Конспект урока русского языка. 3 класс.
Учитель: Федотова Н.К.
Тема урока: Начальная форма имени существительного.
Цель урока : познакомить с понятием - начальная форма существительных.
Планируемые достижения учащихся: 1. Закрепление знаний об имёнах существительных.
2.Показать, что сущ. в ед. числе, которые отвечают на вопрос
Кто? что? - это сущ. в начальной форме.
3. Развитие орфографической зоркости, формирование
Навыка грамотного письма.
4. Развитие каллиграфического навыка.
5. Закрепление умения работать с предложением.
6. Развитие речи, внимания, памяти, умения
Анализировать, делать выводы.
Оборудование : конверт с письмом из страны Речь, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь, компьютер,интерактивная доска.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Определение содержательных рамок урока.
- Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
На интерактивной доске открывается девиз урока:
С хорошим настроением принимайся за работу!
Учитель:
Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
Как вы его понимаете? (Ученик: когда принимаешься за работу с хорошим настроением, то все получается)
Чему вы учитесь на любом уроке? (Ученик: учимся учиться)
Напомните, что это значит? (Ученик: учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ это узнать.)
Что изучали мы на прошлых уроках?)
Сегодня мы продолжаем работать над темой" Состав слова. Окончание." Настройтесь на работу.
Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о каллиграфическом навыке;
2) актуализировать способность различать части речи;
3) актуализация способностей классифицировать существительные по их значению;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов.
Организация учебной деятельности на этапе 1.
Учитель : Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?
Учитель вскрывает письмо и один из учеников читает письмо:
« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?
Отгадайте, ребята моё имя».
Ученики отгадывают имя. (Существительное)
Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?
(Ученик: имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по вопросам.)
Учитель : Имя существительное подготовило для нас несколько заданий.
1.Чистописание.
(Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: воробей, вьюга, веселье, ветер.)
Учитель : Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?
Запишите буквы и слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.
(Ученики записывают слова.)
2. Словарно-орфографическая работа.
- К какой части речи относятся данные слова?(Ученик: существительные)
- Что обозначает каждое имя существительное? Сопоставьте слово с его значением.
(Ученики сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, состояние человека.)
- Найдите словарные слова (Ученики: воробей, ветер).
- Найдите слова с одинаковыми орфограммами (Ученики: вьюга, веселье).
- Что общего во всех этих словах? (Ученики: существительные в ед. числе, нарицательные.)
- Сделайте вывод о записанных существительных. (Ученики: все эти существительные отвечают на вопросы кто?что?)
Прочитайте строки из стихотворения Т. Зумакуловой.Как вы понимаете их? Забыв родной язык - я онемею Утратив, русский- стану я глухим. .(Каждый учащийся, давший правильный ответ получает карточку с вопросом.)
Организация учебной деятельности на этапе 2.
Учитель.
С чего начнем наш урок? (Ученики: с повторения)
Для чего мы будем повторять? (Ученики: это нам необходимо для открытия нового).
- А теперь, ребята, которым я раздала карточки, прочитайте задания в порядке их следования.
- Какая часть в слове главная? (Ученик: корень.)
- Что мы называем суффиксом? (Ученик: изменяемая часть слова, которая служит для образования новых родственных слов.)
- Что мы называем приставкой? (Ученик: изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых родственных слов.)
- Почему нужно различать приставки и предлоги?(Ученик: для правильного правописания)
- Что мы называем окончанием?
3. Выявление места и причин затруднения.
Цель:
1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения . Организация учебной деятельности на этапе 3.
Проверка по эталону. Игра «Грамматическое лото».
- Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить изменение существительных по вопросам. (Работа с учебником: стр.70, упр.121).
- Составьте и запишите предложения со словом сосна, чтобы оно отвечало на вопросы что? чего? о чем?
Что мы знаем о сосне? (Ученик: сосна - вечнозеленое хвойное дерево. У сосны прямой ствол конусовидной формы, достигающий в высоту сорок метров.)
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: 1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока. Организация учебной деятельности на этапе 4.
Работа над текстом(Упр. 123).
Ученик читает задание к упражнению.
Дети записывают в тетради, а учитель на доске:
За грибами, грибов, грибы, о грибах.
- Что это за слова? (Ученик: существительные)
- Что у них общего? (Ученик: корень)
- Чем они отличаются? (Ученик: составом слова)
- Разберите слова по составу.
- Назовите существительное, которые отвечают на вопрос что?
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Организация учебной деятельности на этапе 5.
Учитель называет тему урока – Начальная форма.
Чтение правила на стр.71.
Если слова отличаются друг от друга только окончанием, то однокоренными их назвать нельзя. Это всего лишь изменение формы одного и того же слова.
7. Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
1)уметь с помощью правила определять формы слова,работать над значением фразеологизма.
Организация учебной деятельности на этапе 7.
Учитель: М ы хорошо поработали вместе, а теперь выполните упражнение 124 самостоятельно.
Задание к упражнению.
- Выписать формы слов путник, степь, ночь, добыча .
- Выделить окончания.
3.Подобрать фразеологизм по значению : Большая усталость.- Валиться с ног.
Проверка.
- Путник, путники, путников. Степь. степи.Ночь, по ночам. Добыча, добычи, добычей.
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать способность определять существительные в начальной форме.
Организация учебной деятельности на этапе 8.
Поставьте существительные в начальную форму: львам, лисе, о слонах,
собаками, кошек.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2)соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3)определить и согласовать свое домашнее задание.
Организация учебной деятельности на этапе 9.
Учитель.
Какова была цель нашего урока? (Ученик: показать, что существительные в единственном числе,которые отвечают на вопрос кто? и что?,- это существительные в начальной форме.).
Достигли ли вы цели? Докажите.
Разделы: Начальная школа
Класс: 3
Задачи урока:
- Учить распознавать в речи имя существительное, формировать грамматическое понятие "предмет", учить ставить вопросы и выделять весь комплекс грамматических признаков,
- определять начальную форму имени существительного.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Методы обучения: проблемно- поисковый метод.
Формы познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.
Средства обучения: Русский язык: Учебник для 3 класса, 2 часть. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г., магнитофон для проведения физминутки.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание положительной мотивации.
2. Чистописание с актуализацией знаний.
На доске.
Всему название дано - и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И всё что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё что в памяти у нас,-
Означено словами.
Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в первом предложении в имени существительном. Она обозначает глухой непарный звук всегда мягкий. (щ)
Щщ Щщщ Щщщщ:..
Определите закономерность и продолжите.
3. Зрительно-слуховой диктант стихотворения.
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Найдите все имена существительные в этом стихотворении. Определите у них род и число. В какую форму нужно поставить слово, что бы определить род и число? (в начальную) Какая форма у существительных называется начальной? (Учебник, стр.4)
Вы нашли имена существительные: название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово. Имя существительное обозначает предмет. Но разве название - предмет? Память- предмет?
5. Первичное усвоение новых знаний. Работа над понятием предметности имени существительного.
Упражнение №276.
Прочитай стихотворение. Как ответишь на заданные вопросы?
Всё, что вижу я вокруг,
Это всё предметы.
Мне сегодня рассказал
Дедушка про это.
Ну, а дождь - это предмет?
- Нет.
Ну, а радуга - предмет?
- Нет.
Всё, что связано с погодой,
Есть явления природы.
А любимый мой предмет -
Это бабушкин буфет.
Там такие есть предметы
Как печенье и конфеты.
(И. Наумова)
Найди в стихотворении существительные, которые называют: конкретные предметы, лиц и явления природы. Запиши их в начальной форме.
Конкретные предметы: предмет, буфет, печенье, конфета;
Лица: дедушка;
Явления природы: дождь, радуга, погода, явление природы.
Понятие " предмет" в грамматике и понятие "предмет" в повседневной жизни не совпадают. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Какие ещё грамматические признаки есть у имён существительных? (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное и собственное)
Слово бег какая часть речи? Как определить? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
6. Физминутка.
И г р а "Доскажи словечко". Дети называют слова и изображают представителей каждой профессии.
- Трактор водит - : (тракторист),
- Электричку - : (машинист),
- Стены выкрасит - : (маляр),
- Доску выстругал - : (столяр),
- В доме свет провел - : (монтёр),
- В шахте трудится - : (шахтёр),
- В жаркой кузнице - : (кузнец),
- Кто всё знает - : (молодец).
7. Работа по теме урока. Работа в группах. Упражнение в распознавании имен существительных. Наблюдение за именами существительными.
Упражнение №278.
Обсудите, как образуются родственные слова. Выпишите в строчку только существительные.
Можно ли изменить форму рода имён существительных? А форму числа? Какой из этих грамматических признаков у имени существительного постоянный , какой - непостоянный, может меняться?
Конец, кончик, концовка, окончание.
Какие грамматические признаки у имён существительных? Какой признак постоянный? Какой может меняться?
8. Закрепление изученного. Письмо по памяти.
Как определить, что слово имя существительное? Достаточно задать вопросы и узнать, что обозначает слово? Вот слово - ходьба или желтизна. Что обозначает слово ходьба ? Действие. А можно определить род и число этого слова? Ходьба - она моя, ж.р.,ед.ч. Это слово имеет грамматическое значение предметности. Что обозначает слово - желтизна? Признак. Попробуем определить род и число, желтизна- ж.р, ед.ч. И это слово имеет грамматическое значение предметности.
В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом.
Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.
Списать стихотворение, найти имена существительные, определить число и род.
9. Итог урока.
Что узнали о существительном? Как распознавать существительные в речи?
Что вызвало затруднение?
Что показалось интересным? Хотите больше узнать об имени существительном?
10. Домашнее задание. 275, по желанию 279.
В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.
Какая начальная форма у существительного?
Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:
В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.
Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.
Окончания -е и -и в 1 склонения
Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.
Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:
- жена;
- земля;
- листва;
- яблоня;
- чистота;
- белизна;
- беготня.
В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:
Р. п. (кого? чего?) - И.
Д. п. (чему? кому?) - Е.
Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Приведём примеры:
Практическое задание № 1
Какие буквы вы бы вставили вместо точек?
Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.
Окончания -е в именах существительных 2 склонения
Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:
- окно;
- село;
- поле;
- солнце;
- дело;
- стол;
- столб;
- товарищ;
- карандаш.
Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:
- Р. п. (кого? чего?) - А.
- Д. п. (чему? кому?) - У.
- Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:
- Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
- И на солнце бывают пятна.
Практическое задание № 2
Какие окончания пишутся в словах с пропусками?
- В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
- В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
- Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
- Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
- Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
- В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
- На пропуск… была чья-то чужая фотография.
Ответ: во всех словах пишется окончание -е.
Падежные окончания существительных 3 склонения
Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:
- тетрадь;
- кровать;
- мать;
- дочь;
- печь;
- ложь;
- блажь;
- площадь.
Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:
- Р. п. (кого? чего?) - И.
- Д. п. (чему? кому?) - И.
- Пр. п. (о ком? о чём?) - И.
Приведём несколько примеров:
- На окошках ярко алели цветы герани.
- Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
- Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
- К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.
Практическое задание № 3
Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.
Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:
- В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
- Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
- Я прочитал в книг… о космос…
- У дяд… есть макет корабля.
- Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
- Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
- В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
- В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
- Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
- В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.
Слова на -ий, -ия, -ие
Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:
- санаторий;
- мараторий;
- профилакторий;
- лекция;
- армия;
- секция;
- произведение;
- сведение;
- безобразие.
У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:
- Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
- Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
- У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
- На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
- Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
- Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
- Мой брат служит в армии.
Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.
Диктант
Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.
Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .
У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .
Весь лес осенью стоит в особом очарован… .
Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.
Русский язык, 3 « » класс ,
Учитель МОУ СОШ №30 – Конищева Марина Александровна.
Тема урока: «Начальная форма имён существительных»
Дидактическая цель: познакомить с понятием, что форма именительного падежа в единственном числе – это начальная форма существительного.
Задачи урока:
– формировать умение различать начальную форму существительных от косвенных падежей;
Совершенствовать умение склонять имена существительные.
УУД:
предметные
личностные
регулятивные
коммуникативные
уметь находить и объяснять знакомые орфограммы в указанных словах,
изменять слова по вопросам, о падежных вопросах, различать начальную форму имени существительного и форму косвенного падежа
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей
умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации;
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе)
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.
Средства обучения : ИКТ, карточки для рефлексии, карточки с заданием.
Тип урока : «Открытие новых знаний»
2.Технологическая карта занятия
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопреде
ление к деятельности
(орг.момент)
Настрой на работу
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Откройте тетради, запишите число.
Подготовка класса к работе
Запись числа и классной работы.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные:
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Выявляет уровень знаний.
Словарная работа (опера).
На доске: Работа, помидор, столица, хозяйство, посуда, пенал, картина, город, везде, январь, опера (слова с пропущенными буквами).
- Какое задание можно предложить?
-Что вы можете сказать про эти слова?
- Что означает слово – опера?
- Опера – это музыкальный жанр , а точнее вокально-театральный жанр музыки . Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным (вокал – это пение).
- Вы знаете, что гласные поются, тянутся. Давайте пропоём непроверяемые гласные в словарных словах.
Ученики записывают слова в тетрадь, некоторые у доски с объяснением.
Они словарные.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические-анализобъектов с целью выделения признаков
3.Постановка учебной задачи
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации
- Слово – опера, это какая часть речи?
Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.
На слайде:
1 Имя существительное- это часть речи, которая отвечает навопросы кто? что? и обозначает предмет.
2 Имена существительные бываю одушевлённые инеодушевлённые.
3 Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
4 Имена существительные изменяются по числам и родам.
6 Имена существительные изменяются по падежам.
7. Сколько падежей в русском языке?
8 Назовите падежи с вопросами.
9. Назовите начальную форму существительного?
10. Какие падежи называются косвенными.
Как вы думаете, какая тема урока будет?
Цель? Задачи?
Существительное.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков
4. Построение проекта выхода из затруднения
Физминутка
Организация учащихся на исследование проблемной ситуации
Задание:
- Запишите падежи и просклоняйте слово опера.
И.п - карточка с надписью н.ф в ед.ч.
Р.п.
Д.п
В.п косвенные падежи.
Т.п
П.п
Учебник стр. 6 правило
Видео «Снежинка»
Работа в учебнике (выбор варианта действия)
1 ученик у доски.
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Первичное закрепление
Работа в группах.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Прочитайте текст. Озаглавьте. Выпишите существительные в начальной форме. Каким членом предложения являются эти существительные?
1 группа (Нора волчихи)
Наступил рассвет. Волчиха подходила к осиннику. Отчётливо выделялось каждое дерево. Вот взошло и солнце. Сверкал и переливался кругом снег. Во время сильной бури выдернуло с корнем высокую сосну. Образовалась глубокая яма. На дне её лежали старые листья, мох. Там жила волчиха с волчатами.
2 группа: (Буран)
Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Всё слилось, смешалось. Начался буран. Снежная пыль больно слепила глаза. Буран свистел, стонал, ревел, душил всё живое. Глубокие овраги превратились в высокие бугры. Но вот ветер утих. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли в волнистых снегах.
3 группа: (Стальная птица)
Около речки стеной стоял густой лес. В лесу было много малины, грибов. В зелени кустов прятались ежи и зайцы. Наступил вечер. От реки тянул свежий ветер. В красных лучах солнца кружилась мошкара. На верхушке ели разместились птицы. Но вот раздался гул. Около облака сверкнула точка. Это был аэроплан. С весёлым рокотом он пролетел над лесом.
Учащиеся работают в группах, распределяя задания.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по карточкам.
Организация деятельности по применению новых знаний
Выберите любую карточку с заданием.
Красная:
Спиши, изменяя окончания существительных в скобках. Определи падежи этих существительных.
Побелели поля и пригорки. Тонким (лед) покрылась река и уснула в (тишина). Ходит зима по (горы) и (долины). Ступает тихо и глядит по (стороны). Поправляет свою волшебную (картина).
Синяя:
Спишите. Определите падежи выделенных существительных.
Рассказ (о ком?) о моряках, свет (чего?) солнца, нет (кого?) друга, готовился (к чему?) к походу, люблю (кого?) маму, идёт (с чем?) с сумкой, управляет (чем?) машиной, сделан (кем?) мастером.
Учебник стр. 6 упр.7
Применение знаний в падежных вопросах, склонение существительных.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение
7. Рефлексия деятельности
(итог урока)
Организация рефлексии
Какое правило мы с вами вывели?
- - Что значит просклонять имя существительное?
Сколько падежей в русском языке?
К какому падежу относится существительное в начальной форме?
Назовите вопросы косвенных падежей.
- если вам было легко выполнять задания – зелёный прямоугольник;
- если у вас на уроке возникали затруднения – жёлтый прямоугольник;
- если задания для вас были трудными – красный прямоугольник.
Д/з: стр. 5, упр.5.
Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок.
Самооценка результатов деятельности
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование
3. Имя существительное
Определение.
Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (кого? чего? кому? чему? и др.).
Признаки.
Начальная форма
имени существительного - именительный падеж единственного числа.
Постоянные признаки:
собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
Непостоянные признаки:
падеж, число.
Синтаксическая роль.
В предложении имя существительное может выступать в роли:
- подлежащего, например: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин).
- дополнения, например: Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи (И. Тургенев);
- сказуемого, например: Москва - столица России;
- определения, например: На полках стояли банки с вареньем из ягод ;
- обстоятельства, например: При желании можно добиться больших успехов;
- обращения, например: Я люблю тебя, жизнь .
Собственные и нарицательные.
Различают нарицательные и собственные имена существительные.
Нарицательные имена существительные - это общие названия для всех однородных предметов и явлений, например: учебник, стол, театр, сцена, человек.
Для того, чтобы выделить из такой группы однородных предметов какой-либо отдельный предмет, ему дают специальное, индивидуальное название. К примеру, каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для выделения этого человека из массы.
Таким образом, собственные
имена существительные - это индивидуальные названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным принадлежат:
Имена собственные могут состоять из одного слова (Дон, Мария, Киев ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Млечный путь ). Во втором случае подобные сочетания выступают как один член предложения, например: Нижний Новгород - один из старейших русских городов.
Как правило, имена собственные употребляются в форме только одного числа - единственного или множественного. Кроме того, в некоторых случаях имена собственные могут переходить в имена нарицательные, и наоборот. Например, имя персонажа знаменитого произведения Гончарова “Обломов” стало нарицательным: обломовыми сейчас называют обленившихся, безвольных людей, лишенных каких-либо интересов.
Как правило, имена собственные пишутся с большой буквы. А заглавия книг, названия газет, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, театров, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки, например: газета “Московский комсомолец”, театр “Современник”, кинофильм “А зори здесь тихие...”.
Одушевленные и неодушевленные.
Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Одушевленные имена существительные называют людей, животных, т.е. живых существ, они отвечают на вопрос кто?, например: человек, брат, собака, котенок, петух, мотылек, червяк . В большинстве случаев одушевленными бывают существительные мужского и женского рода, а одушевленных существительных среднего рода очень мало (существо, дитя, чудище, животное, насекомое).
Неодушевленные имена существительные называют предметы неживой природы и отвечают на вопрос что?, например: шампунь, дом, камень, вода, радость.
В художественных произведениях предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ, например: Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. (К. Чуковский.)
Отдельно следует отметить, что одушевленные и неодушевленные имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевленных существительных форма вин. п. мн. ч. совпадает с формой род. п. мн. ч., а у неодушевленных существительных - с формой им. п. мн. ч., например: вижу (кого?) собак, птиц (так же, как род. п.); вижу (что?) книги, деревья (так же, как им. п.).
Категория рода.
Имена существительные относятся к мужскому , женскому или среднему роду, например: стакан, компьютер, автомобиль (м.р.), коса, лошадь, пьеса (ж.р.), окно, вдохновение, государство (ср. р.).
Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (ножницы, сани, сливки, плоскогубцы ), категорию рода не имеют.
Особую группу образуют имена существительные общего
рода, которые могут обозначать людей как мужского, так и женского пола, например: разиня, неряха, соня, ябеда
.
Кроме того, в русском языке некоторые несклоняемые имена существительные испытывают колебания в роде, например: скирд - скирда.
В таких случаях обычно побеждает форма мужского рода.
Род несклоняемых имен существительных.
Род несклоняемых имен существительных определяется их лексико-грамматическим значением. Подавляющее большинство неодушевленных несклоняемых имен существительных относится к среднему роду, например: ралли, шоссе , пальто . Но есть некоторые существительные, которые относятся к мужскому или женскому родам, так как их род определяется по форме родового понятия, например: кофе (напиток - м.р.), салями (колбаса - ж.р.). А большинство одушевленных имен существительных относится к мужскому роду (пони, фламинго ), реже - к женскому (шимпанзе ).
Род сложносокращенных слов типа ГЭС, ООН, МГПУ определяется по опорным словам, например: ГЭС (станция - м.р.), ООН (организация - ж.р.), МГПУ (университет - м.р.).
Категория числа.
Имена существительные изменяются по числам. Они имеют два числа - единственное
и множественное
. Изменение по числам передается с помощью окончаний, например:
Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа, например: фарфор, железо, темнота, щавель, молоко, каучук.
Кроме того, не имеют форму множественного числа собственные имена существительные, например: Урал, Волга, “Московский комсомолец”
.
Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, например: дрожжи, плоскогубцы, ножницы, чернила, ворота, опилки. Такие существительные не имеют категории рода, и у них не определяется тип склонения. Также не имеют формы единственного числа собственные имена существительные, например: Карпаты, Альпы, “Известия” .
Падеж.
Имена существительные изменяются по падежам. Этот процесс называется склонением. В русском языке всего шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, к которому относится существительное, и поставить от этого слова к существительному вопрос.
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
Именительный | кто? что? | мальчик, кружка | мальчики, кружки |
Родительный | кого? чего? | мальчика, кружки | мальчиков, кружек |
Дательный | кому? чему? | мальчику, кружке | мальчикам, кружкам |
Винительный | кого? чего? | мальчика, кружку | мальчиков, кружек |
Творительный | кем? чем? | мальчиком, кружкой | мальчиками, кружками |
Предложный | о ком? о чем? | (о) мальчике, (о) кружке | (о) мальчиках, (о) кружках |
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Склонение.
Всего в русском языке существует три типа склонения. Склонение имени существительного определяется по именительному падежу единственного числа.
1. К первому склонению относятся существительные женского, мужского или общего рода с окончаниями -а(-я) , например: змея , собака , коллега , ябеда .
2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о(-е), например: врач_, окно , деление
.3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием, например: мышь_, тетрадь_, степь_ .
Склонение имен существительных в единственном числе.
Первое склонение
У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание -е , например: к маме , к стене , о воде , о галерее -ия (армия , иллюзия ), то в этих же падежах пишется окончание -и , например: к армии , к иллюзии , об армии , об иллюзии .
Примечание. При написании окончаний имен собственных на -ия следует придерживаться этого же правила, например: о Марии , к Марии .
Второе склонение
Единственное число |
||
Падеж | Мужской род | Средний род |
Именительный | дом_, планетарий_ | облако , здание |
Родительный | дома , планетария | облака, здания |
Дательный | дому , планетарию | облаку , зданию |
Винительный | дом_, планетарий_ | облако , здание |
Творительный | домом , планетарием | облаком , зданием |
Предложный | (о) доме, (о) планетарии | (об) облаке, (о) здании |
У имен существительных единственного числа второго склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание -е , например: о море , о доме , о столе , об орле . Но если существительное оканчивается на -ий, -ие , то в том же падеже пишется окончание -и , например: о здании , о планетарии , об управлении , о сочувствии .
Исключение: на острие .
Третье склонение.
Имена существительные единственного числа третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах оканчиваются на -и , например: к степи , по степи , о степи , в степи .
Примечание. После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется ь , например: мышь , рожь , ночь . А у имен существительных мужского рода второго склонения ь не пишется, например: камыш, нож, луч.
Склонение имен существительных во множественном числе.
первое склонение |
второе склонение |
третье склонение |
|
Именительный | стены , линии | дома , облака | ночи |
Родительный | стен_, линий_ | домов , облаков | ночей |
Дательный | стенам , линиям | домам , облакам | ночам |
Винительный | стены , линии | дома , облака | ночи |
Творительный | стенами , линиями | домами , облаками | ночами |
Предложный | (о)стенах , (о)линиях | (о)домах , (об)облаках | (о) ночах |
Примечание 1. У имен существительных множественного числа первого склонения, которые оканчиваются на -ня (вишня , бойня ) с предшествующим согласным или буквой й, мягкий знак на конце не пишется, например: вишен, боен .
Исключение: барышень , боярышень , деревень , кухонь .
Примечание 2. У имен существительных первого склонения множественного числа, которые оканчиваются на гласную а , в родительном падеже после шипящих ь не пишется, например: туч, училищ, рощ.
Примечание 3. Имена существительные женского рода первого склонения множественного числа на -ия (армия , иллюзия ) и -ья (в случае, когда ударение не падает на окончание: певуў нья , хохотуў нья ) в родительном падеже оканчиваются на -ий , например: армий , иллюзий , певуний , хохотуний ).
Примечание 4. Имена существительные множественного числа первого склонения, которые оканчиваются на ударяемое -ья , в родительном падеже оканчиваются на -ей , например: семей , статей , свиней .
Разносклоняемые имена существительные.
Некоторые существительные при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. К ним относятся существительные среднего рода на -мя (бремя , время , знамя , имя , пламя , племя , семя , стремя , темя ) и существительное путь. Такие разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание и (как существительные третьего склонения), например: к пламени , о пути ; а в творительном падеже имеют окончание -ем (как существительные второго склонения), например: знаменем , путем .
Несклоняемые имена существительные.
Некоторые существительные в русском языке не изменяются по падежам и числам, имеют одну единственную форму. Такие существительные носят название несклоняемых , например: шасси, ралли. К несклоняемым именам существительным относятся:
- собственные и нарицательные существительные иноязычного происхождения, например: Дюма, Гюго, какао, кофе, кенгуру, пенсне, метро;
- сложносокращенные слова, например: МГПУ, ЭВМ, сельпо ;
- иноязычные фамилии, которые оканчиваются на согласный, например: Войнич;
- русские и украинские фамилии, которые оканчиваются на -о и -их (-ых ), например: Франко, Черных, Круговых .
Правописание не с именами существительными.
Не с именами существительными пишется слитно:
- если слово не употребляется без не , например: не настье, не доросль, не брежность, не поседа;
- если слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением, например: не правда (ложь), не мощь (слабость, болезнь), не счастье (горе), не воля (рабство, плен).
Не с именами существительными пишется раздельно:
- если в предложении есть противопоставление с союзом а
или логически подчеркнутое отрицание, например: не
друг, а
враг; проявил далеко не
милость.
Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0
Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки