Крыша

Коэффициенты налоговой нагрузки за год. Как рассчитать налоговую нагрузку предприятия. В ситуации со строительной сферой

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Рассчитайте налоговую нагрузку компании и сверьте полученные данные с показателями ФНС. Это позволит заранее узнать о рисках и подготовиться к вопросам инспекторов. Безопасные показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2017 году - в этой статье.

ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru . Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.

Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.

Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2017 году: как рассчитать

Налоговая нагрузка - показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Формула расчета налоговой нагрузки организации:

сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 "Выручка" годового отчета о финансовых результатах x 100%

Для расчета нагрузки в 2017 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

В 2017 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Примерно 11% всей выручки российских компаний и ИП ушло в 2017 году в казну в виде налогов. Однако этот показатель налоговой нагрузки «средний по больнице» и не является маяком, на который все должны ориентироваться. Например, в сферах торговли, сельского хозяйства он составляет в среднем 4 %, в сферах информатизации и связи – порядка 16%, в производстве напитков и табачных изделий – около 30%. Почему так важно знать и контролировать показатель налоговой нагрузки предприятия? Как провести его анализ, не дожидаясь визита фискальных органов? Подробности в нашей статье.

Налоговая нагрузка – мерило в фискальной отрасли. Это главный показатель налоговой ответственности предприятия, именно налоговая нагрузка дает понимание, какой процент в вашей выручке составляют начисленные вами налоги.

В длинном списке причин повышенного внимания ФНС к предприятию или ИП приоритетной является именно низкая налоговая нагрузка. Если вы отстаете по показателю начисленных налогов от своих конкурентов и ваша налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого показателя, вас могут включить в план выездных налоговых проверок.

От 1,3 до 45,4% - разбег налоговой нагрузки по отраслям

Как узнать, сколько платят в среднем по отрасли? Для этого нужно ориентироваться на показатели налоговой нагрузки по видам деятельности за предыдущий год, которые выкладывает в открытый доступ ФНС. Разница в отраслевых показателях впечатляет: разбег составляет 44,1%. Низкие показатели налоговой нагрузки у сельского хозяйства, энергетиков, невысокие у транспортников, средние у строителей и общепита, выше среднего у производителей компьютеров, напитков, табака, связистов, «айтишников», наиболее высокие – в сфере добычи полезных ископаемых.

А вот как быть узким нишевым сферам, которые не попадают в обобщенный отраслевой список, и средняя цифра для которых не определена? Вот именно тогда нужно ориентироваться на среднероссийский показатель налоговой нагрузки за предыдущий год. В 2018 году при расчете нужно равняться на показатель 2017 года, составивший 10,8%. Именно его в письме от 22 августа 2018 года № ГД-3-1/5806 указала Федеральная налоговая служба РФ.

В ФНС летом 2018 года поступил письменный запрос о том, как высчитать налоговую нагрузку предприятию, занимающемуся санаторно-курортной деятельностью. Вопрос возник в связи с тем, что в федеральном перечне среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки данной отрасли нет. В ответном письме ФНС указано, что сравнивать налоговую нагрузку санаторно-курортной организаций следует со средним уровнем налоговой нагрузки по Российской Федерации - ввиду отсутствия значений по отрасли, то есть с показателем 10,8%.

Как рассчитать совокупную налоговую нагрузку

Алгоритм расчета налоговой нагрузки совокупной таков: сумма налогов и сборов, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП за календарный год, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным Росстата. Полученный показатель умножается на 100%.

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент (НДФЛ). При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Давайте рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Краски лета» занимается полиграфией. Налоговая нагрузка для этой отрасли за 2017 год равна 9,2%.

Выручка компании за год составила 50 млн руб. Налог на прибыль – 2,5 млн руб., НДС – 1,1 млн руб., налог на имущество – 1 млн руб., транспортный налог – 0,2 млн руб. Фактическая налоговая нагрузка компании равна 9,6% : (2,5 млн руб. + 1,1 млн руб. + 1 млн руб. + 0,2 млн руб.): 50 млн руб. х 100%). Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться за этот показатель, а значит - спать спокойно.

Налоговая нагрузка по видам налогов

  • По налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход)

  • По НДС (вариант 1):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (вариант 2):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

:

  • По НДФЛ

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

  • По УСН:

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

  • По ЕСХН:

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

  • По ОСНО:

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Все показатели умножаются на 100, так как исчисление ведется в процентах (%).

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

В знании налоговой нагрузки заинтересовано само государство в лице Министерства финансов и других структур, занимающихся планированием экономики страны. Ведь налоги – это не игрушка фискальных органов, а часть бюджета государства, на который живет и развивается страна.

Безусловно, все о налоговой нагрузке должны знать налоговые органы, являющиеся инструментом в руках государства. Для ФНС налоговая нагрузка – один из 12-ти показателей, на основе которых принимается решение о проведении или непроведении у налогоплательщика выездной проверки. Причем, этот показатель является первым в списке.

Однако в детальном понимании своей налоговой нагрузки заинтересованы, по нашему мнению, прежде всего сами налогоплательщики. Знание этого показателя и управлением им, во-первых, снижает риск налоговой проверки, во-вторых, дает возможность оценить состояние налоговой политики предприятия и состояние бизнеса в целом.

К тому же, ФНС сама призывает налогоплательщиков мониторить свою налоговую нагрузку. В случае удержания показателей налоговой нагрузки на среднеотраслевых, налоговики обещают высокую вероятность непопадания компании или ИП в список тех, к кому сотрудники ФНС прибудут лично, а также лояльное взаимодействие.

Как проанализировать налоговую нагрузку без незваных контролеров

Безошибочно рассчитать налоговую нагрузку поможет сервис СБИС. Аналитический блок пакета Расширенный проанализирует компанию по 12-ти критериям, главным из которых является величина налоговой нагрузки. Более того, сервис поможет провести анализ налоговой нагрузки предприятия, оценит выбранную систему налогообложения и финансовое положение предприятия в целом.

Как провести налоговый анализ компании в СБИС:

  1. В разделе «Анализ и контроль» нужно открыть отчет «Налоги», выбрать рейтинг компаний по объему уплаченных налогов.
  2. Выбрать нужную компанию.
  3. Выбрать вариант детализации отчета: по годам или по кварталам. Система сформирует отчет, который будет сопровожден инфографической информацией: графиками, диаграммами, таблицами, в которых содержатся нужные расчеты и выводы по ним.
  4. Если вам необходимо добавить отчетность к той, что уже загружена в систему, то это возможно. Необходимо загрузить новую отчетность, обновить отчет.

Также не забывайте, для того, чтобы наладить взаимодействие с налоговой, вам понадобится сервис СБИС Электронная отчетность и электронная подпись.

Подробнее о том, как управлять налоговой нагрузкой и снизить риск налоговой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать


Вернуться назад на

Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Нужно брать:

Все налоги, которые компания платит за себя как налогоплательщик;

НДФЛ. Это касается не только налога, который платят за себя предприниматели, но и налога, который за своих работников перечисляет в бюджет компания.

Страховые взносы в 2017 году в налоговую нагрузку не включайте (подробности ниже).

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году считается без взносов.

При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.

В апреле ФНС обновит нагрузку с учетом статистики за 2016 год. Новые показатели также рассчитают без учета взносов. Поэтому компаниям не надо брать их в расчет налоговой нагрузки в течение всего 2017 года.

В будущем ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год. Это соответствует международной практике. Таким образом, впервые ориентироваться на налоговую нагрузку, включающую взносы, компании будут только при подготовке отчетности за I квартал 2018 года

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Пример:

У компании текстильное производство. Среднеотраслевая нагрузка для этого вида деятельности на 2015 год – 7,8 процента. Выручка компании за 2015 год составила 25 млн. руб. Налог на прибыль – 1,2 млн. руб., НДС – 0,6 млн. руб., налог на имущество – 1 млн. руб., транспортный налог – 0,1 млн. руб.

(1,2 млн. руб. + 0,6 млн. руб. + 1 млн. руб. + 0,1 млн. руб.) : 25 млн. руб. х 100% = 11,6%.

Она выше среднеотраслевой, значит, инспекция не будет интересоваться налоговой нагрузкой.

Зачем нужна налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Нагрузка важна при анализе рисков. Хотя не всякую компанию с низкой нагрузкой будут проверять. Например, это может быть однодневка. Потом низкая нагрузка редко бывает единственной проблемой. Она тянет за собой плохую рентабельность, высокие вычеты НДС и др.

А это уже несколько факторов, при которых не исключена ревизия.

Безопасную налоговую нагрузку смотрите на сайте ФНС.

В отборе на проверки, кроме нагрузки, участвуют еще 82 критерия. Некоторые критерии нейтральные (численность работников, суммы уплаченных налогов, срок работы компании).

Вот факторы, которые увеличивают вероятность ревизии:

Налоговые разрывы по НДС. Этот критерий выходит на первый план, потому что налоговикам теперь просто увидеть, кто из контрагентов в цепочке не заплатил налог. ФНС хочет сделать так, чтобы программа показывала однодневки и вычисляла выгодоприобретателя по каждой операции;

Налоговая история. Программа налоговиков учитывает, привлекали организацию к налоговой ответственности в последние три года или нет;

Платежеспособность. Само по себе наличие имущества не повод назначать проверку. Но если с компании взыскать нечего, то к ней не пойдут. Проверка вероятнее, если у организации есть недвижимость, транспорт;

Связанные компании. С зависимых компаний также можно получить доначисления, если проверяемая организация окажется неплатежепособной. Если компания не «одиночка», а работает в холдинге, то проверка для налоговиков более перспективна.

Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Итоги

Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.