Ландшафтный дизайн

Что такое пасха у евреев. Иудейский праздник Песах: история и традиции. Подготовка к празднованию

Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю

Песах является одним из самых важных и древних праздников в иудаизме. Он напоминает о побеге (исходе) евреев из египетского рабства, который произошел около 3300 лет тому назад. Праздник отмечается весной на 14 день месяца нисан и продолжается семь дней у израильтян и восемь дней у евреев, которые живут вне Израиля. В 2016 году Песах начинается с 22 апреля после захода солнца.

История возникновения еврейской пасхи Песах

После многих десятилетий рабства евреев у египтян Бог послал Моисея к фараону с просьбой отпустить еврейский народ. Фараон отказал Моисею, а Бог, в свою очередь, наслал за отказ 10 египетских казней. Последней из этих десяти казней была гибель египетских первенцев. Накануне нее Бог велел зажарить мясо ягнят и их кровью пометить двери еврейских домов. В полночь Бог прошел мимо (песах) домов евреев, тем самым оставив в живых их первенцев. Таким образом, сопротивление фараона было сломлено и израильтяне в спешке оставили египетскую землю. Они не успели заквасить тесто и дать подняться хлебу перед Исходом (бегством евреев из Египта) и поэтому напекли пресных лепешек. Именно поэтому в дни еврейской пасхи, именуемой Песах, евреи едят лишь пресный хлеб, который называется маца.

Традиции и обычаи празднования Песах

Перед празднованием иудейской Пасхи производится специальная генеральная уборка, при которой осуществляется ликвидация хамеца (всего квасного). Вся семья принимает участие, стараясь убрать все тщательно, не пропустив не крошки.

Центральным элементом праздника является праздничная трапеза под названием Седер. На Седер Песах стол накрывают красивой скатертью и сервируют его самой красивой посудой, которая есть в доме. Если в доме есть серебрянные приборы, то стол сервируют ими. В некоторых семьях существует специальный набор посуды, который предназначен только для Седер Песах, т.е. который ставится на стол только в дни иудейской пасхи.

Из еды на стол выставяется специальное праздничное блюдо, на котором расположены символические продукты:
косточка с мясом ягненка, которая называется зроа (также может использоваться хорошо прожаренная куриная шейка) – она является символом пасхальной жертвы.
крутое вареное яйцо, называемое бейца
марор (хрен или другую горькую зелень, может использоваться их смесь)
харосет (паста из нарезанных яблок, грецких орехов, вина и специй) символизирует раствор, которые использовали рабы для построения египетских пирамид. Огромное количество рецептов его приготовления можно найти в интернете.
карпас (один из видов овощей, таких как: вареный картофель, сельдерей и так далее), который является символов тяжелой работы рабов.
салат латук, который также как и горькие травы символизирует горечь рабства.
подсоленная вода.

Кроме того, на стол ставится тарелка с тремя мацами (пресный хлеб), лучше всего, если они будут круглой формы и изготовлены вручную. Мацу что лежит в середине разламывают на кусочки и самый большой прячут где-то в доме. Потом дети его ищут, а первый, кто его найдет, становится победителем и получает небольшой приз.

На праздничном столе должны присутствовать для каждого четыре бокала вина, которые представляют собой четыре выражения свободы, которые относятся к израильтянам освобожденным из рабства. Вино символизирует радость и счастье. Лучше всего, если вино будет красным. Для детей и тех, кто не пьет вино, можно подать виноградный сок если он приготовлен в соответствии с определенными правилами кошерности для вина. Кроме того, на стол ставится пятый бокал с вином, который предназначен для Илии. Так как евреи считают, что пророк Илия будет вновь объявлять о пришествии мессии и делать это будет именно в Песах.

Пасхальная трапеза Седер Песах состоит из следующих этапов:

Кадеш. Во время него произносится священную молитву Кидуш, состоящую из 3 благословений. Таким образом, состоится освещение праздника. Затем пьют первый из четырех бокалов вина. Рекомендуют брать бокалы небольшой емкости, чтобы можно было выпить его целиком.

Урхац. Он представляет собой ритуал, в котором происходит омовение рук. При этом не произносят благословление. Глава семьи в это время сидит за столом и все необходимое для его омовения его рук ему преподносят другие.

Затем, во время третьего этапа, едят карпас , обмакивая его в соленую воду и одновременно произнося специальное благословение.

Яхац , во время которого идет размалывания на куски средней мацы. Самую большую часть заворачивают в салфетку и прячут. Этот спрятанный кусочек средней мацы зовется Афикоман. Оставшиеся части средней мацы оставляют на столе между верней и нижней мацой.

Магид . Здесь рассказывают истории по тексту Агады об Исходе и истоках праздника. Читают текст сначала на иврите, а затем переводят его для всех собравшихся. Затем самый младший ребенок задает четыре традиционных вопроса. После которых выпивают второй бокал вина.

Маца . Произносят специальное благословение на мацу. Верхнюю мацу делят на небольшие кусочки и раздают съесть всем присутствующим. Едят мацу облокотившись на подушки, тем самым показывая что человек свободная личность.

Едят марор . Благословляют и макают марор в специально приготовленный харосет.
Едят Корех, который представляет собой специальный сэндвич, состоящий из мацы и марора. При этом его также обмакивают в харосет.

Шульхан-орех . Данный этап представляет собой праздничную трапезу, во время которой можно есть любые блюда, представленные на столе. Часто подают фаршированную рыбу и суп с шариками маца.

Цафун . Находят и едят спрятанный ранее Афикоман. Каждому дают по его кусочку и едят с другим кусочком мацы. Больше во время пасхальной трапезы есть не разрешается.

Барех . Произносят молитву после еды и выпивают третий бокал вина.

Наполняют бокал вина для пророка Илии и открывают дверь ненадолго чтобы он смог зайти. Затем, произносят две молитвы: «Шехов» и «Халлел». Пьют четвертый бокал вина, при этом произнося до и после благодарственную молитву.

Завершают празднование Седер с добрыми пожеланиями на следующий год, пением праздничных песен и рассказами о жизни евреев и мудрых традициях праздника. Песни могут быть разными как традиционными, так и современными, самое главное, чтобы они отвечали теме праздника.

На Песах можно поделать разные тематические поделки вместе с детьми. Большое блюдо для Седера дети могут красиво украсить, тогда посуда получится еще более праздничной. Можно также сшить небольшую сумочку, куда потом будут прятать Афикоман. Она может быть создана из самых разнообразных материалов и украшена всевозможными аппликациями и позитивными рисунками, которые создают хорошее настроение.

Некоторые семьи смотрят фильмы, которые отвечают теме праздника. Хорошим вариантом может стать мультфильм «Принц Египта» или фильм «Десять заповедей». После просмотра всей семьей можно обсудить важность праздника и историю еврейского народа.

Даже если современные иудейские семьи не соблюдают последовательно все традиции, они все равно стараются каждый раз отпраздновать Песах со смыслом и воспоминаниями, потому что Песах показывает важность любви, которую Бог показал избранному им народом. Праздник, который напоминает нам, что нужно любить и беречь наши семьи, нашу свободу. Быть благодарными жизни и верить в Бога.

Песах (Пейсах, Пасха ) – основной еврейский праздник, связанный с их историей. Песах означает – «проходить мимо ». Сейчас трактуют, что этот праздник появился в память об Исходе из Египта. На самом деле он появился немного раньше, в честь спасения от ангела смерти. Т.е. в Торе сказано, что когда фараон не хотел отпускать евреев из Египта, бог повелел евреям принести в жертву ягнят, и сделать жертвенной кровью пометку на дверях своих домов. Ангел смерти шёл мимо домов с кровавым знаком, поэтому поразил только младенцев египетских, а младенцев народа Израиля не трогал. Вот евреи и празднуют Песах – смерть прошла мимо . До наших дней в честь той отметки, евреи делают надпись на дощечке или металле и крепят такую табличку на входные двери в жилище, в синагогу. «И каждый вкусил хлеб с кровью жертвенника и пометил двери», теперь заходя домой евреи касаются рукой косяка, где прикручена табличка, и касаются губ, т.е. как бы опять помечают себя жертвенной кровью агнца, чтобы смерть миновала их.

История праздника

Прочитаем, что пишут сами евреи о своей Пасхе (наше мнение о ней мы рассмотрим позже). Песах – это, прежде всего праздник освобождения, в память об исходе евреев из египетского рабства. Чтобы лучше понять смысл праздника и связанных с ним обычаев, нужно вспомнить драматические события, бегство израильтян из Египта. Предки будущего еврейского народа, Иаков и его 12 сыновей, спасаясь от голода, поразившего их землю Ханаан, пришли в Египет . Фараон, у которого советником был сын Иакова Иосиф, принял их с почётом и дал для поселения землю Гесем, где евреи жили согласно своим обычаям. Жилось им неплохо, и Род евреев множился.
* Заметьте, евреи жили не по законам Египта, а по своим обычаям, т.е. автономное поселение.

Спустя много лет на египетский трон вступил новый фараон, который не знал о заслугах Иосифа перед египтянами, но фараона беспокоила плодовитость израильтян, это было опасно для государства. Тогда фараон повелел: «Вот народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался, иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас и выйдет из земли нашей » (Исход 1:9-10). В ту пору фараон возводил в дельте Нила свою столицу Раамсес и город для зернохранилища и военных запасов. На эти тяжёлые под палящим солнцем строительные работы по приказу фараона были согнаны евреи, где их заставляли месить глину и обжигать кирпичи. Но израильтян не становилось меньше. Фараон издавал всё новые и новые законы против евреев, но всё безрезультатно. Тогда он прибег к крайней мере: «Всякого новорожденного у евреев сына, бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых » (Исход 1:22). Таким образом, фараон надеялся, что евреи перестанут существовать как народ, у них не будет мужчин, дочери будут выходить замуж за египтян. И на земле Гесем стоял стон и плач.
* Фараон не знал основную тайну иудаизма, что у евреев родословная и генофонд передаётся по матери, а не по отцу как у всех других народов.

Но вот однажды в одной еврейской семье родился сын. Мать, вопреки указу фараона, оставила его в живых и прятала, пока ему не исполнилось 3 месяца. Его в любой момент могли обнаружить, и тогда у матери возник хитроумный план. Ей было известно, что дочь фараона сострадала гонимым евреям, и каждый день купалась в Ниле в определённом месте. Мать взяла корзинку из тростника, положила в неё младенца и оставила у берега реки. Дочь фараона после купания обнаружила корзинку с ребёнком и поняла, что он из еврейских детей. Она пожалела, взяла его к себе в дом. Так при дворе фараона вырос Моисей — будущий вождь еврейского народа . Как-то Моисей увидел, что египетский надсмотрщик жестоко избивает израильтянина, он в гневе убил насильника, зарыл труп в песок и убежал в пустыню. На земле моавитянской он нашёл приют у священника по имени Иофор. Иофор дал Моисею в жёны свою дочь. И однажды, когда Моисей пас овец в пустыне он увидел, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Вдруг из пылающего куста раздался голос бога, который повелел Моисею отправляться в Египет и вывести евреев из рабства. С этого момента начинается особое служение Моисея, он возвращается в Египет к своему народу.

Моисей и его брат Аарон поведали евреям о том, что открыл Бог. «И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдания их, и преклонились они и поклонились » (Исход 4:31). Моисей и Аарон пришли к фараону с просьбой, чтобы он отпустил израильтян в пустыню. Но в ответ на просьбу Моисея фараон лишь ужесточает угнетение, он приказывает им не только вырабатывать установленную норму кирпичей, но и самим давать для выделки кирпичей солому, которую надо было искать по всей стране. Бог велит Моисею продолжать говорить с фараоном, и насылает на Египет казни одну страшнее другой (* потом будем разбирать, что казни абсурдные и безсмысленные). После каждой казни, постигающей страну, вода превращается в кровь, всюду появляются жабы, затем мошки, мухи, мор поражает скот, на скоте и людях появляются язвы. Фараон соглашается освободить евреев, но затем его сердце внезапно ожесточается, и он отказывается. Наконец наступает самое тяжёлое испытание – гибель всех первенцев, от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая жнёт на жерновах. Предание гласит, что перед этой казнью Моисей потребовал от каждой еврейской семьи заколоть годовалого агнца, и его кровью вымазать двери своего дома, а за ужином есть мясо агнца с пресным хлебом и горькими травами. А когда наступила полночь, Ангел Смерти стал ходить от дома к дому , и там, где не было кровавого знака, а его не было на домах египтян, убивал первенца (т.е. первородного, который несёт мощь генофонда).

После этого фараон разрешил отпустить евреев. И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: «Встаньте, евреи, среди моего народа, как вы, так и сыны Израиля пойдите и совершите служение Господу, как говорили вы ». В память об этой самой ночи, установлен праздник Песах , по-еврейски означает «проходить мимо», ибо смерть миновала евреев в ту ночь, когда погибли первенцы в Египте. Поскольку евреи выходили из Египта с большой поспешностью, то им пришлось приготовить хлеб из не скисшего теста, с этим связан ещё один из наиболее известных пасхальных обычаев – есть мацу , т.е. особый пресный хлеб, вместо обычного, на протяжении всех семи дней праздника. В честь этого праздника (Песах), который иногда называют праздником опресноков, запрещено также употреблять изделия из злаков: пшеницы, ржи, ячменя, проса.

Жертва Песах

Подготовка к празднику в древности начиналась 10-го числа месяца нисан, т.е. это лунный месяц, выпадающий на март-апрель по солнечному календарю. В этот день согласно заповеди Торы, каждая семья или несколько семей (если достаток в семьях небольшой) выбирают агнца, молодого ягнёнка , предназначенного для пасхальной жертвы в память об Исходе из Египта. 14-го числа месяца нисана, после полудня, все эти агнцы приносились в жертву в Иерусалимском храме, и вечером этого дня в каждой семье устраивалась торжественная трапеза. Во время трапезы глава семьи, рассказывал детям и всем домашним, включая слуг, о тех событиях, которые произошли в ту драматическую ночь в Египте.

Песах – сбор урожая

Праздник Песах связан не только с историей еврейского народа, но и с ежегодным циклом созревания и сбора урожая. Вот что говорит Библия и Тора:

«Когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то приносите первый сноп вашей жатвы к священнику; он вознесёт этот сноп перед Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесёт его священник… Никакого нового хлеба, ни сушёных зёрен, ни зёрен сырых не ешьте до того дня, в который принесёте подношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши и во всех жилищах ваших».

В обычаях, связанных с Песах — соединились два значения праздника : в течение 7-ми дней евреи должны есть мацу, вместо хлеба, в память об исходе из Египта, и не должны есть никаких злаков в честь нового урожая зерна. Созревание зерна в Палестине как раз 14 нисана. Эта дата разделяет старый и новый год, и после Пасхи не положено есть зерно из старого урожая.

Торжественная трапеза – седер

После вавилонского пленения (586 год до новой эры) во время которого сгорел Иерусалимский храм, и начавшегося вслед за пленением расселения евреев, начал складываться новый ритуал празднования Пасхи, поскольку была потеряна возможность всем евреям приносить жертву в Иерусалимском храме. После вторичного разрушения храма в 70 году н.э. этот ритуал распространился повсеместно. Основное значение теперь придавалось торжественной трапезе в ночь 15-го нисана. Эта трапеза называется по-еврейски седер – «порядок», и проходит по определённым правилам. На столе обязательно должны присутствовать блюдо с тремя опресноками (т.е. пресными лепёшками — маца), как бы олицетворение трёх частей еврейского народа:
1) каганы, т.е. священники (допустим: Хазарский Каганат – управлял священник);
2) левиты, т.е. служители в храмах;
3) простые евреи, называемые Израиль, что означает — борющийся с Богом.

Кроме того, на отдельном подносе или на верхней маце ставится шесть предметов, также имеющих символическое значение:
1. Кусочек мяса с костью , напоминающий о принесённом некогда в жертву агнце.
2. Марор (горький хрен), свидетельствующий о тяжёлой жизни евреев в египетском рабстве.
3. Печёное яйцо , символизирующее еврейский народ. Т.е. печёное яйцо становится твёрдым, как бы означает, что евреи закаляются в выпадающих на их долю испытаниях.
4. Зелень (петрушка, сельдерей), символизирует весну.
5. Харосет , приготовленный их тёртых орехов, яблок, вина и корицы — напоминают о глине, из которой евреи делали кирпичи в Египте.
6. Блюдце с солёной водой , которая символизирует слёзы, пролитые в Египте.

После омовения рук и благословения самого младшего из присутствующих, собираются с семьёй или друзьями за столом, и самый младший задаёт 4 вопроса о том, что происходит в эту ночь, и чем она отличается от других ночей. Ему отвечает ведущий трапезу (как правило, старший), рассказывает историю Исхода из Египта, показывая при этом на предметы, символизирующие различные моменты этой драмы; за столом читается книга «Агада». Дети играют важную роль в ритуале седера. В каждом поколении, каждый участник седера должен участвовать, будто это он лично вышел из Египта, был порабощён и спасён от рабства. Во время трапезы каждый, и младший тоже, все обязательно выпивают 4 бокала красного пасхального вина в память о том, что бог 4 раза обещает в Библии вывести народ из Египта. Отдельно наливают вино в специальный бокал, из которого, по преданию его пьёт сам пророк Илия. В ритуале пасхальной трапезы сохранились многие обычаи торжественного застолья, принятые в древности (в начале первого тысячелетия новой эры). Допустим, все участники должны как бы полулежать на одном боку, ибо по древнему обычаю именно так должны вести себя свободные люди. Утром на следующий день отправляются в синагогу, где помимо праздничного богослужения читается также специальная молитва о росе для земли Израиля.

Праздничная неделя

Праздник продолжается 7 дней, из них не полагается работать в первый и седьмой. По возможности следует также воздерживаться от тяжёлой работы и в дни между ними. Вот эти 7 дней праздника называются хол амоэд , т.е. «праздничные будни».

В диаспоре, т.е. за пределами еврейской Палестины, праздник продолжается 8 дней, и соответственно не принято работать в 1, 2, 7, 8-ой дни. Этот обычай имеет позднее происхождение и связан с тем, что после расселения евреев, не было твёрдо установленного календаря. Поэтому во избежание возможной ошибки, все праздники отмечаются два дня.

Вечером второго дня Песах, так же устанавливается седер, который проводится также как и в первый день. В современном Израиле праздник продолжается 7 дней, согласно Торы 1 и 7 дни объявлены выходными. Во второй день праздника начиналась жатва нового урожая.

Отсчёт Омера

Отсчёт Омера – это счёт 49 дней между праздниками Песах и , начиная от второго дня Песах, называется «иемей сефират аомер» т.е. «дни счисления снопа». Они имеют особое значение и считаются ответственными. В это время нужно внимательно относиться и к людям и к природе, так как идёт жатва. По преданию именно в эти дни умерли ученики знаменитого учителя Рабби Акива. Эпидемия постигла их за то, что они небыли почтительны друг к другу. В это время не полагается придаваться удовольствиям, устраивать свадьбы. Единственный день, когда отменяются все ограничения, это 18 день яира, т.е. Лаг ба-Омер — 33-й день по Омеру. В этот день умер великий мудрец рабби Шимон Бар Йохай, с именем которого связано мистическое учение .

После чего празднуется 50-й день (Пятидесятница – Шавуот).

Праздник Песах (Пасха) является наиболее древним и значимым в еврейской культуре, однако он знаменует не , как у христиан, а исход евреев из Египта.

Во время Песаха евреи собираются за праздничным столом, проводят традиционную пасхальную церемонию, говорят об истории своего народа, вспоминают лишения и знаковые события. Считается, что этот праздник должен достойно отметить каждый иудей, независимо от своего материального и социального положения.

Евреи используют солнечно-лунную систему летоисчисления, поэтому согласно привычному для нас григорианскому календарю, дата проведения Песаха каждый год разная. Празднование традиционно начинается с 14 дня месяца нисана, и длиться 7 дней в Израиле и 8 за его пределами. Еврейская Пасха (Песах) в 2017 году выпадает на 11-17 апреля.

История праздника

История праздника Песах связана с библейскими событиями, в частности, выводом Моисеем евреев из Египта. Согласно сказаниям, перед тем, как наслать на Египет последнюю из 10 казней, Бог приказал евреям заколоть и зажарить ягнят, а их кровью пометить двери.

В ночь на 14 нисана Всевышний миновал дома евреев, на которых были сделаны отметки, а в остальных семьях умерли все первенцы. После этого Моисей вывел еврейский народ за пределы Египта.

Название Песах пошло от слова «песах», которое в переводе с иврита означает «обойти, пройти мимо». Таким образом, праздник назван в честь того, что беда обошла дома евреев, и они получили свободу.

Традиции празднования

Одной из основных особенностей Песаха является запрет на употребление и владение квасным (хамецом) – продуктами, которые прошли процесс брожения, например, пиво, дрожжевой хлеб, макароны, сдоба и т.д. Есть разрешается только традиционный пресный хлеб, который называется маца. Запрет связан с тем, что побег евреев из Египта происходил в большой спешке, из-за чего они были вынуждены печь в дорогу хлеб из теста, которое еще не взошло, и не успели запастись квасным.

Подготовка к празднику начинается еще за неделю до установленного срока. В доме проводится генеральная уборка, по результатам которой в жилище не должно остаться ни кусочка хамеца. Все собранное квасное сжигают или продают нееврею, если уничтожить запрещенные продукты не удалось, и они остались храниться в доме, то их нельзя есть и после праздника. Как правило, семьи стараются до Песаха съесть все запасы квасного.

Первый и последний день Песаха в Израиле являются выходными, а остальные – праздничными буднями.

Праздничная трапеза

Главным моментом праздника является вечерняя трапеза, которая носит название седер (в переводе с иврита «порядок»). Она устраивается в первый вечер Песаха, а в странах диаспоры – в два первых вечера. Празднование начинается после прихода семьи из синагоги и когда последний луч солнца скроется за горизонтом.

Во время седера читают молитвы, произносят традиционные благословления, поют псалмы. Также в этот вечер принято приглашать за стол нуждающихся и тех евреев, которые не имеют возможности провести праздник со своей семьей.


Стол сервируется лучшей посудой, которую предварительно обдают кипятком, чтобы уничтожить любые следы квасного. Особенно религиозные семьи имеют посуду, которая используется исключительно на Песах, и передается из поколения в поколение.

На стол также ставят вино, свечи, три куска мацы и кубок, предназначенный для пророка Илии (Элияха). Обязательным атрибутом праздничного стола являются миски, наполненные соленой водой, символизирующей слезы, которые пролили еврейские женщины, когда по приказу фараона были убиты все их первенцы.

Во время седера в определенном порядке зачитывается предание об Исходе, а затем все присутствующие едят символические блюда. Яства раскладываются на специальном блюде под названием кеар, которое используется исключительно для седера.

На него определенным образом кладут три блюда, имеющих символическое значение: карпас – любой весенний овощ, зроа – кусок жареной баранины с косточкой, бейца – сваренное вкрутую яйцо.

Перед человеком, ведущим седер, кладутся целые мацы, которые покрываются салфеткой. Напротив каждого участника трапезы кладут книгу со сказанием об Исходе из Египта (Агаду), а также все, что необходимо для совершения молитвы и благословения.

Седер предполагает прохождение пяти этапов – мицвот:

  • съесть мацу;
  • выпить 4 чаши вина;
  • съесть марор;
  • прочитать Агаду;
  • прочитать псалмы.

Для празднично трапезы часто готовят куриный суп с клецками из мацы, запеченное мясо и фаршированную рыбу.

Во время седера принято выпивать четыре чаши вина, дети и больные люди могут пить виноградный сок. Каждый бокал символизирует одно из четырех обещаний, которые еврейскому народу дал Бог. Кроме того, существует традиция наполнять специальный кубок для пророка Элияха, который должен провозгласить приход Машиаха – мессии, который принесет на землю благоденствие и вернет всех евреев в Израиль.

Выходные на Песах

Главными на Песах считаются первый и последний день. В первый день запрещается выполнять какие-либо работы. Пять последующих дней являются также праздничными, но в них разрешается осуществлять несложные работы. Седьмой день символизирует переход евреями Красного моря.

В этот день в синагогах проводится особая церемония «разделения морских вод», кроме того, существует традиция читать определенный отрывок из Торы возле реки или другого водоема. В странах диаспоры отмечается восьмой день Песаха.

Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю