Ландшафтный дизайн

Где найти бабушку для снятия порчи? Сильная знахарка Нужна хорошая бабушка ведунья

Вера в приметы и истовая религиозность, сказки и знахарство, мудрость и простота - все это причудливо переплеталось в жизни русской глубинки на протяжении веков. Но за какие-то десятилетия все пошло наперекос: вместо веры у нас гибрид православия и язычества, вместо мудрости - всезнающий Гугл, а вместо знахарок - больницы и врачи. Или все не так? Чтобы ответить на этот вопрос мы отправились в тверскую глушь на поиски бабушек, обладающих секретными знаниями заговоров и трав, а нашли целый мир уходящей от нас Руси.

Вы вообще крещеные? Евангелие читали? Забудьте про этих ведьм, не нужны они вам, - симпатичная женщина лет пятидесяти, похоже, так разозлилась, что готова пустить в ход кулаки. - Знать должны, что это от лукавого. Или вы сатанистки?

Такого ответа на безобидный вопрос мы не ожидали. Казалось бы, найти в глубине Тверской области знахарку, - задача легкая. Однако на практике сделать это оказалось не так-то просто.

Ручки

150, 5 км до знахарки

"Ведьма живет в каких-нибудь десяти верстах от моего дома... настоящая, живая, полесская ведьма!" Эта мысль сразу заинтересовала и взволновала меня. (А. Куприн, «Олеся»)

В деревне Ручки есть неработающая школа, разрушенный Дом культуры и три магазина. Нет церкви, и знахарок, как оказалось, тоже нет. Лечиться местное население ходит в фельдшерский медицинский пункт. Правда, редко. А в крайних случаях вызывает скорую, которая может ехать из райцентра от двадцати минут до двух часов.

Ох, доченьки, были такие женщины, были, да померли, - одна из старейших жительниц Ручков, баба Тоня, суетится вокруг нас, пододвигая то горячий чай, то вазочку с печеньем. У нее почти не ходят ноги и пошаливает давление.

Ни к медикам, ни к знахарям со своими болезнями она не обращается. Потому что увлечена гораздо более философскими вопросами: почему выпивают ее сыновья? Отчего вымирает село? Зачем жадные люди разворовали колхоз?

А знахарки? - баба Тоня отвлекается от своих мыслей и смотрит на нас внимательно. - Ну, попробуйте в Ямники сходить. Там их скорее найдете.

Ямники

148, 5 км до знахарки

Знахарки есть. В соседних селах. На кладбище, - резюмирует пожилой житель Ямников, назвавшийся Анатолием Дмитриевичем. - От врачей пользы нет, а уж от знахарок тем более.

Чем же лечитесь?

А мы чай травяной пьем. Тут вон и мята растет, и зверобой. Что хочешь, то и пей, - продолжила жена нашего нового знакомого, Нина Николаевна, недавно перенесшая операцию на кишечнике. - Вроде, помогает.

Как выяснилось, почти все население Ямников очень уважает «травки», заменяющие селянам лекарства, которые местному фельдшеру запретили продавать несколько лет назад.

Никто из жителей Ямников к знахаркам не обращается. Однако все сошлись во мнении: в поисках ведуньи надо идти в Загородье.

Загородье

144 км до знахарки

- Что же она умела делать? - полюбопытствовал я. - Разное. Лечить умела, от зубов пользовала, руду заговаривала, отчитывала, если кого бешеная собака укусит или змея, клады указывала... да всего и не перечислишь. (А Куприн, «Олеся»)

Дом Николая Сорокина стоит на отшибе Загородья. Он не похож на обычную деревенскую избу. На внешних стенах здания развешены картины с медведями, глухарями, рябчиками. В саду растет береза, на верхушке которой, совсем как живые, сидят два металлических аиста. Николай в свои шестьдесят регулярно ходит на охоту и выглядит от силы на 45. Он угощает нас яблоками с кофе и рассказывает о матери.

В молодости ее парализовало. Отец все окрестности объездил в поисках знахарки. А нашел ее тут, недалеко от Загородья, в лесу. У старухи этой - Лебошихой ее звали - мама многому научилась. Она у меня любопытная была.

В красном углу сорокинской избы висит целая коллекция икон. Рядом со старинным Георгием Победоносцем - новенький образ Спасителя. Из-под золотой ризы выглядывает потемневший лик Николая Угодника.

Мама была истинной христианкой, в храме помогала, - замечает Сорокин. - Всем казалось, что она никогда не устает. Отца очень любила. Когда он умер, так замуж и не вышла. Лечила она так: вслух никогда ничего не говорила, только сидела у печки и что-то шептала-плевала, потом давала тряпочку с солью, чтобы пустить ее по ветру.

Свои знания Александра Сорокина никому не передала. Родные ее способностями не особенно интересовались, а чужим она навязываться не захотела. Незадолго до смерти старуха произнесла: «И некуда девать».

Филизи

125км до знахарки

- Вреда от нее много было, ссорилась со всеми, зелье под хаты

подливала, закрутки вязала в жите...

(А. Куприн, «Олеся»)

Несолоно хлебавши, плетемся домой через деревеньку Филизи. На единственной местной улице стайка мальчишек окружила мужчину лет тридцати. Самый маленький паренек перекатывает в дырке от передних молочных зубов сигарету.

Наша деревня вымирает, тут бесполезно кого-то искать. Скоро здесь останутся только пара человек да собаки, - рассуждает мужчина. На шее у него болтается подвеска, на которой соседствуют крестик и волчий клык. - Хотя... сходите-ка вы к моей жене. Она чем-то таким увлекается.

Через пару минут из-за ограды покосившегося деревянного дома выходит Виктория.

Я занимаюсь черной магией, - без тени смущения заявляет она. Лицо женщины, как сказал бы поэт, хранит остатки былой красоты. Ее ногти покрыты облупившимся зеленым лаком с блестками. Этим же лаком на доске рядом с калиткой выведена надпись: «Злая собака».

Жизнь Вики представляет собой что-то похожее на скоростной спуск по социальной лестнице: детство, проведенное в подмосковном Зеленограде, пара лет учебы в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, раннее замужество, вдовство, пьянство, тюремный срок.

Чуть не убила парня, с которым вместе жила, - на лице женщины проскальзывает улыбка. - Выпили мы с ним бутылку, а дальше - не помню. Только утром кровавый след через весь коридор шел и по подъезду.

Вика говорит, что в основном занимается травами. Еще может погадать, снять или навести порчу, а иногда берется и за заказы посерьезнее, причем совершенно бесплатно.

Однажды женщина из Санкт-Петербурга попросила ее мужику сделать какую-нибудь бяку. Я ее долго отговаривала, но таким людям разве объяснишь? Сделали мы все нужные манипуляции, и в тот же вечер мужчина сам себя сжег, облив бензином.

Свои магические чары Вика унаследовала от мамы - врача-гинеколога. Она была некрещеная, и, по слухам, - ведьма.

В часы, свободные от возлияний, Вика занимается культурной деятельностью - пишет в дешевой тетради-конспекторе книгу «Черная магия и оккультизм». Здесь собраны советы, как найти утопленника с помощью иконки и свечки, как вселить свою душу в чужое тело, и прочие полезные рекомендации. Стилистика Вики - не хуже, чем у авторов популярных энциклопедий по магии и народной медицине. «Люди только глумятся над сверхъестественным. Смеются с высоты своего мнимого умственного величия над деревенским знахарем, который умеет отнимать у коровы молоко, наводить порчу, гадать и фабриковать любовные зелья. Нас учат наукам и множеству вещей, без которых легко можно обойтись, и оставляют в полном неведении относительно невидимого мира и окружающих таинственных сил».

Вика, а нам вы сможете что-нибудь наворожить - только не очень страшное?

Разве что с двенадцати до трех ночи: у меня в это время сила просыпается. А вообще - тяжело мне сейчас. Потому что же Сатане служу, но еще от Бога не отреклась.

Максатиха

99км до знахарки

Следующая цель - Максатиха. Где-то между улицами Красноармейской и Колхозной живет Валя Андреева. По народной молве, она знает карельские заговоры, а в свободное от заговоров (ну, или наоборот) время работает уборщицей на автовокзале. Валю мы нашли, но к знахарству отношения она, по ее уверению, не имеет никакого.

Да нет, вроде, здесь знахарок, - заочно поддержал Валю другой житель Максатихи, Сергей Павлович. - А если бы и были, я бы к ним не пошел. Лучше в Тверь съезжу. Там они тоже есть. А то тут сходишь, и все про твои проблемы узнают. А дело-то такое, тонкое. Личное.

На обратном пути, возле Максатихинской больницы, мы познакомились с «пациентами «знахарки:

Я ездила к знахарке в Кострецы, - рассказала нам строитель Лидия Алексеевна. - Давно, лет пятнадцать назад. Она от радикулита меня лечила - массаж делала, молитвы читала какие-то. Хорошо! Сходила бы еще, но Антонина Макаровна, умерла. А вы все равно в Кострецы съездите. Она, говорят, дар младшему внуку передала.

Кострецы

81 км до знахарки

Родственники Антонины Макаровны живут в хорошем доме, перед ним стоит машина:

Умерла бабушка, а народ все едет, - рассказывает внучка знахарки Наталья Колыпина. - Она лечила ведь все. Всегда была добрая, общительная. Народу вокруг нее много было. К ней даже врачи лечиться приезжали. Денег она за лечение не брала, но, конечно, люди благодарили. Все она складывала в специальный ларец, а потом церкви отдавала. На эти деньги, кстати, колокола отлиты.

А вот о том, что якобы бабушка передала свой дар внуку, Наталья ничего не знала. Как, впрочем, никто из её семьи.

Может, и будет кто-нибудь лечить. Лет через пятьдесят. Пока мы об этом ничего не знаем…

Чтение молитв над «пациентами» плюс колокола за свой счет - странные слагаемые для формулы знахарства. В попытке разобраться в них мы отправились к бывшему настоятелю Храма Успения Пресвятой Богородицы Сергею Гаагу.

Сергей оказался довольно представительным мужчиной лет сорока с грамотной речью и ораторскими способностями значительно выше средних.

- Замечу, что упоминать меня как священника неверно, так как некоторое время назад я подал прошение об отставке, и оно было принято. Но я хорошо знал эту знахарку, - начинает Сергей. - Антонина Макаровна была человеком, разбирающимся в людях. В течение двух лет, когда в церкви не было священника, она очень ревностно исполняла обязанности старосты. Но однажды, например, Антонина Макаровна купила свечи, не попросив моего благословения. Это нехорошо.

Рассказал Сергей и о том, что была в Кострецах и другая травница, Антонина Михайловна. Однако по популярности в народной среде она значительно уступала своей тезке. По версии Сергея Гаага из-за того, что «не использовала религиозный бренд»

Близость к церкви играла Антонине Макаровне на руку и добавляла авторитета как травнице. Однако я не раз делал ей замечания. Однажды увидел у нее на столе блюдечко с неким жженым растительным волокном, похожим на волосы, и книгу «Молитвы и заговоры Руси». Спросил, что это. Макаровна увильнула от ответа. Но до открытого противостояния я дело не доводил: Антонина Макаровна все-таки помогала церкви, считала, что её способности от Бога и пользовалась огромным авторитетом среди селян. На мой взгляд, дар врачевания дает Бог, но к нему никак нельзя отнести заговоры и какие-то манипуляции руками. Это все от лукавого!

Так или иначе, Антонина Макаровна перед смертью и исповедовалась, и причащалась, а потом её отпевали в Максатихинском храме. Вот и гадай об отношениях знахарок и православия…

Горшково

32 км до знахарки "Приходите к нам на завалинке посидеть, у нашего праздника

звона послушать, а обедать к вам мы и сами догадаемся"

(А. Куприн, «Олеся»)

Казалось, путь закончен. Наверно, и вправду все знахарки на кладбище, остались лишь спившиеся черные колдуньи.

Но вдруг знахарку нашел таксист, который подвозил нас. Оказалось, что живет она в деревне Горшково, в самой глуши.

Покосившаяся деревянная избушка бабы Шуры нашлась быстро, но на стук никто не отозвался.

А бабу Шуру внучка Аня забрала в Максатиху, у нее микроинсульт был, - поделился с нами сосед бабы Шуры. - Езжайте на рынок, там Аню найти попробуйте…

Мы еще раз обходим дом, ореховую дверь которого (наш ориентир!) сорвало ветром с петель…На огороде растет картошка, а трава вокруг дома доходит мне до груди.

Доходим до заброшенной часовни. Вход в нее перегорожен палкой, на которой висит замок. Внутри - немногочисленные иконы, мусор и запах запустения. Искать здесь больше некого.

Максатиха. 0 км до знахарки.

Находим Аню:

Да, бабушка у меня сейчас. Вы поселок знаете? Я вам объясню, как дойти.

Скоро мы находим указанный дом, удивляясь, как запросто нас пускают на порог, кивая «да, к бабушке часто ходят лечиться».

Баба Шура, опираясь на костыль, выходит к нам. Она оказывается полной старушкой 80-ти лет. Летнее платье, платочек на голове, добрая улыбка. Ничего магического.

Доченьки, а я травами не лечу. Я только заговаривать умею.

Александра Васильевна Реме зова (в девичестве Постникова), как написали бы в магических объявлениях, потомственная знахарка. Лечили её отец, бабка, прабабка. Сама баба Шура лечит недолго: «лет 15 всего», хотя заговоры ей стала «рассказывать» бабушка, когда наша героиня была еще совсем маленькой. Да и к традиционной медицине баба Шура тоже обращалась: в 1976 году «под облучением» лежала, сейчас - в больнице, «правда толку нет». Впрочем, себя лечить старушка не может.

Пока отец был жив, он лечил. К нему отовсюду приезжали. Из Москвы, из Ленинграда, Элекростали, даже из Тбилиси. А вот внуки учиться этому не хотят. Надо ведь, мысли дурные не пускать, чтоб ненависти не было, чтобы человек с верой человек был. Она везде защитит!

Баба Шура искренне считает, что знахарство в их семье идет от Бога, за лечение ничего не берет и сокрушается, что молодые редко в церковь ходят. Сама же старушка раньше часто посещала местную часовню.

Однажды приехал к нам секретарь райкома, хотел часовню снести, так её село отстояло! Все вышли с вилами против него, он и убрался восвояси. А сейчас наша часовенька закрыта (вздыхает).

Помогает старушка тоже только православным христианам, причем таким, которые не сомневаются в том, что она умеет лечить, причем за лечение ничего не берет, хотя сил отдает - достаточно:

Пот с меня сходит прямо каплями! Я ж энергию чужую беру…

Переживает баба Шура о том, что народ пьет и трудиться не хочет. Печалится, что работать в селе негде. Сама Александра Васильевна работала с детства и до глубокой старости: была дояркой в совхозе. Держала свою корову, двух свиноматок и овец.

На вопросы что делать, Баба Шура не отвечает, да и заговора от алкоголизма не знает.

Все равно век кончится, доченьки! У меня еще дед говорил. Он ведь книги всякие Божественные читал, говорил, что все будет паутиной опутано, дороги проселочные зарастут, мужчины будут с длинными волосами ходить, а женщины - с короткими и в брюках. Все ведь так, доченьки! Провода везде, и дороги заросли…

Сокрушается знахарка и о том, что люди изменились:

В советское время и война была, и голод, а люди добрые были…А теперича - как змеи. А чего делят - то? - вздыхает старушка.

Ради чистоты эксперимента прошу знахарку заговорить мне бородавку на пальце, которую «не взяли» ни средства из аптеки, ни прижигания:

Тяни ниточку из платка моего, - инструктирует старушка. - Эх, нет шелковой ниточки. Все-таки тяжело в чужом доме, в родной хате-то у меня все есть…

После старушка обматывает ниткой бородавку и что-то шепчет:

Постепенно все пройдет. Смотри, доченька. Если что, сама так сделаешь и скажешь: «Ниточка сгниет, бородавка пропадет».

На прощание баба Шура поила нас чаем и рассказывала о внуках.

И хотя пока проявления магии на руке я не заметила, уходили мы от бабы Шуры, как дети, впервые увидевшие деда Мороза: «Она настоящая!» Настоящая - во всех смыслах.

Сколько километров надо пройти, чтобы найти настоящую знахарку?

Вера в приметы и истовая религиозность, сказки и знахарство, мудрость и простота – все это причудливо переплеталось в жизни русской глубинки на протяжении веков. Но за какие-то десятилетия все пошло наперекос: вместо веры у нас гибрид православия и язычества, вместо мудрости – всезнающий Гугл, а вместо знахарок – больницы и врачи. Или все не так? Чтобы ответить на этот вопрос мы отправились в тверскую глушь на поиски бабушек, обладающих секретными знаниями заговоров и трав, а нашли целый мир уходящей от нас Руси.

Вы вообще крещеные? Евангелие читали? Забудьте про этих ведьм, не нужны они вам, - симпатичная женщина лет пятидесяти, похоже, так разозлилась, что готова пустить в ход кулаки. – Знать должны, что это от лукавого. Или вы сатанистки?

Такого ответа на безобидный вопрос мы не ожидали. Казалось бы, найти в глубине Тверской области знахарку, - задача легкая. Однако на практике сделать это оказалось не так-то просто.

Ручки

150, 5 км до знахарки

"Ведьма живет в каких-нибудь десяти верстах от моего дома... настоящая, живая, полесская ведьма!" Эта мысль сразу заинтересовала и взволновала меня. (А. Куприн, «Олеся»)

В деревне Ручки есть неработающая школа, разрушенный Дом культуры и три магазина. Нет церкви, и знахарок, как оказалось, тоже нет. Лечиться местное население ходит в фельдшерский медицинский пункт. Правда, редко. А в крайних случаях вызывает скорую, которая может ехать из райцентра от двадцати минут до двух часов.

Ох, доченьки, были такие женщины, были, да померли, - одна из старейших жительниц Ручков, баба Тоня, суетится вокруг нас, пододвигая то горячий чай, то вазочку с печеньем. У нее почти не ходят ноги и пошаливает давление.

Ни к медикам, ни к знахарям со своими болезнями она не обращается. Потому что увлечена гораздо более философскими вопросами: почему выпивают ее сыновья? Отчего вымирает село? Зачем жадные люди разворовали колхоз?

А знахарки? – баба Тоня отвлекается от своих мыслей и смотрит на нас внимательно. - Ну, попробуйте в Ямники сходить. Там их скорее найдете.

Ямники

148, 5 км до знахарки

Знахарки есть. В соседних селах. На кладбище, - резюмирует пожилой житель Ямников, назвавшийся Анатолием Дмитриевичем. - От врачей пользы нет, а уж от знахарок тем более.

Чем же лечитесь?

А мы чай травяной пьем. Тут вон и мята растет, и зверобой. Что хочешь, то и пей, – продолжила жена нашего нового знакомого, Нина Николаевна, недавно перенесшая операцию на кишечнике. – Вроде, помогает.

Как выяснилось, почти все население Ямников очень уважает «травки», заменяющие селянам лекарства, которые местному фельдшеру запретили продавать несколько лет назад.

Никто из жителей Ямников к знахаркам не обращается. Однако все сошлись во мнении: в поисках ведуньи надо идти в Загородье.

Загородье

144 км до знахарки

- Что же она умела делать? - полюбопытствовал я. - Разное. Лечить умела, от зубов пользовала, руду заговаривала, отчитывала, если кого бешеная собака укусит или змея, клады указывала... да всего и не перечислишь. (А Куприн, «Олеся»)

Дом Николая Сорокина стоит на отшибе Загородья. Он не похож на обычную деревенскую избу. На внешних стенах здания развешены картины с медведями, глухарями, рябчиками. В саду растет береза, на верхушке которой, совсем как живые, сидят два металлических аиста. Николай в свои шестьдесят регулярно ходит на охоту и выглядит от силы на 45. Он угощает нас яблоками с кофе и рассказывает о матери.

В молодости ее парализовало. Отец все окрестности объездил в поисках знахарки. А нашел ее тут, недалеко от Загородья, в лесу. У старухи этой – Лебошихой ее звали – мама многому научилась. Она у меня любопытная была.

В красном углу сорокинской избы висит целая коллекция икон. Рядом со старинным Георгием Победоносцем - новенький образ Спасителя. Из-под золотой ризы выглядывает потемневший лик Николая Угодника.

Мама была истинной христианкой, в храме помогала, - замечает Сорокин. – Всем казалось, что она никогда не устает. Отца очень любила. Когда он умер, так замуж и не вышла. Лечила она так: вслух никогда ничего не говорила, только сидела у печки и что-то шептала-плевала, потом давала тряпочку с солью, чтобы пустить ее по ветру.

Свои знания Александра Сорокина никому не передала. Родные ее способностями не особенно интересовались, а чужим она навязываться не захотела. Незадолго до смерти старуха произнесла: «И некуда девать».

Филизи

125км до знахарки

- Вреда от нее много было, ссорилась со всеми, зелье под хаты

подливала, закрутки вязала в жите...

(А. Куприн, «Олеся»)

Несолоно хлебавши, плетемся домой через деревеньку Филизи. На единственной местной улице стайка мальчишек окружила мужчину лет тридцати. Самый маленький паренек перекатывает в дырке от передних молочных зубов сигарету.

Наша деревня вымирает, тут бесполезно кого-то искать. Скоро здесь останутся только пара человек да собаки, - рассуждает мужчина. На шее у него болтается подвеска, на которой соседствуют крестик и волчий клык. – Хотя... сходите-ка вы к моей жене. Она чем-то таким увлекается.

Через пару минут из-за ограды покосившегося деревянного дома выходит Виктория.

Я занимаюсь черной магией, - без тени смущения заявляет она. Лицо женщины, как сказал бы поэт, хранит остатки былой красоты. Ее ногти покрыты облупившимся зеленым лаком с блестками. Этим же лаком на доске рядом с калиткой выведена надпись: «Злая собака».

Жизнь Вики представляет собой что-то похожее на скоростной спуск по социальной лестнице: детство, проведенное в подмосковном Зеленограде, пара лет учебы в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, раннее замужество, вдовство, пьянство, тюремный срок.

Чуть не убила парня, с которым вместе жила, - на лице женщины проскальзывает улыбка. - Выпили мы с ним бутылку, а дальше – не помню. Только утром кровавый след через весь коридор шел и по подъезду.

Вика говорит, что в основном занимается травами. Еще может погадать, снять или навести порчу, а иногда берется и за заказы посерьезнее, причем совершенно бесплатно.

Однажды женщина из Санкт-Петербурга попросила ее мужику сделать какую-нибудь бяку. Я ее долго отговаривала, но таким людям разве объяснишь? Сделали мы все нужные манипуляции, и в тот же вечер мужчина сам себя сжег, облив бензином.

Свои магические чары Вика унаследовала от мамы – врача-гинеколога. Она была некрещеная, и, по слухам, - ведьма.

В часы, свободные от возлияний, Вика занимается культурной деятельностью - пишет в дешевой тетради-конспекторе книгу «Черная магия и оккультизм». Здесь собраны советы, как найти утопленника с помощью иконки и свечки, как вселить свою душу в чужое тело, и прочие полезные рекомендации. Стилистика Вики – не хуже, чем у авторов популярных энциклопедий по магии и народной медицине. «Люди только глумятся над сверхъестественным. Смеются с высоты своего мнимого умственного величия над деревенским знахарем, который умеет отнимать у коровы молоко, наводить порчу, гадать и фабриковать любовные зелья. Нас учат наукам и множеству вещей, без которых легко можно обойтись, и оставляют в полном неведении относительно невидимого мира и окружающих таинственных сил».

Вика, а нам вы сможете что-нибудь наворожить – только не очень страшное?

Разве что с двенадцати до трех ночи: у меня в это время сила просыпается. А вообще – тяжело мне сейчас. Потому что же Сатане служу, но еще от Бога не отреклась.

Максатиха

99км до знахарки

Следующая цель – Максатиха. Где-то между улицами Красноармейской и Колхозной живет Валя Андреева. По народной молве, она знает карельские заговоры, а в свободное от заговоров (ну, или наоборот) время работает уборщицей на автовокзале. Валю мы нашли, но к знахарству отношения она, по ее уверению, не имеет никакого.

Да нет, вроде, здесь знахарок, - заочно поддержал Валю другой житель Максатихи, Сергей Павлович. – А если бы и были, я бы к ним не пошел. Лучше в Тверь съезжу. Там они тоже есть. А то тут сходишь, и все про твои проблемы узнают. А дело-то такое, тонкое. Личное.

На обратном пути, возле Максатихинской больницы, мы познакомились с «пациентами «знахарки:

Я ездила к знахарке в Кострецы, - рассказала нам строитель Лидия Алексеевна. - Давно, лет пятнадцать назад. Она от радикулита меня лечила - массаж делала, молитвы читала какие-то. Хорошо! Сходила бы еще, но Антонина Макаровна, умерла. А вы все равно в Кострецы съездите. Она, говорят, дар младшему внуку передала.

Кострецы

81 км до знахарки

Родственники Антонины Макаровны живут в хорошем доме, перед ним стоит машина:

Умерла бабушка, а народ все едет, - рассказывает внучка знахарки Наталья Колыпина. – Она лечила ведь все. Всегда была добрая, общительная. Народу вокруг нее много было. К ней даже врачи лечиться приезжали. Денег она за лечение не брала, но, конечно, люди благодарили. Все она складывала в специальный ларец, а потом церкви отдавала. На эти деньги, кстати, колокола отлиты.

А вот о том, что якобы бабушка передала свой дар внуку, Наталья ничего не знала. Как, впрочем, никто из её семьи.

Может, и будет кто-нибудь лечить. Лет через пятьдесят. Пока мы об этом ничего не знаем…

Чтение молитв над «пациентами» плюс колокола за свой счет – странные слагаемые для формулы знахарства. В попытке разобраться в них мы отправились к бывшему настоятелю Храма Успения Пресвятой Богородицы Сергею Гаагу.

Сергей оказался довольно представительным мужчиной лет сорока с грамотной речью и ораторскими способностями значительно выше средних.

- Замечу, что упоминать меня как священника неверно, так как некоторое время назад я подал прошение об отставке, и оно было принято. Но я хорошо знал эту знахарку, - начинает Сергей. – Антонина Макаровна была человеком, разбирающимся в людях. В течение двух лет, когда в церкви не было священника, она очень ревностно исполняла обязанности старосты. Но однажды, например, Антонина Макаровна купила свечи, не попросив моего благословения. Это нехорошо.

Рассказал Сергей и о том, что была в Кострецах и другая травница, Антонина Михайловна. Однако по популярности в народной среде она значительно уступала своей тезке. По версии Сергея Гаага из-за того, что «не использовала религиозный бренд»

Близость к церкви играла Антонине Макаровне на руку и добавляла авторитета как травнице. Однако я не раз делал ей замечания. Однажды увидел у нее на столе блюдечко с неким жженым растительным волокном, похожим на волосы, и книгу «Молитвы и заговоры Руси». Спросил, что это. Макаровна увильнула от ответа. Но до открытого противостояния я дело не доводил: Антонина Макаровна все-таки помогала церкви, считала, что её способности от Бога и пользовалась огромным авторитетом среди селян. На мой взгляд, дар врачевания дает Бог, но к нему никак нельзя отнести заговоры и какие-то манипуляции руками. Это все от лукавого!

Так или иначе, Антонина Макаровна перед смертью и исповедовалась, и причащалась, а потом её отпевали в Максатихинском храме. Вот и гадай об отношениях знахарок и православия…

Горшково

32 км до знахарки "Приходите к нам на завалинке посидеть, у нашего праздника

звона послушать, а обедать к вам мы и сами догадаемся"

(А. Куприн, «Олеся»)

Казалось, путь закончен. Наверно, и вправду все знахарки на кладбище, остались лишь спившиеся черные колдуньи.

Но вдруг знахарку нашел таксист, который подвозил нас. Оказалось, что живет она в деревне Горшково, в самой глуши.

Покосившаяся деревянная избушка бабы Шуры нашлась быстро, но на стук никто не отозвался.

А бабу Шуру внучка Аня забрала в Максатиху, у нее микроинсульт был, - поделился с нами сосед бабы Шуры. – Езжайте на рынок, там Аню найти попробуйте…

Мы еще раз обходим дом, ореховую дверь которого (наш ориентир!) сорвало ветром с петель…На огороде растет картошка, а трава вокруг дома доходит мне до груди.

Доходим до заброшенной часовни. Вход в нее перегорожен палкой, на которой висит замок. Внутри – немногочисленные иконы, мусор и запах запустения. Искать здесь больше некого.

Максатиха. 0 км до знахарки.

Находим Аню:

Да, бабушка у меня сейчас. Вы поселок знаете? Я вам объясню, как дойти.

Скоро мы находим указанный дом, удивляясь, как запросто нас пускают на порог, кивая «да, к бабушке часто ходят лечиться».

Баба Шура, опираясь на костыль, выходит к нам. Она оказывается полной старушкой 80-ти лет. Летнее платье, платочек на голове, добрая улыбка. Ничего магического.

Доченьки, а я травами не лечу. Я только заговаривать умею.

Александра Васильевна Реме зова (в девичестве Постникова), как написали бы в магических объявлениях, потомственная знахарка. Лечили её отец, бабка, прабабка. Сама баба Шура лечит недолго: «лет 15 всего», хотя заговоры ей стала «рассказывать» бабушка, когда наша героиня была еще совсем маленькой. Да и к традиционной медицине баба Шура тоже обращалась: в 1976 году «под облучением» лежала, сейчас - в больнице, «правда толку нет». Впрочем, себя лечить старушка не может.

Пока отец был жив, он лечил. К нему отовсюду приезжали. Из Москвы, из Ленинграда, Элекростали, даже из Тбилиси. А вот внуки учиться этому не хотят. Надо ведь, мысли дурные не пускать, чтоб ненависти не было, чтобы человек с верой человек был. Она везде защитит!

Баба Шура искренне считает, что знахарство в их семье идет от Бога, за лечение ничего не берет и сокрушается, что молодые редко в церковь ходят. Сама же старушка раньше часто посещала местную часовню.

Однажды приехал к нам секретарь райкома, хотел часовню снести, так её село отстояло! Все вышли с вилами против него, он и убрался восвояси. А сейчас наша часовенька закрыта (вздыхает).

Помогает старушка тоже только православным христианам, причем таким, которые не сомневаются в том, что она умеет лечить, причем за лечение ничего не берет, хотя сил отдает – достаточно:

Пот с меня сходит прямо каплями! Я ж энергию чужую беру…

Переживает баба Шура о том, что народ пьет и трудиться не хочет. Печалится, что работать в селе негде. Сама Александра Васильевна работала с детства и до глубокой старости: была дояркой в совхозе. Держала свою корову, двух свиноматок и овец.

На вопросы что делать, Баба Шура не отвечает, да и заговора от алкоголизма не знает.

Все равно век кончится, доченьки! У меня еще дед говорил. Он ведь книги всякие Божественные читал, говорил, что все будет паутиной опутано, дороги проселочные зарастут, мужчины будут с длинными волосами ходить, а женщины – с короткими и в брюках. Все ведь так, доченьки! Провода везде, и дороги заросли…

Сокрушается знахарка и о том, что люди изменились:

В советское время и война была, и голод, а люди добрые были…А теперича – как змеи. А чего делят – то? – вздыхает старушка.

Ради чистоты эксперимента прошу знахарку заговорить мне бородавку на пальце, которую «не взяли» ни средства из аптеки, ни прижигания:

Тяни ниточку из платка моего, - инструктирует старушка. – Эх, нет шелковой ниточки. Все-таки тяжело в чужом доме, в родной хате-то у меня все есть…

После старушка обматывает ниткой бородавку и что-то шепчет:

Постепенно все пройдет. Смотри, доченька. Если что, сама так сделаешь и скажешь: «Ниточка сгниет, бородавка пропадет».

На прощание баба Шура поила нас чаем и рассказывала о внуках.

И хотя пока проявления магии на руке я не заметила, уходили мы от бабы Шуры, как дети, впервые увидевшие деда Мороза: «Она настоящая!» Настоящая – во всех смыслах.

Вашу жизнь портят постоянные неудачи, обман, нелепые случайности, неожиданные травмы, болезни? Сложно найти возлюбленного, выйти замуж, невозможно зачать ребенка? Такое воздействие может оказывать порча. Подобную магическую проблему невозможно устранить традиционными способами – следует обратиться за помощью к людям, имеющим мистический дар. Лучше всего, если подобного рода помощь будет оказана вам бабушками-целительницами. Магия деревенских колдуний считается одновременно сильной и безопасной, к ней стоит обратиться в первую очередь.

Разобраться, где найти бабушку для снятия порчи, просто. Обращайтесь к следующим источникам:

  • К родным, близким. Если у них имеются контакты проверенной знахарки, наверняка ими охотно поделятся с вами.
  • На тематические форумы в интернете. Избегайте рекламы «профессиональных» гадалок и знахарок. Читайте сообщения других людей, они нередко содержат информацию о хороших знахарках. Найдя подобное сообщение, обратитесь непосредственно к автору и попросите контакты ясновидящей.
  • К жителям малых сел, городов. Если они укажут на определенную старушку, сразу поинтересуйтесь, что лучше принести ей в дар, каковы условия приема, надо ли взять определенные вещи на прием: свежее белье, продукты питания, дополнительный комплект чистой одежды.

Обращайте внимание на информацию о травницах, костоправах, людях, заговаривающих воду. Среди них немало ведающих бабушек, способных противостоять порче, венцу безбрачия, родовым проклятиям.

Как отличить шарлатана от специалиста?

Понять, кто перед вами: шарлатан либо знахарка, позволит первая встреча с ясновидящей. На наличие у человека реальной магической силы указывает ряд особенностей:


Вышеперечисленные приметы стоит учитывать вне зависимости от того, с каким вопросом человек обращается к целительнице. Эти признаки определят настоящего духовно одаренного человека.

Что делать, если порча или сглаз не ушли?

Не всегда бабки, которые снимают порчи, могут успешно справиться с подобной задачей. Если так случилось, что после визита к выбранной знахарке вам не полегчало, подождите несколько дней (это может потребоваться, чтобы наговор вступил в силу) и обратитесь к другой знахарке.

Выводы

Надеяться на быстрое, эффективное избавление от порчи, сглаза, родового негатива можно при обращении к народным целительницам. Найти ясновидящих подобного плана несложно в маленьких городах и селах. Эти люди, не дающие красочные рекламы об имеющемся даре и не привлекающие к себе телевидение и прочие СМИ, могут оказать реальную помощь в экстремальных жизненных ситуациях. На поиски целительницы иной раз уходит немало времени, зато результат такого обращения всегда оправдывает себя.

Вера в приметы и истовая религиозность, сказки и знахарство - все это причудливо переплеталось в жизни русской глубинки на протяжении веков.

Но за какие-то десятилетия все пошло наперекосяк: вместо веры у нас гибрид православия и язычества, вместо мудрости - всезнающий Интернет, а вместо знахарок - больницы и врачи. Или все не так? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в тверскую глушь на поиски бабушек, обладающих секретными знаниями заговоров и трав, а нашли целый мир уходящей от нас Руси.

Казалось бы, найти в глубине Тверской области знахарку - задача не из сложных. Однако на практике все оказалось не так-то просто.

РУЧКИ

150,5 км до знахарки

В деревне Ручки есть три магазина. Церкви нет. Знахарок, как оказалось, тоже нет. Лечиться местное население ходит в фельдшерский пункт. Правда, редко.

А в крайних случаях вызывает «скорую», которая может ехать из райцентра от20 минут до двух часов.

Ох, доченьки, были такие женщины, были, да померли, - одна из старейших деревенских жительниц баба Тоня пытается суетиться вокруг нас, хотя у нее почти не ходят ноги и пошаливает давление. Ни к медикам, ни к знахарям со своими болезнями она не обращается. Потому что увлечена гораздо более философскими вопросами: почему выпивают ее сыновья? Отчего вымирает село? Зачем разворовали колхоз?

А знахарки? - баба Тоня отвлекается от своих невеселых мыслей и смотрит на нас внимательно.

Ну, попробуйте в Ямники сходить.

Там их скорее найдете.

ЯМНИКИ

148,5 км до знахарки

Знахарки есть. В соседних селах. На кладбище, - резюмирует пожилой житель Ямников, назвавшийся Анатолием Дмитриевичем.

От врачей пользы нет, а уж от знахарок тем более.

На вопрос: а чем же лечитесь, отвечает не задумываясь:

А мы чай травяной пьем.

Тут вон и мята растет, и зверобой. Как выяснилось, почти все население Ямников очень уважает травки, заменяющие селянам лекарства, которые местному фельдшеру запретили продавать несколько лет назад.

Никто из жителей Ямников к знахаркам не обращается.

Однако все сошлись во мнении: в поисках ведуньи надо идти в Загородье.

ЗАГОРОДЬЕ

144 км до знахарки

Дом Николая Сорокина стоит на отшибе. Он не похож на обычную избу. На стенах - картины с медведями, глухарями, рябчиками.

В саду растет береза, на верхушке которой совсем как живые сидят два металлических аиста. Хозяин угощает нас яблоками с кофе и рассказывает о матери.

В молодости ее парализовало. Отец все окрестности объездил в поисках знахарки. А нашел ее тут, недалеко от Загородья, в лесу. У старухи этой - Лебошихой ее звали - мама многому научилась. Она у меня любопытная была.

В красном углу сорокинской избы висит целая коллекция икон.

Мама была истинной христианкой, в храме помогала, - замечает Николай. - Всем казалось, что она никогда не устает.

Отца очень любила. Когда он умер, так замуж и не вышла. Лечила она так: вслух никогда ничего не говорила, только сидела у печки и что-то шептала-плевала, потом давала тряпочку с солью, чтобы пустить ее по ветру.

Свои знания Александра Сорокина никому не передала.

Родные ее способностями не особо интересовались, а чужим она навязываться не захотела. Незадолго до смерти старуха произнесла: «И некуда девать ».

ФИЛИЗИ

125 км до знахарки

Плетемся в Филизи. На единственной местной улице стайка мальчишек окружила мужчину лет тридцати. Самый маленький паренек перекатывает в дырке от передних молочных зубов сигарету. Вдруг мужчина говорит: «Сходите-ка вы к моей жене. Она чем-то таким увлекается ». Через пару минут из-за ограды покосившегося деревянного дома выходит Виктория.

Я занимаюсь черной магией, - признается она.

Вика говорит, что в основном занимается травами.

Еще может погадать, снять или навести порчу, а иногда берется и за заказы посерьезнее, причем совершенно бесплатно.

Однажды женщина из Санкт-Петербурга попросила ее мужику сделать какую-нибудь «бяку». Я ее долго отговаривала, но таким людям разве объяснишь? Сделали мы все нужные манипуляции, и в тот же вечер мужчина сам себя сжег, облив бензином. Свои магические чары Вика унаследовала от мамы - врача-гинеколога.

Она была некрещеная и, по слухам, ведьма. В свободное от магии и выпивки время Вика пишет в дешевой тетради-конспекте книгу «Черная магия и оккультизм ». Здесь собраны советы, как найти утопленника с помощью иконки и свечки, как вселить свою душу в чужое тело, и прочие полезные рекомендации. Стилистика Вики не хуже, чем у авторов популярных энциклопедий по магии и народной медицине.

КОСТРЕЦЫ

81 км до знахарки

Родственники Антонины Макаровны живут в хорошем доме, перед ним стоит машина:

Умерла бабушка, а народ все едет, - рассказывает внучка знахарки Наталья Колыпина.

Она лечила ведь всех. К ней даже врачи лечиться приезжали. Добрая, общительная, денег за лечение не брала. А то, что люди дарили, складывала в ларец, а потом в церквь отдавала. На эти деньги, кстати, колокола отлиты. А вот о том, что якобы бабушка передала свой дар внуку, Наталья ничего не знала. Чтение молитв над «пациентами» плюс колокола за свой счет - странные слагаемые для формулы знахарства.

В попытке разобраться в них мы отправились к бывшему настоятелю храма Успения Пресвятой Богородицы Сергею Гаагу. Сергей оказался довольно представительным мужчиной лет сорока с грамотной речью и завидными ораторскими способностями:

Замечу, что упоминать меня как священника неверно, так как некоторое время назад я подал прошение об отставке, и оно было принято. Но я хорошо знал эту знахарку, - начинает Сергей.

Антонина Макаровна была человеком, разбирающимся в людях.

По его мнению, дар врачевания дает Бог, но к нему никак нельзя отнести заговоры и какие-то манипуляции руками. Это все от лукавого! Так или иначе, Антонина Макаровна перед смертью и исповедовалась, и причащалась, а потом ее отпевали в храме.

Вот и гадай об отношениях знахарок и православия…

ГОРШКОВО

32 км до знахарки

Казалось, путь закончен. Наверное, и вправду все знахарки - на кладбище, остались лишь спившиеся черные колдуньи. Но вдруг знахарку нашел таксист, который подвозил нас.

Оказалось, что живет она в деревне Горшково, в самой глуши. Покосившаяся деревянная избушка бабы Шуры нашлась быстро, но на стук никто не отозвался.

А бабу Шуру внучка Аня забрала в Максатиху, у нее микроинсульт был, - поделился с нами сосед бабы Шуры.

Езжайте на рынок, там Аню найти попробуйте. Мы еще раз обходим дом, ореховую дверь которого (наш ориентир!) сорвало ветром с петель…

Искать здесь, похоже, больше некого.

МАКСАТИХА

0 км до знахарки

Да, бабуля у меня сейчас.

Находим указанный дом, удивляясь, как запросто нас пускают на порог, кивая: «Да, к бабушке часто ходят лечиться ». Баба Шура, лет 80, опираясь на костыль, выходит к нам.

Летнее платье, платочек на голове, добрая улыбка. Ничего магического.

Доченьки, а я травами не лечу. Я только заговаривать умею.

Александра Васильевна Ремезова (в девичестве Постникова), как написали бы в магических объявлениях, - потомственная знахарка. Лечили ее отец, бабка, прабабка. Сама баба Шура лечит недолго - «лет 15 всего», - хотя заговоры ей стала «рассказывать» бабушка, когда наша героиня была еще совсем маленькой.

Да и к традиционной медицине баба Шура тоже обращалась: в 1976 году «под облучением» лежала, сейчас в больнице - «правда, толку нет». Впрочем, себя лечить старушка не может.

Пока отец был жив, он лечил. Отовсюду приезжали. А вот внуки учиться этому не хотят. Надо ведь мысли дурные не пускать, чтобы ненависти не было, чтобы человек с верой был! Баба Шура считает, что знахарство в их семье идет от Бога, за лечение ничего не берет и сокрушается, что молодые редко в церковь ходят.

Сама же старушка раньше часто посещала местную часовню, православным всегда помогала. Переживает баба Шура в основном о том, что народ пьет и работать не хочет. Печалится, что работать в селе негде. Сама Александра Васильевна работала с детства и до глубокой старости: была дояркой в совхозе. Держала свою корову, двух свиноматок и овец. На вопрос, что делать, Баба Шура не отвечает, да и заговора от алкоголизма не знает.

Все равно век кончится, доченьки! У меня еще дед говорил. Он ведь книги всякие божественные читал, говорил, что все будет паутиной опутано, дороги проселочные зарастут, мужчины будут с длинными волосами ходить, а женщины - с короткими и в брюках. Все ведь так, доченьки! Провода везде, и дороги заросли. На прощание баба Шура поила нас чаем и рассказывала о внуках. И хотя откровенных чудес мы так и не увидели, уходили мы от бабы Шуры, как дети, впервые увидевшие Деда Мороза: «Она настоящая! Настоящая во всех смыслах ».

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Чем уникальны новые арт-объекты и почему они становятся важными элементами дизайна городского пространства Москвы расскажем подробнее.
Префектура ЗАО Москвы
13.03.2020 Видео: телеканал Москва 24 Движение в сторону центра затруднено на Кутузовском проспекте из-за ДТП с пятью автомобилями.
M24.Ru
15.03.2020 В столице Российской Федерации в рамках борьбы с коронавирусом, с 16 марта 2020 года в школах вводится свободное посещение.
MosDay.Ru
15.03.2020

Фото: unanews.ru 15 марта 2020, 16:15- ИА "Общественная служба новостей" Число зараженных коронавирусом в России за сутки увеличилось до 63 человек.
ИА Общественная служба новостей
15.03.2020 Американские войска в четверг нанесли авиаудар по складам с оружием проиранской шиитской группировки “Катаиб Хезболлах” в Ираке в ответ на произошедший в среду ракетный обстрел военной базы Эт-Таджи,
Вести.Ru
14.03.2020