Печи и мангалы

Доходы населения, их состав и структура. Реальные доходы населения Уровень доходности населения

1

В данной статье рассмотрен вопрос о причинах дифференциации населения в Российской Федерации. Приведены основные понятия, помогающие правильному пониманию разницы между уровнем дохода и дифференциацией денежных доходов для более точного понимания данного вопроса и правильного его анализа. Проанализированы статистические данные, показывающие усиление дифференциации населения по величине среднедушевых денежных доходов, как по стране в целом, так и по федеральным округам, выявлены основные тенденции развития социальной дифференциации населения Российской Федерации по источникам денежных доходов. С помощью коэффициентов структурных сдвигов найдены степени отклонений в сравниваемой совокупности, а с помощью среднего коэффициента роста и среднего абсолютного прироста осуществлен прогноз данных на 5 лет вперед. Даны рекомендации по решению данной проблемы и сохранению найденных положительных тенденций.

среднедушевой денежный доход

дифференциация населения

тенденция

федеральный округ

социальные выплаты

коэффициент

1. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 668 с.

2. Марков С.А., Титов В.А. Совершенствование методов классификации регионов по показателям структуры инвестиций в основной капитал (на примере Центральной России) // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 61–63.

3. Мартынов А.Ф., Титов В.А. Методологические подходы к управлению инновационной активностью // Транспортное дело России. – 2006. – № 12–4. – С. 40–42.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р33. Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 990 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2015: Р77.Стат.сб./Росстат. – М., 2015. – 717 с.

6. Официальный сайт «Консультант плюс», [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/] (дата обращения: 07.01.16).

7. Официальный сайт «Гарант», [Электронный ресурс: http://www.garant.ru/] (дата обращения: 07.01.16).

8. ФСГС (Росстат), [Электронный ресурс: http://www.gks.ru/] (дата обращения: 07.01.16).

В настоящее время Россия переживает сложные времена, вызванные в том числе и непростой политической ситуацией в мире: это и санкции, которые ввели США, ЕС и их союзники из-за украинского кризиса, неустойчивость национальной валюты из-за резкого падения цен на нефть, борьба с терроризмом в Сирии. Однако это подстегивает страну к укреплению политических взглядов и определению векторов для дальнейшего развития, что сопровождается значительными трансформациями, в основном в социально-экономической сфере, такими как усиление социальной дифференциации населения по уровню жизни, в особенности по уровню доходов, и обострение проблемы бедности.

Поэтому в сложившихся условиях исследование уровня жизни населения способствует определению причин данной проблемы, а также поиску решения для сокращения столь сильного социального разрыва и для укрепления экономической ситуации в стране. Наиболее комплексно изменение уровня жизни населения можно исследовать, анализируя среднедушевой денежный доход, который позволяет наглядно и объективно рассматривать проблему социального неравенства, выявлять основные тенденции уровня жизни населения. С помощью таких методов, как метод абсолютных, относительных и средних величин; графический и табличный методы; индексный метод, анализ рядов динамики, сравнение, рейтинговый метод, можно детально выявить причины ухудшения или улучшения благосостояния населения.

Уровень жизни населения показывает степень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами, степень удовлетворения разумных, рациональных потребностей. Наиболее важными показателями уровня жизни населения являются доходы населения или ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые используются для удовлетворения личных потребностей. А степень неравномерности распределения материальных благ между людьми показывает дифференциация денежных доходов населения, которая также помогает выделять различные слои и группы населения в зависимости от уровня их дохода.

В целом по РФ по данным Росстата среднедушевой денежный доход за период с 2000 г. возрос в 13 раз и к третьему кварталу 2015 г. составил 30514,4 руб. (по предварительным данным). В среднем ежегодно за изучаемый период среднедушевой денежный доход возрастал на 20 %. Наиболее значительный рост исследуемого показателя наблюдался в период 2000-2005 гг. - более чем на 28 % ежегодно. С 2007 г. начался процесс резкого снижения данного показателя в течение последующих 4-х лет, что обусловлено финансовым кризисом, начавшимся в США, а повторное снижение наблюдалось в 2013 и 2014 гг. из-за сложных внешнеполитических факторов.

На данный момент к 3-му кварталу 2015 г. произошел скачок на 10 %, что говорит об эффективной политике государства в 2014 г., направленной на увеличение не только данного показателя, но и рождаемости в целом по Российской Федерации, так как эти показатели находятся в постоянной связи. Стоит заметить, что за последние 8 лет среднедушевой денежный доход возрос в 2,1 раз и к началу 2015 г. составил 27 766 руб., ежегодно возрастая на 11,8 % (рис. 1).

Рис. 1. Динамика среднедушевого денежного дохода населения РФ, руб.

Во всех федеральных округах РФ также наблюдался рост среднедушевых денежных доходов. Наиболее заметный рост отмечался в Северо-Кавказском федеральном округе, за период 2008-2014 гг. среднедушевой денежный доход возрос на 113,8 % (9 675,3 руб.) и к началу 2015 г. составил 20 692 руб., самый же низкий темп прироста в Уральском - 60,9 % (18 951,9 руб.), к началу 2015 г. среднедушевой доход составил - 30 494,1 руб. В Северо-Западном, Приволжском федеральных округах денежные доходы увеличились более чем на 90 %, что в абсолютном выражении в среднем составляло 12 642,5 руб., а в Южном и Дальневосточном - рост больше чем на 100 %, что в абсолютном выражении - 14 481 руб. Из этих данных можно сделать вывод, что темп прироста среднедушевого денежного дохода выше в тех округах, в которых денежные доходы были на более низком уровне, чем в остальных. Таким образом в РФ выявляется тенденция к выравниванию среднедушевых денежных доход между округами (рис. 2).

Для детального рассмотрения данного вопроса проанализируем денежные доходы населения по источникам их поступления: оплата труда; социальные выплаты; доходы от собственности; доходы от предпринимательской деятельности; другие доходы (доходы от продаж личного имущества, авторские гонорары и т.п.) (рис. 3).

С 2008 по 2014 г. наибольший удельный вес занимала оплата труда, которая с 2010 г. по 2014 г. находится в пределах 65 %. Тенденцию к увеличению имеют социальные выплаты, это связано с активной политикой государства по поддержанию социально незащищенных слоев населения, в 2008 г. доля социальных выплат составляла 13,2 %, а к началу 2015 г. - 18,0 %.

Рассчитав линейный коэффициент структурных сдвигов за период с 2008 по 2014 г., можно получить, что за рассматриваемый период по сравнению с базисным удельный вес отдельных источников денежных доходов населения изменился на 1,9 %; а средний квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов равен 2,61 %, что говорит о высоком уровне различий структур источников денежных доходов в 2008 и 2014 гг. (табл. 1).

Рис. 2. Среднедушевые денежные доходы населения РФ по федеральным округам в 2008 и 2014 гг.

Рис. 3. Структура денежных доходов населения РФ, 2008-2014 гг., %

Таблица 1

Расчет линейного и квадратического коэффициента структурных сдвигов денежных доходов населения РФ в 2008 и 2014 гг., %

Для выявления основных тенденций и расчета перспективной величины среднедушевого денежного дохода с 2000 по 2014 г. следует рассчитать средний коэффициент роста и средний абсолютный прирост:

Выявленные основные тенденции среднедушевого денежного дохода, рассчитанные методами трехзвенной скользящей средней, механичного и аналитического выравнивания, представлены в табл. 2.

Рис. 4. Перспективная величина среднедушевого денежного дохода на 2015-2020 гг., вычисленная методами экстраполяции, тыс. руб.

Таблица 2

Основные тенденции среднедушевого денежного дохода в РФ

y(t) = 49747,55 - - 21992,65t

y(t) = 49747,55 - 21992,65t.

Таким образом, к 2020 г. среднедушевой денежный доход может составить 75446,105 руб., то есть на 47681,20597 руб. больше, чем в 2014 г.

Стоит также отметить то, что средний размер среднедушевых денежных доходов в РФ в 2014 г. равен 27764,9 руб., а наиболее часто встречающийся размер среднедушевых денежных доходов, модальный показатель, составил 11326,2 руб. Так как он на 16438,7 руб. ниже среднего размера среднедушевых доходов, то, следовательно, большая часть населения имеет низкий доход, и существует большая разница между доходами самого богатого и бедного слоев населения. Среднестатистический доход жителя России составил 20586,8 руб., т.е. 50 % имеют значение признака не больше, чем медиана, а другие 50 % - не меньше, чем медиана. Величина прожиточного минимума составила в 2014 г. 8050 руб. в месяц, что в 3,5 раза (или на 19704,9 руб.) меньше среднего размера среднедушевого дохода. Децильный коэффициент дифференциации денежных доходов в 2014 г. составил 16,3, коэффициент Джини в 2008 г. равен - 0,421, а в 2014 г. - равен 0,416, они оба все равно больше 0,33, следовательно, есть значительная степень дифференциации населения. Все вышеперечисленное доказывает наличие высокой степени дифференциации населения РФ по среднедушевому денежному доходу, но стоит заметить, что имеется тенденция к сокращению этого показателя.

Для улучшения существующего положения дел и сохранения данной тенденции необходимо большее вмешательство государства в регулирование данной проблемы путем налоговой и программной помощи малоимущим, поддержания на уровне прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь, хотя не стоит забывать, что чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности, так как это «гасит» личную предприимчивость. Также нельзя забывать, что неравенство в доходах порождено объективным действием рыночного ценового механизма, поэтому социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

Библиографическая ссылка

Титов В.А., Климашина В.В. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РФ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-1. – С. 207-211;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40033 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Доходы населения - совокупность денежных и натуральных средств для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей и формируются за счет труда работников и других источников.

Совокупный доход включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.п.

Общий доход – до уплаты налогов и обязательных платежей (брутто-доход).

Располагаемый доход – после осуществления указанных платежей (нетто-доход).

Номинальные доходы – это доходы, полученные в денежном выражении.

Реальные доходы – номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.

Уровень среднего дохода определяют как среднеарифметическую величину, когда суммарный объем доходов делится на общую численность населения.

Медианный уровень дохода – это такой уровень, выше и ниже которого получают доход одинаковое количество работников или населения.

Домашнее хозяйство (домохозяйство) группа лиц (или одно лицо), проживающих (или проживающее) в одних и тех же помещениях, объединивших все свои доходы и материальные ценности (или их часть) и совместно осуществляющих расходы на потребление товаров и услуг, главным образом на жилье и продукты питания.

Показатель покупательской способности денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения.

В зависимости от источников получения различают следующие виды денежных доходов: заработная плата и другие виды оплаты труда; социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии, материальная помощь и др.); поступления от продажи результатов собственного труда (например, от продажи продукции личного подсобного хозяйства); доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды, арендная плата); предпринимательские доходы; заемные доходы (ссуды, кредиты); рисковые доходы (с траховые возмещения, выигрыши и др.) и другие доходы.

Таблица 5.3.

Структура денежных доходов населения России (в %)

Денежные доходы – всего

В том числе: оплата труда*

Социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии)

доходы от собственности

доходы от предпринимательской деятельности

другие доходы

* Включая скрытую заработную плату

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения; его величина может варьировать от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Рис. 5.2. Использование совокупного дохода

Реальные доходы населения (РД) рассчитывают путем корректировки общей суммы доходов граждан на индекс потребительских цен.

Как показатель, реальные доходы характеризуют уровень жизни населения и являются индикатором, учитываемым при разработке стратегических программ развития государства.

Реальные доходы населения и их сущность

В отличие от номинальных доходов, реальные дают точную картину благосостояния граждан, так как показывают не сам размер дохода, а количество товаров и услуг, которые можно приобрести. На размер РД оказывает влияние ВВП страны, его перераспределение, уровень цен и другие факторы.

Для расчета РД номинальный доход населения необходимо разделить на индекс потребительских цен. Динамика показателя может быть вызвана изменением общего количества доходов граждан или цен за конкретный период времени.

Показатель РД отражает покупательскую способность внутри страны или региона, рассчитывается и используется для разработки программ социально-экономического развития.

Источники РД

РД включают доходы, полученные гражданами, в том числе от предпринимательской деятельности.

Источники формирования — это поступления в денежной или натуральной форме:

  • зарплат;
  • пенсий, пособий и другой материальной помощи;
  • от сдачи в аренду собственности;
  • от инвестиционной деятельности;
  • от предпринимательской деятельности;
  • страховые;
  • получаемые от подсобного хозяйства.
Чтобы определить реальный доход населения, из общего полученного дохода необходимо вычесть сумму уплаченных за исследуемый период налогов, взносов и других обязательных платежей, после этого скорректировать их на индекс потребительских цен.

Пути повышения

Рост реальных доходов стимулирует внутренний покупательский спрос, что влияет на развитие экономики. РД человека зависит от того, какими благами он владеет и насколько эффективно их использует. Недвижимость, земельный участок или финансовые ресурсы могут быть источниками дохода.

Между ростом реальных доходов населения и уровнем его благосостояния имеется прямая зависимость. Чем быстрее растут РД, тем быстрее увеличивается богатство граждан и количество благ, которые они могут приобрести. И наоборот — падение РД ведет к снижению уровня благосостояния. Несмотря на то, что реальные доходы населения зависят от самих граждан, их желания заработать, улучшить свое благосостояние, во многом на этот показатель влияет государство. Оно создает условия, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными для роста доходов населения. Речь идет не только о влиянии на уровень цен.

Задача государства — грамотно управлять распределением и направлять ресурсы в те сферы, которые создают материальные, нематериальные блага и способствуют росту валового внутреннего продукта. Это позволит создавать рабочие места, увеличивать реальные доходы и благосостояние граждан.

Средней размер заработной платы в России в июле составил 39 355 рублей, что в реальном выражении на 4,6% больше, чем в июле 2016 года. Такие данные содержатся в ежемесячном докладе о социально-экономическом положении страны. В целом за январь-июль рост размера средней зарплаты в реальном выражении составил 3% к аналогичному периоду 2016 года.

Растет также ВВП, хотя и не так динамично, как прогнозировало , — всего на 1,5% за первое полугодие 2017 года вместо ожидаемых 1,7%.

Однако реальные располагаемые денежные доходы населения РФ продолжают снижаться: в январе-июле 2017 года они, как отмечает Росстат, сократились на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения — это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию.

После того как в июне реальные денежные доходы населения стабилизировались на уровне июня 2016 года, в июле они опять продемонстрировали отрицательную динамику, снизившись на 3,1% по сравнению с предыдущим месяцем и на 0,9% по сравнению с июлем 2016 года.

Реальные доходы населения сокращаются уже четвертый год подряд: в 2014 году снижение составило 0,7%, в 2015 году — 3,2%, в 2016 году доходы упали на 5,9% в реальном выражении.

Ничего удивительного в такой динамике нет, отмечает заведующий центром анализа социальных программ и рисков института соцполитика Сергей . Рост ВВП более чем умеренный, серьезных прорывов в экономике нет, рост зарплат не превышает 3%, отмечает эксперт.

Кроме того,

На фоне пусть небольшого, но роста зарплат пенсии в реальном выражении снижаются, особенно после единовременной выплаты в январе, что, безусловно, вносит свой вклад в снижение общего показателя.

Также нужно учитывать, что в нынешних условиях часть россиян предпочитают не платить налоги и уходят в теневой сектор, поэтому какая-то часть доходов не учитывается, несмотря на имеющиеся у Росстата методики, добавляет Смирнов.

По данным Росстата, в первом квартале 13,4 млн россиян, или 18,7% от общего числа занятых, работали в теневом секторе. Среди мужчин неформально трудятся 20,2%, среди женщин — 17,2%.

Как ранее писала «Газета.Ru», по итогам первого квартала объем теневых зарплат увеличился на 20%, до почти 2,4 трлн рублей.

По данным опроса ВЦИОМ, третий месяц подряд первое место в списке проблемных тем россиян занимают низкие зарплаты и уровень жизни в целом — в июле на них указывали 24% респондентов (против 18% в январе 2017 года и 14% в июле 2016 года). Каждого пятого (21%) беспокоит проблемное состояние экономики.

В снижении уровня доходов не последнюю роль играет очередной рост на рынке потребительского кредитования: граждане, почувствовав небольшое увеличение зарплат, поспешили взять кредиты, увеличив свою кредитную нагрузку, считает аналитик «Алор Брокер» .

Доля просроченных потребкредитов официально составляет сейчас около 21%, а неофициально — раза в 2 больше, отмечает он.

Задолженность населения по кредитам перед банками продолжает расти. По данным экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, к 1 июля 2017 года задолженность составила 11,2 трлн руб. В 2014-2016 годах этот показатель в среднем составлял 10,5-10,7 трлн руб.

Для роста реальных доходов кроме прочего необходимо, чтобы цены на товары и услуги росли как минимум более медленными темпами, чем доходы. Сейчас же этого не происходит, а роста экономики как такового тоже нет, рассуждает руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнеры» .

«Мы пока наблюдаем только отскок от нижней точки падения. Говорить о стабильном росте пока не стоит,

особенно на фоне новых санкций и сложной геополитической обстановки», — считает он.

Растет налоговая нагрузка, цены, тарифы ЖКХ, бензин и другие энергоносители, добавляет Королев.

«Много будет зависеть и от курса рубля, как он поведет себя в начале осени: если доллар начнет дорожать из-за действий крупных корпораций на валютном рынке, то цены на импортные товары вырастут дополнительно, и это снова приведет к снижению реальных располагаемых доходов», — отмечает аналитик.

Доктор экономических наук Сергей Смирнов резкого роста экономики и реальных доходов населения не ожидает.

«Будет плавное увеличение, прорывов, какие мы наблюдали в 2000-е гг. на фоне растущей нефти, не будет», — отмечает он. Тогда был упущен шанс для проведения реальных структурных реформ, сейчас любое преобразование оборачивается снижением социальной нагрузки государства, добавляет Смирнов.

Королев полагает, что ситуация с низкими реальными доходами будет сохраняться до тех пор, пока остаются относительно низкими цены на нефть. «$50,7 за баррель Brent — это слишком мало, чтобы наполнить государственный бюджет, а значит, государство будет продолжать увеличивать налоговую нагрузку», — отмечает аналитик.

Бикеева Марина Викторовна
доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Bikeeva Marina Victorovna
Ph. D. in Economics, assistant professor of the Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk

Аннотация: В статье рассмотрен традиционный набор статистических показателей изучения дифференциации доходов и оценки бедности населения. Значительное неравенство в доходах, приводящее к концентрации богатства и нищеты, становится характерной чертой российского общества. На протяжении 2011 – 2016 гг. для Российской Федерации характерно избыточное неравенство. Величина коэффициента Джини более 40 %, что превышает его пороговое значение на 30-40 %. Абсолютный подход к оценке бедности, распространенный в России, основан на установлении прожиточного минимума. Несмотря на сокращение масштабов абсолютной бедности в 2,1 раза за период с 2000 – 2016 гг., прожиточный минимум остаётся стандартом очень низкого потребления для всех социально-демографических групп населения. Среди уязвимых групп населения работники бюджетной сферы, сельского хозяйства и др. Результаты субъективной оценки бедности 2016 года свидетельствуют, что более 86% населения России считают себя бедными.

Abstract: The article describes the traditional set of statistical indicators to study income inequality and poverty estimates of the population. Significant income inequality, leading to a concentration of wealth and poverty, is becoming a characteristic feature of Russian society. During 2011-2016, the Russian Federation was characterized by excessive inequality. The value of the Gini coefficient is more than 40%, which exceeds its threshold by 30-40%. The absolute approach to poverty assessment common in Russia is based on the establishment of the subsistence minimum. Despite the reduction in the absolute poverty rate of 2.1% over the period 2000 – 2016, the minimum wage remains very low standard of consumption for all socio-demographic groups. Among the vulnerable groups are employees of the public sector, agriculture, etc. The results of the subjective poverty assessment in 2016 show that more than 86% of the Russian population consider themselves poor.

Ключевые слова: дифференциация доходов населения, уровень бедности, абсолютная бедность, прожиточный минимум, потребительская корзина.

Keywords: income disparities, poverty, absolute poverty, living wage, consumer basket


* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00756

С переходом к рыночной экономике резко обострился процесс расслоения общества по уровню доходов, что обусловило необходимость внедрения в практику показателей, используемых для анализа социально-экономической дифференциации и уровня бедности населения.

Исследование дифференциации доходов населения заключается в установлении масштабов расслоения населения по уровню доходов и выявления основных факторов, создающих предпосылки для такого расслоения.

Для количественной оценки дифференциации доходов используются статистические показатели (таблица 1).

Таблица 1

Перечень статистических показателей оценки дифференциации доходов населения

Показатель Характеристика
Средний доход общий средний уровень дохода всего населения
Модальный доход уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения
Медианный доход показатель дохода, находящийся в середине ранжированного ряда распределения, т.е. одна половина населения имеет доход ниже, а вторая половина – выше медианного
Децильный коэффициент дифференциации доходов показывает во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименеее обеспеченного населения
Коэффициент фондов характеризует соотношение между средними доходами населения десятой и первой децильных групп
Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) характеризует неравенство в распределении доходов населения между его отдельными группами

Изучение дифференциации осуществляется с помощью вариационных рядов распределения доходов населения:

  • распределение домашних хозяйств по величине среднедушевого денежного дохода, сгруппированных по интервалам с фиксированными границами. Такое распределение осуществляется по разным типам домохозяйств (городским, сельским, по наличию детей, по составу домохозяйств и т.д.);
  • распределение общего объема денежных доходов населения по 10- и 20%-м группам, позволяющее рассчитать квинтильные и децильные показатели дифференциации, оценить концентрацию доходов);
  • распределение на группы, пропорциональные размеру прожиточного минимума, позволяющие оценить социальную структуру населения (бедные, малообеспеченные, средние, обеспеченные и богатые) и ее динамику .

Рисунок 1 свидетельствует о возрастающей тенденции заработной платы за 2011 – 2016 гг. Однако значительное превышение средней заработной платы за весь анализируемый период над медианным и модальным значениями заработной платы свидетельствует о существовании дифференциации доходов населения.

Рисунок 1. Динамика среднего, медианного и модального значений заработной платы работников организаций за 2011 – 2017 гг. (по данным выборочных обследований организаций за апрель)

Большое неравенство в доходах, приводящее к концентрации богатства и нищеты, стало характерной чертой российского общества (таблица 2). Можно считать, что в Российской Федерации неравенство не просто высокое, а избыточное (коэффициент Джини более 40 % и превышает пороговое значение данного индикатора на 30-40 %).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов по 20%-ным группам населения Российской Федерации

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Денежные доходы – всего, процентов 100 100 100 100 100 100
в том числе по 20-процентным группам населения:
первая (с наименьшими доходами) 5,2 5,2 5,2 5,2 5,3 5,3
вторая 9,9 9,8 9,8 9,9 10,0 10,0
третья 14,9 14,9 14,9 14,9 15,0 15,0
четвертая 22,6 22,5 22,5 22,6 22,6 22,6
пятая (с наибольшими доходами) 47,4 47,6 47,6 47,4 47,1 47,1
Коэффициент Джини 0,417 0,420 0,419 0,416 0,413 0,412
Коэффициент фондов, в разах 16,2 16,4 16,3 16,0 15,7 15,6
Децильный коэффициент, в разах 7,3 7,4 7,4 7,3 7,1 7,1

Что касается измерения бедности, то в мировой практике получили распространение три основных подхода :

Абсолютный подход – основан на установлении минимума средств существования, считающимся стабильным и не зависящим от времени.

Относительный подход – основан на признании бедным того, чей доход не позволяет жить в рамках принятого в конкретном обществе стандарта потребления. При конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, в большинстве стран Европы – 50%, в Скандинавии – 60% .

Субъективный подход – основан на мнении самого индивида об уровне его бедности. Использование данного подхода позволяет конкретизировать более значимые аспекты бедности, поскольку бедность проявляется не только в недостатке средств к существованию, но и в неудовлетворительном состоянии здоровья и питания, низком уровне образования, неудовлетворительных жилищных условиях, социальной изоляции и т.п.

Официальные оценки бедности в Российской Федерации основаны на показателях в рамках абсолютного подхода бедности. В качестве одного из критериев оценки бедности используется величина прожиточного минимума . Численность бедных принимается равной численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Помимо численности и доли бедного населения, Росстат рассчитывает и публикует показатель «Дефицит располагаемых ресурсов малоимущего населения» – количество денег, которое необходимо, чтобы поднять доходы бедных до прожиточного минимума.

Правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ составляют Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997г. с последующими корректировками «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» . Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы (рис. 2.) .

Рисунок 2. Структура величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в разрезе социально-демографических групп (IV квартал 2016 г.)

Из рисунка видно, преобладающая часть потребительской корзины представлена расходами на продукты питания. Стоимость минимального набора продуктов питания производится на основе установленного списка продуктов питания и текущих цен на них. Доля расходов на непродовольственные товары и услуги практически равные. Стоимость набора непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются по 50% стоимости минимального набора продуктов питания. При этом транспортные услуги предусмотрены в потребительской корзине лишь трудоспособного населения и детей в возрасте 7 – 15 лет. Для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет транспортные услуги в минимальный набор не включены. В 2010 году перечень минимальных услуг был дополнен расходами на услуги культуры, составляющие 5% от общей величины расходов на весь набор услуг. В потребительской корзине трудоспособного населения предусмотрены расходы на обязательные платежи и сборы, что объясняется экономической активностью данной группы населения и логичным отсутствием данной статьи расходов у группы пенсионеров и детей.

Данные рис. 3 свидетельствуют о сокращении масштабов абсолютной бедности в России за анализируемый период в 2,1 раза (с 29% до 13,5%). Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2000 году составляла 42,3 млн. человек, или 29% общей численности населения. Период экономического роста 2002 – 2007 гг. способствовал положительным сдвигам в материальном положении населения страны и снижению уровня бедности с 24,6 до 13,3%. Наступивший кризис 2008 года замедлил темпы снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. А начиная с 2012 года, наблюдается обострение проблемы бедности, характеризующееся увеличением численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году до 19,8 млн. человек, или 13,5% общей численности населения.

Рисунок 3. Динамика численности населения Российской Федерации с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 1),2)

1) Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения.

2) В 2005 г. и 2013 г. изменялся порядок расчета величины прожиточного минимума. В 2015 г. изменился учетный состав населения.

3) Без учета данных по Республике Крым и г.Севастополю.

4) Предварительные данные.

Среди уязвимых групп населения дети в возрасте до 16 лет (29,2%), молодежь в возрасте 16-30 лет (18,7%), пенсионеры (12,8%) (Рис 4). Причем характерной особенностью современного времени является появление «новых бедных» — группы работающего населения, которые по своим образовательному уровню и квалификации никогда и нигде в мире не могут быть бедными. Эту группу представляет собой население трудоспособного возраста, работающее преимущественно в бюджетной сфере, сельском хозяйстве и др. Доля данной группы населения за анализируемый период многочисленная и составляет 39,3%.

Рисунок 4. Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам, %

Интересна информация о субъективной бедности, полученной по результатам опроса ОБДХ 2016 г. Таблица 3 представляет информацию об ответах респондентов ОБДХ, оценивающих собственное финансовое положение.

Таблица 3

Распределение малоимущих домашних хозяйств в зависимости от оценки своего финансового положения в 2016 г. (в процентах ко всем домашним хозяйствам)

Все домохозяйства 100
из них, оценившие свое финансовое положение следующим образом:

не хватает денег даже на еду

денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно 33,7
денег хватает на еду и одежду, но не можем позволить себе покупку товаров длительного пользования 50,7
денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но не можем позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи 10,5
средств достаточно, чтобы купить все, что считаем нужным 0,9
затруднились ответить 1,1

Итак, финансовое положение 36,8% респондентов таково, что их домашнему хозяйству в лучшем случае хватает доходов на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно. Еще 50,7% респондентов ответили, что они в состоянии приобрести еду и одежду, но не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования. Если принять, что оценка своего финансового положения как недостаточного для покупки товаров длительного пользования является признаком бедности, то в 2016 году бедными являлись более 86% населения России.

Таким образом, результаты исследования показали одну из острейших проблем современной России – высокий уровень бедности. Решение проблем бедности, преодоление социального неравенства и сглаживание присущих им противоречий должно являться одной из главных миссий системы государственного управления в России, как социального государства.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ: URL:http://base.garant.ru/172780/#ixzz558DnR5ow (дата обращения: 22.02.2018 г.)
2. Постановление Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации». {Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748876/ (дата обращения: 22.02.2018 г.)
3. Бедность как образ жизни в современной России: Монография / И.Я. Богданов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
4. Елисеева И.И., Раскина Ю.В. Измерение бедности в России: возможности и ограничения // Вопросы статистики. – 2017. - № 8. – С. 70-88.
5. Литвинов В.А. Прожиточный минимум: История, методика, анализ. Изд. 2-е. – М.: ЛЕНАНД, 2010. – 280 с.
6. Статистика: учебник / В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.]; под ред. В.Г. Ионина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 355 с.
7. Статистический бюллетень «Социально - экономические индикаторы бедности в 2013 – 2016 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_110/Main.htm (дата обращения: 24.02.2018 г.)