Проводка

Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы. «Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья

Нестерова И.А. Здоровьесберегающий образовательный процесс // Энциклопедия Нестеровых

Здоровьесберегающий образовательный процесс дошкольного учреждения требует от педагогов и руководителей образовательных учреждений высокого уровня компетентности. Умение управлять здоровьесберегающей средой позволяет развивать инновационные образовательные технологии в условиях ДОУ.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой

Проблема организации здоровьесберегающего образования заключается, с одной стороны, в разнонаправленности теоретических подходов к ее решению, с другой, – в разрозненности и односторонности усилий отдельных субъектов образовательного по практическому решению данной проблемы.

– это особый вид деятельности, в которой ее субъекты на основе планирования, организации, руководства и контроля способны обеспечить совместную деятельность учащихся, педагогов, обслуживающего персонала.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой направлено на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие ЗОС при гарантированном достижении образовательных целей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В широком смысле слова представляет собой следующее:

  1. процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
  2. процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение являются важными условиями организации педагогического процесса в любом дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном учреждении в узком смысле представляет собой специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Основными направляющими здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения являются факторы, которые ниже представлены подробно.

Ориентация на физическое здоровье как основу здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. При этом физическое воспитание мы рассматриваем как систему, включающую двигательную активность, закаливание, санитарно-гигиенический режим, качественное питание, лечебно- профилактическую работу.

Применение системы диагностики развития ребенка , включающей физическое здоровье, эмоционально-личностное состояние, социальный статус в группе сверстников, интерес к видам деятельности и достижения в них (И.В. Житко, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова, Т.Ю. Логвина, Н.С. Старжинская, Л.С. Ходонович, В.А. Шишкина).

Создание психологических условий организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей к которым относятся:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта;
  • поощрение самостоятельности;
  • развитие творческого воображения;
  • формирование осмысленной моторики;
  • развитие способности сопереживания;
  • развитие умений активного творческого самовыражения.

Создание педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Осуществление административного контроля за грамотной организацией здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении на основании оценки его эффективности.

Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации".

Требованиях к условиям реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования прописано, что результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды. Характеристики образовательной среды представлены на рисунке.

Аналогичные требования прописаны и в стандартах начального и полного общего образования, концептуальных программных документах развития образования России. Эти стратегические ориентиры легли в основу построения концепции и программы опережающего развития школы, которая включает в себя основную идею, общие установки, важные для определения цели, принципы управления развитием здоровьесберегающей среды, организации и функционирования учебно- воспитательного процесса.

Опережающее управление здоровьесберегающей средой ДОУ

Т.И. Шамова характеризует опережающее управление как качественное управление качеством образования. При осуществлении опережающего управления важно определить систему управленческих действий, которая могла бы:

1. на основе ведущей образовательной парадигмы выделить актуальные для конкретного образовательного учреждения инновации;

2. выделить компетенции субъектов образовательного процесса, позволяющие успешно реализовать внедряемую инновацию в процессе совместной деятельности;

3. разработать программу повышения профессиональной компетентности всех участников реализации инновации, ориентированной на выполнение стандарта. Очень важным в успешном достижении целей является объединение усилий ученых, педагогов и практических работников .

В современных условиях работа образовательного учреждения требует от руководителей всех уровней использовать самостоятельность и принимать на себя ответственность в принятии решения. При этом обязательно нужно иметь стратегию.

Под стратегией понимается долгосрочный план действий по руководству коллективом образовательного учреждения, образовательным процессом и учреждением в целом. Этот план преследует четко определенные цели и строится на реальных возможностях организации, учитывает условия ее функционирования.

Опережающее управление реализует второй принцип стратегии руководства, который вытекает из первого, и означает способность предвидеть проблемы и строить свои действия так, чтобы исключить или, по крайней мере, ослабить влияние нежелательных последствий этих проблем в настоящем и будущем. Для реализации данного принципа руководство должно располагать определенными методами и приемами осуществления опережающего управления, иметь соответствующую компетентность и условия.

Опережающее управление выстраивается из дальнейшего развития содержания образования. Опережающее управление предопределено новым стандартом развития образования в Российской Федерации.

Опережающее управление обусловлено требованиями времени интенсификации и модернизации образования и обеспечивается как важнейшее условие соответствия в процессе непрерывного обновления содержания образования. Изменение образовательных стандартов, уход от знаниевой парадигмы в содержании образования и переход к компетентностно-ориентированному образованию, требуют опережающего управления и в развитии здоровьесберегающего качества образовательной среды .

Отдельно следует отметить, что личностно-ориентированная концепция образования очень важна для здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения.

Личностно-ориентированная концепция образования в рамках управления включает следующие принципы:

  1. формирование общей культуры личности обучающихся;
  2. обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для самореализации личности;
  3. мониторинг и корректировка психического развития учащихся;
  4. разработка и реализация индивидуальных учебных программ по предметам;
  5. мониторинг и корректировка эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников;
  6. использование дополнительного образования, предусматривающего включение в учебный план экскурсий, уроков музыки, ИЗО, хореографии, этики; а также организацию работы студий: вокальной, хоровой, ИЗО, хореографической, театральной, вокально-инструментального ансамбля;
  7. привитие ценностей здорового образа жизни, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  8. ежедневный контроль за выполнением режима дня, качественной подготовкой домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитанию самоконтроля, саморегулирования, самоорганизации .

Деятельность педагогов в процессе построения здоровьесберегающей среды

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ основан на постоянном взаимодействии всех структурных звеньев учебного заведения. Деятельность администрации направлена на организацию эффективной деятельности и обеспечение согласованности в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Создание максимально комфортных условий для занятий детей и воспитателей, а так же осуществление контроля и регулирование процесса.

Деятельность педагогов в ДОУ главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения, реализацию принципов и технологий здоровьесбережения в процессе организации образовательной деятельности учащихся.

Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности обучающихся, их родителей и социальных партнеров – специалистов из научных и государственных учреждений, занимающихся проблемами здоровья детей и подростков. Несомненно, вектор их усилий в предлагаемой модели здоровьесберегающей среды возможен при повышении уровня здоровьесберегающей компетентности, овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, основами планирования индивидуального развития собственного здоровья.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 05.05.2014 "Об образовании в Российской Федерации" с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 // Российская газета, N 303, 31.12.2012
  2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами – М.: Владос, 2013.
  3. Плетнева Е.Ю. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования // Валеология. – 2010. – №1. – С. 5-8.

Ключевая роль в формировании здорового образа жизни принадлежит здоровьесберегающим технологиям. Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения .

Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям (ЗОТ) являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников и молодежи, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами - "себе дороже" . Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: "Лучше не делать никак, чем делать не правильно!" Но как правильно? Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений . А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу, социальному работнику), специалисту по вопросам здоровья.

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог, социальный работник.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы .

Медико-гигиенические технологии (МГТ);

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Последние следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся молодежи .

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на:

Защитно-профилактические , направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

Компенсаторно-нейтрализующие , позволяющие восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной деятельности или, хотя бы частично нейтрализующие негативные воздействия.

Стимулирующие , позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

Информационно-обучающие , которые обеспечивают информирование о здоровье и способах его сохранения, воспитывают культуру здоровья, обучают навыкам здоровья .

Технология биологической обратной связи с этой точки зрения является универсальной, так как в ней есть признаки и качества всех перечисленных разновидностей здоровьесберегающих технологий.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах - задача-минимум и задача-оптимум . Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "No nocere!" ("Не навреди!"). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося - его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).

Таким образом, решение задачи - минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье молодого человека создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным "колпаком", защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во-вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка "кутания" ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной . Это и должна делать школа через здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни - это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

В соответствии с этим и понимание здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у молодежи физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда, более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий, как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. "Рядовой" признак здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), как и всех образовательных технологий, определяется учебно-воспитательным процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приёмы и методы . Поэтому и противопоставление условий организации образовательного процесса (устранение вредных воздействий, достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно.

Последнее принципиально важно, ибо задача системы образования состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться . Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков - приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

в педагогической, медицинской теории и практике представлено огромное количество здоровьесберегающих образовательных технологий;

на эффективность применения ЗОТ будут влиять условия:

материальная и кадровая обеспеченность учреждения;

масштабность и сроки применения технологии (в этом случае можно говорить о том, что, широкий масштаб применения ЗОТ, но и в то же время адекватность сроков, т.е. не слишком короткий срок, но и в то же время не слишком растянутые сроки, принесут более значимый результат);

заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в реализации ЗОТ;

наличие тщательно разработанной системы мониторинга за реализацией ЗОТ.

Всем известно, что здоровье - это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.

Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Роль педагога

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие:


Что должен уметь учитель

На эффективность использования приемов и средств здоровьесберегающих методик в учебном процессе оказывают влияние различные умения педагога, а именно:

  • анализ педагогических ситуаций в аспекте оздоровления;
  • установление контакта с коллективом учеников;
  • владение основами здорового образа жизни;
  • прогнозирование развития школьников;
  • моделирование системы взаимоотношений в условиях оздоровительной педагогики.

Учитель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В том случае, если для педагога здоровый образ жизни - норма, ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в школе должным образом.

Решение проблем

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:


Понятие

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе (ЗОТ) - это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся. Если же ЗОТ связывать с решением более узких задач, то к ним можно отнести педагогические методы и приемы, обеспечивающие ученикам безопасность во время пребывания в образовательном учреждении.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Если при реализации педагогических функций решается задача сохранения у педагогов и учащихся здоровья, то можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Главная задача школы - подготовка ребенка к самостоятельной жизни за счет получения им необходимого образования. Но разве может педагог равнодушно относиться к тому, что его воспитанники имеют неблагополучное состояние здоровья, которое прогрессирующе ухудшается? Этот вопрос во многом риторический, но одним из ответов на него как раз и стала востребованность руководителями образовательных учреждений и учителями здоровьесберегающих технологий.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:


Разные подходы

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в школе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Классификация

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе включают многие знакомые большинству учителей психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем. Например, образовательный процесс, имеющий медико-гигиеническую направленность, подразумевает использование профилактических программ, проведение мероприятий по просвещению учеников относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условий обучения и т. д.

Несколько иные направления имеют экологические здоровьесберегающие технологии. Мероприятия в школе при такой направленности учебного процесса будут сводиться к воспитанию у школьников потребности заботиться о природе, приобщению их к исследовательской работе в сфере экологии.

Что касается физкультурно-оздоровительных технологий, то здесь основные задачи состоят в тренировке силы воли и выносливости, закаливании, формировании из физически слабых людей здоровых и тренированных личностей.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции

ЗОТ имеют ряд функций:

  • Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.
  • Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.
  • Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.
  • Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.
  • Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

ЗОТ в начальной школе

На каждое образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. Какие здоровьесберегающие технологии в начальной школе применяются? На самом деле их очень много. Ведь уже с первого класса у детей воспитываются привычки к здоровому образу жизни. Перед педагогическим коллективом стоит много задач:

  • пропаганда культуры здоровья,
  • совершенствование методов и форм работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья школьников;
  • формирование у учеников потребностей и качеств, способствующих развитию здоровья.

За каждым классом начальной школы должен быть закреплен отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения. В кабинете должен соблюдаться воздушно-тепловой режим.

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе предполагают использование разных форм работы с учащимися и их родителями, реализуемых классными руководителями и школьным медперсоналом. Вот некоторые из них:

  • контроль состояния здоровья;
  • предупреждение и профилактика заболеваний;
  • оформление информационных стендов;
  • своевременное информирование о предстоящих прививках;
  • выступления на родительских собраниях и т. д.

В начальных классах должны проводиться беседы с учащимися на тему соблюдения личной гигиены, профилактики простудных болезней, режима школьника, правильного питания и т. п.

Рекомендуется в работе образовательного учреждения использовать модель «Школа полного дня», при которой для каждого ученика составляется индивидуальный режим, включающий умение «переключаться» с одной деятельности на другую, развитие самостоятельности и индивидуальных способностей, профилактические мероприятия, направленные на организацию свободного времени учеников.

Здоровьесберегающие технологии в нач. школе реализуются посредством комплекса оздоровительных мероприятий:

  • классные часы «Доктор Айболит», «Если хочешь быть здоров…», «В гостях у Мойдодыра», «Лесная аптека» и т. п.;
  • подвижные игры на переменах;
  • гимнастика для глаз и физкультминутки на уроках;
  • общешкольные спортивные соревнования;
  • беседы с врачом;
  • во второй половине дня - спортивные часы «Сильные, ловкие, смелые», «Самый быстрый», «Веселая эстафета» и т. д.;
  • выпуски газет.

Особо чувствительной у учеников начальных классов является нервная система, поэтому во время урока важно проводить смену деятельности и режимов работы посредством физкультминуток, прослушивания расслабляющих песен.

Здоровьесберегающие технологии в средней школе

Ученики среднего и старшего звеньев уже более основательно и серьезно изучают всё, что касается здоровьесбережения. Они знакомятся с проблемами взаимозависимости поддержания организма в хорошей физической форме и правильного питания, узнают о том, как влияет любительский и профессиональный спорт на продолжительность жизни, всесторонне обсуждают вредные привычки молодежи (употребление алкогольных напитков, курение, наркомания) и их влияние на психическое и физическое состояние неокрепшего организма, деторождение и так далее.

Старшеклассники говорят о вышеназванных проблемах в группах, на конференциях, готовят доклады, проекты, рефераты на соответствующие темы, творчески перерабатывают интересующую информацию, тем самым развивая также учебную компетенцию и созидательные способности.

В заключение

Большинство современных проблем, которые отражают сложность ситуаций, сложившихся в системе общего образования и нуждающихся в скорейшем разрешении, связаны так или иначе со здоровьем подрастающего поколения. А это побуждает учителей вносить свою лепту в формирование и сохранение здоровья учащихся путем применения оздоровительной педагогики.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Сохранение здоровья современных детей является актуальной проблемой. Значимость данной проблемы определенна в Законе РФ «Об образовании». Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и наше дошкольное образовательное учреждение. Поэтому приоритетной целью работы в дошкольном образовательном учреждении является: воспитание физически здорового и социально–адаптированного ребенка, обеспечение его психического благополучия, а так же формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье. И роль педагога нашего дошкольного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье каждого воспитанника. В детском саду созданы все зависящие от нас условия, для того, чтобы помочь каждому ребенку стать физически и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. В связи с этим, особое место отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает направленность образовательного процесса. В основе работы здоровьесберегающей системы образования лежит комплексный системный подход.

Реализация образовательных задач в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами. Гармоничному физическому и психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, который подразумевает: динамичный режим дня детей, гибкий график работы специалистов и всего обслуживающего персонала. Вся деятельность построена так, чтобы сохранить и укрепить здоровье каждого воспитанника. С целью предупреждения сокращения длительности утренней прогулки допускаем частичное использование времени одного из занятий для проведения оздоровительных процедур. А чтобы исключить у детей отставание в усвоении программного материала, недостаток их знаний восполняется в процессе индивидуальной работы, как в помещении, так и на участке детского сада. Реализация здоровьесберегающей работы в полном объеме вызвала настоятельную потребность в поиске наиболее целесообразных форм организации других видов деятельности на протяжении дня.

Утренние прогулки проводятся не только после окончания образовательной деятельности, но и до начала образовательной деятельности, сразу после завтрака. Для проведения оздоровительной работы содержание образовательной деятельности, время которой частично использовано на проведение процедур для отдельных детей, облегчено. Воспитатель заблаговременно предусматривает и учитывает график осуществления процедур и количество детей, в них нуждающихся.

Одним из направлений здоровьесберегающей деятельности детского сада является рациональная организация учебного процесса. Для осуществления лечебно–оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушили бы образовательную деятельность, мы разработали соответствующий режим дня. Образовательная деятельность в детском саду проводится в режиме смены динамических поз, для чего используются мольберты, коврики для массажа. Часть образовательной деятельности ребенок может сидеть, часть - стоять, тем самым сохраняется его вертикальная поза. Важнейшая особенность всей образовательной деятельности состоит в том, что она проводится в режиме использования наглядного учебно–дидактического материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий с помощью «подвижных мобилей» - крестов. Проблема перегрузки ребенка решается путем организации подгрупповой, индивидуальной работы с детьми, введением тематических дней (Дней игры, Дней здоровья).

Наиболее полному решению задач дошкольного учреждения способствует внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, представляющих собой комплекс концептуально взаимосвязанных между собой методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения и укрепления его здоровья. В процессе образовательной деятельности используются элементы здоровьесберегающих технологий, что способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо–эмоциональное самочувствие и здоровье детей. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и важна для подготовки руки к письму, т.к. «таланты детей» находятся на кончиках пальцев, поэтому для речевого развития детей используются пальчиковые игры. Для развития самоконтроля и произвольной регуляции в образовательной деятельности по коммуникации применяются дыхательные упражнения, которые используются для коррекции различных речевых аномалий. Зрительная гимнастика используется обоснованно при различных видах деятельности и широком использовании наглядности. Для расслабления и снятия напряжения на занятиях используются упражнения для релаксации. Успешно используются в младших группах песочная терапия, благодаря которой у детей развивается кругозор, речь, совершенствуется координация движений, моторика пальцев и улучшается самочувствие детей. Использование всех вышеприведенных образовательных технологий осуществляется с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей, а так же состояния здоровья. Комплексная системная работа по использованию здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует повышению качества обучения, снижению заболеваемости и формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни, приводит к увеличению резервов здоровья и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам.

Таким образом, в нашем детском саду реализация здоровьесберегающей системы воспитательно – образовательного процесса направлена на формирование физического, психического и социального здоровья выпускника дошкольного образовательного учреждения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований в последние десятилетия значительно ухудшилось и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

Растущий организм ребенка особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также к дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в образовательных учреждениях. Вместе с тем, здоровье детского населения, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет.

В дошкольном возрасте у значительной части современных детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым. Таким образом, сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно ухудшает их возможности успешного получения образования.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

В этом плане создание экспериментальной площадки в ДОУ, реализующей формы и методы здоровьесберегающих технологий, использующихся в учреждениях образования, позволяет разработать и апробировать региональную модель здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Основной целью экспериментальной площадки является проектирование модели здоровьесберегающей среды, обеспечивающей условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка на основе использования современных здоровьесберегающих технологий в образовании.

Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:

  • Формирование здоровьесберегающей инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения.
  • Осуществление медико-профилактической деятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
  • Организация физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на физическое развитие и укрепление здоровья детей.
  • Организация спортивно-игровой деятельности, обеспечивающей воспитание потребности в движении и активном образе жизни.
  • Осуществление образовательной здоровьесберегающей деятельности с целью воспитания культуры здоровья дошкольников.
  • Осуществление социально-психологической деятельности, направленной на обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольников.
  • Осуществление информационно-просветительской деятельности, включающей работу с семьей и персоналом ДОУ.

Деятельность экспериментальной площадки осуществляется по следующим направлениям:

  • Научно-исследовательское
  1. Проектирование и апробация модели системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Мониторинг развития детей в условиях здоровьесберегающей среды.
  3. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и других форм совместной научной деятельности.
  • Организационно-методическое
  1. Формирование совета экспериментальной площадки и обеспечение его функционирования.
  2. Формирование творческой общности педагогов, использующих в своей работе принципы здоровьесбережения в образовательных учреждениях.
  3. Создание научно-методического совета по направлению деятельности экспериментальной площадки на базе МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 28 «Жемчужинка» г.Саяногорска.
  4. Обеспечение научно-методической помощи педагогам МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 28 «Жемчужинка» и родителям по использованию здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании.
  5. Создание мастер-классов по моделированию здоровьесберегающей микросреды, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья в ДОУ.
  • Консультативное
  1. Оказание помощи родителям по вопросам развития детей.
  2. Оказание дополнительных услуг населению, педагогам по вопросам диагностики и коррекции физического, сенсорного, моторного и психофизиологического развития детей.

Об эффестивности деятельности экспериментальной площадки свидетельствуют следующие результаты:

  • наличие в ДОУ системной и комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей (модели здоровьесберегающей среды);
  • создание валеологической модели выпускника ДОУ;
  • стабильные показатели уровня физического развития и физической подготовленности детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия; положительная динамика развития детей «группы риска»;
  • позитивное отношение детей к себе и окружающим;
  • разработка, внедрение и распространение накопленного опыта по моделированию здоровьесберегающей среды в ДОУ (научные и методические статьи в сборниках республиканских, российских и международных конференций, доклады на региональных и республиканских конференциях, участие в конкурсах, методические материалы, отчеты педагогов о работе и др.);
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов на основе реализации индивидуальных программ профессионального развития.

Таким образом, экспериментальная деятельность ДОУ позволяет комплексно и системно решать проблемы сохранения и укрепления здоровья детей с с использованием здоровьесберегающих технологий.

МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Перексина Н.П., старший воспитатель

Мы должны учиться использовать свои знания так,

чтобы они способствовали достижению наших целей.

Н. Энкельман

Моделирование здоровьесберегающей системы в дошкольном образовательном учреждении потребовало решения комплексных задач:

  • Определение основных принципов организации здоровьесберегающей деятельности педагогов.
  • Организация работы по здоровьесбережению детей в дошкольном образовательном учреждении.
  • Создание условий, обеспечивающих эффективность здоровьесберегающей системы.
  • Разработка критериев оценки эффективности внедряемой здоровьесберегающей системы.

Научный подход к оздоровительной деятельности – открытие в 2007 г. муниципальной экспериментальной площадки по теме «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей от 2- х до 7-ми лет».

Основные направления деятельности дошкольного образовательного учреждения:

  • Организационные – организация здоровьесберегающего воспитательно–образовательного процесса здоровьесберегающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.
  • Физкультурно- оздоровительное – двигательно – образовательная деятельность, диагностика развития физических качеств, здоровьесберегающие технологии.
  • Лечебное – иммунотерапия, витаминотерапия.
  • Профилактическое – закаливающие мероприятия, соблюдение санитарно - эпидемиологического режима и режима дня.

Здоровьесберегающая педагогическая система – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического, интеллектуального и социально здоровья всех его субъектов.

План работы ДОУ № 28 «Жемчужинка»

по созданию здоровьесберегающей педагогической системы

Задачи

Действия (мероприятия)

Сроки исполнения

Ответственные

Оптимизация образовательного процесса, усиление его здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности на основе реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития

  1. Разработка и реализация Программы развития «Ради будущего детей»
  2. Разработка и реализация оздоровительной программы

«Здоровый ребёнок»

2007–2012 гг.

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Корректировка годового плана, перспективных и календарных планов воспитателей в междиагностический период с целью совершенствования содержания здоровьесберегающего образовательно-воспитательного процесса (образцы планирования, консультации, контроль)

2008–2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Внедрение активных здоровьесберегающих форм организации и проведения занятий, здоровьесберегающих методик, технологий

2008–2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Реализация различных проектов в работе с детьми (использование метода проектирования в деятельности дошкольников, активизация экспериментальной деятельности с детьми по здоровьесбережению и др.)

2008-2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Систематизация индивидуальной работы с детьми ДОУ через разнообразие кружково-секционной работы (планирование кружковой работы, проведение выставок, творческих отчётов)

2008-2012 гг.

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Обеспечение преемственности по здоровьесбережению дошкольного и начального образования (ориентация на потребности социума, совместные планы работы в целях построения системы «сегодня дошкольник, завтра - школьник»)

2008-2012 гг.

Творческая группа «Неболейка»

Укрепление здоровья детей на основе комплексного использования средств физкультурно-оздоровительной работы

  1. Профилактика заболеваний и функциональных нарушений
  2. Оптимизация двигательной деятельности дошкольников
  3. Коррекционная работа с детьми
  4. Организация спортивных кружков

2008-2012 гг.

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель,

специалисты,

воспитатели

Формирование готовности педагогов к реализации здоровьесберегающего подхода

  1. Формирование у педагогов ДОУ целостной системы знаний о

здоровьесбережении дошкольника

2008-2012 гг.

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Апробация и внедрение педагогами здоровьесберегающих программ, проектов, методик, технологий

2008-2012 гг.

Воспитатели,

специалисты

  1. Разработка и использование педагогами диагностических карт по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса; наблюдение за деятельностью детей, контрольно-проверочные занятия, консультации.

2010-2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

Организация системы работы с родителями по здоровьесбережению

  1. Консультативно-просветительская работа с родителями с использованием нетрадиционных, интерактивных форм по здоровьесбережению

2008-2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Привлечение родителей к сотрудничеству в системе здоровьесбережения

Постоянно

Педагоги ДОУ

  1. Организация работы родительского клуба

Постоянно

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Проведение совместных праздников и других мероприятий

Постоянно

Педагоги ДОУ

Создание оптимальной здоровьесберегающей образовательно-методической среды в инфраструктуре здоровьесберегающего пространства ДОУ

  1. Изучение, накопление, обобщение опыта педагогов и создание банка ППО по внедрению здоровьесберегающих программ, методик, технологий

Постоянно

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель,

педагоги

  1. Анализ решения проблемы здоровьесбережения в ДОУ с целью создания условий для развития дошкольника и его максимальной самореализации в здоровьесбережении (составление плана работы по данному направлению)

2008 г.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

  1. Преобразование предметно-развивающей среды с учётом реализуемой программы в каждой возрастной группе (защита проектов преобразования развивающей среды во всех группах) в целях усиления ее здоровьесберегающей направленности

2008 г.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Оснащение методического кабинета научной и методической литературой, вариативными программами, методиками, педагогическими технологиями обучения и воспитания, методическими пособиями

Постоянно

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

  1. Создание информационно-инновационного банка детского сада, включающего здоровьесберегающие программы, методики, технологизации, используемые педагогами

2010-2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель, педагоги

  1. Издание сборника «Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: инновационный аспект»

2012 г.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель, совет экспериментальной площадки

Критерии эффективности здоровьесберегающей системы

Разработанная и внедряемая в дошкольном образовательном учреждении модель здоровьесберегающей системы успешно решает следующие вопросы здоровьесбережения:

  • В дошкольном образовательном учреждении создана оптимальная развивающая инфраструктура здоровьесберегающего пространства.
  • Разработана комплексная программа «Здоровый ребенок», авторская программа «Подари себе здоровье».
  • Создана оптимальная здоровьесберегающая предметно–развивающая среда для развития детей и их максимальной самореализации в здоровьесбережении с учетом реализуемой программы в каждой возрастной группе.
  • Создана эффективная система по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма.
  • Реализованы различные проекты в работе с детьми (через использование метода проектирования «Ты- пешеход» и другие, активизацию экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников).
  • Привлечены родители к активному сотрудничеству(через попечительский совет, совместные совещания, консультативные дни «Сотрудничество», дни открытых дверей, «Семейный музей», «Семейный театр» и т.п.).
  • Повысился уровень теоретических, методических знаний педагогов о реализуемых программах и технологиях по здоровьесбережению и технологических умений для их реализации.
  • Разработаны критерии эффективности здоровьесберегающей предметно–развивающей среды.
  • Разработаны диагностические карты по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса; анкеты для родителей, педагогов.

Все вышеперечисленное является важными критериями эффективности здоровьесберегающей педагогической системы.

В процессе реализации комплексной оздоровительной программы «Здоровый ребенок» мы получили положительные результаты – создана здоровьесберегающая модель ДОУ на основе интеграции всех субъектов, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, путем реализации комплексного подхода:

  • создание условий для охраны и укрепления физического, психического и социального благополучия ребенка;
  • успешное протекание адаптации детей к ДОУ;
  • повышение компетентности педагогов, родителей, детей по вопросам здоровьесбережения;
  • повышение уровня физического развития детей;
  • снижение количества детей, часто болеющих простудными заболеваниями;
  • повышение уровня педагогической рефлексии педагогов как компонента субъектной позиции педагога в профессиональной деятельности, их нацеленность на создание собственных программ педагогической деятельности;
  • формирование культуры здорового образа жизни детей в семье;
  • повышение качества обучения.

Таким образом, основным механизмом оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения является модель здоровьесберегающей системы.

Модель здоровьесберегающей системы

Двигате-льно-образова-тельная деятель-ность

Оздоровите-льная работа

Профилактиче-ские и лечебные мероприятия

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности

Закаливающие мероприятия

Коррекционная работа

Активный отдых

Организация рационального питания

физкультурные занятия

здоровьесберегающие технологии

массаж грудной клетки

диагностика уровня физического развития

воздухом

логорит-мика

подвижные игры на воздухе

Организация вторго завтрака (соки, фрукты)

занятие плаванием

Витамино-терапия

соллюкс

диспансеризация детей в детской поликлинике

утренний прием детей на свежем воздухе, утренняя зарядка, воздушные ванны (проветривание)

артпеда-гогика

дни здоровья

Введение овощей и фруктов в обед и полдник

музыкаль-но-ритми-ческие занятия

фототерапия

УЗ-ингаляции «Муссон»

диагностика развития ребенка

водой

плавание

неделя здоровья

Замена продуктов для детей-аллергиков

утренняя гимнастика

настой шиповника с медом

тубусный кварц

обследование психоэмоционального состояния детей педагогом-психологом

плавание в бассейне, сауна, контраст-ный душ, обширное умывание, полоскание зева прохладной водой, полоскание отваром трав, обтирание мягкой варежкой, смоченной холодной водой

занятие учителя-логопеда

спортив-ные развлече-ния, праздники, досуги

Питьевой режим

оздоровительный час после сна

фитонциды

УФО

обследование учителем-логопедом

дополни-тельные закаливаю-щие мероприя-тия

антинар-когенные занятия

день игры (1 раз в месяц)

физкультминутка

полоскание горла травяным настоем

электрофорез

самомас-саж, рефлексо-терапия, солнечные ванны, хождение босиком по траве, шишкам, песку, камням, ребристой доске, солевой дорожке, шиповым коврикам

каникулы

оздоровительный бег

чесночно-луковые закуски

секция «Голубая лагуна»

экстракт элеутеро-кокка

смазывание слизистой носа оксолиновой мазью

чесночно-лимонная настойка

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА НА ОСНОВЕ СТУПЕНЧАТОГО ПЕРЕХОДА РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ В ДОУ

«У страха глаза велики» говорит пословица. Велики они и у родителей, которые не решаются отдать своего малыша под опеку «чужой тети», не будучи уверенными в его полной безопасности. Возможно, таким мамам и папам не повезло с собственным детсадовским опытом, а возможно, они просто недостаточно информированы о современных формах дошкольного образования. Все это необходимо учитывать педагогам, которые собираются открывать группы кратковременного пребывания для детей, посещающих дошкольные учреждения. С 2009 года в нашем детском саду работает адаптационная группа кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет.

Детский сад расположен в жилом массиве города, где проживает большое количество молодых семей, имеющих детей. Кто-то из этих детей посещает дошкольное учреждение, кто-то находится дома с мамой или бабушкой. Чтобы понять отношение родителей к открытию групп кратковременно пребывания, мы провели социологический опрос, показавший, что большинство родителей в них заинтересованы. Особенно востребована группа, рассчитанная на посещение детьми раннего возраста совместно с мамами в вечернее время.

Первая отличительная особенность нашей группы заложена уже в её названии – «адаптационная». Зачисляя ребенка в эту группу, родители понимают, что чем успешнее сложится здесь процесс пребывание малыша, тем спокойнее он адаптируется к детскому саду в следующем учебном году, когда будет посещать группу без мамы. Немаловажен и тот факт, что родители в течение всего года придирчиво знакомятся с жизнью детского сада, чтобы затем спокойно оставлять здесь своего ребенка.

Безусловно, постоянное пребывание родителей в группе накладывает дополнительную ответственность на работников не только этой группы, но и всего коллектива. Любовь к ребенку и высокий профессионализм сотрудников – это важнейшее условие для успешного функционирования любой детской группы. Но в группе кратковременного пребывания педагог должен владеть не только коллективом детей, но и коллективом родителей, постоянно активизируя и включая их в процесс воспитания и обучения. Здесь нужен творческий, думающий педагог, не только знающий современные технологии образования, но и умеющий применять их в зависимости от ситуации.

Цели, которые мы себе поставили, открывая адаптационную группу, остаются прежними и спустя шесть лет:

  • создание предпосылок к успешной адаптации ребенка к детскому саду;
  • формирование педагогической и психологической грамотности родителей.

Нашу адаптационную группу кратковременного пребывания мы назвали «Кроха» для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с вечерним пребыванием в детском саду. Посещают группу 20 детей. Время пребывания: с 18.00 ч. до 20.00 ч. Для организации работы группы «Кроха» создана творческая группа, куда вошли: педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Работа проводится согласно перспективному плану. В работе с родителями используются разнообразные формы деятельности:

  • изучение семьи (заполнение индивидуального журнала ребёнка, социальной анкеты для родителей);
  • родительские клубы: «Как подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ», «Развитие самостоятельности у детей в самообслуживании»; индивидуальное консультирование по вопросам воспитания;
  • развлечения: «В гостях у дедушки Мороза», «День смеха».

Встречая первых малышей и мам, мы столкнулись с некоторыми проблемами. Оказалось, что многие родители даже не подозревают о том, что малыш не может одновременно слушать и педагога и маму. Каждый родитель считал своим долгом повторить фразу педагога несколько раз и как можно громче, чтобы малыш лучше понял смысл сказанного, в результате помещение наполнялось гулом голосов, в котором ребенок буквально «тонул». Столкнулись мы и с другим взглядом на цель совместного пребывания мамы и ребенка в группе: некоторые мамы удобно устраивались на диване в групповой комнате и принимались обсуждать различные вопросы с другими родителями, не обращая никакого внимания на своего малыша! В связи с этим начинаем работу не с ребенка, а с мамы, объясняя ее роль в данной ситуации. Привлекая взрослых к участию в различных занятиях, мы стремимся создать у малыша чувство психологического комфорта, вызвать интерес к занятию и способствовать эмоциональному взаимодействию ребенка и взрослого.

К концу учебного года родители, посещавшие адаптационную группу вместе с детьми, совершенно преображаются. Они уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь малыш, а главное, как его этому научить. Родители вырастают в своей самооценке как воспитатели собственного ребенка. У них появляется уверенность в своих силах, и они точно знают, чем занять малыша и как это сделать.

В результате такого взаимодействия в течение учебного года родители становятся нашими активными помощниками. Они проникаются нашими заботами и стремлениями и знают обо всем, что происходит в детском саду, не понаслышке «из песочницы», а из совместной деятельности. Только когда решена задача совместной деятельности родителей и детей, когда родители начинают понимать, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка, только тогда можно быть полностью уверенным в эффективности работы группы кратковременного пребывания в детском саду.

При поступлении детей в дошкольное учреждение адаптация к новым микросоциальным условиям сопровождается отчетливыми изменениями поведения, вегетативных показателей и реактивности организма. Неблагоприятные последствия и срывы адаптации можно предотвратить, применяя комплекс щадящих психопрофилактических мероприятий. Однако для осуществления этих мероприятий необходимо возможно раньше диагностировать особенности адаптации и прогнозировать ее течение.

Для количественной характеристики отдельных поведенческих и эмоциональных реакций с учетом их прогностической значимости у детей от двух до трех лет, впервые поступивших в детский сад, применяем методику балльных экспертных оценок. Поступающие в ДОУ дети наблюдаются в течение дня воспитателями (в 1 и 2 половину дня), которые в конце дня отмечают имевшиеся у ребенка проявления поведенческих и эмоциональных реакций по 9 показателям (отрицательные эмоции, гнев, страх, положительные эмоции, социальные контакты, познавательная активность, двигательная активность, сон, аппетит) и записывают в бланк наблюдений соответствующие числа баллов. Далее подсчитывают сумму баллов за день, которые представляют комплексную оценку состояния ребенка с точки зрения прогноза его адаптации. Каждый ребенок наблюдается до наступления полной адаптации (+40 баллов в течение трех дней). Наряду с этим осуществляется контроль динамики массы тела при поступлении ребенка в детский сад и затем ежемесячно до наступления полной адаптации, а также частоты заболеваемости и обострений хронической заболеваемости. На основании комплексной оценки адаптация считается благоприятной, условно благоприятной и неблагоприятной.

Только у половины детей, поступивших в ДОУ, адаптация протекает благоприятно. Наиболее часто такой характер течения адаптации в 1 младшей группе отмечается среди детей 2 лет и 2 лет 3 мес. В тоже время среди детей 2 лет 6 мес. чаще наблюдается срыв адаптации в виде болезни. Неблагоприятное течение адаптации у детей 2 лет 6 мес. может быть связано с особенностями воспитания детей в семье (недостаточная социализация), состоянием здоровья. Во 2 младшей группе благоприятное течение адаптации отмечается чаще, что свидетельствует о лучшей подготовленности этих детей к новым социальным условиям.

Среди детей с неблагоприятной адаптацией встречаются дети, посещающие до прихода в детский сад группу кратковременного пребывания. Эти данные могут быть отражать нарушения социализации таких детей и стремление родителей компенсировать эти проблемы путем постепенного приучения ребенка к воспитателям, детям, условиям в ДОУ. В связи с этим в группах кратковременного пребывания необходимо проводить разъяснительную работу с родителями по развитию навыков коммуникативного поведения у детей до поступления в детский сад.

Анализ течения адаптации детей к ДОУ позволил установить, что переход на новый режимный момент (прием пищи в обед, сон) сопровождался снижением комплексной оценки состояния ребенка, что указывает на трудности адаптации детей к условиям детского сада. Поэтому перед поступлением ребенка в детский сад необходимо ознакомить родителей с меню учреждения для того, чтобы в домашних условиях ребенка приучать есть блюда, которые ему будут предложены в детском саду. Целесообразно рекомендовать маме заранее организовать режим питания и приготовления блюд так же, как это делают в ДОУ.

Таким образом, при поступлении ребенка в ДОУ необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (возраст, навыки коммуникативного поведения, характер воспитания в семье и др). При анализе адаптации ребенка к детскому саду важно ежедневно анализировать комплексную оценку состояния ребенка, чтобы исключить преждевременный перевод ребенка на новый режимный момент, что может неблагоприятно отразиться на течении адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка при адаптации к детскому саду должно учитывать его индивидуальные особенности.

ПСИХОЛОГ ИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ

Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни,

Что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Одним из важнейших звеньев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является педагог. В связи с переходом на личностно-ориентированные модели образования повысились требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, проектировочными умениями. Личностные качества педагога, состояние его здоровья, профессиональная компетентность, умение использовать здоровьесберегающие педагогические технологии выдвигаются на первое место среди факторов, способных существенно влиять на состояние здоровья воспитанников. В течение последних десятилетий проблема здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно актуальна в связи с увеличением среднего возраста педагога и дополнительной нагрузки.

Педагог – единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Это требует от общества создания таких условий, при которых педагог выполнял бы качественно профессиональные задачи. Поведение современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются грубость, несдержанность, окрики. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье его самого, а также на психологическом здоровье воспитанников.

Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счету здоровье – это то, чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. Это работники социальной сферы – педагоги, психологи, врачи, юристы, работники органов милиции и руководители различных уровней.

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушения здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Педагогическая деятельность насыщена различного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров, банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Учитывая все выше перечисленные факты, в нашем коллективе проведено психологическое исследование педагогического коллектива. Цель этого исследования – определить круг личностных и межличностных проблем в коллективе, апробировать на практике диагностический пакет, направленный на изучение психологического здоровья педагога.

Для выявления синдрома профессионального выгорания мы использовали методику В.В. Бойко, которая позволила установить, что 24% педагогов находятся на стадии формирования эмоционального выгорания, 9,5% – имеют сформированную фазу эмоционального выгорания. При исследовании степени «хронической усталости» педагогов выявили, что на начальной стадии находятся 16% педагогов, выраженную степень имеют 19% педагогов и сильную степень – 9% педагогов ДОУ. Анализ межличностных отношений в коллективе путем оценки социально – психологического климата в коллективе по полярным профилям по методике Е.И. Рогова показал, что 92% педагогов считают психологический климат позитивным и оценивают его как высокую степень благоприятности.

Педагог-психолог Львов Ю.Л. называет профессиональную деятельность после 10-15 лет работы так называемым «педагогическим кризисом». Мы провели анализ педагогической деятельности (стажа) наших воспитателей и педагогов. Результаты показали, что педагогический стаж от 10-20 лет имеют 26% педагогов, свыше 20 лет – 52% педагогов. наряду с этим провели анализ состояния здоровья педагогов на основе статистических данных диспансерного обследования в 2010-11учебном году.

Благодаря проведенному исследованию мы получили комплексную характеристику личности, подробную картину синдрома профессионального выгорания, что позволило нам определить меры профилактики и психокоррекции эмоционального выгорания. Решение поставленных задач потребовало необходимости постановки и поиска путей решения сохранения здоровья педагогов на основе психологического сопровождения педагогической деятельности через проект «Здоровье педагога». Цель данного проекта – обеспечение физического и психологического здоровья педагогов через использование оздоровительных программ и технологий. Проект включает в себя конкретные групповые и индивидуальные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем. Такие мероприятия позволяют научить педагогов методам нетрадиционного лечения и снятия психофизического напряжения с помощью различных методик: релаксации, медитации, аутогенной тренировки, гимнастики хорошего настроения, самомассажа, ароматерапии.

Сейчас много пишут и говорят о психологическом здоровье детей, о профилактической и коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сферы, но прежде чем помогать детям стать психологически здоровыми, нужно научить педагогов контролировать свое эмоциональное состояние, обучить их элементарным методам оздоровления, создать благоприятный климат в педагогическом коллективе.