Проводка

Братья Глинки: гении воздушного боя. Братья Глинки: гении воздушного боя Братья глинка дмитрий и борис

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии
Связи

Борис Борисович Глинка ( -) - полковник Советской Армии , участник Великой Отечественной войны , Герой Советского Союза ().

Биография

Всего за время войны Глинка сбил 30 самолётов лично и 1 - в группе. В одном из боёв в конце войны получил ранение. После окончания войны Глинка продолжил службу в Советской Армии. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию, после чего служил в Борисоглебском военном авиационном училище , затем в Центре подготовки космонавтов . Проживал в посёлке Чкаловский (ныне - в черте Щёлково) Московской области . Скончался 11 мая 1967 года , похоронен на Гребенском кладбище Щёлково .

Напишите отзыв о статье "Глинка, Борис Борисович"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1987. - Т. 1 /Абаев - Любичев/. - 911 с. - 100 000 экз. - ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Андреев С. А. Совершённое ими бессмертно. Книга 2. М.: Высшая школа, 1986.
  • Воробьёв В. П., Ефимов Н. В. Герои Советского Союза. Справочник - СПб., 2010.
  • Герои огненных лет. - Книга 1. - М.: Московский рабочий, 1975.
  • Голубев Г. Г. Друзья мои лётчики. - М.: ДОСААФ, 1986.
  • Голубев Г. Г. На вертикалях. - Харьков: Прапор, 1989.
  • И генерал, и рядовой. - Днепропетровск: Промiнь, 1983.
  • Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983.
  • Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945.Кр.спр.-М.:Республика,1995.
  • На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Лимб», 1993.
  • Огненные годы. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 1971.
  • Степаненко В. И. Люди из легенды. - М.: Знание, 1975.

Отрывок, характеризующий Глинка, Борис Борисович

Прямо от губернатора Николай взял перекладную и, посадив с собою вахмистра, поскакал за двадцать верст на завод к помещику. Все в это первое время пребывания его в Воронеже было для Николая весело и легко, и все, как это бывает, когда человек сам хорошо расположен, все ладилось и спорилось.
Помещик, к которому приехал Николай, был старый кавалерист холостяк, лошадиный знаток, охотник, владетель коверной, столетней запеканки, старого венгерского и чудных лошадей.
Николай в два слова купил за шесть тысяч семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. Пообедав и выпив немножко лишнего венгерского, Ростов, расцеловавшись с помещиком, с которым он уже сошелся на «ты», по отвратительной дороге, в самом веселом расположении духа, поскакал назад, беспрестанно погоняя ямщика, с тем чтобы поспеть на вечер к губернатору.
Переодевшись, надушившись и облив голову холодной подои, Николай хотя несколько поздно, но с готовой фразой: vaut mieux tard que jamais, [лучше поздно, чем никогда,] явился к губернатору.
Это был не бал, и не сказано было, что будут танцевать; но все знали, что Катерина Петровна будет играть на клавикордах вальсы и экосезы и что будут танцевать, и все, рассчитывая на это, съехались по бальному.
Губернская жизнь в 1812 году была точно такая же, как и всегда, только с тою разницею, что в городе было оживленнее по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы и что, как и во всем, что происходило в то время в России, была заметна какая то особенная размашистость – море по колено, трын трава в жизни, да еще в том, что тот пошлый разговор, который необходим между людьми и который прежде велся о погоде и об общих знакомых, теперь велся о Москве, о войске и Наполеоне.
Общество, собранное у губернатора, было лучшее общество Воронежа.
Дам было очень много, было несколько московских знакомых Николая; но мужчин не было никого, кто бы сколько нибудь мог соперничать с георгиевским кавалером, ремонтером гусаром и вместе с тем добродушным и благовоспитанным графом Ростовым. В числе мужчин был один пленный итальянец – офицер французской армии, и Николай чувствовал, что присутствие этого пленного еще более возвышало значение его – русского героя. Это был как будто трофей. Николай чувствовал это, и ему казалось, что все так же смотрели на итальянца, и Николай обласкал этого офицера с достоинством и воздержностью.
Как только вошел Николай в своей гусарской форме, распространяя вокруг себя запах духов и вина, и сам сказал и слышал несколько раз сказанные ему слова: vaut mieux tard que jamais, его обступили; все взгляды обратились на него, и он сразу почувствовал, что вступил в подобающее ему в губернии и всегда приятное, но теперь, после долгого лишения, опьянившее его удовольствием положение всеобщего любимца. Не только на станциях, постоялых дворах и в коверной помещика были льстившиеся его вниманием служанки; но здесь, на вечере губернатора, было (как показалось Николаю) неисчерпаемое количество молоденьких дам и хорошеньких девиц, которые с нетерпением только ждали того, чтобы Николай обратил на них внимание. Дамы и девицы кокетничали с ним, и старушки с первого дня уже захлопотали о том, как бы женить и остепенить этого молодца повесу гусара. В числе этих последних была сама жена губернатора, которая приняла Ростова, как близкого родственника, и называла его «Nicolas» и «ты».
Катерина Петровна действительно стала играть вальсы и экосезы, и начались танцы, в которых Николай еще более пленил своей ловкостью все губернское общество. Он удивил даже всех своей особенной, развязной манерой в танцах. Николай сам был несколько удивлен своей манерой танцевать в этот вечер. Он никогда так не танцевал в Москве и счел бы даже неприличным и mauvais genre [дурным тоном] такую слишком развязную манеру танца; но здесь он чувствовал потребность удивить их всех чем нибудь необыкновенным, чем нибудь таким, что они должны были принять за обыкновенное в столицах, но неизвестное еще им в провинции.
Во весь вечер Николай обращал больше всего внимания на голубоглазую, полную и миловидную блондинку, жену одного из губернских чиновников. С тем наивным убеждением развеселившихся молодых людей, что чужие жены сотворены для них, Ростов не отходил от этой дамы и дружески, несколько заговорщически, обращался с ее мужем, как будто они хотя и не говорили этого, но знали, как славно они сойдутся – то есть Николай с женой этого мужа. Муж, однако, казалось, не разделял этого убеждения и старался мрачно обращаться с Ростовым. Но добродушная наивность Николая была так безгранична, что иногда муж невольно поддавался веселому настроению духа Николая. К концу вечера, однако, по мере того как лицо жены становилось все румянее и оживленнее, лицо ее мужа становилось все грустнее и бледнее, как будто доля оживления была одна на обоих, и по мере того как она увеличивалась в жене, она уменьшалась в муже.

Летчик Глинка обладал исключительными способностями ведения воздушных боев. Он эффективно использовал обстановку, которая складывалась в ходе сражения, легко мог организовать слаженность действий внутри своей группы, выполнял невероятно сложные маневры, с легкостью побеждал врага. Такими характеристиками Глинка Дмитрий Борисович наделен своим ведомым Иваном Бабаком. Он, как никто другой, мог оценить работу командира.

Биография Глинки Дмитрия Борисовича (кратко)

Родился в селе Александров Дар Екатеринославской губернии в Украине в 1917 году, 10 декабря. Окончил шесть классов школы. Уже с 1937 года числился в рядах Красной Армии.

В 1939 году Дмитрий завершил обучение в знаменитом Качинском авиационном училище.

В рядах действующей армии Глинка Дмитрий Борисович в звании лейтенанта служил с начала 1942 года. В составе ИАП 45-го получил первое боевое крещение в бою в Крыму. Особые отличия показал при защите Кубани. В апреле 1943-го Глинка стал помощником командира воздушно-стрелковой службы. К этому времени на его счету было уже 15 сбитых самолетов врага при 146 боевых вылетах.

Впервые звание Героя СССР Дмитрию Борисовичу было присвоено в 1943 году, 24 апреля. В августе 1943 года он уж был дважды награжден «Золотой звездой», к этому времени на его счету было 183 вылета в бой, сбито 29 фашистских самолетов.

После войны летчик не оставил службу в ВВС. Военно-воздушная академия была окончена им в 1951 году. Служил в гражданской авиации. С 1960 года Глинка — гвардии полковник запаса, был депутатом в Верховном Совете. Умер в 1979 году. Его бронзовый бюст установили в Кривом Роге. Награжден был орденами Ленина, Александра Невского, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Братья Борис и Дмитрий Глинки

Родились братья в семье потомственного шахтера. Старшим был Борис - 1914 года рождения, Дмитрий — 1917-го. Уже с 1929 года Борис работал с отцом на шахте. В 1934 году он отучился в горном техникуме. Параллельно занимался в аэроклубе. Это и положило начало «летной» карьере. В 1936 году Борис окончил в Херсоне школу пилотов и стал работать инструктором. В 1940 году его призвали в Красную Армию, там он служил летчиком-инструктором. Своим примером старший брат возымел сильное влияние на Дмитрия. Он также решил посвятить себя небу, отучился в Качинском летном училище.

Во время войны братья в совершенстве овладели американскими истребителями Р-39 («Аэрокобра»). После войны не оставили авиацию и продолжили службу. Борис академию окончил в 1952 году, Дмитрий — на год раньше, до 1960 года он командовал полком.

Военные летчики СССР, братья Глинки — выдающиеся бойцы в воздухе. Каждый из них имел собственный стиль, характерный почерк. Борис — виртуоз пилотажа, Дмитрий — отличный организатор боевой группы, умел полностью контролировать обстановку.

Знаменитый «ДБ»

На фронте великого летчика Глинку Дмитрия Борисовича окрестили по инициалам «ДБ». Его основными качествами были упорство и пытливость, терпеливое упрямство, с которым Дмитрий бросал свой самолет в самые сложные и тяжелые фигуры. Подобно философам, летчик пытался докопаться до первопричин различных невероятно сложных ситуаций.

Его ученики и коллеги отмечали в ДБ, как у наставника, доброжелательность, терпеливость, педагогическую выдумку и такт. Один из них, Григорий Дольник, вспоминал, что внушения и крики Дмитрий Борисович всегда заменял иронией, и это имело колоссальное воздействие на слушателей.

На фронт Дмитрий Глинка попал в 1942 году, не проходя инструкторскую школу, но до этого у него были вылеты на И-16 и служба в части.

Война. 1942 год

В Крыму получил свое первое боевое крещение Глинка Дмитрий Борисович. Участвовал в бою на самолете Як-1, в составе истребительного авиаполка. Уже в первом сражении сбил фашистский Ju-88, но был подбит сам. Не помнил, как спускался с парашютом, как оказался в руках пехотинцев. Контузия была очень тяжелой, и врачи запретили Дмитрию летать. Несмотря на это, летчик в скором времени вернулся в свой полк. С новыми силами рвался в бой, совершал свои героические вылеты; бывало их число доходило за день до пяти. Уже в 1942 году Глинка стал асом летного дела. В полку он был первым летчиком, и ему поручили готовить и водить в бой группы истребителей.

За время боев 1942 года полк, участвовавший в сражениях на четырех фронтах, понес потери в количестве 30 машин, 12 летчиков, при этом было уничтожено 95 вражеских самолетов. Тогда уже на счету Дмитрия было шесть немецких машин.

Кубань

В 1943 году авиаполк перевели на «Аэрокобры» и в марте бросили в сражение за кубанские земли. Полк получил звание Гвардейского (100-й гв. ИАП). Уже Гвардии капитан Глинка в боях проявил себя как непревзойденный мастер маневров. «Аэрокобра» летчика носила №21, цифра эта стала просто нагонять ужас на противника. К маю 43-го Глинка Дмитрий Борисович сбил свой 21 немецкий самолет и стал легендой, он был самым результативным пилотом.

Родина по заслугам оценила его геройство. 24 апреля за боевые достижения, за геройство и отвагу, за мужество в борьбе с фашистами Дмитрия Борисовича удостоили звания Героя Советского Союза, также вручили орден Ленина.

В апрельских боях за Кубань Глинка проявил невероятную выносливость. За день он делал несколько вылетов, однажды число их достигло девяти. После такого напряжения летчик проспал больше суток, ему был выставлен диагноз «сильное переутомление».

В одном из больших боев на Кубани было задействовано более ста самолетов. Дмитрий производил атаки сзади, с горки, с обеих сторон. Сбил два бомбардировщика, но пострадал при этом сам. Был сбит и ранен, спасся на парашюте. Еще в бинтах он снова вернулся из госпиталя в полк и продолжил службу.

Испытание славой

Летчики - герои Великой Отечественной войны в народе пользовались особым уважением. В апреле 1943 года газета «Красная звезда» опубликовала очерк «Чувство неба» поэта Сельвинского. Свое описание героя он начал с того, что сравнивал человека с образом птицы. Фигуру летчика Глинки он сопоставил с вольным орлом.

В августе 43-го Дмитрий Глинка был уже дважды Героем СССР. Испытание славой ему давалось порой нелегко. Летчика смущали операторы и корреспонденты, газетные портреты, ежедневно доставляемые ему письма от незнакомых людей. Со своим неуравновешенным характером он часто не знал, как вести себя в определенных ситуациях. С одной стороны, звание Героя обязывало нести свое достойно, а с другой стороны — фронтовое братство вынуждало к непринужденному общению, искренности, предельной честности с сослуживцами. Бывало, что звание брало свое, Дмитрий становился серьезным, порой суровым, но чаще молодость возобладала, и 23-летний парень превращался в неуклюжего и веселого балагура.

Легендарный 100-й Гвардейский авиаполк

Летчики - герои Великой Отечественной войны, внесли немалый вклад в победу. Дмитрий Глинка совершал свои многочисленные боевые вылеты и неустанно бил вражеские самолеты. После Кубани легендарный полк вел сражения на реке Молочной, в Миусской операции, в Перекопском сражении. «Чем больше врагов, тем их легче бить», - так рассуждал Дмитрий Глинка. В сентябре 43-го он получил вторую «Золотую Звезду». Однажды от трофейной гранаты немцев, взорвавшейся поблизости, Дмитрию достались множественные ранения. Но уже к декабрю летчик снова был в строю и записал на свой счет еще восемь вражеских самолетов.

Вскоре авиаполк принял пополнение и стал участником на южном фронте в Яссо-Кишиневской операции. Здесь летчики сбили 50 самолетов, свой счет Дмитрий поднял до 46 машин. За неделю боев под Яссами Глинка одержал шесть побед.

Окончание войны

В июле 1944 года Дмитрий Глинка едва не погиб в авиакатастрофе. Пять летчиков Гвардейского полка, в том числе Дмитрий Борисович, летели на транспортном самолете, чтобы забрать машины с ремонта. Они прибыли на аэродром буквально перед вылетом. Им не хватило мест в салоне, поэтому пришлось расположиться в хвосте на самолетных чехлах. Это ребят и спасло. Преодолевая горный маршрут, самолет зацепил вершину, которая была закрыта облаками. Произошло страшное крушение, в которым погибли все пассажиры и члены экипажа, выжить удалось только пятерке из группы Глинки. Дмитрий два месяца лечился, несколько дней лежал без сознания. Но после выздоровления сразу же вернулся на фронт. В боях за Берлин за один день ему удалось сбить три немецких самолета. В апреле 1945 года последней его победой был уничтоженный истребитель FW-190, летчик расстрелял его в упор с тридцати метров.

Подводя военные итоги, стоит сказать, что Дмитрий Глинка совершил триста боевых вылетов, сто воздушных боев, лично сбил пятьдесят вражеских самолетов.

Послевоенные годы

Гвардии полковник Дмитрий Глинка долго еще служил в Воздушных силах. В его командовании был полк, затем он служил в авиационной дивизии, был заместителем командира. Проживал в Москве. Демобилизован был в 1960 году. В то время многие военные летчики сменили штурвал боевой машины на кабину самолета пассажирской, сельскохозяйственной либо пассажирской авиации. Прославленный ас, дважды Герой СССР Дмитрий Глинка сел за штурвал пассажирского лайнера. Как говорит сам летчик, он не смог жить без неба, и не в его характере было, уйдя на пенсию, отдыхать на даче и собирать в лесу грибы, читать книги и слушать спокойную музыку.



Г линка Борис Борисович - адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), лейтенант.

Родился 14 (27) сентября 1914 года в городе Александров Дар (ныне Кривой Рог Днепропетровской области Украины) в семье рабочего. Украинец. Окончил 7 классов школы в 1928 году.

С 1929 года - проходчик шахты имени МОПРа в Кривом Роге. В 1934 году окончил Криворожский горный техникум. Работал на той же шахте сменным техником, горным техником, заведующим участком. В 1936 году окончил Криворожский аэроклуб. В том же 1936 году окончил школу лётчиков ГВФ в городе Херсоне и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

В Красной Армии с 31 декабря 1939 года. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П.Д. Осипенко. Служил в Конотопском военном авиационном училище: лётчик-инструктор, с мая 1941 года - командир звена. Член ВКП(б) с мая 1940 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года: по август 1941 года участвовал в ПВО Конотопского железнодорожного узла и города. Затем с училищем эвакуирован на Северный Кавказ. С сентября 1942 года вместе с братом Дмитрием Глинкой служил в 45-м (затем стал 100-м гвардейским) истребительном авиационном полку: командир звена, с мая 1943 - адъютант эскадрильи, с августа 1943 - заместитель командира эскадрильи, с ноября 1943 года - командир эскадрильи, с января 1944 года - заместитель командира полка.

Вновь вернулся на фронт в марте 1943 года, когда полк вошёл в состав Северо-Кавказского фронта. Участник воздушного сражения на Кубани весной 1943 года. К маю 1943 года выполнил около 200 боевых вылетов, сбил лично 10 самолётов противника. В трёх боях 15 апреля 1943 года сбил лично 3 немецких самолёта.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года лейтенанту Глинке Борису Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Затем воевал на Южном, 4-м, 2-м и 1-м Украинском фронтах. Участник Миусской наступательной операции. В июле 1943 года в воздушном бою над рекой Ворсклой даром винта своей "Аэрокобры" по плоскости таранил вражеский истребитель. В августе 1943 года сбил лично 11 самолётов врага и 2 - в группе. За день 31 августа 1943 года провёл 3 воздушных боя, в которых сбил лично 4 самолёта врага и ещё один повредил. На следующий день, 1 сентября, был сбил в воздушном бою, ранен и произвёл вынужденную посадку на повреждённом самолёте, при которой получил тяжелые травмы. Вернулся в строй через несколько месяцев.

С июня 1944 года - командир 16-го гвардейского ("покрышкинского") истребительного авиационного полка. Участник воздушного сражения на подступах к Румынии в мае-июне 1944 года (1 победа) и Львовско-Сандомирской операции (1 победа). Из-за последствий ранения летом 1944 года прекратил лётную работу, а затем направлен в госпиталь и более в боевых действиях на участвовал.

Всего в 1943-1944 годах (документы за 1941-1942 годы не сохранились) выполнил свыше 115 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, сбил лично 30 и в группе 1 самолёт противника (по другим данным - 27 сбил лично и 2 - в группе, ещё 2 самолёта повредил ).

После войны продолжал службу в ВВС. С 1946 года - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полёта 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии в Центральной группе войск, затем - на такой же должности в 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии (Белорусский военный округ). В 1947 году убыл на учёбу. В 1952 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. С 1952 года - заместитель начальника Фрунзенского военного авиационного училища лётчиков по лётной подготовке. С февраля 1953 года - заместитель командира 13-й гвардейской истребительной авиационной дивизии в 73-й воздушной армии. С августа 1957 года - заместитель начальника Борисоглебского Краснознамённого военного авиационного училища лётчиком по лётной подготовке. С февраля 1961 года служил в Центре подготовки космонавтов - начальник командного пункта Управления космическими полётами, помощник начальника Отдела лётно-космической подготовки по лётной подготовке, помощник начальника 3-го отдела ЦПК по лётной подготовке.

Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Умер 11 мая 1967 года. Похоронен в городе Щёлково на Гребенском кладбище.

Воинские звания:
младший лейтенант (1940),
лейтенант (30.11.1942),
старший лейтенант (26.07.1943),
капитан (ноябрь 1943),
майор (25.03.1944),
подполковник (май 1948),
полковник (5.11.1951).

Награждён орденом Ленина (24.05.1943), 3 орденами Красного Знамени (05.04.1943; 24.04.1943; 06.11.1943), орденами Отечественной войны 1-й степени (31.05.1946), Красной Звезды (30.12.1956), медалью "За боевые заслуги" и другими.

В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой и в городе Кривой Рог на доме, в котором вырос, установлены мемориальные доски.

Первоначальная биография представлена А. Мельниковым.

Источники


Родился 14 (27) сентября 1914 года в селе Александров Дар (ныне город Кривой Рог Днепропетровской области Украины). Окончил 7 классов школы в 1928 году. С 1929 года работал проходчиком на шахте в Кривом Роге. В 1934 году окончил Криворожский горный техникум. Работал на той же шахте сменным техником, горным техником, заведующим участком. В 1936 году окончил Криворожский аэроклуб. В том же году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в городе Херсоне и оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 31 декабря 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Служил в Конотопском военном авиационном училище: лётчик-инструктор, с мая 1941 года - командир звена.

С июня 1941 года лейтенант Б. Б. Глинка на фронтах Великой Отечественной войны, по август 1941 года участвовал в ПВО Конотопского железнодорожного узла и города. Затем, вместе с училищем, эвакуирован на Северный Кавказ. С 20 февраля 1943 года сражался в составе 45-го ИАП (17 июня 1943 года преобразован в 100-й Гвардейский ИАП): командир звена, с мая 1943 - адъютант эскадрильи. Летал на "Аэрокобре".

К маю 1943 года адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) лейтенант Б. Б. Глинка совершил 33 боевых вылета, сбил лично 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В августе 1943 года старший лейтенант Б. Б. Глинка назначен заместителем командира эскадрильи. 1 сентября 1943 года сбил в воздушном бою, ранен и произвёл вынужденную посадку на повреждённом самолёте, при которой получил тяжелые травмы. Вернулся в строй через несколько месяцев. С января 1944 года капитан Б. Б. Глинка - заместитель командира полка.

С июня 1944 года - командир 16-го Гвардейского ИАП (9-я Гвардейская ИАД), где продолжал летать на "Аэрокобре". 14 июля 1944 года Гвардии майор Б. Б. Глинка сбит в воздушном бою, выбросился на парашюте, но ударился о стабилизатор и получил тяжёлые травмы (переломом правой ноги и правой руки), долго лечился и больше не летал. Всего выполнил около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 27 и в составе пары 2 самолёта противника. Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 4-м, 2-м Украинскои и 1-м Украинском фронтах.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1946 года - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полёта 6-го Гвардейского ИАК (2-я Воздушная армия, Центральная группа войск), затем - на такой же должности в 303-й ИАД (1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ). В 1947 году убыл на учёбу. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1952 года Гвардии полковник Б. Б. Глинка - заместитель начальника Фрунзенского военного авиационного училища лётчиков по лётной подготовке. С февраля 1953 года - заместитель командира 13-й Гвардейской ИАД (73-я Воздушная армия). С августа 1957 года - заместитель начальника Борисоглебского Краснознамённого военного авиационного училища лётчиком по лётной подготовке. С февраля 1961 года служил в Центре подготовки космонавтов - начальник командного пункта Управления космическими полётами, помощник начальника Отдела лётно-космической подготовки по лётной подготовке, помощник начальника 3-го отдела ЦПК по лётной подготовке. Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Умер 11 мая 1967 года. Похоронен в городе Щёлково на Гребенском кладбище. На Аллее Славы в Херсоне его имя среди Героев Херсонщины.

Награждён орденами: Ленина (24.05.1943), Красного Знамени (05.04.1943, 24.04.1943, 06.11.1943), Отечественной войны 1-й степени (31.05.1946), Красной Звезды (30.12.1956); медалями.


* * *

Список известных воздушных побед Б. Б. Глинки:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
10.03.1943 1 Ю-88 юго-восточная окраина Абинская "Аэрокобра"
1 Ме-109 севернее Абинская
19.03.1943 1 Ме-109 южнее Петровская
22.03.1943 1 Ме-109 восточнее хутор Губернаторский
1 Ме-109 северо-западнее Славянская
11.04.1943 1 Ме-109 Абинская
12.04.1943 1 Ю-88 Львовская
15.04.1943 1 Ю-88 северо-восточнее Крымская
1 Ме-109 северо-западнее Гладковский
1 Ме-109 Киевское
26.05.1943 1 Ме-109 юго-западнее Киевское
27.05.1943 1 Ме-109 севернее Гладковский
1 Ме-109 Киевское
1 ФВ-189 западнее Черноерковская
18.08.1943 1 Ме-109 Красный Лиман
23.08.1943 1 ФВ-189 (в паре) северо-западнее Петровская
26.08.1943 1 ФВ-189 (в паре) Ивановка
1 Ме-109 юго-западнее Донецко-Амвросиевка
28.08.1943 1 Ю-88 Федоровка
29.08.1943 1 ФВ-190 северо-восточнее Федоровка
30.08.1943 2 Ю-87 юго-восточнее Щербаков
31.08.1943 1 Ме-109 Ванюшкин
2 Ме-109 Федоровка
1 Ме-109 западнее Федоровка
01.09.1943 1 Ю-87 Федотовка
04.06.1944 1 ФВ-190 западнее Захорна
14.07.1944 1 Ме-109 Свинюхи - Горохув

Всего сбитых самолётов - 27 + 2; боевых вылетов - около 200.

Из фотоматериалов военных лет:





Из материалов прессы военных лет:

Дважды Герой Советского Союза Глинка Дмитрий Борисович

Родился 12 декабря 1917 года в семье рабочего, в селе Александров Дар, ныне посёлок Рахмановка Днепропетровской области. Окончил неполную среднюю школу. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С января 1942 года лейтенант Д. Б. Глинка в действующей армии. Боевое крещение получил в Крыму, в составе 45-го ИАП. Отличился в боях на Кубани.

К апрелю 1943 года помощник командира воздушно-стрелковой службы 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) старший лейтенант Д. Б. Глинка совершил 146 боевых вылетов и сбил 15 самолётов противника.

24 апреля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К августу 1943 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 100-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия) Гвардии капитан Д. Б. Глинка совершил 183 боевых вылета, провёл 62 воздушных боя и лично сбил 29 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС, командовал полком. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии. С 1960 года Гвардии полковник Д. Б. Глинка — в запасе. Жил в Москве, работал в Гражданской авиации. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Умер 1 марта 1979 года. Бронзовый бюст установлен в Кривом Роге. Его имя присвоено улице в городе Брянка Ворошиловградской области.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Он родился в семье шахтёра 10 декабря 1917 года, в селе Александров Дар Екатеринославской губернии. В 13 лет пришёл на шахту имени МОПРа, где работали отец и старший брат. Здесь в тяжёлых, однообразных буднях сверкнуло однажды радостное слово — авиация.

Вслед за бойким, одержимым полётами братом Борисом в Криворожский аэроклуб приняли и молчаливого увальня Дмитрия, а через 3 года, в 1939 году, он закончил тогда уже знаменитое Качинское Краснознамённое лётное училище.

«...Высокого роста, волевой взгляд из-под коротких бровей придавал лицу строгое, даже суровое выражение, и мы, молодые, откровенно побаивались этого взгляда. Мастер воздушного боя, Дмитрий очень метко стрелял с коротких дистанций, пилотировал с большими перегрузками, чаще всего не предупреждая о своём маневре по радио», — вспоминал о своём ведущем Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Г. У. Дольников.

«ДБ», как по инициалам окрестили на фронте этого великого бойца, отличался исключительной пытливостью и упорством, с терпеливым упрямством, снова и снова бросал он самолёт в сложные, тяжёлые для лётчика фигуры или в упорном сосредоточении мысли, подобно древним философам, пытался докопаться до первопричины вещей и действий.

Незаурядный воздушный боец, Дмитрий Борисович Глинка был доброжелательным и очень терпеливым наставником, отличался педагогическим тактом и выдумкой.

Его ученик Герой Советского Союза Григорий Устинович Дольников позднее вспоминал: «Иронией он заменял окрики и внушения, и действовала она лучше всяких выговоров».

В отличие от большинства асов первой десятки Дмитрий Глинка не прошёл инструкторской школы, но до января 1942 года, когда наконец попал на фронт, была служба в строевой части, несколько сот вылетов на истребителе И-16.

Боевое крещение Дмитрий получил в Крыму, в составе 45-го истребительного авиаполка, укомплектованного самолётами . Там он сделал почин, сбив Ju-88.

В тяжёлых боях на 4-х фронтах (Крымском, Южном, Северо-Кавказском, Закавказском) с 9 января по 19 сентября 1942 года полк потерял 30 самолётов и 12 лётчиков, уничтожив 95 самолётов противника. Дмитрий Глинка сбил тогда 6 вражеских машин.

В мае был подбит и ранен. Очнулся на руках пехотинцев, не помня, как спускался с парашютом. Контузия оказалась настолько серьёзной, что врачи наотрез запретили ему летать. Около 2-х месяцев он провёл в госпиталях.

Его возвращение совпало с прибытием в часть молодых лётчиков, и, внимательно приглядевшись к пополнению, он выбрал своим ведомым худенького парнишку, похожего на цыганёнка, — Ивана Бабака.

Бывали дни, когда они совершали по 4-5 боевых вылетов. Вскоре Дмитрий стал первым асом в полку, ему поручили водить в бой большие группы истребителей.

В январе 1943 года полк перевооружили на «Аэрокобры», и 10 марта он был брошен в сражение на Кубани. Здесь полк стал Гвардейским — 100-м ГвИАП, а помощник командира по воздушно — стрелковой службе Гвардии капитан Д. Д. Глинка проявил себя выдающимся мастером вертикального маневра. Летая на «Аэрокобре» с бортовым номером «21», Дмитрий сеял настоящий ужас среди пилотов противника. В течение нескольких недель (к маю 1943 года) он сбил 21 вражеский самолёт, став одним из самых результативных лётчиков в этой битве.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Человек большой физической силы, выносливости и азарта, в упорнейших апрельских боях он совершал по нескольку боевых вылетов в день, однажды доведя их число до 9! После этого он проспал почти полтора суток и с диагнозом «сильное переутомление» на неделю был отстранён от полётов.

Здесь же, на Кубани, в большом бою, где участвовало более 100 самолётов с обеих сторон, Дмитрий, атакуя сзади — снизу, с горки, последовательно сбил 2 бомбардировщика Ju-88, но и сам был сбит второй и последний раз за войну, ранен, выбросился с парашютом. Через неделю он вернулся из госпиталя ещё в бинтах.

В конце апреля 1943 года старший лейтенант Д. Д. Глинка сбил 3 пикировщика Ju-87 в одном вылете, причём 2 из них в неотразимой 5-секундной атаке. Через несколько дней, 4 мая, при штурмовке аэродрома Сарабуз, сжёг на земле 2 Ме-109 и сбил идущий на посадку транспортный Ju-52.

Манера ведения им воздушного боя при любых обстоятельствах была атакующей, открытой, без маскировки, с предельными нагрузками для лётчика и самолёта, с резкими эволюциями.

«Он умел исключительно эффективно использовать складывающуюся обстановку в любой схватке с врагом, хорошо организовал взаимодействие внутри группы... отличался исключительным искусством ведения боёв на вертикалях» — эта краткая характеристика Дмитрия Глинки принадлежит Ивану Бабаку, а ведь едва ли кто лучше ведомого может характеризовать работу лётчика-истребителя.

30 апреля 1943 года в «Красной Звезде» появился очерк о Дмитрии Глинке поэта И. Сельвинского — «Чувство неба». Описание героя автор начал с упоминания о творческом методе художника — портретиста В. Серова, который искал в человеке внешнее сходство с каким — либо зверем или птицей, что позволяло неожиданно раскрыть человека, увидеть в обычном необычное. В фигуре лётчика, в его профиле явно проступало сходство с красавцем орлом.

Став в августе 1943 года дважды Героем Советского Союза, Дмитрий трудно переживал испытание славой. Его смущали портреты в газетах, корреспонденты и операторы, десятки писем от незнакомых людей, ежедневно доставляемых ему. Неуравновешенный характер Дмитрия становился ещё более неровным. С одной стороны, фронтовое братство требовало непринуждённого общения, предельной честности и искренности, с другой, — положение обязывало нести высочайшее, по заслугам, звание. Временами Дмитрий становился нарочито серьёзным, даже суровым, но чаще возраст брал своё, и он оставался весёлым, чуть неуклюжим 23-летним парнем.

Дмитрий Глинка продолжал много летать и одерживать победы. После боёв на Кубани полк без перерывов участвовал в Миусской операции, в боях на реке Молочной, в Перекопском сражении.

«Чем больше врага — тем легче бить его» — этот афоризм Дмитрия Глинки скорее характеризует автора, чем точно отражает реальность.

В начале сентября, после получения второй «Золотой Звезды», Дмитрий едва не погиб, забавляясь с немецкими трофейными гранатами-"лягушками". Из-за взрыва упавшей поблизости гранаты он получил множественные лёгкие ранения ног. Несмотря на досадную случайность, к 5 декабря 1943 года, Дмитрий записал на свой счёт ещё 8 машин врага.

После почти полугодового отпуска, учёбы и пополнения, лётчики 100-го Гвардейского авиаполка приняли участие в Яссо-Кишиневской операции на южном отрезке фронта. Во время этих боёв лётчиками полка было сбито около 50 самолётов противника, а личный счёт Дмитрия Глинки вырос до 46 побед. Так, в мае 1944 года, в одном из боёв группы из 12 «Аэрокобр» с 45 пикировщиками Ju-87 и прикрывающими их истребителями, Дмитрий сбил сразу 3 самолёта. Всего же, за неделю напряжённых боёв под Яссами, он одержал 6 побед.

В июле 1944 года, вылетев на транспортном Ли-2 в составе 5 лётчиков 100-го Гвардейского ИАП за отремонтированными самолётами, Дмитрий Глинка едва не погиб в авиационной катастрофе. Прибыв на аэродром за несколько минут до вылета, Глинка и его спутники расположились на самолётных чехлах в хвосте Ли-2 (все места в салоне были уже заняты). Во время полёта самолёт зацепил за вершину Кремецкой горы, закрытой облаками, и разбился. Погибли все члены экипажа с пассажирами. Осталась в живых лишь пятёрка лётчиков из группы Глинки, которых спасло лишь то, что они расположились в самом хвосте машины. Все они получили тяжёлые ушибы и ранения. Особенно пострадал Дмитрий. Он несколько дней находился без сознания и лечился почти 2 месяца.

После выздоровления Дмитрий Глинка продолжил боевую деятельность и одержал ещё много побед. Так, в ходе Львовско-Сандомирской операции он сумел уничтожить 9 немецких машин. В боях за Берлин сбил 3 самолёта в один день, а свою последнюю победу одержал 18 апреля 1945 года, в упор, с 30 метров, расстреляв истребитель FW-190.

Войну Дмитрий Глинка закончил совершив около 300 боевых вылетов и проведя более 100 воздушных боёв. На счету отважного лётчика 50 лично сбитых им самолётов противника (9 из них — на Як-1, остальные — на «Аэрокобре»).

После войны Дмитрий Борисович ещё долго служил в авиации, командовал полком, затем был заместителем командира авиационной дивизии. В 1951 году закончил Военно-Воздушную академию. В 1960 году демобилизовался в звании Гвардии полковника. Жил в Москве.

Многие прославленные боевые лётчики, накрепко связав свою судьбу с авиацией, сменили кабины грозных истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков на кабины вертолётов и самолётов пассажирской, санитарной и сельскохозяйственной авиации. За штурвал пассажирского лайнера сел и один из прославленных асов Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза Д. Б. Глинка.

«Я долго прослужил в частях ВВС. В июльское утро 1945 года я был в рядах тех, кто бросал к подножию Мавзолея В. И. Ленина вражеские знамена. Я мог бы уйти на пенсию, собирать грибы, охотиться, слушать любимую музыку, отдаться чтению книг. Но жить без неба, жить без штурвала — не могу», — говорил Дмитрий Борисович Глинка. Эти слова прославленного воздушного рыцаря как нельзя лучше характеризуют его неугомонное сердце, его любовь к Родине, к авиации.

* * *

Кубанская «этажерка».

Весной 1943 года на Кубани немцы предприняли наступление с Таманского полуострова. За так называемой «Голубой линией» противник сосредоточил массу своих войск, а на аэродромах Таманского полуострова, в Крыму и на юге Украины — большое количество бомбардировочной и истребительной авиации. В небе Кубани развернулось грандиозное воздушное сражение.

В конце марта 1943 года мы прилетели на Кубань из тыла. В один из первых вылетов мы шли восьмёркой «Аэрокобра» в боевом порядке «фронт» на высоте 2000 метров с задачей прикрытия своих войск от станицы Крымской до Небережаевской. Вскоре над станицей Крымская на большой высоте были замечены Ме-109, и наша группа одновременно восьмёркой стала набирать высоту.

Заметка в "Огоньке

"

Но оказалось, что за время нашего вывода на высоту 7000 метров замеченные нами бомбардировщики противника отбомбились по нашим войскам со средней высоты под нами. По возвращении на аэродром на коротком разборе была отмечена ошибочность наших действий, и было решено разбиться на 2 группы: на ударную и прикрывающую.

В тот же день вылет был снова повторен в составе восьмёрки. Патруль был построен теперь уже так: ударная группа состояла из 6 самолётов и должна была находиться на 2000—2500 метров с задачей уничтожать только бомбардировщики противника, а группа прикрытия — верхняя пара, идущая на 700 метров выше ударной, должна была драться в основном с истребителями противника.

Этот вылет прошёл удачно. Ударная группа выполнила свою задачу, расстроила бомбардировщиков, не допустив их к нашим войскам, а верхняя пара сковала боем 4-х истребителей противника.

В последующих вылетах мы стали выделять по 2 — 3 пары на прикрытие ударных групп. Иногда уменьшали состав ударной группы, чтобы обеспечить несколько слоёв прикрытия. Так появился тактический приём, прозванный лётчиками Кубанская «этажерка». В чём заключается этот приём.

Ударная группа самолётов патрулировала на высоте вероятного подхода бомбардировщиков противника с задачей не допустить бомбометания.

Строй ударной группы состоял из 2-х пар и строился по фронту с интервалами между парами 250-300 метров. В парах самолёты строились так: интервал до 200 метров, дистанция 50 — 75 метров.

При обнаружении бомбардировщиков противника на встречных курсах ударная группа выстраивалась по фронту на уменьшенных интервалах и по команде ведущего открывала огонь по бомбардировщикам; последние, как правило, рассыпались. Остальные 2-3 пары имели превышение над ударной группой до 1000 метров. Они строились с таким расчётом, чтобы верхняя пара могла видеть следующую ступень нижней пары или ударную группу. В тех случаях, когда бомбардировщики противника шли без прикрытия, верхние пары также могли всегда вступить в бой — поддержать ударную группу.

Для борьбы с истребителями противника такой строй также себя оправдал. Если была атакована ударная группа, то при выходе из атаки истребители противника попадали под огонь верхних пар. Если же воздушным боем были связаны верхние пары, то одна пара ударной группы или вся группа по парам могла набрать высоту выше воздушного боя и быть хозяином положения. Такой порядок широко применялся при патрулировании над войсками.

Эшелонирование «этажерки» чаще всего производилось так: одна пара на высоте 4000 метров; вторая пара — на 5000 метров и в стороне на 300 метров, сзади на 200 метров; третья пара — 6000 метров и в стороне на 300 метров, сзади на 200 метров; четвёртая пара — на 7000 метров и в стороне на 300 метров, сзади на 200 метров. Пары в строю — «фронт». Расстояние между самолётами 150-200 метров в сторону и 40-50 метров сзади. Все пары держат между собой зрительную и радиосвязь. Радиосвязь держат только ведущие пар с ведущими восьмёрки. Этот строй не дает сразу обнаружить противнику количество нашего патруля и дает полную возможность отразить любую внезапную атаку.

Такой боевой порядок мы применяли до конца войны, изменяя по обстановке состав ударной и прикрывающей групп. Когда же противник начал применять истребителей как бомбардировщиков, в прикрывающую группу выделялась только одна пара, а ударная группа возрастала до 3-4 пар. В тех случаях, когда ударная группа была из 4 пар, она разбивалась на 2 ударные подгруппы, которые находились одна от другой с превышением до 1000 метров и в стороне до 600 метров.

(Из сборника — «Сто сталинских соколов в боях за Родину». Москва, «ЯУЗА — ЭКСМО», 2005 год.)

* * *

ОСВОБОЖДАЯ РОДНУЮ КУБАНЬ...

Шли ожесточённые бои на Кубани. Внизу, на земле, была сложная обстановка. Одна наша часть ещё находилась в движении и не успела окопаться, когда в небе показались «Юнкерсы». Наши наблюдатели насчитали 60 вражеских самолётов и сбились со счёта. Не потому, что плохо считали, а потому, что строй немецких бомбардировщиков неожиданно рассыпался. И небе всё перемешалось.

Братья Глинки — Дмитрий и Борис

Затеял эту «карусель» Дмитрий Глинка. Шестёрка истребителей под его командованием очутилась лицом к лицу с чёрной тучей немецких самолётов. Но не успели наши истребители ринуться на врага, как сами были атакованы «Мессершмиттами». Фашистские лётчики хотели отвести удар от «Юнкерсов», дать им возможность отбомбиться. Это вовремя учёл Дмитрий Глинка.

Рванувшись вперёд как вихрь сквозь завесу немецких истребителей, Глинка врезался в центр группы бомбардировщиков и сраму расколол их строй. За ним стали охотиться «Мессершмитты». Но он экономил боеприпасы. Ложными маневрами он сбивал с толку вражеские истребители, а сам в это время снарядами и пулями угощал бомбардировщиков.

Так он сбил один ведущий «Юнкерс», отправил вслед за ним ведущего второго звена, затем третьего. Видя как один за другим падают и горят их собратья, немецкие лётчики растерялись.

У страха глаза велики. Немцам показалось, что на них напала целая эскадрилья советских самолётов. Не долетев до цели, они пустились наутёк, бросая бомбы куда попало.

В этом бою был сбит и самолёт Дмитрия Глинки. Что стало с лётчиком, никто не знал. Вскоре весть о печальном происшествии облетела весь полк. Узнал об этом и старший брат Дмитрия — Борис Глинка. Он как раз незадолго перед этим был переброшен в тот самый полк, где служил Дмитрий.

Борис решил жестоко отомстить немцам за брата. Он и его товарищи тотчас же поднялись в воздух и стремительно напали на появившиеся в небе вражеские самолёты. Меткими пулемётными очередями Борис Глинка расстреливал немецких воздушных бандитов. Два «Юнкерса» развалились от его ударов на части.

Не отставали от Бориса и другие лётчики. Полк, где воевали братья Глинки, сбил в тот день 20 немецких самолётов.

Это была большая удача. Но потеря Дмитрия Глинки омрачала радость, печалила сердца лётчиков. Крепко любили в полку этого широкоплечего, богатырского телосложении человека. Всем хотелось верить, что он ещё вернётся, что он снова поведёт в бой свою крылатую машину. Их надежды оправдались.

Вот что случилось с Дмитрием Глинкой. Выбросившись с парашютом, он опустился невдалеке от горного селения и потерял сознание. Здесь его и нашли местные жители. Они бережно уложили лётчика на белый шёлк его парашюта и понесли на руках через горы и леса.

Лётчик всё ещё был в забытьи, когда горцы подошли к нашим частям. Гром пушек привёл Глинку в сознание, и он вспомнил подробности боя. Врачи пробовали его удержать в госпитале, но он рвался в свою часть. Он пришёл в полк оборванный, загорелый, но, как всегда, бодрый и неусидчивый, готовый с утра до вечера сражаться с воздушным врагом.

Весной 1943 года в непрерывных и жестоких боях на Кубани Дмитрий Глинка сбил ещё до десятка фашистских машин. Слава о его подвигах дошла до самого сердца страны — до Москвы. Президиум Верховного Сонета СССР издал Указ о присвоении старшему лейтенанту, ныне капитану, Дмитрию Глинке звания Героя Советского Союза.

Спустя некоторое время и старший брат, Борис Глинка, был также удостоен звания Героя Советского Союза. Беззаветно сражаясь за нашу Советскую Родину, братья Глинки к этому времени сбили 31 немецкий самолёт. Дмитрий сбил 21 немецкую машину, и Борис — 10.

Нет сейчас человека на Кубани, который бы не слышал о подвигах братьев Глинок. Люди беззаветной храбрости и отваги, они стали гордостью советской авиации.