Печи и мангалы

Концепция норм двигательной активности человека. Гигиеническое нормирование физических нагрузок при занятиях физической культурой Возрастные нормы суточной величины двигательной активности

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры с учетом возрастных и половых особенностей, состояния здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовки. В соответствии с ними школьников делят на три медицинские группы: основную (без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии - занимаются по учебной программе физического воспитания в полном объеме), подготовительную (имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстают по физическим развитием - занимаются по учебной программе физического воспитания с условием поступовишого усвоения навыков и умений, не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям) и специальную (отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, - занимаются по специальной программе).

Двигательной активностью называют сумму движений, выполняемую человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части:

Которая проходит в процессе физического воспитания;

Что происходит в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

Спонтанная физическая активность в свободное время.

Указанные составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.

Влияние двигательной активности на здоровье школьников. В современной начальной школе умственная деятельность относится к самым тяжелым в детей, чьи клетки коры головного мозга имеют еще относительно низкие функциональные возможности, а потому большие нагрузки могут вызвать их истощения. Обучение требует длительного хранения вынужденной рабочей позы, создает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Замечено, что между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь.

Дефицит движений, или гипокинезия, вызывает многочисленные морфологические и функциональные изменения в организме. Комплекс этих изменений относится к предпатологических и патологических состояний. Ведущим механизмом гипокинезии служат нарушения режимов саморегуляции физиологических функций, снижение функциональных возможностей организма, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций. Ограничение количества и объемов движений, обусловленное образом жизни и особенностями профессиональной деятельности, также относят к гипокинезии.

Основные причины гипокинезии у школьников:

Ограничение двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

Отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;

Хронические заболевания и дефицит развития, ограничивающие двигательную активность.

Одной из причин чрезмерной двигательной активности, или гиперкинезии, ранняя спортивная специализация детей. Гиперкинезов характеризуется специфическим комплексом функциональных нарушений и изменений состояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторных аппарата. При этом истощается симпатоадреналовой система и снижается общий неспецифический иммунитет организма. Недостаточная (гипокинезия) и чрезмерная (гиперкинезия) двигательная активность отрицательно влияют на здоровье школьника.

Формирование здоровья конкретного школьника обеспечивается привычной для него суточной двигательной активностью, включающий в себя самые разнообразные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенично рациональных соотношениях. Обычной считается такая двигательная активность, устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.

Методы изучения и оценки двигательной активности. Информативным и точным методом гигиенической оценки как количественной, так и качественной активности служит для определения величин энергетических затрат. Точным, но и самым дорогим является метод непрямой калориметрии, то есть выяснение количества потребленного организмом кислорода. В гигиенической практике чаще применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого изучают следующие показатели:

Продолжительность (минуты, часы или в процентах относительно суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;

Число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;

Сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденной за сутки расстоянии (в км).

Благодаря этим показателям получается достаточно объективная и надежная информация о характере и объем двигательной активности школьника без использования дорогостоящего оборудования. Для нормирования двигательной активности широко применяют методы косвенной регистрации ЧСС, определение пульсовой "стоимости" различных видов деятельности, суммарной величины двигательной активности в сутки с помощью телеметрических систем.

Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используют для изучения и оценки суточного ритма школьников, а не собственно двигательной активности. Методика хронометража базируется на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток.

Шагометрия - подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов (шагомеров).

Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны на суточный цикл жизнедеятельности (24 ч.), Но иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников выбираются длительные интервалы наблюдения - неделю, месяц, учебная четверть. Однако этим данным можно пользоваться только для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьника.

Тот факт, что двигательная активность совершенствует физические особенности, повышает работоспособность, общеизвестен. Не менее известно, что научно-техническая революция ведет к уменьшению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции (стволовый отдел мозга, подкорковые ядра, кору полушарий большого мозга). На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы транскрипции и трансляции (снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе). При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода.

Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон; резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения осанки и опорно-двигательной функции.


Предупреждение гипокинезии осуществляется с помощью физических упражнений.Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т. е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.


Обоснование рационального двигательного режима для детей, нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем. Как гипокинезия, так и противоположное по феноменологии функциональное состояние — гиперкинезия имеют свои издержки. Поэтому необходимость строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, а также уровня физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной адекватности нагрузки.


В большинстве экономическиразвитых стран предусматривается, как правило, не более 3-4 обязательных занятий физической подготовкой в неделю. Ее основа — общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание, танцевальные упражнения. Программы физического воспитания чрезвычайно вариативны. Учителю предоставляется право использовать разнообразные средства физического воспитания и дополнительной физической нагрузки в зависимости от индивидуального уровня физической подготовленности занимающихся. Так, в большинстве школ США помимо обязательных уроков еженедельно проводятся соревнования и трехразовые дополнительные занятия во внеурочное время.


Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в нашей стране, помимо двух обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в режиме учебного дня. В целом дети должны ежедневно быть заняты физическими упражнениями около двух часов.


Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30000 шагов, превосходит эволюционно приобретенную биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций в пределах 10000 шагов в день является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70 % (табл. 1).


Таблица 1


Характеристика двигательной активности школьников 11-15 лет












































Уровень двигательной активности



Число локомоций в сутки (тыс. шагов)



Отношение числа выполненных движении к естествен, биолог. потребности (%)



Суммарный объем (ч)



за неделю









Дефицит 50-70%







Умеренный





Дефицит 20-40%











Соответствие







Максимальный





Превышение на10-30%



20 и более



1000 и более



Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8-10 лет, от 12 до 17 км для 11-14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15-17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 2).


Таблица 2


Ориентировочные возрастные нормы суточной


двигательной активности




































Возрастная группа (лет)



Число локомоций (тыс.)



Примерный километраж



Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (в час.)



















15-17 (юноши)









15-17 (девушки)









Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным.


Физические упражнения играют большую роль в формировании осанки. Осанка — это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, т. е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность их деформации сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, ассимметричного ношения тяжестей, подражания неправильной осанке старших.


Правильная осанка — это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне лопатки, не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу. Физиологически правильная осанка обеспечивает оптимальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка облегчает координацию движений.


Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение. К ним, прежде всего, относятся исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, сон в мягкой постели.


При нарушении осанки меняется конфигурация изгибов позвоночника, голова опущена, плечи сведены, лопатки асимметричны, ухудшается дыхание, кровообращение, пищеварение, координация движений, да и просто внешний вид.


Позвоночный столб имеет 4 изгиба: выпуклость вперед (шейный и поясничныйлордозы) и выпуклость назад (грудной и крестцовойкифозы), которые формируются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.


В зависимости от выраженности изгибов позвоночника различают несколько типов осанки:


· нормальная — умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;


· выпрямленная — слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;


· сутуловатая — резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена;


· лордотическая осанка — сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;


· кифотическая — компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плеч вперед, выпячивание головы, локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.


Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируютсколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток. Сколиозы носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они могут влиять на кровообращение и дыхание.


Тип осанки может соответствовать профессии, врожденным дефектам или отрицательным эргономическим воздействиям (высота стула — стола при еде, письме, чтении, освещенность, вынужденная рабочая поза). Доказано, чтоосанка изменяется в процессе целенаправленного развития недоразвитых мышц, что способствует ее исправлению и предупреждению.


Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки, подбираются с таким расчетом, чтобы закрепить привычное правильное положение головы, плеч, туловища, развить силу мышц туловища и шеи, верхних и нижних конечностей. Закреплению рефлекса правильной осанки способствуют упражнения с удержанием различных предметов на голове, упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре, упражнения на координацию, статические позы. Необходимо постоянно корректировать положение тела при выполнении упражнений, создать у ребенка четкое представление о правильной осанке (в особенности, о неблагоприятных последствиях ее нарушений), стойкое ощущение неудобства при неправильной осанке. Это позволит постоянно следить за сохранением правильной позы и в положении сидя, и при ходьбе, и во время занятий физическими упражнениями.

В отечественной литературе сформировалось 3 метода измерения двигательной активности: по затратам времени на определенные виды деятельности (хронометраж), по количеству произведённых локомоций, шагов (шагометрия), по затратам энергии (8,14,42). Наиболее информативным и объективным авторам представляется измерение двигательной активности по израсходованной энергии, однако данный способ не может быть применен на больших группах исследуемых ввиду его значительной трудоёмкости (35,40).

Хронометраж затрат времени на различные виды деятельности является недостаточно объективным методом, поскольку листы хронометража заполняют испытуемые или их родители, а они склонны преувеличивать ежедневную двигательную активность (по данным сравнительных исследований) (8).

Таким образом, наиболее информативными доступным является шагометрия, однако хронометрирование видов деятельности также может быть использовано в исследованиях как дополнительный метод.

Получаемая в исследованиях величина суточной двигательной активности должна быть оценена. Для такой оценки используют нормы двигательной активности.

Величина двигательной активности колеблется от максимума, доходя до оптимума и минимума. Оптимум двигательной активности является необходимым условием достижением I степени здоровья. Пределы оптимума определяются как максимум, так и минимум двигательной активности. Превышение максимума и принижение отрицательно влияет на здоровье (8).

Для оценки параметров двигательной активности необходимо уточнение понятия "норма".

Норма - зона оптимального функционирования системы.

Сопоставительная норма - устанавливается после сравнения показателей людей, принадлежащих к одной совокупности.

Индивидуальная норма - сравнение показателей одного человека в различных состояниях.

Должная норма - устанавливается на основании требований, которые предъявляются человеку условиями жизни, профессией, бытовыми условиями (2,18,21).

Однако представленные определения норм не так однозначны. В медицинской практике неоднократно предпринимались попытки охарактеризовать норму развития человека (Марченко и др. 1990). Под нормой в медицине понимают типичное состояние, характерное для большинства людей, среднестатистическое состояние человека. Однако в настоящее время существуют многие показатели (близорукость, сколиоз, повышенное артериальное давление), присущие большинству людей.

В результате многочисленных исследований было установлено, что человек при детальном рассмотрении весьма далёк от нормы и представляет собой индивидуальную совокупность признаков (21,45).

На каждого человека влияют различные факторы: наследственность, социальная среда, условия жизни, труда и т.д., что ведёт к существенным различиям в морфофункциональном состоянии и особенностях ежедневного поведения.

Как утверждают исследователи (Марченко, 1990, Быстров, 1957, Уильямс, 1960), не существует нормальной группы людей со стабильными, совершенно одинаковыми свойствами - всем людям от младенчества до старости свойственно разнообразие этих свойств.

В литературных источниках, рассматривающих вопросы двигательной активности, представлены нормы двигательной активности детей и взрослых различного возраста (5,17,23,26,45).

В ходе проведения комплексных исследований некоторыми авторами были установлены закономерности влияния различной по продолжительности двигательной активности на организм. Этими же авторами указывается на то, что существует определенная стимулирующая доза двигательной активности, которая может быть оптимальной для различных органов и систем, превышение которой может вызывать угнетающее влияние.

Авторы признают, что гигиенической нормой может считаться проведение ежедневных уроков физической культуры, т.е. 6 часов в неделю, моторная плотность которых может достигать 65 - 70 % с интенсивностью 145 - 165 ударов в минуту, что соответствует средней и большой нагрузке.

П.А. Пальнау (8) отдает предпочтение энерготратам при нормировании нагрузки двигательного режима школьников и отмечает существенное снижение двигательной активности за день у подростков по сравнению с младшими школьниками.

Некоторые авторы предлагают считать физиологической нормой двигательной активности учащихся I - IV классов - 25 - 30 тысяч шагов в день, для учащихся среднего школьного возраста - 20 - 25 тысяч шагов и для старшеклассников - 15 - 20 тысяч шагов в день (21,45).

Как показывают исследования ряда авторов, оптимальная двигательная активность во многом способствует повышению физической и умственной работоспособности, совершенствованию морфо-функционального состояния организма, совершенствованию двигательных качеств и поддержанию их на определенном уровне, активному долголетию.

Следует отметить, что оптимальный объём двигательной активности имеет как минимальные, так и максимальные границы, недостаток или превышение которых отрицательно сказываются на состоянии здоровья. Пределы оптимального объема двигательной активности относительны и динамичны.

Специалисты отмечают (4,9,34,45,48), что наиболее полную информацию о качестве и объеме двигательной активности могут обеспечить только комплексные исследования, включающие регистрацию числа локомоций, частоту сердечных сокращений в отдельные периоды мышечной деятельности при помощи сумматоров пульса, хронометража, определения энерготрат, учета общего числа организованных и самодеятельных (нерегламентированных) форм двигательной активности.

В соответствии с данными, полученными А.Г. Сухаревым (45) в результате исследований двигательной активности учащихся среднего школьного возраста, установлено, что на выполнение 1000 шагов учащимися данной возрастной группы требуется в среднем от 9 до 10 минут и что энерготраты, связанные с выполнением данной нагрузки, достигают 700 ккал. Экспериментальными исследованиями было установлено, что по количеству затраченной энергии на выполнение 1000 шагов могут быть приравнены: игра в футбол в течение 2,5 минут, выполнение интенсивных физических упражнений в течение 3-х минут или прыжки со скакалкой в течение 1,5 мин. Данный факт указывает на то, что для достижения одного и того же эффекта можно применять различные двигательные задания, либо достичь того же эффекта за менее продолжительное время.

Общей гигиенической нормой суточной двигательной активности (по А.Г. Сухареву) школьников принято считать 15-30 тысяч шагов. Возрастные и половые нормы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Как показали многочисленные исследования последних лет (8, 21, 26,), двигательная активность современных школьников колеблется в чрезвычайно широких пределах от 1000 до 25 000 локомоций в сутки, и её сравнение с рекомендуемыми нормами затруднено, поскольку большинство школьников демонстрирует показатели активности, весьма отдалённые от так называемых норм, демонстрируя при этом средние показатели физического развития.

В связи с полученными результатами исследований, необходимо признать большую вариативность двигательной активности школьников, которая существенно затрудняет оптимизацию режима дня ребёнка для поддержания физической активности, наиболее благоприятно влияющей на его рост, развития и здоровье (21).

В связи с этим необходимо проводить оценку объективно присущих большинству школьников параметров двигательной активности и оптимизировать режим дня в соответствии с установленными средними параметрами, при этом подходить к оптимизации индивидуально: предусмотреть модель режима дня для мало и много двигающихся детей.

Сложные и многогранные задачи воспитания здорового и физически крепкого подрастающего поколения невозможно решить только на уроках физической культуры в школе. Подготовка к будущей жизни должна осуществляться во всех формах внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию, начиная с раннего детства. Решение этой задачи, как считают многие авторы возможно только при условии научного обоснования эффективных средств и методов организации оптимальной двигательной активности с учетом возрастных особенностей детского организма.

Некоторые исследователи указывают на то, что для успешного выполнения контрольных нормативов учебных программ немаловажное значение имеет повышение двигательной активности учащихся, что в свою очередь положительно влияет на совершенствование функциональных возможностей организма (32,39).

В заключение раздела отметим, что необходимо постоянно проводить оценку современных параметров двигательной активности школьников разных возрастных групп, прослеживая её в динамике, поскольку образ жизни школьников стремительно меняется, причём в сторону снижения двигательной активности. Объективно существующие параметры двигательной активности современных школьников должны являться отправной точкой для совершенствования режима дня детей.

Краткое описание

Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду ближайших, особо актуальных проблем теории и методики физического воспитанияи приковывают внимание как отдельных исследователей, так и авторских коллективов.
Это та ситуация, которую некоторые авторы обозначают терминами: "критический" оптимум объема двигательной активности, "гигиеническая норма" , "реальный показатель" и "высшая граница" , "критический минимум" и "верхний предел" .

1. Введение
2. Нормы двигательной активности человека
3. Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Рис. 3. Принципиальная схема соотношения уровня двигательной активности (пунктирная линия) и показателей динамики возрастного развития (сплошная линия) на протяжении жизни

Если это условие не выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, явная или скрытая патология отдельных функциональных систем, отчетливо проявляющаяся, например, у юношей при медицинском освидетельствовании в связи с призывом в армию. Уже на этом этапе возрастного развития гипокинезия становится значимым фактором риска в развитии различных заболеваний. Поэтому приблизительно до 25-летнего возраста, т.е. до момента набора человеком пика моторного потенциала уровень двигательной активности, измеряемый величинами энерготрат (в кал), должен последовательно нарастать. На завершающем отрезке этапа расцвета, в возрастном диапазоне 25-35 лет, идет процесс совершенствования координационных механизмов жизнедеятельности всех функциональных систем, для завершения которого набранного в предшествующие годы двигательного потенциала будет достаточно.

В дальнейшем, важно подчеркнуть - при условии ориентации личности на принципы здорового образа жизни и развития жизненных процессов по оптимистическому сценарию, до конца витального цикла для обеспечения стабильности жизненных констант, уровень двигательной активности остается постоянным. Рис. 3 показывает, что в большей части постнатального периода жизни графическое изображение данной концепции повторяет контуры кривой, отражающей динамику возрастного развития.

Применявшиеся при этом численные значения средних величин двигательной активности в различные возрастные периоды (в ккал) использовались лишь для иллюстрации общей тенденции в развитии динамики физических нагрузок, постулируя, таким образом, принцип безусловной индивидуализации последней.

В пожилом и старческом возрасте движение во всем многообразии форм его проявления выступает как антитеза, как средство и метод борьбы с процессами инволюции. Противоречие между нашим подходом и концепцией Н.М. Амосова и Я.А. Бендета (1989), которые говорят о необходимости повышения затрат времени на занятия физическими упражнениями в старческом возрасте, кажущееся. Мы разделяем их точку зрения в этой части, но при этом полагаем, что увеличение объемов нагрузки - есть неизбежный и физиологически оправданный результат снижения в этом возрасте интенсивности выполняемых упражнений. Суммарная величина энерготрат, таким образом, остается неизменной. Одним из признаков способности организма к поддержанию гомеостаза может, по-видимому, служить стабильность массы тела, являющаяся, как мы полагаем, одним из интегральных показателей состояния здоровья.

3.Возрастные особенности дозирования физических нагрузок

3.1.Введение

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями физиологических отправлений и соответственно специфической двигательной активности, поведенческих актов и пр. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется преобразованием центральных звеньев регуляции, присущей предыдущему возрастному периоду. Эти переходы, так называемые переломные, или критические, периоды, определяются узкими временными границами, в течение которых происходит преобразование деятельности различных органов и систем на новые уровни, обеспечивающие адаптацию организма к условиям окружающей среды.

3.2.Дозирование физической нагрузки и особенности развития в период раннего детства

При организации двигательной активности в период раннего детства (до 3-летнего возраста) необходимо учитывать слабость мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозирования физических нагрузок. Одной из важных особенностей детей раннего возраста является высокая чувствительность их организма к влияниям окружающей среды -- как положительным, так и отрицательным. В связи с этим даже незначительные ошибки в физическом воспитании могут сформировать комплекс негативного отношения к занятиям физическими упражнениями.

В раннем детстве необходимо обеспечить систематическое использование массажа, гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать комплекс удовольствия и "мышечной радости" в его ощущениях как основу будущих потребностей в двигательной активности.

Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возраста ("грудничковое плавание") или с 1, 5--2-месячного возраста (массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные физические упражнения). Каждый массажный прием не должен продолжаться более 2 мин, а рефлекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность занятия 8--12 мин.

К 7--8-месячному возрасту, программа занятия физическими упражнениями значительно расширяется за счет включения в нее активных упражнений с использованием вновь освоенных движений -- ползание на четвереньках, переворачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями по 5--7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком.

В 9--10-месячном возрасте целесообразно увеличить объем нагрузки в 1,5--2 раза за счет увеличения продолжительности занятий и включения новых упражнений, подготавливающих опорно-двигательный аппарат ребенка к освоению ходьбы (различные виды ходьбы с поддержкой, вставание с помощью взрослого и пр.).

К 11--12-месячному возрасту, когда дети уже долго могут стоять без опоры и самостоятельно ходить, содержание физической тренировки малыша усложняется, главным образом, за счет включения в нее различных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний и т.д. Продолжительность занятия может быть увеличена до 14--15 мин.

Занятия, посвященные обучению новым движениям, не должны быть слишком продолжительными. Дети быстро устают при выполнении упражнений на ловкость и координацию. В каждом занятии нужно выполнять 6--10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке: сначала выполняются упражнения для верхних и нижних конечностей, затем туловища. Упражнения, связанные с бегом или играми, следует выполнять перед заключительной частью.

3.3 Особенности развития в период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст)

Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5--6 см, массы тела -- около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8--10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13--14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6--7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук -- более чем в 2,5 раза, а длина ног -- более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6--7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6--7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50--60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности -- среднее количество движений в минуту -- составляет примерно 38--41 у детей 2 лет, 43--50 -- 2,5 лет, 44--51 -- 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала -- в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз -- до 550--1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания -- те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

3.4 Младший школьный возраст (7--10 лет)

Младший школьный возраст (7--10 лет) -- это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Если такой закладки не произошло, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала индивида можно считать упущенным. Одним из существенных моментов в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностного его отношения к физической тренировке. Активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры должна дополняться внешкольными формами занятий -- ежедневной утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю. Здесь впервые появляются возможности развития гиперкинетических расстройств и других изменений, связанных с нерациональными занятиями спортом. Однако эта опасность намного меньше, чем последствия недостатка двигательной активности -- гипокинезии. Суточная норма двигательной активности в этот возрастной период должна составлять 15-- 20 тыс. локомоций при продолжительности двигательного компонента 4--5 ч в течение 1 сут (А.Г.Сухарев, 1986).

При медицинском обеспечении физических тренировок следует учитывать некоторые особенности состояния функций опорно-двигательного аппарата младших школьников.

Позвоночник в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов -- грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7-му году жизни, а поясничный -- к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазвитые мышцы спины способствуют деформации позвоночника. Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, наличие очагов хронической инфекции, снижающей общий тонус, могут вызвать развитие нарушений осанки, плоскостопие и т.п. Вот почему создание хорошего "мышечного корсета", правильно информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных частей тела ребенка в пространстве, -- важная задача физической тренировки.

Детский организм обладает вполне сформировавшимися физиологическими механизмами адаптации, как к условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам. Несмотря на то, что детский организм более реактивен, способность его к адаптации достаточно высока.

Возможности анаэробного обмена (работа на скоростную выносливость) у детей по сравнению с взрослыми ограничены. Выполнение равной со взрослыми работы сопровождается у детей большим выделением молочной кислоты, т.е. объем "кислородного долга" у детей ниже, чем у подростков и юношей.

Вследствие относительно слабой мышцы сердца, малого объема сердца и более широкого просвета сосудов у детей младшего школьного возраста АД повышается значительно меньше, чем у подростков и взрослых.

Таким образом, для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кислородтранспортной системы, ограничение ее резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них также ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. Использование оптимальных по направленности, мощности и объему физических нагрузок расширяет функциональные резервы организма и способствует экономизации функций в покое и при дозированных воздействиях.

3.5 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма. В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1--2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13--14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости.

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков -- брюшной, у девочек -- грудной.

Работами советских и зарубежных ученых показано, что совершенствование качеств двигательной деятельности и прогрессивный рост спортивных результатов возможны при максимальном и высоком уровне двигательной активности. Максимальный уровень двигательной активности сопровождается преимущественным развитием качеств, обеспечивающих успех в избранном виде спорта. Понятие максимума остается при этом весьма условным и определяется возрастом, полом, видом спортивной специализации.

Оптимальное влияние на развитие физических качеств оказывает высокий уровень двигательной активности. При таком двигательном режиме повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (охлаждению, перегреванию, ускорениям и перегрузкам). Физическое развитие в этом случае носит гармоничный характер и соответствует средним возрастным нормам. При определении величины доступных школьнику физических нагрузок следует исходить прежде всего из оптимальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоническое его развитие, а не из потребностей форсированного спортивного роста.

Существует ли какая-либо генетически запрограммированная норма двигательной активности? По-видимому, да. Однако она может быть многократно перекрыта при целенаправленной тренировке. В 1983 г. победительницей марафонского забега в Австрии стала 13-летняя Моника Фриш. Она перекрыла допустимую норму бега (3 км) в 14 раз!

Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30 000 шагов, превосходит эволю-ционно приобретенную биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций в пределах 10 000 шагов в день является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70% (табл. 9).

Таблица 9. Ориентировочные нормы двигательной активности школьников 11-15 лет (по А.Г. Сухареву, 1972)

Таблица 10. Ориентировочные нормы суточной двигательной активности (по АХ. Сухареву, 1972)

Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8 - 10 лет, от 12 до 17 км - для 11 -14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15 - 17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 10).

Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным. Разумеется, указанные нормативы двигательной активности намного уступают физическим нагрузкам, применяемым в условиях специализированных занятий спортом.

Фомин А. Ф. Физиология человека, 1995 г.