Самоделки

Классный час ко Дню Победы «Дети войны. Классный час "дети войны" Классный час к 9 мая

МБОУ «Майкорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Классный час по теме «Дети войны»

(3 класс)

Учитель: Шатрова Ольга Сергеевна

«Дети войны»

Цель: Воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества; уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.

Задачи:

· Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

· Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

· Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;

· воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 3-4 классов коррекционной школы VIII вида.

Общие методические указания: проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее дается задание отдельной группе учащихся: заучивание стихотворений наизусть, разучивание песни.

Место проведения: класс.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Материалы:

фонограммы «От Советского ИнформБюро», отрывок мультфильма «Воспоминание», фонограмма «Пусть всегда будет солнце», презентация «Дети войны», аудиозапись дневника Т.Савичевой

Ход занятия:
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро» (слайд №2)

Девочка.

Что случилось, скажи, мне ветер

Что за боль у тебя в глазах

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах

Мальчик.

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война

Учитель:

Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сразу взрослели дети, на их плечи легла непосильная ноша.

Ответьте, что такое в вашем понимании «война»

(дети отвечают, затем читают по листочкам слова и прикрепляют на доску)

Война- это смерть, боль, слёзы матерей, унижение, голод, разруха. Всё это наравне со взрослыми пережили и дети.

Сегодня наш классный час я хотела бы посвятить детям, пережившим страшное военное время, детям войны.
(Фоном звучит спокойная музыка, учитель продолжает свой рассказ.)
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли - ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

- Вдумайтесь в эти цифры:
- Каждый день теряли9168детей,
- Каждый час -382ребенка,
- Каждую минуту -6детей,
- Каждые 10 секунд -погибал 1ребенок (слайд №3)

А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик:
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны...Как же выжили вы?
Дети войны...Устоять как смогли?

- Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки, бесстрашные герои…?
- Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
- В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!

Дети на войне

Вместе со взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.

Давайте попробуем поставить себя на их место. Хватило бы у нас силы духа и мужества испытать то, что вынесли они.

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Вот лишь несколько имён Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков. Все они сражались с врагом плечом к плечу со взрослыми, и погибли, освобождая родную землю от захватчиков.
(На экране портреты пионеров героев дети выступают с докладами)
- Леня Голиков!
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
- Зина Портнова!

Она расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки

- Марат Казей !

Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".В мае 1944г погиб в бою с фашистами в Белоруссии. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

В каждом селе, в каждом городе есть «Дети войны» (дети показывают сценку)

У костра ребята. Они одеты в одежду того времени, ведут разговор.

Ученик 1. Что теперь будем делать? Как жить?

Ученик 2. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил - пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

Ученик 3. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!

Ученик 2. Так уж сразу и полка!

Ученик 3. Ну, может быть, и не полка, но многих врагов уничтожу.

Ученик 4. А я буду сержантом, как мой отец.

Ученик 2 . А на каком он фронте?

Ученик 4. Погиб под Смоленском.

О труде школьников

- С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. (слайд №)

Об испытаниях в концлагерях

- На оккупированной территории фашисты создавали концлагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин и детей.

18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети. Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших:

« Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб - это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами»

Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения. Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. (слайд №)

Дети в оккупации

Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей.

(просмотр отрывка из мультфильма «Воспоминание»)

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
- Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
- Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

О блокаде Ленинграда

Как вы понимаете слово «блокада»?

Блокада - это окружение города со всех сторон (термин на доске)

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы и многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Блокада и дети. Это самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу - ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой - смерть. (слайд № прослушивание аудиозаписи дневника Тани Савичевой)

О Дне Победы.

И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Это случилось 9 мая 1945 года. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней…

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье -

Ты послушай святую минуту молчанья.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания) (слайд с метрономом)

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы

На челках детских седые волосы…

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!

Итог

- До войны это были обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные и друзья. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Да будет светлой жизнь детей!
Как светлый мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
Земле достаточно убитых!
- Прошла война, прошла страда.

Пусть память верную о ней,
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
- Возле Санкт- Петербурга (бывшего Ленинграда) стоит памятник «Цветок жизни», в память о детях блокадного города, перенёсших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет солнце»

(дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

Разработка воспитательного часа

Разработчик:

Г.А. Пересыпкина,

классный руководитель гр. №10

по профессии «Автомеханик»

г. Краснокаменск

2017г.

Цель воспитательного часа:

- патриотическое воспитание обучающихся.

Задачи:

- воспитывать обучающегося – патриота, с уважением относящегося к героическому прошлому страны, к старшему поколению;

Формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

Формировать активную жизненную позицию.

Технологическая карта воспитательного часа

Этап

Деятельность кл.рук.

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

Орг. момент.

Звучит песня «Дороги»

Приветствие обучающихся, гостей. Цель ВЧ.

Готовность к воспитательному часу.

ОК2.

Вступительное слово классного руководителя. 9 мая -72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

Презентация. Слайды 1-3.

Смотрят, слушают.

ОК2.

Беседа.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы,

рассказывают

ОК1, ОК2, ОК6.

Информационно-иллюстративное сообщение «Т-34»- памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны».

Обучающийся группы №10 Вторушин И.

Устное сообщение

Слайды 4-7

ОК1-ОК6

Выступление Чистяковой Т.Г., представителя Совета ветеранов города.

Рассказ

Слушают, задают вопросы

ОК1-ОК6

Выступление Пузыревой Л.И., представителя общественной организации «Дети войны»

Рассказ

Слушают, задают вопросы

ОК1-ОК6

Видеофильм «Поездка ветеранов Великой Отечественной войны в КНР».

Приложение 3

Просмотр видеофильма

Просмотр видеофильма

ОК1-ОК3;

Показ и комментарий гостей к предоставленному наглядному материалу.

Приложение 1

Просмотр документов, наград, фотоальбомов, газет, писем с фронта

ОК6

Рефлексия

Выражают благодарность гостям. Высказываются о том, что забывать прошлое нельзя. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

ОК1, ОК3, ОК6

Прогнозируемый результат

После воспитательного часа продолжат поисковую работу по истории

«Т-34-памятника воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» и примут участие в шествии, посвященном 72 годовщине Победы вВеликой Отечественной войне.

ОК1, ОК2, ОК3, ОК6

Фото на память. Приложение 2.

Конспект воспитательного часа

1. Орг. момент.

Звучит песня «Дороги»

2 Вступительное слово:

Эпиграфом воспитательного часа являются строчки О. Берггольц: «Никто не забыт, и ничто не забыто». В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашисты разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

9 мая 2017 года мы будем отмечать 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это праздник со слезами на глазах, потому что, наверное, каждая семья имеет отношение к трагедии 1941-1945 годов: ветераны войны, труженики тыла, «дети войны». К сожалению, с каждым днем все меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь. Об их подвиге мы будем помнить всегда. Никто не забыт, ничто не забыто.

Долг памяти можно отдать по-разному: торжественные митинги, панихиды в храмах, минута молчания, шествия, подарки ветеранам - все это крупицы нашего долга, который мы все обязаны отдавать поколению, пережившему войну. Мы решили вспомнить войну по-своему, проведя воспитательный час «9 мая – 72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне».

Сегодня к нам пришли гости: представитель Совета ветеранов города Тамара Георгиевна Чистякова и представитель общественной организации города «Дети войны» - Людмила Илларионовна Пузырева.

3. Беседа :

Ребята, какие исторические места в нашем городе вы знаете?

Что вы знаете о памятнике «Т-34»?

Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, «дети войны»? Расскажите о них.

4. Информационно-иллюстративное сообщение «Памятник «Т-34»- памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Обучающийся группы №10 Вторушин И.

Мемориал воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, был возведен возле спортивного комплекса «Аргунь» в 1980 году в честь 35-летия Победы над фашизмом. На постамент установлен легендарный танк Т-34.

История боевой машины началась с принятия ее на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Танк Т-34 заслужено пользовался любовью бойцов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мирового танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.

Поэтому логично и правильно, что эта прославленная боевая машина была установлена в память о наших погибших земляках.

Средства на установку памятника были заработаны комсомольцами Краснокаменска на субботниках под руководством секретаря ГК ВЛКСМ Н. К. Соловьева. В 1995 году мемориал был реконструирован по проекту архитектора А.М. Загвозкина и скульптора В.Г. Петрова. Доблесть и слава русских воинов запечатлены в этой композиции с помощью символов. Арки, сооруженные вокруг танка, – символы победы. На переднем плане два скрещенных меча – символ защиты и славы русского оружия. За арками просматриваются два барельефа. На одном из них изображен святой Георгий Победоносец - небесный покровитель воинов. На втором барельефе видны очертания православного храма, который является символом вечности, нерушимости государства российского, народа, сильного любовью к своей Родине. У подножия танка – изображения Вечного огня, символизирующего вечную память жертвам и героям Великой Отечественной войны. Ежегодно, 9 мая, у памятника собираются ветераны войны, труженики тыла, «дети войны», горожане и отдают дань уважения погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

5. Выступление Чистяковой Т.Г., представителя Совета ветеранов города (рассказ о Совете ветеранов города, о ветеранах города Краснокаменск, о личном участии в поездке ветеранов города Краснокаменск в КНР в 2011 году) (Приложение).

6. Выступление Пузыревой Л.И., представителя общественной организации «Дети войны» (рассказ о деятельности общественной организации «Дети войны).

7. Видеофильм «Поездка ветеранов Великой Отечественной войны в КНР», 2011г.

(Приложение 3).

8. Показ и комментарий гостей к предоставленному наглядному материалу (Приложение 1).

9. Рефлексия.

Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

10. Прогнозируемый результат :

После воспитательного часа продолжат поисковую работу по истории «Т-34-памятника воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» и примут участие в шествии, посвященном 72 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

11. Фото на память Приложение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Краснокаменск, 2017 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краснокаменский горно-промышленный техникум» 9 мая 2017 года - 72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне Никто не забыт, и ничто не забыто Разработал: Пересыпкина Г.А., к лассный руководитель гр.№10

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт, и ничто не забыто.

В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе

Танк Т-34-памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Памятник был возведен возле спортивного комплекса «Аргунь» в 1980 году в честь 35-летия Победы над фашизмом. На постамент установлен легендарный танк Т-34.

Средства на установку памятника были заработаны комсомольцами Краснокаменска на субботниках под руководством секретаря ГК ВЛКСМ Н. К. Соловьева. В 1995 году мемориал был реконструирован по проекту архитектора А.М. Загвозкина и скульптора В.Г. Петрова. Доблесть и слава русских воинов запечатлены в этой композиции с помощью символов.

Спасибо за Победу!

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Цель: Показать героизм детей в годы ВОВ.

Задачи:

    Приблизить историю грозных лет войны.

    Установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности.

    Способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников.

    Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

Место проведения: Кабинет, музыкальный кабинет, актовый зал.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход мероприятия: Вступительное слово учителя:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как, правда, нам нужна.
Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна.

Цена этих испытаний исчисляется миллионами человеческих жизней.
В этом году мы отмечаем один из самых главных праздников в истории нашей страны, годовщину –
70 лет со Дня Победы . Просмотр видео «Самый лучший ролик о ВОВ. 6мин.

Мало их осталось, ветеранов Великой Отечественной… С каждым годом их будет все меньше и меньше. Как же не забыть эту страшную страницу истории? Остались те, кто в годы Великой Отечественной войны были детьми. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная взрослым взглядом.
Мальчишки и девчонки сороковых… Они испытали ужасы варварской бомбардировки, голод и холод, беду и лишения. У них у всех одно прошлое, одна судьба – их горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло…

Чтение стихотворения учеником: Н. Трегубов. «Нам детство трудное досталось»

Нам детство трудное досталось

Среди осколков ржавых, кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты-

Богатый выбор.

Смерть - вольна.

Немало сверстников взяла ты,

Оставленным оружием, война.

Потери эти не вносились в списки

Солдат, погибших на войне,

Не ставились над ними обелиски,

не потому ли больно мне вдвойне?

Ученик читает стихи: Лев Киселёв. «Мы быстро подрастали.
Мы быстро подрастали, как грибы,
Но только под свинцовыми дождями.
Усталые отцовские ряды
Все чаще пополнялись сыновьями.
Война шла очень долго, без конца-
Три года с гаком, по народным меркам,
И за станком ушедшего отца
Стояли мы, подростки-недомерки.
Нам не хватило, может быть, трех дней,
Чтоб быть в строю ударных батальонов,
Чтоб заменить оплаканных парней,
Ушедших в бой с подножек эшелонов.

Сегодня мы поговорим с вами о ГЕРОИЗМЕ ДЕТЕЙ В ВОВ, о подвигах на полях сражений, в тылу врага, в нашем тылу, когда дети наравне с взрослыми стояли у станков, работали в поле, шили обмундирование, тёплые вещи, рыли окопы, оставались за старших, выживали в концлагерях, просто жили в нечеловеческих условиях и сохранили страшные воспоминания, чтобы люди помнили и никогда не повторилась война.

ПЛАН РАССКАЗА И БЕСЕДЫ С РЕБЯТАМИ (План отражён в презентации):

    Дети в тылу. Вместо отцов.

    Пионеры - ГЕРОИ. ( Ученики рассказывают о пионерах героев ). Из книги С. Алексеевич Воспоминания «В отряд меня несли на руках. Володя Ампилогов 10 лет.

    Дети блокады. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Собака – миленькая прости. Галина Фирсова 10 лет.

    Дети в тылу врага. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «А смотрел ли на это Бог? И что он думал…» Юра Карпович 8 лет. «Собрал в корзинку…» Леонид Сиваков 6 лет.

    Дети в концлагерях. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Она открыла окно и отдала листочки ветру». Зоя Мажарова 12 лет.

    Книги о войне.

    Презентация книги С. Алексеевич « Последние свидетели».

    Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам

В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев.

Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья.

Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью .

Слово учителя: Дети блокады.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла…

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Сегодня я хочу познакомить вас с произведением С. Алексеевич «Последние свидетели» . (для знакомства с рассказами предлагаю зачитывать кратко воспоминания в ходе классного часа (по плану), в которых остро отражена вся идея книги).

Последние свидетели" - это подвиг детской памяти.

Впервые эта небольшая книга была напечатана в 1980-е годы и произвела очень сильное впечатление. Белорусская писательница Светлана Алексиевич собрала воспоминания множества людей, жителей сел и городов, которым в начале войны было от трёх до 12 лет. 100 из них вошло в книгу. В ней нет как такового сюжета, а главные герои - не вымышленные, а реальные люди, поэтому их свидетельства об эпохе так искренни и правдивы: каждый вспоминает то, что невозможно забыть.

Эти свидетельства - лучший учебник истории.

Здесь вы найдёте жестокие, леденящие душу воспоминания о том, как малышей расстреливали и жгли, как у них забирали кровь для раненых немецких солдат, как пытали наравне с взрослыми, как морили голодом и разлучали с родными... Да, это непростое чтение, но если не выслушивать "последних свидетелей", история может повториться вновь. Именно поэтому читать Светлану Алексеевич обязательно надо.

100 недетских историй – говорится в аннотации этой книги. Сама Светлана Алексиевич отмечала, что жанр произведения – голоса. Общаясь с людьми, бывшими во время войны детьми, она собирала материал для книги таким, какой он был, сохраняя стиль повествования первоисточника. Война предстаёт перед нами совсем в неожиданном виде. Она ещё ужаснее и ещё более кошмарна, когда видишь её глазами детей. Читаешь простые, знакомые слова и …плачешь. Дети войны, дети, лишённые детства, видевшие лик смерти так близко, повидавшие все ужасы войны наравне и даже больше, чем взрослые…

Умейте радоваться жизни . Как скоротечна человеческая жизнь, как мимолётна и оттого особенно ценна…

Какие мы, современные люди, счастливые и …глупые: огорчаемся из-за сокращения отпуска (или каникул), из-за испорченного дождём денька, что сапоги новые не купили. А они, те дети, дети войны – они и этого не видели! Просто не имели возможности. Их жизнь оборвалась, не успев начаться. Их детство потеряно в военной хронике, в перемётной суме разведчика вырезанной фашистами части. Их любовь, радость, счастье – оно на кончике дымящейся папиросы начальника концлагеря для советских детей… Маленькие дети, юные девушки и парни – их мучили, над ними издевались…
Жизнь так хрупка… И это бесценное они принесли в жертву во имя нашей жизни. Свободной и счастливой.
Нам никогда не понять ужасов войны. А их никогда не вернуть. Не сделать прежними…
Что мы можем сделать? Что мы можем им ответить?
«Тебе жизнь свою подарили. Вот и живи вместо…»
Живи и – не допусти новой войны!

Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам.
Мы перевернули последнюю страницу нашего классного часа, заглянув в трудное военное лихолетье. Безвинных страдальцев тех горьких лет война лишила детства, заставив слишком рано познать страх смерти, боль тяжелых утрат и лишения.
-
Скажите, пожалуйста, какие воспоминания на вас произвели наиболее сильные впечатления? (Ученики высказываются).
- О чем помогает задуматься наш классный час?
-
Не кажется ли жестокостью по отношению к вам, детям, то, что сегодня затрагивали очень страшные факты, смотрели фотографии.

- Нужна ли нам эта правда ? А нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: " Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла".
- Нужно ли писать о войне?
-
Почему книга С. Алексеевич так называется «Последние свидетели»?
- А какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? Чем они вам запомнились?
Слово учителя. Далеко в прошлом, к счастью, остались те страшные дни, но мы всегда будем помнить о том подвиге, который совершили наши прадеды во имя жизни на земле. А сегодня мы увидели Великую Отечественную войну ещё с одной стороны, наверное, с самой страшной, бесчеловечной – глазами детей, для которых «стала детским садом война».
Пройдут годы. Новые поколения мальчишек и девчонок будут встречать рассветы, любоваться зеленью деревьев, радоваться жизни, ждать красивых праздников, дарить людям счастье…
Подведение итогов урока.

Всё меньше людей остаётся, которые пережили войну. Наш долг – хранить память о них, перенимать их опыт. О книге С. Алексиевич можно сказать словами писателя В. Астафьева:

« Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую правду, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней ». Нынче место не злобе, не фразам, Ради счастья и жизни на свете,
Что нацелились в наши сердца. Ради воинов, павших тогда,
Люди верят в хорошее. В разум. Да не будет войны на планете

А не в злое лукавство свинца. Никогда! Никогда! Никогда!

День Победы. Дети войны.

Сценарий для начальной школы

Цели :

Познакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; развивать речь, способности передавать смысл прочитанных стихотворений; воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.

Оборудование:

Фонограммы песен о Великой Отечественной войне, победе, мире; плакат с датой «1941 – 1945», выставка рисунков ко Дню Победы.

Ход праздника:

Учащиеся и гости праздника входят в класс под фонограмму песен о войне .

Учитель . Почти 70 лет прошло с тех пор, как окончилась самая страшная и кровопролитная война двадцатого века – Великая Отечественная. Девятого мая отмечается День Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Этой знаменательной дате и посвящается наш классный час.

Чтец.

День Победы! Солнце мая!

Всюду музыка слышна!

Ветераны надевают

Боевые ордена.

Учитель. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины миллионы людей вступили в смертельную схватку с коварным, жестоким врагом.

Чтец.

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот».

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

Учитель. Война оставила след почти в каждой семье. Ребята, поднимите руки те, у кого кто-то из родных был участником Великой Отечественной войны…

Путь к Победе был долгим и трудным, но наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял в жестокой, затяжной войне, освободив от фашистских оккупантов не только свою землю, но и территорию почти всей Европы. Наши солдаты преградили дорогу врагу и, не щадя себя, шли к Победе. А те, кого не взяли на фронт, служили Родине в тылу. Женщины, старики и дети заменили ушедших на войну мужчин – делали танки, самолеты, снаряды, пахали землю и выращивали хлеб, собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков, участвовали в партизанском движении.

Сегодня мы поговорим о детях войны. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Говорят: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Нелегко пришлось детям, родившимся в тридцатые годы, чье детство сжигали, расстреливали, убивали бомбами и пулями, голодом и страхом, безотцовщиной. Дети военной поры помнят, как умирали от голода и болезней, как теряли родителей, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое хлеб. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать?

У нас в гостях Свиридова Татьяна Ивановна, вы все хорошо знаете ее. Татьяна Ивановна много лет отработала учителем в нашей школе, учила большинство ваших родителей. Но не все из вас, наверное, знают, что Татьяна Ивановна пережила Великую Отечественную, она помнит все ужасы войны. Давайте попросим Татьяну Ивановну рассказать нам о своем нелегком военном детстве.

Слово предоставляется гостю.

Учитель. Давайте поблагодарим Татьяну Ивановну за интересный рассказ. Спасибо!

Несмотря на страдания, горе, голод, лишения, дети войны – мои бабушка с дедушкой – выжили, выстояли. Прошла война и унесла с собой их детство. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 7 или 10 лет пройти через войну? Разве это геройство? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Дети войны – сильные люди. Им присущи такие человеческие качества, как воля, мужество, характер, душевная сила, патриотизм, любовь к Родине и ненависть к врагу, выносливость и большое трудолюбие. Они прошли суровую школу жизни.

Чтец.

Огромная, не детская беда.

И нам Отчизна матерью была,

Учитель. Во время второй мировой войны на Земле погибло около тринадцати миллионов детей и подростков. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого!

Низкий поклон им от нас, молодежи двадцать первого века. Будут приходить на смену друг другу поколения за поколениями, но ни одно не должно забывать: военное поколение детей – особое. Оно отдало свое детство, свою молодость ради победы жизни, ради мира на Земле, ради нас!

Учитель. В знак благодарности и на память о нашей встрече, разрешите Вам, Татьяна Ивановна преподнести поздравление с Днем Победы и сувенир.

Чтец.

Солнце Родины любимой

Озаряет все вокруг,

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

Ты лети, лети по свету,

Голубь наш, из края в край!

Слово мира и привета

Всем народам передай!

Расскажи ты, голубь, людям

О родном, российском крае…

И как Родину мы любим,

Год за годом подрастая!

Мир герои отстояли,

Помнить их мы поклялись.

Пролетая в синей дали,

К обелискам опустись!

Чтобы взрывы не закрыли

Небо черной пеленой,

Голубок наш белокрылый,

Облети весь шар земной!

Учитель. Наш народ хорошо знает цену миру и мирной жизни.

Мир – это утро, полное света и надежд.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – это гул тракторов и комбайнов.

Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Мир – это смех детей. Мир – это жизнь.

Чтец.

По-разному зовутся дети –

Нас очень много на планете!

Есть Насти, Вовы и Алены,

Детей повсюду миллионы!

По-разному зовутся дети,

Нужны нам яркие игрушки:

И Буратино, И Петрушки!

И увлекательные сказки!

И в цирк бесплатные билеты!

Встречает радостно ребят!

Хотим мы вырасти врачами,

Художниками и скрипачами.

Учителями, и артистами,

И летчиками, и танкистами.

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить!

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

Учитель. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи не заслоняют солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир.

ПРИЛОЖЕНИЕ

День Победы! Солнце мая!

Всюду музыка слышна!

Ветераны надевают

Боевые ордена.

А в небе – веселое майское солнце,

Деревья надели зеленый наряд,

Листва отражается в каждом оконце,

Тюльпаны, как искорки, в праздник горят!

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

«Нет!» - сказали мы фашистам, -

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот».

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

А мы не стали памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была,

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

Чтец.

Солнце Родины любимой

Озаряет все вокруг,

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

Ты лети, лети по свету,

Голубь наш, из края в край!

Слово мира и привета

Всем народам передай!

Расскажи ты, голубь, людям

О родном, российском крае…

И как Родину мы любим,

Год за годом подрастая!

Мир герои отстояли,

Помнить их мы поклялись.

Пролетая в синей дали,

К обелискам опустись!

Чтобы взрывы не закрыли

Небо черной пеленой,

Голубок наш белокрылый,

Облети весь шар земной!

По-разному зовутся дети –

Нас очень много на планете!

Есть Насти, Вовы и Алены,

Детей повсюду миллионы!

По-разному зовутся дети,

Для нас – все лучшее на свете.

Нужны нам яркие игрушки:

И Буратино, И Петрушки!

Нужны нам книжки, песни, пляски

И увлекательные сказки!

Мультфильмы, игры, и конфеты,

И в цирк бесплатные билеты!

Пусть всюду светлый детский сад

Встречает радостно ребят!

Пусть всем везде хватает школ,

Чтоб утром каждый в школу шел.

Хотим мы вырасти врачами,

Художниками и скрипачами.

Учителями, и артистами,

И летчиками, и танкистами.

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить!

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!