Печи и мангалы

Современный подход к реконструкции исторических городов. Особенности реконструкции исторического города и исторической зоны центра крупного города. (ГиЛА) Статьи композиционные аспекты реконструкции исторических центров города

Реконструкция городов и городских ансамблей, имеющих историко-архитектурную ценность

Вплоть до середины 50-х годов европейские архитекторы занимались главным образом восстановительным строительством в обстановке исторически сложившихся старых городов. Проблемы, стоявшие перед ними, отличались большим разнообразием. В одних случаях нужно было возродить целиком разрушенный город, нередко обладавший большим количеством памятников архитектуры и искусства; в других - восстановить кафедральный собор или ратушу с "аккомпанирующей" им второстепенной застройкой; в третьих - поднять из бесформенных руин средневековую улицу, набережную или старые городские укрепления.

В зависимости от степени разрушения, художественной ценности того или иного объекта, а также экономических возможностей муниципальных властей и частных владельцев применялись те или иные, весьма специфические методы восстановительного строительства. Так, главные здания городов (в каком бы состоянии они ни находились) восстанавливали посредством точной реставрации на основе предварительного исторического и археологического изучения памятников. "Аккомпанирующую" жилую застройку при неимении обмерных чертежей или достаточных денежных средств чаще всего приходилось восстанавливать в обобщенных и упрощенных формах, дававших возможность сохранить лишь характер и стиль безвозвратно исчезнувших прототипов (К этому необходимо добавить, что в восстановительном строительстве архитекторам приходилось считаться с интересами людей, законно претендовавших на современный бытовой комфорт. Поэтому реставрации в ее полном и безупречном виде обычно подвергались только фасады жилых (и даже общественных) зданий, тогда как внутренняя планировка квартир сильно изменялась. Исключение из этого правила составляли только церкви и здания, превращенные в музеи ). В некоторых случаях архитекторы прибегали к имитации старых планировочных приемов, но сочетали их с новейшей застройкой, исполненной в функциональном стиле. Применение этих методов мы и рассмотрим на нижеследующих конкретных примерах.

Миниатюрный шварцвальдский городок Фрейденштадт демонстрирует применение весьма далекого от реставрации метода, который можно было бы назвать свободным или произвольным варьированием одной из старых градостроительных тем.

После уничтожения гитлеризма в западных областях оккупированной Германии вспыхнуло кратковременное, но всеобщее увлечение народным зодчеством XV и XVI вв. В этом обращении к прошлому, несомненно, содержались и свои здоровые побуждения, ибо возрождавшиеся прогрессивные художественные силы Германии пытались заменить отвергнутую псевдоклассическую фашистскую архитектуру гуманистической народной романтикой. Отправляясь от архитектурных образов, свойственных тем или иным местным школам немецкого Возрождения и поздней готики, архитекторы с увлечением отдавались творческим фантазиям. Такой фантазией на старую тему и явился Фрейденштадт, восстановленный (точнее, построенный заново) со значительными отступлениями от исчезнувшего прототипа как в планировке, так и особенно в застройке.

Довоенный Фрейденштадт был спланирован и застроен еще на рубеже XVI и XVII вв., когда немецкие архитекторы, следуя по стопам Альбрехта Дюрера, стали заниматься проблемой идеального города. По проекту Генриха Шикхардта Фрейденштадт получил квадратный план с проложенными параллельно городским стенам прямолинейными улицами (План Фрейденштадта (в двух вариантах) опубликован в книге Г. Мюнтера, посвященной идеальным городам XV-XVII вв.; там же рассматривается и его прообраз - город Дюрера (Mtinter G. Idealstadte. Ihre Geschichte vom 15-17 Jahrhundert. Berlin, 1957) ). В центре города разместилась квадратная площадь, среди которой предполагалось построить замок. Сам Шикхардт произвел разбивку города на месте и, кроме того, построил четыре невысоких общественных здания по углам площади (торговый дом, ратушу, госпиталь и оригинальную двухзальную церковь), но осуществить весь свой замысел он не смог, так как для строительства замка заказчика не нашлось. Поэтому центральное пространство, оставшееся незаполненным, превратило площадь Фрейденштадта в огромный пустырь.

Двухэтажные бюргерские домики, высота которых едва достигала 12 м (включая и крышу), не могли создать для этого безмерного пространства достойную оправу; колокольни церкви поддерживали только один из четырех углов площади, а беспорядочная зелень деревьев лишь засоряла ее середину. Таким образом, центр старого Фрейденштадта был недостроенным и весьма посредственным комплексом. А поскольку задача восстановления города в его довоенном виде не ставилась, постольку реконструкция направилась по пути решительных отступлений от прошлого (Во время войны Фрейденштадт потерял 670 домов, из которых состояло его центральное ядро. Это обстоятельство и позволило Швейцеру заново перестроить город в пределах старых оборонительных стен ). Строителю нового Фрейденштадта, архитектору Л. Швейцеру, было понятно, что без повышения этажности жилых домов, как и включения в ансамбль центральной площади хотя бы одной дополнительной вертикали, композиционную задачу решить нельзя. В 1949 г. по диагонали, проходящей через старую церковь, т. е. на противоположном углу площади, выросла высокая ратуша, главным украшением которой стала расчлененная лопатками двухъярусная башня. Прообразом ей послужили сохранившиеся церковные колокольни, и вместе с тем шарообразное увенчание башни принесло с собой в угловой ансамбль площади игру криволинейных живописных форм, столь характерных для южногерманского зодчества эпохи Возрождения. Впрочем, Швейцер обладал глубоким и тонким пониманием народной архитектуры, что отразилось и в формах ратуши и, может быть, особенно в архитектуре жилых домов. Вместо низкорослых домиков, обращенных к пустынной площади своими фронтонами, он возвел трехэтажные длинные корпуса, тем самым устранив остроконечные жесткие зубья, типичные для средневековых городов. Но, объединяя дома, он вместе с тем и расчленил их на звенья в соответствии с участками частных владельцев, а это в свою очередь позволило ему сознательно нарушать чрезмерно жесткую горизонтальность аркад, окон и карнизов. В результате же получилась живая человечная архитектура, обладающая несомненным художественным обаянием.

Со временем, когда умело посаженные одиночные деревья разрастутся, центральная площадь Фрейденштадта будет еще более привлекательной. И уж во всяком случае она избежит печальной участи парижской площади Вогезов, фасады которой теперь разобщает густая тенистая роща. Следует указать еще на одно удачное отступление от планировки старого Фрейденштадта, а именно - на устройство второй, очень небольшой и уютной площади, предназначенной для стоянки автомобилей. Расположив ее по другую сторону ратуши, Швейцер тем самым усилил художественное звучание этого здания и сделал центральную площадь, по впечатлению, еще более грандиозной. Итак, возрожденный Фрейденштадт ни в какой степени не был реставрацией данного города, поскольку и генеральный план, и застройка его существенно изменились. Фактически на месте единственного осуществленного в Германии идеального города вырос иной идеальный город, близкий к нему в стилистическом отношении, но несравненно лучший по форме. Но спрашивается, зачем нужно было ставить этот небезынтересный эксперимент на старом пепелище? И не лучше ли было сохранить для потомства то, что представляло собой несомненную историческую ценность?

Творческие эксперименты подобного рода нередко критикуются. Особенно непримиримыми противниками их являются ценители старого, "подлинного" дерева и камня, т. е. ортодоксальные реставраторы памятников архитектуры и старины. Произведения, подобные ратуше в Фрейденштадте, они называют "фальшивками", а их создателей причисляют к отступникам от исторической правды. Мы также возражаем против имитации давно отжившего зодчества, особенно в качестве общего метода реконструкции исторических городов. Однако проявленное в данном случае художественное мастерство заставляет отдать ему должное. И не удивительно поэтому, что составитель капитального труда по истории немецкой архитектуры Ганс Кепф увидел в Фрейденштадте одно из выдающихся произведений градостроительного искусства (Koepf Hans. Deutsche Baukunst von der Romerzeit bis zur Gegenwart. Stuttgart ).

В отличие от Фрейденштадта подавляющее большинство исторических городов Германии, Франции, Англии и других европейских стран было восстановлено на основе преемственности, которая требовала осторожного и чуткого отношения к сложившемуся облику каждого отдельного города. Примером восстановления небольшого города с минимальными планировочными поправками может послужить Сен-Мало. В XV-XVII вв. этот город был приморской крепостью Франции у Ламанша, позднее же превратился в торговый порт.

Планировка Сен-Мало не обладала особенно выдающимися художественными достоинствами, но довоенная старая застройка придавала городу своеобразный нормандский колорит. Внушительное эстетическое впечатление производили невысокие каменные стены Сен-Мало, примыкавшие к четырехугольному средневековому замку, над которым возвышалась могучая цилиндрическая башня. Собственно оборонительные стены и составляли главную достопримечательность Сен-Мало, привлекавшую сюда многочисленных туристов.

В августе 1944 г., после вторжения англо-американских войск во Францию, город подвергся почти полному разрушению (Согласно данным, опубликованным в журнале Urbanisme (1956, № 45-48), в Сен-Мало было разрушено 2 тыс. квартир, что составляло около 80% всего жилого фонда этого города ). Перед архитекторами открылись три возможных подхода к его возрождению, а именно: 1) восстановить строительный фонд на старых фундаментах; 2) создать улучшенный вариант старого города с приблизительным сохранением его архитектурного стиля и образа и 3) построить город нового типа в современных нам архитектурных формах.

Однако генеральное направление реконструкции определили сами местные жители. Будучи заинтересованными в сохранении земельных участков, как и туристской клиентуры, они категорически отвергли модернизацию городской планировки и настояли на том, чтобы расширение и исправление улиц было по возможности незаметным. Поэтому авторы проекта (архитекторы Брийо, Ложардьер и Арретш) ограничились освобождением от застройки внутренних дворов и некоторыми другими планировочными коррективами.

Что же касается рядовых жилых домов, то при отсутствии документальных чертежей их заново построили по фотографиям и другим фактическим данным, принимая во внимание и распространенные местные типы застройки. В целом же восстановление Сен-Мало сочетало в себе методы реставрации с правдоподобным возобновлением фасадов.


Жьен - один из средневековых городов, сложившийся у замка на Луаре. Жилые дома, уничтоженные немецкими налетами, были построены заново. Архитекторы (Андрэ Лабори, Базен и др.) задались целью создать для замка "аккомпанирующую" среду посредством родственных архитектурных форм, этажности зданий и цвета

Несмотря на то что соборы, ратуши и замки до сих пор еще являются решающей силой в художественном образе западноевропейского города, современная им рядовая застройка играет отнюдь не маловажную роль. От того, насколько бюргерские дома, окружающие собор, соответствуют его размерам, членениям и силуэту, зависит и производимое им впечатление. И следовательно, само понятие "памятника архитектуры" нельзя ограничивать одним обособленно взятым шедевром, а надо распространять и на все его непосредственное окружение.

Такая точка зрения, ставящая во главу угла проблему ансамбля, и получила всеобщее признание (Вопрос о том, в каких территориальных рамках следует рассматривать выдающиеся памятники архитектуры, дискутировался на нескольких международных конференциях Интернационального комитета по охране памятников архитектуры и искусства, входящего в ЮНЕСКО. Ко времени конференции, состоявшейся в Испании в 1967 г., окончательно утвердился широкий, комплексный подход, в связи с чем в городах стали устраивать заповедные зоны ).

Восстановление "аккомпанирующей" застройки велось различными способами. Если в результате бомбардировки в заповедной историко-архитектурной зоне выбывало то или иное охраняемое здание, то задача восстановления ансамбля решалась сравнительно легко. Достаточно было возвести новый дом, повторявший в общих чертах габариты и характер соседних зданий, как зияющий провал заполнялся. Быть может, наилучшими вставками подобного рода были стилистически нейтрализованные фасады. Средневековые дома, восстановленные у Страсбургского собора, и удачная замена обветшалого палаццо на Большом канале в Венеции дают тому неопровержимое доказательство.

Но чем большие опустошения причиняла война в заповедных зонах, тем более сложной становилась проблема реконструкции. Гибель целого фронта средневековых домов на Главной рыночной площади Мюнстера не дала возможности ограничиться нейтральными формами. Архитекторам пришлось создавать на их месте индивидуальные здания, что стоило немалых усилий.

В наш век, когда рейсшина и угольник стали чуть ли не единственными инструментами зодчего, когда терпеливый ремесленный труд каменотеса, литейщика и кузнеца заменился машиной, индивидуально выполняемому сложному декору пришел конец. Это и привело к упрощению форм как к единственному спасительному средству. Однако упрощение тоже требует своего артистизма, дабы очаровательный старинный дом не превратился в опустошенную схему. Не менее важно и установление композиционных связей между соседствующими домами, как и фронтом домов, и господствующим архитектурным объемом. Собственно, этими двойными связями и достигается то гармоническое единство, которое называют ансамблем.

Восстановление "аккомпанирующей" застройки города Жьена, разрушенной во время второй мировой войны, может послужить превосходным примером для затронутой темы, представляющей собой и в настоящее время одну из ведущих проблем реконструкции исторических городов.

Своим происхождением Жьен был обязан торговой дороге и старому замку, служившему резиденцией властолюбивой Анны Боже (Анна Боже, дочь Людовика XI, фактически правила Францией при своем несовершеннолетнем коронованном брате Карле VIII (конец XV в.). Строительством этого замка она возобновила традицию династии Валуа, создававшей свои внестоличные резиденции на Луаре ). Замок венчал сравнительно невысокий холм на правом (северном) берегу Луары, а у подножия его возник городок, достигший ко времени второй мировой войны всего лишь 8 тыс. жителей. Мост, вызвавший к жизни данное населенное место, послужил и причиной его разрушения: 15 июня 1940 г., во время налетов немецких самолетов на переправы через Луару, от бомб и пожаров в Жьене погибло свыше 500 домов, т. е. около 2 / 3 всего жилого фонда. Восстановление Жьена как ансамбля, имевшего выдающееся историко-архитектурное значение, было проведено первоклассными мастерами под общим руководством республиканской "Службы исторических памятников" (Следует отметить, что внимание, уделявшееся Жьену, объяснялось еще и тем обстоятельством, что он являлся исходным пунктом туристических маршрутов по средней и нижней Луаре. В замке Жьена находится Международный музей соколиной и ружейной охоты ).

Главной задачей, стоявшей перед архитекторами (Андрэ Лабори, Базеном и др.), было достижение художественных связей между замком и фронтом домов, выходящих к реке. Прежде всего нужно было определить высотный уровень "аккомпанирующей" застройки. Лучшие видовые точки находятся на противоположном (южном) берегу Луары, откуда Жьен, удачно освещаемый солнцем в дневные часы, воспринимается на фоне неба в виде общей картины.

Архитекторы хорошо понимали, что жилая застройка не должна закрывать замковый массив, а держаться в нижнем, как бы цокольном слое видимого ансамбля. Поэтому нужно было бороться за каждый метр; это и заставило ограничить жилые дома тремя невысокими этажами. Решив первую часть стоявшей перед ними задачи, архитекторы столь же удачно выбрали типы домов. Их было три: в одно, два и три окна. Два одинаковых кубических трехоконных дома они поставили по сторонам моста, что превратило въезд на трехугольную площадь в своеобразные пропилеи, остальные же типы домов разместили "вразбежку", что придало фронту прибрежной застройки иллюзию непосредственности. (Впрочем, этому способствовало и неравенство земельных владений.)

Нет ничего легче, как объединить дома, стоящие в сплоченном строю, общими карнизами или сквозной аркадой по нижнему этажу. Но гораздо труднее связать такие дома при неравных высотах иными архитектурными средствами. Архитекторы, возродившие Жьен, оказались на высоте положения: играя на повторности деталей (например, чердачных окон), на объединяющей роли крыш и, наконец, на общности строительных материалов и цвета, они достигли отчетливо ощущаемого художественного единства. Замок, оставшийся неразрушенным, имеет красные кирпичные стены с белокаменными вставками и деталями из черного кирпича. В отличие от него церковную колокольню (восстановленную после войны) сложили из розового кирпича. А поскольку главный ансамбль стал двухцветным, постольку и "аккомпанирующей" застройке нужно было придать тот же двухцветный колорит. Дома, расположенные вдоль реки, построили из розового кирпича на всем протяжении, что усилило их художественную связь между собой и с вертикалью колокольни. Но красный цвет замка тоже претендовал на свое проникание в жилую застройку. Поэтому руководствуясь вкусом и в то же время логикой, архитекторы сделали удачную краснокирпичную вставку в прибрежную шеренгу домов в виде орнаментированного однооконного фасада. Само собой разумеется, что такое цветное пятно нельзя было поместить в середине шеренги домов, а только со смещением в сторону замка, асимметрично стоящего на холме. Так и сделали архитекторы, разделив весь фронт застройки между мостом и наугольной цилиндрической башней в отношении 1:2. В результате же связь замка с распластанным некогда вассальным поселением еще более упрочилась.

Однако, несмотря на целый ряд удачно проведенных восстановительных работ, самый метод воспроизведения в упрощенных формах архитектуры прошлых веков не находил всеобщего признания. Воинствующие представители так называемой "функциональной архитектуры" вообще полагали, что новому зодчеству подвластны любые созидательные задачи. И, следовательно, во избежание всевозможных натяжек и фальши при восстановлении исторических ансамблей нужно открыто ставить лицом к лицу старую и современную архитектуру. Эта далеко идущая и смелая концепция, как мы увидим ниже, полностью проявилась в реконструкции площади св. Павла в Лондоне, но к ней архитекторы подошли далеко не сразу. Некоторая часть из них, обнаруживая разумную осторожность, полагала, что современная архитектура в ее крайних проявлениях в виде зданий с предельно абстрагированными геометрическими формами не может сочетаться со старой архитектурой уже в силу того, что у современной архитектуры отсутствует пластичность, теплота и иллюзорная соразмерность с человеком. Были и такие архитекторы, которые хотя и допускали проникание новейших зданий в заповедные зоны, но считали обязательным сохранять очертания исторических площадей или, по меньшей мере, создавать вокруг соборов и ратуш свойственную им пространственную среду. К этой последней группе зодчих принадлежал и создатель общественного центра города Абвиля - Клеман Тамбютэ.

Древнеримский опорный пункт на севере Галлии, а позже - эпицентр первых крестовых походов, Абвиль был жестоко разрушен ударной колонной германских войск, прорвавшихся к Ламаншу в конце мая 1940 г. Случайно сохранилась только лучшая часть двухбашенного позднеготического собора св. Вольфрама, в то время как все прочие здания городского общественного центра были полностью уничтожены. При создавшемся положении возобладала тенденция к полному обновлению города как в планировочном, так и в стилистическом отношении.

Нельзя не оценить художественного мастерства, проявленного Тамбютэ при составлении проекта планировки. Непринужденно и смело создал он систему центральных площадей. В них есть и уютная замкнутость, свойственная средневековым планировочным композициям, и живописная беспорядочность, и асимметричное равновесие пространства и объемов. Трапециевидная главная площадь, контуры которой осложнены уступами и нишами, ярко выделяется на фоне генерального плана. Расширение ее в сторону компактного объема ратуши находит себе оправдание. Своеобразно задумана и связанная с ней при помощи промежуточного "шлюза" соборная площадь.

Готические соборы всегда выигрывают в тесном пространстве. Учитывая это обстоятельство, Тамбютэ обошел массив собора с трех сторон большим жилым корпусом, отдав предпочтение в то же время особенно выгодным угловым точкам зрения.

В планировке площадей центрального района Абвиля есть общие черты со схемами, рекомендованными Камилло Зитте. Но насколько более живо, пластично и современно интерпретировал их французский мастер! Особенно интересно наложение новых площадей на сохранившуюся радиальную уличную систему.


Послевоенные предложения по реконструкции соборной площади в Лондоне проекты: 8 - сотрудников журнала "Архитектурное обозрение"

Благодаря проездам, прорезанным в четырехэтажных жилых домах, движение свободно пронизывает площадь, не разрушая иллюзии замкнутых пространств. Что же касается "аккомпанирующей" застройки, то при всей ее стилистической новизне она сохранила такие традиционные элементы, как несущие каменные стены, вертикальные окна и скатную крышу над общим, согласованным с церковью венчающим карнизом. Это и объединило современные здания со старым готическим собором.

Попытки применения новой стилистической концепции к "аккомпанирующей" застройке делались не только во Франции, но и в Англии. Поводы для экспериментов подобного рода дала послевоенная реконструкция так называемых епископальных, или кафедральных, городов, к числу которых относятся Эксетер, Солсбери, Ворчестер (Вустер) и ряд других. Следует отметить, что эти небольшие, но художественно полноценные города старой Англии отличались той весьма характерной чертой, что их главные здания, т. е. соборы, были непомерно большими в отношении самого города. При огромной длине и мощной, обычно четырехугольной башне собор подавлял собой размельченную городскую застройку, если только между нею и краснокирпичным гигантским массивом не находились лужайки или старое кладбище. Подобных контрастов континентальная Европа не знала никогда. Но именно эти контрасты и необходимо было сохранить, воздерживаясь от конкурирующих новых вертикалей, как и от создания между городом и собором несвойственного им интервала. А между тем такой интервал и образовался в Ворчестере (Вустер). Желая получить вместительную площадку для паркирования автомобилей, архитекторы механически "выстригли" ее из большого квартала, тем самым невыгодно обнажив почти половину соборной церкви. Эта грубая градостроительная ошибка подверглась резкой критике со стороны самих англичан (Nairn Jan and Brown Kenneth. Cathedral Cities - The Architectural Review, 1963, № 799 ). Кроме того, и новые длинные здания с девятиэтажным кубическим домом из стекла и бетона оказались совсем чужеродными по отношению к пластически выразительным формам собора.

Еще более очевидная неудача постигла строителей соборной площади в Лондоне. Напомним, что еще в период войны интерес к реконструкции этой площади чрезвычайно возрос в связи с идеей превращения собора св. Павла в "национальный монумент" Британской империи. Опустошение Лондонского сити немецкой ракетной артиллерией убедило архитекторов в том, что собор Кристофера Рена не потеряется среди гораздо более обширного пространства, поскольку он сложен из весьма определенных и крупных объемов. Отсюда выявилась тенденция к уничтожению непрерывного каменного барьера между городом и собором. И если в ретроспективных проектах Бейли, Мак-Алистера и других архитекторов по контурам площади тянулись шеренги домов, то в проекте Рудольфа Френкеля собор просматривался на больших расстояниях сквозь однообразную строчную застройку.

Конечно, последний проект не имел решительно никакой художественной идеи и тем не менее он-то и совершил переворот в сознании лондонских зодчих. Отныне собор св. Павла во всех вариантах планировки стали окружать только обособленно стоящими корпусами, располагая их либо в строчку, либо по так называемому "живописному" принципу.

Уничтожение замкнутого пространства площади сопровождалось еще и сменой стилистических вех. Общегосударственное архитектурное руководство Англии долго сопротивлялось прониканию нового стиля на Британские острова. Но стоило пушкам замолкнуть, как в том же 1945 г. началось решительное наступление на твердыни Королевской академии и Института британских архитекторов. Уже в 1946 г. появился новый проект планировки соборной площади с развязкой автомобильного движения перед главным фасадом собора и отдельно стоящими прямолинейными корпусами. А поскольку англичане безоговорочно приняли новейшие стилистические доктрины, то в Лондон стремительно хлынули доведенные до полной стерильности стеклянно-пластмассовые призматические объемы. Они-то и заявили свои претензии на непосредственное соседство с собором. С этого времени начались творческие поиски архитекторов, стремившихся найти правильное решение в сочетании современной застройки с памятником архитектуры XVII в.

Внимательно изучая проекты планировки площади 40-х и 50-х годов, нельзя не заметить стремлений к преемственному проектированию. Новая соборная площадь как будто унаследовала от старой ее расплывчатый треугольный контур. Высоты некоторых из разновеликих призм как будто отвечают карнизам церковного здания. Но вместе с тем застройка, окружившая собор, оказалась настолько ему чужеродной, что ни о каком аккомпанементе полнозвучному архитектурному аккорду, не может быть и речи. Ансамбль как гармоническое единство главного и второстепенных сооружений возникает только тогда, когда взаимодействуют обе стороны этого комплекса. Но если действие главного здания как бы "упирается" в безразличие второстепенных объемов, возникает полный и безысходный разлад. Так и произошло на наших глазах с центральным комплексом великого города. Конечно, собор св. Павла, устоявший во время войны, будет стоять еще столетия. Но настанет время, когда английский народ освободит свой главный памятник и храм от недостойных соседей, выросших рядом с ним по вине непростительной слепоты современного поколения зодчих.

К сожалению, реконструкция площади св. Павла - не единственная художественная неудача в решении проблемы ансамбля. Следуя примеру Америки, Западная Европа стала наводняться высотными каркасными зданиями, претендовавшими на значение небоскребов. В том же Лондоне, на недопустимо близком расстоянии от Парламента, вырос многоэтажный конторский столб. В Стокгольме при создании нового коммерческого центра на территории Нормальма поставили громадные высотные пластины, вошедшие в конфликт со старыми живописными башнями (Реконструкция Нормальма велась под руководством архитекторов Свена Маркелиуса и Горана Сиденблада. Однако идея реконструкции центра Стокгольма принадлежала Корбюзье, который в 1934 г. посоветовал снести застройку в центре Нормальма и построить на этом месте вертикальные здания ). И даже Италия - эта "обетованная земля" художников всех стран и народов - не оказалась защищенной от стихийных вторжений. Вопреки градостроительной логике, близ невысокого Миланского собора, не приемлющего архитектурных вертикалей в непосредственном соседстве, неожиданно подняла свою уродливую голову многоэтажная башня, напоминающая водокачку (Речь идет о здании Веласка в Милане, построенном архитекторами Берлиозо, Пересутти и Роже. Верхние этажи этого сооружения занимают учреждения, а в нижних размещаются квартиры ). Явления подобного рода, разрушающие, а не формирующие архитектурную композицию городов, вызываются в конечном счете только земельной спекуляцией и рекламой - этими злейшими врагами современного градостроительного искусства в странах капиталистического мира.


Железобетонное высотное здание "Торре Веласка", построенное вопреки градостроительной логике вблизи Миланского собора

Однако даже в тех случаях, когда современные архитекторы были вынуждены считаться с существующей застройкой, их произведения не находили общего языка с архитектурой прошлых эпох. Наиболее ярким примером в этом отношении является здание ЮНЕСКО в Париже, построенное по проекту архитекторов Б. Зерфюсса, П. Л. Нерви и М. Брайера. Администрация ЮНЕСКО остановила свой выбор на небольшом участке земли, примыкающем с юга к площади Фонтенуа, позади здания Военной школы, построенной еще во второй половине XVIII в. архит. Габриэлем. Несмотря на то что проект консультировали виднейшие архитекторы и планировщики современности, такие, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Ээро Сааринен, Лусио Коста, Свен Маркелиус и Эрнесто Роджерс, резиденция ЮНЕСКО не включилась в ансамбль, созданный в эпоху классицизма. Новое здание только формально подчинилось заданной высоте (31 м) и криволинейной конфигурации площади, тогда как архитектура его совершенно не сочетается с монументальным фасадом Военной школы и выглядит чужеродной в историческом центре Парижа.

Реконструкция застройки
исторического центра города

В зависимости от архитектурно-художественной и культурно-исторической ценности объекта выделяется три территориальные зоны

реконструкции:
1. Заповедные территории, на которых допустимы
только восстановление и консервация исторической
застройки (замена функций за старыми фасадами);
2. Территории на которых возможно применение в
определенных пределах архитектурного,
стилистического и масштабного контраста;
3. Территории, для которых возможен свободный
поиск архитектурных решений, соединяющих старые
и новые элементы в любых друг для друга сочетаниях.

Заповедные территории, на
которых допустимы только
восстановление и консервация
исторической застройки

Проекты по реконструкции застройки исторического городского центра должны предполагать: 1. Развитие и всемерное использование

традиций места,
его функциональных и архитектурных особенностей;
2. Соблюдение существующих линий застройки;
3. Строгое регулирование этажности;
4. Поддержка архитектурно-стилевых особенностей
среды, имеющих архитектурно-художественную
историческую ценность;
5. Реставрация памятников, восстановление утраченных
элементов исторической среды, имеющих особое
архитектурное или историко-культурное значение;
6.Специальные мероприятия по ограничению
наземного транспорта в тех случаях, когда он вступает в
противоречие с исторически сложившейся планировочной
структурой.

Задачи освоения территории общественного центра

1.
2.
3.
4.
Выбор рациональных приемов архитектурнопланировочной организации общественных
центров;
Возможность кооперирования отдельных
учреждений в комплексы;
Обеспечение необходимых условий естественного
освещения, инсоляции, аэрации;
Организация транспортных систем и пешеходных
пространств, соответствующих размерам движения
в зонах общественного центра

Принципы реконструкции

Скрытая реконструкция
Выборочная реконструкция
Комплексная реконструкция

Метод «скрытой реконструкции» - это функционально-планировочная реконструкция пространств, находящихся вне поля восприятия и

функциональной активности людей,
наполняющих городской центр (дворовые
территории, пустыри пр.)

Приемы скрытой реконструкции: - расширение объемов центральных функций за счет вытеснения «нецентральных функций», т.е.

происходит
изменение функционального
зонирования территории без
существенного преобразования
объемно-планировочных
параметров застройки;
- оргзанизация «специфичного
жилья»;

Методы реконструкции исторически сложившейся среды зависят от положения объекта в системе структурно-функциональной организации

центральной части города.

пределах территории, где локализуются
активные функции общегородского
центра, т.е. входит в структурный каркас
города
Цель реконструкции – создать
насыщенную городскую среду,
рассчитанную на массовые потоки
посетителей, разнообразную и
проницаемую во всех направлениях
Реконструируемый объект находится в
зоне влияния структурного каркаса, но
не входит в его состав, т.е.
принадлежит центру только в
географическом, но не в
функциональном отношении, и
формирует «тканевые», по
преимуществу относительно
изолированные жилые образования
Цель реконструкции – разуплотнение,
санация, обеспечение необходимых
норм инсоляции, озеленения,
обслуживания

Подход к реконструкции застройки в зависимости от ее размещения в области каркаса (интенсификация) или ткани (разуплотнение) А

– старые кварталы
Б – компактные блоки нежилого
назначения
В – благоустроенные жилые кварталы

Пример интенсификации: цель – создание насыщенной, разнообразной городской среды, рассчитанной на массовые потоки посетителей

Пример разуплотнения:
цель – обеспечение
необходимых санитарногигиенических нормативов по
инсоляции, аэрации,
озеленению

Приемы реконструкции исторической застройки: 1. Интенсификация городского пространства 2. Поддержка исторически сложившейся

планировочной структуры и характеристик
застройки
3. Создание пространственного разнообразия и
соразмерности человеку за счет системы
проникающих пешеходных пространств

Приемы интенсификации

1) использование внутриквартальных и дворовых
территорий, прилегающих к зоне наивысшей
активности, для размещения нового строительства,
устройства дополнительных проходов, подъездов и
т.д. (уплотнение);
2) широкое использование крыш, платформ,
подземных этажей для городских нужд
(искусственные уровни);
3) пространственное совмещение различных
городских функций за счет их дифференциации по
вертикали (вертикальное зонирование).

Приемы поддержания исторически сложившейся планировочной структуры характеристик формирующей ее застройки

1) Традиционный контур - строгое соблюдение периметра
застройки кварталов;
2) Масштабная расчлененность застройки разнообразные и в необходимых случаях достаточно
мелкие членения застройки, воспроизводящие масштабный
строй и объемно-планировочные стереотипы исторической
среды, в том числе воспроизведение традиционных
приемов планировочной организации внутриквартальных
пространств по типу двора;
3) Пластичный силуэт - наклонные кровли и детали
завершения фасадов;
4) Пластичная стена богатая объемная пластика и
деталировка фасадов;
5) Имитация подражание стилевым особенностям старой
застройки в новой архитектуре;
6) Аппликация наложение на старую застройку элементов
новой архитектуры.

Приемы пространственного разнообразия и соразмерности человеку за счет системы проникающих пешеходных пространств

1) пешеходные проходы (пассажи);
2) крытые пешеходные галереи в новых и существующих
домах (аркады);
3) рекреационные и накопительные пространства,
площадки, скверы, совмещенные с системой пешеходных
связей.

Особенностью современного этапа развития городов Сибири является переход к осуществлению мер по реконструкции центральных зон городов с целью интенсификации использования внутренних территориальных ресурсов, повышения компактности городской застройки и создания на этой основе объективных условий для улучшения транспортного и культурно-бытового обслуживания населения, инженерного оборудования и благоустройства территорий, формирования целостного архитектурно-художественного облика города.

Центростремительные тенденции современного этапа развития крупных городов выдвигают реконструкцию городской среды в ранг главного направления в современном градостроительстве. Только комплексная реконструкция исторических зон центров крупных городов может дать необходимый градоформирующий эффект и снять социальное напряжение, неизбежно возникающее в очагах нового строительства или реконструкции.

Исторический город формируется как правило в условиях характерного природного ландшафта, гармония природы и архитектуры, природного ландшафта и городского пространства находят подтверждение в лучших образцах русского градостроительства.

Основные положения на примере Новосибирска:

1)Концентрация деловых функций в развитых офисных центрах с необходимой инфраструктурой в противовес измельченной и дисперсной системы офисного строительства, в т.ч. в дворовом пространстве. Формирование офисных центров вдоль ж/д, что создаст предпосылки для организации современных функциональных связей исторической зоны центра с берегом Оби.

2)Придание точечной реконструкции качеств комплексной реконструкции, способной дать необходимый градостроительный эффект и снять социальное напряжение, часто возникшее в очагах реконструкции или нового строительства.

3) Восстановление утраченной в последние годы приемственности в градостроительном и архитектурном проектировании на основе сохранение и развития общих градостроительных положений при решении локальных градостроительных задач. Проектирование и строительство новых объектов в исторической зоне центра только на основе утвержденных комплексных градостроительных решений.

4) упорядоченные работы в сфере выявления памятников архитектурыисторического и монументально декоративного искусства, переход от формирования требований в сфере охраны памятников к профессиональным поискам оптимальных архитектурных и градостроительных решений.

5) упорядоченное высотное строительство в исторической зоне центра и в целом по городу, используя акцентную роль высотной ориентировки в пространстве, организации городской застройки, соблюдая и развивая многовековые традиции отечественного градостроительства.


6) Формирование пешеходного пространства как качественно иных по уровню комфорта городской территории так необходимо для обогащения среды крупных городов. Закрепление красных линий исторически сложившейся квадратной сетки.

7) Функционально-планировочная и композиционно-пространственная реабилитация красного проспекта как главной улицы исторической зоны центра г. НСКа за счет:

Введения многоэт застр в кварталах с восточной стороны проспекта, формирование заднего плана и активно работающей на него пространственное раскрытие.

Глубинное (внутрь кварталов)функционально-пространственное развитие с созданием пешеходных аллей, пассажей, зальных пространств, разложение функционального назначения.

Восстановление утраченного в процессе строительства метро фрагментов бульвара.

8)Выявление фрагмента исторического ядра центра имеющее признаки архитектурно-градостроительного ансамбля с целью сохранения и развития ансамблейских характеристик. Выявление достопримечательных мест исторического ядра с целью их сохранения и совершенствования.

9)переход к новым техническим решениям по формированию подземных условий территории исторического ядра центра с постепенным повышением структуры подземного прохождения каналов для инженерных коммуникаций, парковок и других инженерных сооружений.

10) Возрождение и развитие практики конкурсного проектирования с целью поиска оптимального решения стилевой творческой мысли, привлечение к работе молодых специалистов и ответственных работников.

Город находится в непрерывном развитии. Различные факторы развития – изменение численности населения, размеров и интенсивности использования освоенных территорий – вступают в противоречие со стабильной, искусственно созданной материальной средой. Этот постоянно действующий, исторически обусловленный, объективный и целенаправленный процесс обобщенно называется реконструкцией города.

Реконструкция городов, сохранивших ценное историческое и культурное наследие, в том числе и целые участки исторически сложившейся среды, осуществляется на основе самостоятельных методик, преследующих разные цели и выполняющих разнохарактерные задачи.

Различия в применении реконструктивных методик зависят от проблем отдельных функционально-планировочных частей города – центра города, жилой застройки различных зон города, производственных зон. Наиболее часто реконструктивные мероприятия касаются центральных зон города и объектов, размещенных на их территории.

Процесс реконструкции городской среды и её частей в настоящее время может включать не-сколько этапов, которые могут использоваться комплексно, а также могут существовать по отдельности в зависимости от проблем той или иной территории. Это реставрация, регенерация, реабилитация, ревалоризация, благоустройство и даже новое строительство . Несмотря на разные подходы к сохранению среды все эти виды мероприятий относятся к реконструктивным процессам.

Реставрация – сохранение или восстановление в первоначальном виде отдельного здания или его частей, группы зданий или района города в целом, представляющих большую архитектурную, культурную ценность . Как правило, это комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятников истории, архитектуры и культуры разного значения. Например, в Праге сохранилось свыше 2000 памятников архитектуры, истории и культуры, а служба их охраны и реставрации – одна из лучших в Европе. Процесс реставрации не меняет назначение зданий, направлен на максимально точное соответствие результата реставрации с начальными условиями.

Примеры этого вида реконструкции многочисленны: это особенные здания и комплексы в исторических центрах городов мира и в столицах государств. Как правило, эти кусочки «информационной» среды находятся под защитой государств и ЮНЕСКО – Чешский Крумлов, многочисленные комплексы в центре Праги, комплекс Московского кремля, центральная часть Санкт-Петербурга и отдельные комплексы, участки среды и т.д. Любое изменение первоначального облика такого «законсервированного для последующих поколений» объекта способно изменить его информационную суть. Центр Дрездена (Германия) до последнего времени находился под защитой ЮНЕСКО. Однако необходимость постройки нового моста через р. Эльбу, было воспринято как искажение уникальной исторической среды. В результате длительных слушаний объект потерял свой статус.

Регенерация – «оживление» зданий в новой функции, когда использование первоначального назначения здания или участка среды под затруднено . Примерами могут служить: приспособления двух старых церквей в Калининграде под концертный зал и детский театр при сохранении их внешнего исторического облика, приспособление здания Биржи в Санкт-Петербурге под музей. Удачным примером является и организация пешеходной прогулочной зоны High Line Park на месте исторически сложившейся надземной железнодорожной сети в Нью-Йорке. Парк стал не только излюбленным местом досуга горожан, но и своим возрождением инициировал социальную трансформацию некогда деградирующего района.

Ревалоризация – программа реставрационной перестройки всего района исторического центра или другой части города (например, микрорайона или жилого квартала), «оживление» его архитектурных, композиционных, а также эксплуатационных ценностей . Примерами такого приёма реконструкции могут стать созданные в последние десятилетия многочисленные пешеходные улицы и зоны в центрах городов: Oxford street в Лондоне, Superkillen в Копенгагене, Каламазо Молл в Мичигане, ул. Большая Покровка в Нижнем Новгороде, ул. Баумана в Казани, Столешников переулок, Рождественка-Кузнецкий мост, Б.Никитская и Пятницкая в Москве, ул. Московская в Пензе, а также исторический квартал №139 в Иркутске, созданный как музей среды с деревянными постройками.

Этот прием довольно пластичный, т.к. не связан с сохранением памятников архитектуры. Новый социальный запрос способен изменить концепцию реконструкции . К примеру, одна из первых пешеходных улиц в США Каламазо Молл (Kalamazoo Moll) в штате Мичиган (арх. В. Грюн) была торжественно открыта в 1959 году. В финансировании её строительства принимали участие все жители города. Улица в процессе перестройки получила замечательные элементы благоустройства. Однако, в 1998 году на основной части улицы торжественно вновь было открыто транспортное движение. Причиной такой переоценки среды стал дефицит парковочных мест.

Реабилитация – комплекс мер социального, правового, санитарного и архитектурного характера, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций или процессов .

Необходимость социальной и архитектурной реабилитации город­ской среды вызвана наличием в структуре города территорий с дегра­ди­рующей средой. Такие территории, располагаясь в центре города, в зонах жилой застройки первого периода массового освоения, на пери­ферии городов, в зонах индивидуальной застройки с большим физи­ческим износом, сдерживают процессы градорегулирования в целом.

Причинами деградации жилой среды могут быть:

Отсутствие средств и возможностей для полной единовременной реконструкции;

Отсутствие принципов и подходов к реконструкции с учетом углубления социально-имущественной дифференциации городского населения;

Невозможность осуществления муниципальных программ рекон­струкции из-за противодействия обитателей жилых образований;

Недостаточность традиционных инженерно-технических, эконо­мико-градостроительных и композиционно-художественных подходов к реконструкции жилой среды.

Для города Пензы локализация зон с существующей деградирующей застройкой совпадает с размещением так называемых «неудобных» для застройки территорий, характеризующихся большими уклонами (невозможно, или дорого организовывать строительную деятельность), пересеченным рельефом (как правило, с наличием ручьев и высоким уровнем грунтовых вод), режимом подтопления или затопления .

Естественно, для реконструкции таких территорий требуются мощные инвестиции и для строительной деятельности, и для временного или постоянного отселения обитателей этой среды.

Особенности застройки и состояния деградирующей среды в г. Пензе :

Одно и двухэтажная застройка преимущественно односемейными домами либо многоквартирными домами с вынесенными во двор жилыми функциями хранения;

Спонтанная нерегулярная планировочная структура, что связано с особенностями рельефа и с постепенным развитием транспортного обслуживания по мгновенным запросам и возникающим потребностями проживающего населения;

Отсутствие визуальных ориентиров для навигации;

Крепкие соседские отношения.

Единой методики реконструкции исторической застройки не существует, но повсеместно реконструктивные действия осуществляются на основе следующих принципов:

Основным объектом реконструкции становится не отдельное здание или ансамбль зданий, а участок городской среды, который рассматривается как целостная и непрерывная городская ткань. Иными словами, в центре внимания находится не экстерьер сооружения, а интерьер города;

Необходимо изучение влияния сложившегося исторического плана на современное состояние планировки города;

Развиваются и всемерно используются традиции места, его функциональные и архитектурные особенности;

В случае необходимости вводятся ограничения движения наземного транспорта.

Любой новый объект, возникающий внутри уже сложившейся среды, является элементом реконструкции ткани этой среды. Он должен вписаться в среду и сосуществовать в старом архитектурном окружении, не вызывая у людей эмоционального отторжения. Для этой цели существуют четыре принципа «вживления» нового объекта строительства в исторически сложившуюся среду: скрытая реконструкция; стилевая имитация; контрастное решение; «хирургическое» вмешательство .

Для обновления застройки, её приспособления к требованиям современной жизни без разрушения сложившейся среды и традиционного облика, используется метод скрытой реконструкции. Затрагиваются в основном внутренние, промежуточные, неструктурные городские пространства (дворовые территории, тупики, пустыри и т.п.), находящиеся вне поля восприятия и функциональной активности людей при этом сложившиеся элементы городской структуры при этом не меняют своего привычного облика .

Существуют два принципиально отличных вида применения скрытой реконструкции:

1- реконструируемый объект входит в структурный каркас центральной части города;

2 - реконструируемый объект находится в зоне влияния этого каркаса, но не входит в его состав, формирует «тканевые», преимущественно жилые образования, изолированные от активно посещаемой зоны городского ядра.

Цель реконструкции в первом случае – создание насыщенной, разнообразной городской среды, рассчитанной на массовые потоки людей и проницаемую во всех направлениях. При этом использование старой жилой застройки в прежней функции может оказаться невозможным. Примером может служить функциональная трансформация всей застройки района, произошедшая в результате реконструкции улицы Старый Арбат в г. Москве, организации Новой площади в г. Пензе.

Традиционный метод реконструкции характерен для второго случая, когда применяются разуплотнение, санирование (обеспечение необходимых нормативов инсоляции, озеленения, обслуживания). Термин «санирование» часто заменяется в последнее время другим понятием, подразумевающим ревалоризацию среды.

Для восстановления фасадной части исторической застройки используют принцип стилевой имитации – подражание особенностям старой застройки. Практика строительства новых зданий по принципу стилевой имитации имеет много примеров удачной встройки зданий в ряд исторической застройки без нарушения привычного архитектурно-художественного облика улицы (например, застройка улиц Муфтар в Париже, Ленинградской в Самаре).

Метод аппликации – разновидность предыдущего принципа и означает способ наложения на старую застройку элементов новой архитектуры, что не нарушает общий характер и масштаб фасадов, но меняются средства и язык оформления на современные.

Наиболее сильное впечатление оказывают новые объекты, выполненные по принципу контраста по отношению к окружающей знакомой и эстетически привычной архитектурной среде. Примеров такого решения довольно много. Это и Центр им. Ж. Помпиду по соседству с Лувром в Париже, и Центр искусств в Чикаго, высотное здание на фоне исторической застройки на улице Дорога садов в Сингапуре.

Контрастные решения имеют и неудачное воплощение. Примером может служить застройка Нового Арбата огромными домами рядом с маленькой церковью в г. Москве, в результате чего нарушенным оказался и подход к среде, и к масштабу и архитектурному ландшафту города. Здесь применен принцип «хирургического» вмешательства .

В настоящее время задачи обновления городской среды решаются в соответствии с существующей законодательной базой, состоянием среды и возможностями общества. Следует учитывать, что любые реконструктивные мероприятия предполагают длительность воплощения, требуют мощной инвестиционной поддержки и участия городских властей в разработке программ обновления среды.

  • Волкова Т.Ф. Реабилитация деградирующей жилой среды [Текст] / Т.Ф. Волкова // В сб. статей «Теория и практика средового дизайна». – Пенза: «Приволжский Дом знаний», 2008. – С. 38–40.
  • Волкова Т.Ф. Дифференциация современного жилья и жилой среды крупного города // Современные научные исследования и инновации. 2015. №3 [Электронный ресурс]. “>URL: 03/50458
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Термин «исторический город» означает условно поселения городского типа, прошедшие значительный во времени путь развития, имеющие ценные в историческом, художественном и градостроительном аспектах памятники, ансамбли и комплексы городской застройки, природные ландшафты, интересные образцы древней планировки, а также культурный слой, представляющий археологическую ценность.

    Необходимость сохранения историко-культурного и градостроительного наследия выдвигают особый режим его реконструкции. Проблемы сохранения наследия выдвигаются в первой трети ХХ века, как в международной практике, так и в России официально с первых лет Советской власти.

    Главная задача реконструкции исторического города – оптимальная организация городской среды, гармоничное единство исторически сложившихся ансамблей и новой застройки, при соблюдении требований современной жизни общества и его комфорта.

    Реконструкция городов осуществляется на основе научно обоснованных рекомендациях, руководствах, нормативах, позволяющих определить направленность реконструктивных мероприятий в зависимости от принадлежности города к тому или иному классу (классы «А», «Б», «В»).

    Суздаль – пример системной организации застройки города

    1. Переферийная зона – малоэтажная усадебная застройка (деревянные дома, с/х постройки, усабедные территории) Маетриал – дерево, деревянная резьба

    2. вторая зона – смешанные материалы, различные архитектурно-художественные решения

    3. Третья зона – ближе к центру. 3х этажная застройка, малая степень художественного оформления, доходноестроительсво

    4. Четвертая зона – главная площадь (общественные сооружения, культовые сооружения, доминанты архитектурные (соборы, церкви)

    Сибирь – линейная застройка городов, большое количество православных храмов, панорама на город с реки.

    Зарубежная архитектура:

    Застройка одиннаковой этажности

    Завершение зданий мансардами (париж)

    Застройка на площади одинаковая, одинаковые элементы конструкций, одинаковое количество этажей.

    Принципы системной организации застройки:

    1. Определенность системы застройки (периметральная, ритмическая, усадебная)

    2. Соответсвие выбранной системе определенного вида застройки (периметр – фронтальная, ритмич – объемно-ритмич., усадебная – спрозорами)

    3. Завершенность системы застройки опре-ой системе города

    4. Взаимосвязь систем застройки города

    Система застройки – все здания увязаны несмотря на их различия

    Основные типы застройки ист. Города:

    1. Крупные группы зданий – крепости, монастыри

    2. крупные ансамбли – обществ. Учреждения, учебные заведения

    3. Вертикальные сооружения – водонапорн башни, колокольни

    4. массовая застройка

    5. МАФ – фонтаны, обелиски. Стеллы

    6. Памятники арх-ры (абсолютная ценность – время создания, ценность в прямом смысле, арх ценность; относит. Ценность – размещение в градостроит узле, часть ансамбля, чаасть застройки центра города)

    7. Фоновая застройка

    3 градостроит роль застройки

    4 архитектурно-строительная характеристика

    5 арх-худ характеристика

    6 строит материалы, конструкции

    7 состояние застройки на исследуемый период

    Городская застройка и ее окружение созданы для жизнедеятельности людей (работы, сна, отдыха). Поэтому при проектировании реконструктивных мероприятий обязательно должны учитываться все современные градостроительные, архитектурные, санитарно-гигиенические и противопожарные требования и т.д

    Наиболее сложно задача преобразования планировочной структуры и подчинения ее современным требованиям решается для застройки в исторических центрах старых городов и районах, которые непосредственно примыкают к ним. При реконструкции бывших окраин крупных городов, рабочих поселков возле крупных предприятий и застройки второй половины XX в., как правило, речь идет об упорядочении планировочной структуры и разработке природоохранных мероприятий. Проблемы реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически неразрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии являются очень устойчивой структурой генплана, образующей каркас города

    Непрерывный процесс сохранения, обновления и приспособления застройки к меняющимся требованиям является неотъемлемой частью развития современного города. Существуют два аспекта понимания термина «городская среда»: во-первых, как совокупности условий жизнедеятельности (т.е. состояние атмосферы, уровень шума, электромагнитное загрязнение, светоцветовая среда, восприятие архитектуры и пр.), а во-вторых - как учет воздействия ближайшего окружения при проектировании переустройства здания. Например, могут быть выделены три категории исторической ценности здания или сооружения

    15. Современные проблемы реконструкции исторического города в преемственности архитектурно - планировочных традиций и архитектурно - художественного облика.

    Для гармоничного развития городской среды и сохранения существующей, ценной в историческом плане, застройки необходимо использовать интенсивные методы градостроительства с ограничением роста городов и развитием внутригородского строительства путем реконструкции центральных районов, повышением плотности застройки новых и разукрупнением застройки старых территорий.

    Задача реконструкции в этой связи - максимальное сохранение исторически ценной застройки с включением ее в основной строительный фонд.

    Историко-архитектурную ценность застройки исследуют на 2 уровнях:

    1. планировочная структура территории;

    Производят анализ архивных документов учреждений городского управления, исторических и краеведческих музеев (планы города разных эпох);

    Изучают эволюционно-планировочную структуру города;

    Составляют историко-архитектурную справку, в которой приводят сведения о качестве пространственной структуры территории, наличии памятников архитектуры и утраченных исторических зданий.

    2. здания-памятники: исследуют историко-архитектурную ценность отдельных зданий. Архивные данные сопоставляют с современным ситуационным планом.

    К историко-архитектурной справке прилагают план ретроспекции развития города с нанесением существующих и снесенных памятников, охранных зон. Историко-архитектурная оценка зданий включает:

    Изучение первоначального окружения памятника и развитие застройки;

    Введение ограничения на расположение и высоту зданий нового строительства;

    Изучение архивных документов по зданию (время постройки и перестройки, архитектор, владелец, арендаторы);

    Выявляют первоначальный облик, утраченные элементы. На основе полученных данных здания делят на 4 вида:

    Памятники федерального, территориального и местного значения, охраняемые государством;

    Здания исторической или архитектурной ценности, предложенные к охране;

    Постройки, представляющие интерес, как этнографические образцы старой застройки;

    Элементы градостроительной среды, фасады которых придают индивидуальность кварталу.

    В процессе исследования отделяют рядовую застройку и малоценные здания (возможны реконструкция и снос). Устанавливают художественную ценность фасадов зданий, утраченные элементы архитектуры и декоративные детали. Для особо ценных зданий восстанавливают чертежи фасадов с подбором колеров. Исследуют интерьеры, поэтажные планы разных лет сопоставляют с инвентарными, устанавливая первоначальную планировку. "

    С позиций градостроительного вмешательства в историческую среду старого города в России существует концепция деления городских земель на «защитные» зоны:

    Заповедные - накладывающие наиболее строгие ограничения; организуются в пределах архитектурных ансамблей (кремли, усадьбы, парки, площади, улицы, имеющие границы в виде крепостных стен, оград; древний центр города);

    1. примыкают к отдельно стоящим среди чужой среды историческим и архитектурным памятникам; необходимо создать обзор памятника, масштаб и архитектуру новых зданий согласовывают с исторической средой;

    2. градостроительные образования (весь городской ландшафт является историческим памятником);

    3. участки вокруг заповедных зон памятников, застройка которых может влиять на их восприятие. Раскрытие перспективного обзора с дальних подходов должно решаться планировочными методами.

    Зоны регулирования - примыкают к внешним границам охранных зон. Допускается преобразование застройки. Разрешено новое строительство с ограничением этажности, обеспечением обзора с дальних подходов. Не исключается возможность изменения планировки при условии сохранения преемственности со сложившейся структурой.

    Архитектурно-градостроительные мероприятия при реконструкции городских территорий

    1. Сохранение - архитектурно-градостроительная консервация и реставрация (с воссозданием утраченных элементов) со скрытым введением современных инженерных систем, благоустройство территории и зданий. Принцип сохранения используют при внутренней реконструкции сохраняемых неизменными ценных фрагментов городской среды, центральных площадей и зданий.

    2. Градостроительное обновление - реконструкция с преимущественным сохранением имеющегося историко-архитектурного наследия, включением новых элементов, восполняющих утрату и воссоздающих пространственное соотношение зданий в застройке. Включает в себя обязательное сохранение имеющейся исторической застройки (облика, размеров и пропорций зданий); встраивание новых зданий, форма и размеры которых согласуются с внешней средой.

    3. Преобразование - реконструкция, оберегающая основы исторической планировки и объемно-пространственных соотношений, с целью сохранения характера градостроительной среды или создания оптимальной среды для расположенных в ней памятников архитектуры. Применяется при значительных объемах сноса ветхих зданий в исторических зонах городов с сохранением исторических функций реконструируемого района. Сводится к созданию нового жилого фонда и развитию инфраструктуры старого города с сохранением архитектурно-художественных черт.

    4. Полное переустройство - наиболее полная степень реконструкции. Осуществляется на малоценных в историческом и художественном отношении участках города с сохранением основ его планировочной структуры (сети улиц, проездов). Преследует следующие цели: экономические (повышение плотности застройки), функциональные (переустройство квартир и развитие сети обслуживания), художественные (обогащение объемно-пространственного решения и архитектурных форм застройки в целом).

    5. Воссоздание - новое строительство утраченных объектов по сохранившимся обмерным чертежам.

    Мероприятия по сохранению памятников на реконструируемой территории

    Обследование зданий с фиксацией состояния их планировочных, конструктивных и инженерных систем является базой для принятия решений о проведении дальнейших мероприятий при сносе зданий или их реконструкции.

    В соответствии с итогами анализа результатов обследований подлежащей обновлению застройки выбирают тип технических мероприятий по обновлению.

    Существуют следующие виды мероприятий:

    1. Капитальный ремонт - устранение физического износа конструкций и инженерного оборудования путем восстановления или улучшения физико-технических свойств конструкций или смены оборудования без изменения планировочного или архитектурного решения здания.

    2. Модернизация - кроме работ, проводимых по капитальному ремонту, включает работы по внутренней перепланировке здания, вплоть до смены функций, осуществляемой без изменения его объема и внешнего облика.

    3. Реконструкция - восстановление и улучшение качеств конструкций, замена инженерного оборудования, перепланировка, изменение объема здания и внешнего вида.

    4. Консервация памятников архитектуры - совокупность технических мероприятий по защите от разрушения и укреплению сооружения в его существующем виде, проводимых без изменений внешнего облика или интерьеров.

    5. Реставрация - допускает внесение в здание определенных изменений или дополнений, необходимых для его сохранения и использования, являющихся единственным средством спасения от разрушения.

    Существует 5 видов реставрационной деятельности:

    1. укрепление конструкций памятника;

    2. анастилоз - установка в первоначальное положение обрушившихся частей сооружения;

    3. раскрытие первоначального состояния памятника от последующих пристроек, штукатурки, облицовок;

    4. дополнение утраченных частей;

    5. воссоздание зданий и их ансамблей.