лампочка загорается. Дети сами ветер превращали в электроэнергию. Этот опыт вызвал большой эмоциональный отклик у детей, они делились впечатлениями с родителями, и мы показывали такой эксперимент даже взрослым в рамках .

Опыт «Свеча в банке»

В заключении мы искали ответ на вопрос «Сколько кислорода в воздухе». На блюдце с водой мы поместили горящую свечу, а затем детям было предложено накрыть свечу стаканом. В результате мы увидели, что кислород, необходимый для горения свечи, выгорел, и его место заняла вода, 1/5 из всего состава воздуха, а это значит — кислород надо беречь, не загрязнять окружающую среду. Так и появилась новая тема для обсуждения и детального знакомства.

Итоги экспериментирования

Итоги экспериментов отображались на доске с помощью схем, рисунков, условных обозначений, что развивает схематическое, абстрактное мышление, умение подводить итог и анализировать свою работу.

Ценность реального экспериментирования заключается в возможности обнаружить скрытые от простого наблюдения стороны объекта или явления. Эксперименты, самостоятельно проводимые детьми, позволяют им обобщить знания и сделать выводы о взаимосвязях всех явлений в природе и жизни человека.

Выстраивая работу таким образом, мы закладываем в дошкольниках умение выделить проблему и самостоятельно искать пути её решения, понимание того, что каждый поступок человека способен изменить окружающий мир.

Вам может пригодится конспект данного мероприятия , тематическое планирование в подготовительной к школе группе

Цель: показать детям, что вокруг нас воздух, дать понятие о способах его обнаружения; ; , необходимом для горения; познакомить с весом воздуха; используя опыт детей, .

Предварительная работа:

Наблюдение за движением деревьев (качание деревьев, веток, листьев при ветре);

Игры с воздушными шариками (надувание);

Игры с вертушками на улице;

Игры «Послушай, ветер», «На кого похоже?»;

Рассматривание картин с изображением действия ветра.

Материал: аквариум с водой, стаканы разной величины, один стакан с прикрепленной на дне салфеткой; воронка, пробирки в штативе; 2 колбы; свеча; весы; набор гирь; стеклянная палочка, трубочка для капельницы резиновая, 2 воздушных шара.

Ход проведения экспериментирования детей с воздухом:

Воспитатель. Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; о нем вы сможете рассказать детям в своем дворе. Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)

Правильно, ученые - люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду - все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения - лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.

Показывается лабораторное оборудование.

Сейчас мы с вами побудем учеными. Посмотрите внимательно на стакан (пустой). Что есть в этом стакане? (Ничего.)

В этом стакане что-то есть, просто вы не увидели. Здесь есть воздух. Хотя он невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать.

I эксперимент: (воспитатель экспериментирует, дети наблюдают): опустить стакан, повернутый вверх дном, в аквариум с водой. (Часть воздуха остается в стакане. Это хорошо видно. При наклоне стакана воздух выходит из него и поднимается в виде пузырьков на поверхность.)

Есть ли вода в стакане? (Есть, мало.)

II эксперимент: (для подтверждения выполняют дети); опустить в воду стакан с прикрепленной ко дну салфеткой. (Салфетка остается сухой, так как часть воздуха остается в стакане.)

Замочила ли вода салфетку? Как вы думаете? (Вынимается стакан, проверяется салфетка. Она сухая.) Почему она сухая? (Намочить салфетку воде помешал воздух, который был в стакане.)

Ребята, воздух есть везде, а не только в этой комнате. Увидеть его невозможно. Он невидимый. Как же все-таки его можно обнаружить? Как его можно ощутить?

III эксперимент:

Помашите руками перед своим лицом. (Дети выполняют.) Вытяните губы трубочкой и подуйте на ладошки. (Лицо ощущает воздух.) Есть ли у воздуха запах? (Да.) Чем пахнет воздух в группе? (Ничем.)

IV эксперимент:

Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)

Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?

V эксперимент: «Без дыхания»: дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.

Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.

V I эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.

Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.

VII эксперимент: как человек выдыхает воздух в воду через трубочку. Воспитатель выдыхает отработанный воздух из себя, и он поднимается наверх в виде пузырьков.

Пузырьки - это воздух, который выдыхает человек. Возьмите полоски (листочки) бумаги и подуйте на них легонько, потом сильнее. Что будет с полосками? (Полоски колышутся)

Воздух может перемещаться, двигаться. Когда он перемещается над землей с одного места на другое, говорят: «Дует ветер». Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы: ветви деревьев, волны на море.

VIII эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.

Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.

Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.

Все эксперименты дети фиксируют в своих рисунках.

– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?

  • Воздух невидимый.
  • Он есть всюду.
  • Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
  • Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
  • Воздух можно взвесить.)

Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.

Макагонова Татьяна Васильевна

Город (населенный пункт):

город Нягань

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Макагонова Татьяна Васильевна,

воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

«Детский сад №11 «Ёлочка»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

(Игра на общение)

Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Дети: Дома, деревья, птицы, животные.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

(В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).

Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Воздушный человечек : О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек : Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек : Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит).

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?

Дети: Идёт пар.

Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.

Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух - без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет дезодорант)

Вывод: Воздух переносит запахи

Воспитатель : А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри»)

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).

Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

Воспитатель : А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель : А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

Воспитатель : Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель : А имеет ли воздух вес, мы сейчас проверим.

Эксперимент «ВЕС ВОЗДУХА»

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины). Воспитатель : Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку. Что тяжелее? Правильно, резиновая игрушка. Воспитатель : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет).Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель : Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель : Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

Воспитатель : Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

Воздушный человечек: Ребята, а скажите мне, я всё правильно понял или нет?

Воспитатель : Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха. Воздух тяжелее воды.

Воздушный человечек : Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!

Дети: Спасибо!

Приложение

Стихотворение про воздух

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

СООБЩЕНИЕ О ВОЗДУХЕ

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.