Ремонт квартиры

Проект некрасов николай алексеевич. Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта. Серьёзный шаг. Начало творчества

Некрасов, Николай Алексеевич - Личная жизнь

Некрасов, Николай Алексеевич
Личная жизнь

С. Л. Левицкий. Фотопортрет Н. А. Некрасова


Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) - жену писателя Ивана Панаева.

Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева.

Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку.




Дом Краевского, в котором размещалась редакция журнала «Отечественные записки»,
а также находилась квартира Некрасова


Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой замечательной женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.



Авдо́тья Я́ковлевна Пана́ева


Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи - Иваном Панаевым.

Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева. Всё это вызывало общественное осуждение - про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу.



Некрасов и Панаев.
Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах»,
запрещенный цензурой. 1848


В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Ей даже удалось от него забеременеть, а Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов - так называемый (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе).

Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех. Несмотря на такой нестандартный образ жизни, эта троица оставалась единомышленниками и соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник»

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и Николай Алексеевич. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые в дальнейшем привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях.

В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём Панаевой, этой эффектной брюнетке, Некрасов посвятил много своих пламенных стихов.

В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами - родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен (фр. Lefresne), с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году.




Н.А. Некрасов в период "Последних песен"
(картина Ивана Крамского, 1877-1878)


Селина была обычной актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе. А весной 1867 года она отправилась за границу, как и в прошлый раз, вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию больше не вернулась.

Однако это не прервало их отношений - в 1869 году они встретились в Париже и весь август провели у моря в Диеппе. Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Во время отдыха он чувствовал себя счастливым, причиной чему была и Селина, которая была ему по душе.



Селина Лефрен


Хотя её отношение к нему было ровным и даже чуть суховатым. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Позже Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной. Ей было 23 года, ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя - Зина.

Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви - Авдотье Панаевой - и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей.

Одно из самых своих знаменитых стихотворных произведений - «Три элегии» - он посвятил только Панаевой.

Следует также упомянуть о страсти Некрасова к игре в карты, которую можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прадеда Николая Некрасова - Якова Ивановича, «несметно богатого» рязанского помещика, который довольно быстро лишился своего богатства.

Впрочем, и вновь разбогател он достаточно быстро - одно время Яков был воеводой в Сибири. В результате страсти к игре его сыну Алексею досталось уже одно только рязанское имение. Женившись, он получил в качестве приданого село Грешнево. Но уже его сын, Сергей Алексеевич, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его.

Алексей Сергеевич, когда рассказывал своему сыну Николаю, будущему поэту, славную родословную, резюмировал:

«Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед - две, дед (мой отец) - одну, я - ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю».

И только Николаю Алексеевичу первым удалось переломить судьбу. Он также любил играть в карты, но стал первым - не проигрывавшим. В то время, когда его предки проигрывали, - он один отыгрывал и отыграл очень много.

Счёт шёл на сотни тысяч. Так, ему весьма крупную сумму проиграл генерал-адъютант Александр Владимирович Адлерберг, известный государственный деятель, министр Императорского Двора и личный друг императора Александра II.

А министр финансов Александр Агеевич Абаза проиграл Некрасову больше миллиона франков. Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда.

Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича.

Отец поэта давно простил своего отпрыска и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души.

В зрелом возрасте Некрасов пристрастился даже к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»).

Авдотья Панаева вспоминала, что, когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы - везлись дорогие вина, закуски и просто провизия. С собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи - Савушка («сплошавший на сорок первом медведе») из «В деревне», Савелий из «Кому на Руси жить хорошо».

Также поэт любил охотиться на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи. Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались.

Некрасов в своём последнем послании Тургеневу за границу даже просил того купить ему в Лондоне или Париже ружьё Ланкастера за 500 рублей. Однако их переписке было суждено прерваться в 1861 году. Тургенев не ответил на письмо и ружья не купил, а на их многолетней дружбе был поставлен крест.

И причиной тому были не идейные или литературные разногласия. Гражданская жена Некрасова, Авдотья Панаева, ввязалась в тяжбу о наследстве бывшей жены поэта Николая Огарёва. Суд присудил Панаевой иск на 50 тысяч рублей. Некрасов оплатил эту сумму, сохранив честь Авдотьи Яковлевны, но тем самым его собственная репутация пошатнулась.

Тургенев выведал у самого Огарёва в Лондоне все хитросплетения тёмного дела, после чего порвал все отношения с Некрасовым. Некрасов-издатель разошёлся и с некоторыми другими старыми друзьями - Л. Н. Толстым, А. Н. Островским. В это время он и переключился на новую демократическую волну, исходившую из стана Чернышевского - Добролюбова.



Зинаида Николаевна Некрасова (1847-1914)
- супруга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова


Ставшая в 1870 году его поздней музой Фёкла Анисимовна, наречённая Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове - циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг.

Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова - чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил, и сердцем я спокоен...
Н.А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78) занимает особое место в русской поэзии 19 века. Поэт-гражданин и в то же время тончайший лирик, успешный издатель и редактор литературного журнала, открывший путь в большую литературу многим талантливым писателям: Гончарову, Толстому, Салтыкову-Щедрину, Тютчеву, Тургеневу и другим, он стал первым поэтом-дворянином, избравшим для себя роль народного заступника. Некрасов первым прославил в литературе декабристов и их жён (поэма "Русские женщины"), а русским крестьянам посвятил несколько крупных поэм ("Крестьянские дети", "Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"). В поэзии Некрасов сделал то же, что Гоголь в прозе: сделал поэзию предельно реалистичной и социально ориентированной, обратил её к проблемам "маленького человека", приблизил язык поэзии к разговорной речи, а лирику любви посвятил "прозе" отношений мужчины и женщины.

Некрасов родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове (ныне Винницкой обл. Украины) в многодетной семье помещика и офицера Алексея Сергеевича Некрасова и польской красавицы Елены Андреевны Закревской. У будущего поэта было 13 братьев и сестёр. В 1824 году Некрасовы перебрались в село Грешнёво Ярославской губернии. Главное влияние на юного Некрасова оказывала мать, отличавшаяся от грубого отца исключительной образованностью и культурой. Отец прочил сыну военную карьеру и в 1838 году отправил его в Петербург для поступления в Дворянский полк, однако Некрасов пренебрёг угрозами отца остаться без денег и вместо военной службы попытался поступить на филологический факультет Петербургского университета. Не выдержав вступительного экзамена, был зачислен вольнослушателем. Отец сдержал слово и лишил сына материальной поддержки, поэтому учёбу приходилось совмещать с поиском заработка. Будучи однажды изгнанным из снимаемой комнаты за неуплату, он оказался в доме у нищих, которые его приютили. В частности, он пишет рассказы, повести и стихи для журнала "Пантеон" и "Литературной газеты".

В 1840 году 18-летний Некрасов выпускает свой первый поэтический сборник "Мечты и звуки" , о котором отец русского романтизма В.А.Жуковский отозвался так: "Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи". По причине очевидной поэтической неудачи Некрасов временно отказывается от написания стихов и пробует силы в прозе.

Становится сотрудником журнала "Отечественные записки", сближается с ведущим литературным критиком того времени В.Г. Белинским и начинает заниматься издательской деятельностью. Вокруг Некрасова и Белинского сплачиваются начинающие писатели, которым близки идеи "натуральной школы" (так в то время именовали реализм). В период с 1843 по 1846 гг. Некрасов издаёт альманахи "Статейки в стихах без картинок", "Физиология Петербурга", "1 апреля", "Петербургский сборник". В этих альманахах были опубликованы первые произведения Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена. Окрылённый успехом издательского дела, Некрасов в 1846 году совместно с издателем И.И. Панаевым приобретает права на издание журнала "Современник" , который был основан Пушкиным десять лет назад. Большинство авторов и сотрудников "Отечественных записок" перешло к Некрасову, в том числе критик Белинский.

Талант издателя был у Некрасова настолько силён, что журнал "Современник" можно считать самым успешным литературным коммерческим проектом 19 века. Именно благодаря "Современнику" обрели известность и литературную славу такие писатели, как И.А.Гончаров, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Г.Чернышевский, критик Н.А. Добролюбов. Примечательно, что сам Некрасов почти ничего не пишет, и до поры до времени журнал приносит ему известность только как издателю.

Авдотья Яковлевна Панаева (Головачёва)

Сотрудничество с И.И. Панаевым связано также с важнейшим для Некрасова личным обстоятельством: он был влюблён в жену своего друга Авдотью Яковлевну Панаеву, которая после смерти мужа стала гражданской женой поэта (по некоторым данным, Некрасов, Панаев и Панаева много лет жили в одном доме) и сотрудником журнала "Современник", где она публиковала свои повести и романы под мужским псевдонимом "Н.Н. Станицкий". У Некрасова и Панаевой в 1849 году родится сын, который, к сожалению, умрёт во младенчестве. Впоследствии именно Панаевой будут посвящены любовные стихотворения Некрасова (он их называл интимной лирикой) под общим названием "Панаевский цикл".

После расставания с Авдотьей Панаевой поэта несколько лет связывали отношения с француженкой Селиной Лефрен.

В 1869 году 48-летний Некрасов женится на 23-летней Фёкле Анисимовне Викторовой, которая в браке сменит не только фамилию, но и имя-отчество, став Зинаидой Николаевной Некрасовой. Однако и в браке с Викторовой Некрасов продолжит посвящать свои стихи Панаевой.

Зинаида Николаевна Некрасова (до брака - Фёкла Анисимовна Викторова)

Слава поэта приходит к Некрасову сравнительно поздно. Лишь в 1856 году выходит первый полноценный поэтический сборник "Стихотворения Н. Некрасова" , имеющий громкий успех. Сборник открывается поэтической декларацией "Поэт и Гражданин" , написанной в традиционной для такого рода произведений поэтической форме (достаточно вспомнить "Разговор с Анакреоном" Ломоносова "Поэт и толпа" и "Разговор книгопродавца с поэтом" Пушкина, "Журналист, читатель и писатель" Лермонтова). Это стихотворение продолжает дискуссию о роли поэта в обществе и о назначении поэзии. В представлении Некрасова поэт - учитель и защитник народа, и жизнь его - жертвоприношение Отчизне. Так рождается манифест гражданской поэзии, лозунгом которого становится цитата из "Поэта и Гражданина": "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ". В сборник 1856 года вошли также 72 стихотворения и поэма "Саша", составившие четыре раздела: 1) стихи о народе, 2) стихи, разоблачающие угнетателей народа, 3) поэма "Саша", 4) интимная лирика.

Идейным продолжением первого сборника становятся стихотворения "Размышления у парадного подъезда" (1858), остро ставящее вопрос о грядущих судьбах русского народа, и "Железная дорога" (1864).

Теме народных страданий посвящаются и поэмы 1860-х гг.: "Крестьянские дети" (всем известен фрагмент "Однажды в студёную зимнюю пору..."), "Коробейники" , "Мороз, Красный Нос" .

В это же время Некрасов начинает работу над самым значительным своим произведением - эпической поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1863-1877), написанной вслед за отменой крепостного права. Основу сюжета поэмы составит поиск семерыми мужиками счастливого человека. Поэма создавалась отдельными завершёнными главами и согласно первоначальному замыслу должна была состоять из семи или восьми частей. Однако тяжёлая болезнь и смерть Некрасова не позволили завершить задуманное. Поэма была свёрстана уже после смерти поэта. Её содержание составили четыре части: "Пролог. Часть первая", "Последыш", "Крестьянка", "Пир - на весь мир". Выстраивание поэмы по принципу отдельных сюжетно завершённых глав соответствовало законам классической эпопеи. Все части связаны образом дороги и "коллективным героем" - путешествующими мужиками. Введённые в поэму сказочные мотивы (сказочный зачин, неопределённый хронотоп, говорящие животные, скатерть-самобранка и т.д.) позволили Некрасову свободно обращаться со временем и пространством: переносить действие из одного конца страны в другой, замедлять и ускорять время действия.

В 1866 году, после покушения на Александра Второго, усиливается цензура, и журнал "Современник" закрывается. С 1868 года Некрасов издаёт и редактирует журнал "Отечественные записки". В 1870-е гг. пишет поэмы "Дедушка" , "Недавнее время".

Поэма "Русские женщины " (1872) стала первым открытым упоминанием декабристов в русской литературе, сопровождаемым восхищением их мужеством и мужеством жён, отправившихся вслед за своими героическими супругами в сибирскую ссылку. Первая часть поэмы посвящена Екатерине Ивановне Трубецкой, жене декабриста Сергея Петровича Трубецкого, а вторая - Марии Николаевне Волконской, жене декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Екатерина Ивановна, отправившись в ссылку вслед за мужем, умерла там в возрасте 53 лет от рака, а Мария Николаевна, вернувшись из ссылки в Москву, умерла в возрасте 63 лет в поместье мужа в Черниговской губернии.

Будучи смертельно больным, Некрасов пишет прощальный цикл стихотворений "Последние песни ", с поразительной искренностью подводящий итог жизни поэта.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года по старому стилю, или 8 января 1878 года по современному календарю.

Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт

Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.

В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.




Нелегкую жизнь довелось прожить Николаю Алексеевичу Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия, и выдающимся организатором литературных сил, в течение нескольких десятилетий возглавлявшим лучшие журналы своего времени « Современник » и « Отечественные записки ». Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих « Автобиографических записях » писал, что родился он « в каком - то... местечке Подольской губернии ». Действительно, Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.


В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли свое отражение не только многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно (поэт обладал великолепной памятью и, по его словам, помнил себя с трех лет), не только отдельные сцены, свидетелем которых он был, но и те чувства и переживания, которые эти сцены у него вызывали.


Отец поэта А лексей С ергеевич Н екрасов () принадлежал к довольно старинному, н о обедневшему р оду. В молодости о н служил в армии, а п осле выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, о н жестоко эксплуатировал своих крестьян. За м алейшую п повинность крепостных наказывали розгами. Н е г нушался отец поэта и к уличной расправой. И звестно, например, ч то о н долгое время находился п од следствием з а нанесение п обоев смотрителю почтовой станции. Любимой забавой Некрасова - отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками. После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.


Образ жизни и поведения Алексея Сергеевича не могли не оказать воздействия на общую атмосферу в доме и на воспитание детей, в том числе и на будущего поэта. Вместе с тем, общение с отцом выработало у Некрасова и некоторые положительные качества твердый характер, силу духа и упорство в достижении поставленной цели. От отца будущий поэт унаследовал и страсть к охоте, которая позднее давала ему возможность не только отдохнуть и отвлечься от напряженной журнальной работы, но и способствовала сближению с простыми людьми, с которыми у него всегда были самые теплые и дружеские отношения.


Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя « идеалов добра и красоты ». Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была « певицей с удивительным голосом ». Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты.


Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми. Отрывок из стихотворения « Крестьянские дети »


Дом Некрасова стоял у самой дороги, которую называли не только почтовым трактом, но и Сибиркой и Владимиркой. Множество людей проходило и проезжало по этой дороге. На все это жадно смотрели маленький Некрасов и его сверстники, крестьянские ребятишки. Но самое сильное и порой жуткое впечатление производили на будущего поэта партии закованных в цепи каторжников и ссыльных, которые одна за другой проходили по дороге, направляясь в далекую и холодную Сибирь (отсюда и название дороги Сибирка).


Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Отрывок из стихотворения « Размышление у парадного подъезда ».


В 1832 г оду Н екрасов в месте с братом А ндреем поступил в Я рославскую гимназию. Товарищи любили Н екрасова з а ж ивой и общительный характер, з а начитанность и умение рассказывать. Ч итал Н екрасов, действительно, много, хотя и довольно беспорядочно. Интерес к творчеству у Н екрасова пробудился очень рано. Т ак к 15- ти г одам составилась целая тетрадь, которая сильно п подмывала меня ехать в П етербург. Летом 1837 г ода Н екрасов о ставил гимназию. Отец х отел, чтобы сын поступил в Д ворянский полк (так называлось военно - учебное заведение д ля детей дворян) и получил военное образование. Н о будущего поэта военная карьера совсем н е привлекала. Н екрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным т рудом.


Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, по его собственным словам, « надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк » и преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург. Но неласково встретила юношу столица, где у него не было ни родных, ни знакомых, ни покровителей. Деньги, привезенные из дома, быстро растаяли. Из гостиницы, где Некрасов сначала поселился, пришлось перебраться на дешевую квартиру на Малой Охте, где селились преимущественно малоимущие и мастеровые люди. Узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать в Дворянский полк, отец прислал ему грубое письмо и отказал в помощи. На что Некрасов ответил: « Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма ».


В университет поступить не удалось слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах « Сын Отечества ». « Литературные прибавления к « Русскому инвалиду » и несколько позже в « Библиотеке для чтения ». Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что « бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек ».


« Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь ». Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.


По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и неопубликованные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием « Мечты и звуки ». Когда уже было получено цензурное разрешение, молодого поэта стали одолевать сомнения. Чтобы развеять их, он отправился за советом к В. А. Жуковскому. Маститый поэт встретил Некрасова приветливо, взял сборник и просил зайти через три дня. В назначенное время Некрасов явился за ответом. Жуковский указал ему на два удачных стихотворения, а сборник посоветовал не издавать или напечатать без имени автора. « Впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи », добавил он. Но изменить что - либо было уже поздно. Сборник « Мечты и звуки » вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами « Н. Н.». Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела. Как вспоминал Некрасов, « меня обругали в какой - то газете, я написал ответ, это был единственный случай в моей жизни, что я заступился за себя и свое произведение ».


Позднее Некрасов вспоминал: «... Прихожу в магазин через неделю ни одного экземпляра не продано, через другую то же, через два месяца то же. В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах ». И только спустя несколько лет Некрасов вернется к серьезным стихам, и они станут главным делом его жизни. А пока он понял лишь одно нужно работать, работать не покладая рук « Господи! сколько я работал! Уму не постижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург »,


Между т ем в л итературном м ире у Н екрасова появились н овые з накомые. О ни п омогли е му н ачать сотрудничать в т аких г азетах и ж урналах, к ак « Литературная г азета », « Пантеон р усского и в сех европейских т еатров » Из - под е го п ера в ыходили р ассказы и п овести, п ьесы и в одевили, ф ельетоны, к ритические с татьи и рецензии, а збуки и с казки. С вои п роизведения Некрасов п ечатал, к ак п равило, п од п севдонимами Феоклист О нуфрич Б об, Н. П ерепельский, Б ухалов, Иван Б ородавкин, П ружанин и д р. К онечно, многое из н аписанного в э то т рудное д ля поэта время создавалось р ади к уска х леба. Сам п оэт очень с урово с удил с вое р аннее т ворчество. « Я п исал и з - за х леба много д ряни, о тмечал о н ».


У него был великий учитель Н. В. Гоголь, и молодой поэт стал достойным продолжателем его традиций. Позднее Некрасов вместе с В. Г. Белинским активно включился в борьбу за упрочение в русской литературе гоголевского направления. В первой половине х годов Некрасов, как и многие его современники, страстно увлекался театром. Он бывал на всех театральных премьерах, познакомился со многими известными артистами, писал для журналов театральные обозрения « Летопись русского театра » и рецензии на спектакли, создал несколько водевилей, которые с большим успехом прошли на сцене Александрийского театра (например, « Актер », « Шила в мешке не утаишь - девушку под замком не удержишь » и др.).


В 1842 году произошло событие, которое стало поворотным в жизни Некрасова, он познакомился и вскоре подружился с Белинским. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове высокоодаренного человека и всячески способствовал развитию его таланта. Вместе с тем, Белинский не мог не видеть, что Некрасов при всей незаурядности и одаренности своей натуры, был человеком недостаточно образованным и горячо принялся за его умственное развитие.


Некрасов ценил доброе отношение к себе Белинского и отвечал ему глубокой привязанностью и любовью. Чуть позже Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение « В дороге », в котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по - своему доброго парня - ямщика. Прослушав стихотворение, Белинский, по словам И. И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: « Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?»


Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого находили свое отражение важнейшие принципы « натуральной школы »: интерес к жизни простого народа и в первую очередь трудового крестьянства и городских низов, ненависть к крепостному праву, ко всякого рода бюрократам, взяточникам, помещикам - самодурам. В это же время Некрасов четко и ясно определил сущность своей поэзии, создав поразительный по своей глубине и выразительности образ своей Музы. Стихотворение « Вчерашний день, в часу шестом …» Читает Белов Андрей В середине х годов началась активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором.


Альманахи « Физиология Петербурга » и « Петербургский сборник » были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского. Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное предприятие издавать свой собственный журнал, который должен был стать, по его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной мысли. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с крепостничеством, с основами самодержавного строя и с реакционной литературой.


С помощью друзей поэт вместе с писателем И. И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал « Современник », основанный еще А. С. Пушкиным. Когда - то это был один из лучших русских журналов, но теперь, под редакцией П. А. Плетнева, влачил жалкое существование. Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками « Современника » стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.


Уже в первые два года издания « Современника » на его страницах были опубликованы такие выдающиеся произведения русской классической литературы, как « Кто виноват?», « Из записок доктора Крупова » и « Сорока - воровка » А. И. Герцена, « Обыкновенная история » И. А. Гончарова, первые рассказы И. С. Тургенева из цикла « Записки охотника », годовые обзоры В. Г. Белинского « Взгляд на русскую литературу 1846 года », « Взгляд на русскую литературу 1847 года ». Весной 1848 года царское правительство под влиянием революционных событий во Франции и участившихся выступлений крестьян против помещиков в России предприняло ряд суровых мер для борьбы с любыми проявлениями свободомыслия. За деятельностью « Современника » был установлен строгий цензурный надзор.


Трудное время наступило для « Современника ». Один за другим в III Отделение стали поступать доносы. В одном из них Белинский обвинялся в пропаганде коммунистических идей и в недостатке уважения к « прежним писателям нашим », 26 мая 1848 года Белинский скончался. Это была громадная! потеря для всей русской литературы. Но Некрасов не терял присутствия духа. Ценой невероятных усилий ему все - таки удалось сохранить лицо « Современника » и опубликовать на его страницах в период « мрачного семилетия » произведения таких известных русских писателей, как И, С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Ф. Писемский, Д. В. Григорович, В. И. Даль, таких поэтов, как Н. П. Огарев, Я. П. Полонский.


Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом « Три страны света » (). В письме к Тургеневу поэт признавался, что обстоятельства заставили его « пуститься в легкую беллетристику ». Вместе с А. Я. Панаевой Некрасов написал еще один большой роман « Мертвое озеро » (1851). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой.


« Без клятв и без общественного принуждения я все сделала во имя любви, что в силах сделать любящая женщина », такую запись сделала Панаева в записной книжке поэта весной 1855 года. И это была правда. Авдотья Яковлевна любила Некрасова и была ему благодарна за пусть даже не очень долгое счастье. Об этом свидетельствуют и написанные ею на склоне лет воспоминания, в которых имя поэта всегда упоминается с теплом и участием. И в то же время их совместная жизнь не была безоблачной и порой омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами, которые можно объяснить не только сложными, с детства изломанными характерами двух любящих людей, но и некоторыми обстоятельствами их жизни.


В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой. Но и после окончательной разлуки Некрасов продолжал любить Панаеву. Стихотворение « Мы с тобой бестолковые люди » В начале х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год Сборник « Стихотворения Н. Некрасова » вышел весной 1856 года, открывался стихотворением « Поэт и гражданин », которое, по замыслу Некрасова, призвано было придать всему сборнику общественно значимый характер и гражданское звучание.


Вторая часть сборника составлена преимущественно из произведений, в которых Некрасов сатирически изобразил тех, кто нещадно эксплуатировал трудящийся люд. Причем внимание поэта и здесь сосредоточено не на абстрактных носителях произвола, а на конкретных персонажах, с определенными взглядами, убеждениями и чертами характера. Особое место среди сатирических стихов Некрасова занимают произведения, в которых поэт использовал форму хорошо известных стихотворений, наполняя их новым содержанием. Стихотворение « Колыбельная песня (Подражание Лермонтову)»


Ко времени, когда из печати вышел сборник стихотворений Некрасова, в России многое изменилось. Умер Николай I, на престол вступил Александр II, окончилась Крымская война, позади осталось « мрачное семилетие », а правительство, напуганное ростом крестьянских волнений, заявило о своем намерении отменить крепостное право и провести ряд других реформ. Страна вступала в новый период своего исторического развития. В России начался мощный подъем освободительного движения: росло общественное сознание, бурно развивались наука, искусство, литература, журналистика.


Теперь Некрасов поставил перед собой задачу сделать « Современник » органом борьбы за социальные преобразования в России. И в этом в немалой степени помогли Некрасову новые сотрудники журнала. Еще осенью 1853 года в « Современнике » начал сотрудничать Н. Г. Чернышевский, а в 1856 году свою первую статью на его страницах опубликовал Н. А. Добролюбов.




Тургенев, Григорович, Л. Н. Толстой настороженно относились к излишне радикальным суждениям Чернышвского и Добролюбова, убежденных, что социальные преобразования в России можно провести только путем крестьянской революции, и считали, что нельзя превращать литературу в средство политической борьбы и пропаганды, забывая о ее высшем предназначении. Некрасов оказался в затруднительном положении. С одной стороны, он очень дорожил участием в « Современнике » Тургенева и Толстого, тем более что с первым его связывала давнишняя дружба, а с другой поэт отчетливо сознавал, что именно Чернышевский и Добролюбов придали его журналу направление. Которое было ему близко. Он понимал, что рано или поздно ему придется сделать выбор. В марте 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян.


« Да разве это настоящая воля! говорил Некрасов. Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами ». Вскоре « Современник » понес утрату: после тяжелой болезни скончался Добролюбов. Прошло немного времени, и над « Современником » разразилась гроза. За « вредное направление » публикация журнала была приостановлена на восемь месяцев. 3 апреля 1866 года студент - революционер Д. В. Каракозов стрелял в царя Александра II. Покушавшийся был схвачен. В столице начались аресты и обыски, хватали всех подряд, кого хоть в какой - то мере можно было заподозрить в причастности к покушению. В мае 1866 года « по высочайшему повелению » журналы « Современник » и « Русское слово », « вследствие доказанного с давнего времени вредного их направления », были закрыты навсегда. В годы, последовавшие после отмены крепостного права, творчество Некрасова продолжало развиваться в направлении все более глубокого отображения народной жизни и народных характеров. При этом поэт старался писать не только о народе, но и для народа. Именно таким произведением явилась поэма « Коробейники ». Песня на стихи Некрасова « Коробушка ».


Работая над поэмой Русские женщины, Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М. С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери Марии Николаевны Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала М. С. Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал и со словами: Довольно, не могу бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок.


Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, кому живется весело, вольготно на Руси. Такой сюжет позволил поэту раскрыть перед читателем все многообразие пореформенной жизни России, провести его через разоренные деревни и сельские ярмарки, познакомить с представителями различных сословий: с крестьянами, помещиками, духовенством, показать беспросветно тяжелый мужицкий труд, нищету и убогость деревенской жизни. Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не нашли они счастливых среди духовенства, не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.


Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни поэмой Кому на Руси жить хорошо. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял Кому на Руси жить хорошо. Это будет эпопея современной крестьянской жизни. Отрывок из поэмы « Кому на Руси жить хорошо ».


В середине х годов Некрасов заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина. Уже будучи тяжело больным, Некрасов создал поэму Современники (1875). Продолжал он работать и над поэмой Кому на Руси жить хорошо ». Однако силы поэта таяли, и все чаще ему приходили в голову мысли о приближающейся смерти.


Только в конце 1876 года врачи определили болезнь рак. По их настоянию поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна. Романс на стихи Некрасова « Что ты жадно глядишь на дорогу …»


Когда в печати появились первые стихи из цикла Последние песни, из которых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма с выражением сочувствия. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек. Отрывок из стихотворения « Умру я скоро ».

Ермакова Анастасия

Проект на тему "Лирика Н.А.Некрасова"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Расширение и углубление знаний о поэзии Некрасова Проектное задание Подготовила ученица 7 «Б» класса Ермакова Анастасия

Цели и задачи: Познакомить учащихся с биографией Некрасова. Познакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова. Обсудить одно из понравившихся стихотворений: - чем стихотворение обратило на себя внимание; - какое место оно занимает в творчестве поэта.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря1821году в местечке Немирове Подольской губернии Детство и юность Некрасов провёл в своём родовом имении Грешнево.

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788 - 1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. За малейшую провинность крепостных наказывали розгами.

Мать - Елена Андреевна, урожденная Закревская, дворянка из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера. Брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив.

Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты» . Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом» . Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты. Любовь к матери описана в о многих стихах поэта: " Родина ", " Мать ", " Баюшки-баю ", " Рыцарь на час " и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотн о шения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

Ярославская гимназия Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ».

Петербургские мытарства В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу.

Редакция журнала «Современник»

В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю.

РОДИНА И вот они опять, знакомые места, Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства; Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов, Где было суждено мне божий свет увидеть, Где научился я терпеть и ненавидеть, Но, ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я; Где от души моей, довременно растленной, Так рано отлетел покой благословленный, И неребяческих желаний и тревог Огонь томительный до срока сердце жег... Воспоминания дней юности - известных Под громким именем роскошных и чудесных,- Наполнив грудь мою и злобой и хандрой, Во всей своей красе проходят предо мной... Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный? Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!.. Навеки отдана угрюмому невежде, Не предавалась ты несбыточной надежде - Тебя пугала мысль восстать против судьбы, Ты жребий свой несла в молчании рабы... Но знаю: не была душа твоя бесстрастна; Она была горда, упорна и прекрасна, И всё, что вынести в тебе достало сил, Предсмертный шепот твой губителю простил!.. И ты, делившая с страдалицей безгласной И горе и позор судьбы ее ужасной, Тебя уж также нет, сестра души моей! Из дома крепостных любовниц и царей Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила Тому, которого не знала, не любила... Но, матери своей печальную судьбу На свете повторив, лежала ты в гробу С такой холодною и строгою улыбкой, Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой. Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух: Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг,- А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило, Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло. Я к няне убегал... Ах, няня! сколько раз Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час; При имени ее впадая в умиленье, Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?.. Ее бессмысленной и вредной доброты На память мне пришли немногие черты, И грудь моя полна враждой и злостью новой... Нет! в юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет; Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет, Проклятьем на меня легло неотразимым,- Всему начало здесь, в краю моем родимом!.. И с отвращением кругом кидая взор, С отрадой вижу я, что срублен темный бор - В томящий летний зной защита и прохлада,- И нива выжжена, и праздно дремлет стадо, Понурив голову над высохшим ручьем, И набок валится пустой и мрачный дом, Где вторил звону чаш и гласу ликованья Глухой и вечный гул подавленных страданий, И только тот один, кто всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил... (1846)

Человек лишь в одиночку Зол - ошибки не простит, Мир -"не всяко лыко в строчку" Спокон веку говорит. Не умрет в тебе отвага С ложью, злобой бой вести... Лишь умышленного шага По неправому пути Бойся!.. Гордо поднятая Вдруг поникнет голова, Станет речь твоя прямая Боязлива и мертва. Сгибнут смелость и решительность, Овладеет сердцем мнительность И покинет, наконец, Даже вера в снисходительность Человеческих сердец!.. Г-ну

ГОРЫ Передо мной Кавказ суровый, Его дремучие леса И цепи гор белоголовой Угрюмо-дикая краса. Мой друг, о сей стране чудесной Ты только слышал от молвы, Ты не видал в короне звездной Эльбруса грозной головы. Вот он. Взгляни, его вершина Одета глыбами снегов, Вокруг седого исполина Стоят ряды его сынов. Великолепные творенья! Блистая гордой красотой, Они вселенной украшенья, Подпора тверди голубой. Взгляни на них бесстрашным взором! Но ты дрожишь: что видишь ты? Или сравненьем, как укором, Смутились дерзкие мечты?.. Да, да... наследник разрушенья, Я понял ясно мысль твою И, не без тайного крушенья, Ее правдивой признаю: Здесь от начала мирозданья Водворены громады гор, И полон гордого сознанья Могучих сил их бурный взор; Всеразрушающее время Им уступать осуждено, А между тем земное племя В гробах истлело не одно. Они всё те ж... основы твердой Ничто разрушить не могло. О, как торжественно, как гордо Их величавое чело! Всегда и холодно и бурно Оно, закованное в лед; Как опрокинутая урна, Над ним висит небесный свод, И солнце в отблесках узорных На нем горит, как на стекле,- Хребет возвышенностей горных, Не чуждый небу, чужд земле. Лишь изредка, под небосклоном Наскуча праздностью немой, Сорвется с грохотом и стоном Осколок глыбы вековой И, весь рассыпясь мелким снегом, Привет их долу принесет, А дол туда же громким эхом Благоговейный ужас шлет. Картиной чудной вдохновенный, Стою недвижим перед ней Я, как ребенок умиленный. Святой восторг души моей И удивленья полны взоры Шлю к тем же грозным высотам - Чтобы заоблачные горы Их передали небесам. (1839)

ВЕСНА Волна катится за волною В неизмеримый океан... Зима сменилася весною, И реже воет ураган; Не ждет безжалостное время, Оно торопится на срок; Полей и нив богатых бремя, Исчез белеющий снежок, Цветет веселая природа, Зазеленел дремучий бор, Встречает шумно утро года Пернатых птиц громовый хор; Они поют ей гимн приветный Во славу бога и отца И нежат песнею заветной Печаль унылого певца. Прекрасно небо голубое, Везде прохлада и покой, И щедро солнце золотое Питает землю теплотой Необходимой, благодатной; От неприступной вышины Струится воздух ароматный На царство света и весны. Широко, с гордостью кичливой, Покинув прежние брега, Через засеянные нивы Течет прозрачная река, И всё цветет, и всё прекрасно! Но где ж зима, где след зимы, Где вой метелицы ненастной, Где грустный мрак могильной тьмы? Зима прошла. Пройдет весна, Настанет лето золотое, Природа, радости полна, Вздохнет отраднее в покое. Но ненадолго; нет, опять, Рассвирепелые, по воле Мятежно ветры засвистят, И закружится вихорь в поле. И зашумит дремучий бор, Завоет он, как волк голодный, И с высоты пустынных гор Повеет осенью холодной; И снова сумрачная тьма Раскинет свой покров печальный И всемогущая зима Оденет в саван погребальный - Цветущий луг, зеленый бор И всю поблекшую природу, И убелит вершины гор, И закует морозом воду; И после дивной красоты Природа будет вновь уныла; Так жизнь: иль майские цветы, Или заглохшая могила... (1839)

Над чем мы смеемся... Раз сказал я за пирушкой: "До свидания, друзья! Вечер с матушкой-старушкой Проведу сегодня я: Нездорова - ей не спится, Надо бедную занять..." С той поры, когда случится Мне с друзьями пировать, Как запас вестей иссякнет И настанет тишина, Кто-нибудь наверно брякнет: "Человек! давай вина! Выпьем мы еще по чаше И - туда... живей, холоп! Ну... а ты - иди к мамаше! Ха! ха! ха!..." Хоть пулю в лоб!.. Водовоз воды бочонок В гололедицу тащил; Стар и слаб, как щепка тонок, Бедный выбился из сил. Я усталому салазки На бугор помог ввезти. На беду, в своей коляске Мчался Митя по пути - Как всегда, румян и светел, Он рукою мне послал Поцелуй - он всё заметил И друзьям пересказал. С той поры мне нет проходу: Филантроп да филантроп! "Что, возил сегодня воду?.. Ха! ха! ха!.." Хоть пулю в лоб!.. (1874)

Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Полумрак на всё ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Над проезжей таратайкой Спущен верх, перед закрыт; И «пошел!» - привстав с нагайкой, Ямщику жандарм кричит... Перед дождем

Белый день был недолог, Вечера длинней. Крики перепелок Реже и грустней. Осень невидимкой На землю сошла, Сизо-серой дымкой Небо облекла. Солнце с утра канет В тучи, как в нору. Если и проглянет, Смотришь: не к добру! Словно как стыдливым Золотым лучом Пробежит по нивам, Белый день был недолог... Глядь: перед дождем! Побежал проворно Оживленный ключ И ворчит задорно: "Как-де я могуч!" Весь день ветер дует, По ночам дожди; Пес работу чует: Дупельшнепов жди. (Между 1856 и 1866(?))

Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе - Сей пытки творческого духа; Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой. Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят… Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Блажен незлобивый поэт… Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, - И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых. Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он - ненавидя!

Неизбежные напасти, Бремя лет, трудов и зла Унесли из нашей страсти Много свету и тепла. Сердце - времени послушно - Бьется ровной чередой, Расстаемся равнодушно, Не торопимся домой. Что таиться друг от друга? Поседел я - видишь ты; И в тебе, моя подруга, Нету прежней красоты. Что ж осталось в жизни нашей? Ты молчишь... печальна ты... Не случилось ли с Парашей - Сохрани господь - беды?.. Старики

Прекрасно, высоко твое предназначенье, Святой завет того, которого веленье, Премудро учредя порядок естества, Из праха создало живые существа; Но низко и смешно меж нас употребленье, И недостойны мы подобья божества. Чем отмечаем, жизнь, мы все твои мгновенья - Широкие листы великой книги дел? Они черны, как демон преступленья, Стыдишься ты сама бездушных наших тел. Из тихой вечери молитв и вдохновений Разгульной оргией мы сделали тебя, И гибельно парит над нами злобы гений, Еще в зародыше всё доброе губя. Себялюбивое, корыстное волненье Обуревает нас, блаженства ищем мы, А к пропасти ведет порок и заблужденье Святою верою нетвердые умы. Поклонники греха, мы не рабы Христовы; Нам тяжек крест скорбей, даруемый судьбой, Мы не умеем жить, мы сами на оковы Меняем все дары свободы золотой... ЖИЗНЬ Раскрыла ты для нас все таинства искусства, Мы можем создавать, творцами можем быть; Довольно налила ты в груди наши чувства, Чтоб делать доброе, трудиться и любить. Но чуждо нас добро, искусства нам не новы, Не сделав ничего, спешим мы отдохнуть; Мы любим лишь себя, нам дружество - оковы, И только для страстей открыта наша грудь. И что же, что они безумным нам приносят? Презрительно смеясь над слабостью земной, Священного огня нам искру в сердце бросят И сами же зальют его нечистотой. За наслаждением, по их дороге смрадной, Слепые, мы идем и ловим только тень, Терзают нашу грудь, как коршун кровожадный, Губительный порок, бездейственная лень... И после буйного минутного безумья, И чистый жар души и совесть погубя, Мы, с тайным холодом неверья и раздумья, Проклятью придаем неистово тебя. О, сколько на тебя проклятий этих пало! Чем недовольны мы, за что они? Бог весть!.. Еще за них нас небо не карало: Оно достойную приготовляет месть! (1839)

Анализ стихотворения «Перед дождем» В творчестве Н. А. Некрасова присутствует пейзажная лирика, как некий инструмент для отражения своего мироощущения. Его красочные зарисовки родной природы, неразрывны с человеком, его чувствами и переживаниями, природа представлена как единое и неотделимое от человека составляющее его бытия. Стихотворения 40-х годов, где присутствует описание пейзажа, имеют немного мрачную окраску, отражают печаль и грусть. Такому состоянию души наиболее соответствует переменчивая осенняя погода, часто навевающая тоску.

Стихотворение «Перед дождем», как раз относится к такому типу произведений, где автор во всех красках дождливой и мрачной осени, описывает картину природы. Стихотворение названо очень символично «перед дождем», как будто автор сам чего-то ожидает, как будто еще ничего нет, все в преддверии ненастья: и природа, и внутренний настрой самого автора. Стихотворение проникнуто грустью и печалью и это очень отчетливо передает автор состоянием природы. От этой картины веет безнадежностью и страхом, а последние слова стихотворения добавляют еще гнет и смирение. Наиболее отчетливо передается эта картина уныния, такими словами автора: «заунывный ветер, надломленная, стонет, рябой листок ».

Некрасов одухотворяет природу: она умеет чувствовать приближение осени, как и человек, приближение беды. Эти качества приобретает описанная автором природа, благодаря олицетворениям: «ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает». В этом произведении используется много глаголов, что придает стиху динамичность и действие, это отражает приближение стихии. Здесь автор описывает приближающееся ненастье, представив его с помощью образа природы, которая ожидает приближение дождя.

Однако, последние строки стиха сильно выделяются и создают понимание безысходности и гнета, отражая социальную ноту происходящего. Последнее четверостишье нарушает общую гармонию. Злой крик жандарма «пошел!», не оставляет надежду на благостную уравновешенность природного мира. В этом стихотворении Некрасов очень искусно использовал описание природы для отражения своих чувств и переживаний